Механизм инвестирования взносов с накопительных счетов в Пенсионном фонде Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение Пенсионного фонда Российской Федерации как составной части системы социальных внебюджетных фондов, а также рассмотреть проблемы формирования и использования Пенсионного фонда Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации 6
Роль и основные задачи Пенсионного фонда РФ 7
Глава 2. Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда 10
Пенсионная реформа в России 10
Распределительная пенсионная система 12
Смешанная система пенсионного обеспечения 13
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 20
Глава 3. Механизм инвестирования взносов с накопительных счетов в Пенсионном фонде Российской Федерации 28
Негосударственные пенсионные фонды 31
Дополнительное пенсионное обеспечение 34
Глава 4. Совершенствование пенсионной системы в России 37
Заключение 40
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

Курсовая - Формирование и использование Пенсионного фонда РФ.docx

— 75.79 Кб (Скачать)

     Глава 2. Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда

     Пенсионная  реформа в России

     Существует  два этапа реформы. Начало пенсионной реформы в России принято относить к 1995 году. На правительственном уровне были разработаны Концепция, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. № 790 «О мерах по реализации Концепции реформы  системы пенсионного обеспечения  в Российской Федерации» (первый этап реформы), и Программа пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства  Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 463 «О Программе пенсионной реформы  в Российской Федерации» (второй этап реформы). Основная цель этих изменений - усиление в пенсионном обеспечении страховых начал.

     На  первом этапе реформирования пенсионного  обеспечения предусматривалось  формирование двухуровневой системы  государственных пенсионных выплат: базовой пенсии и трудовой или страховой пенсии. Базовая пенсия предоставляется государством независимо от наличия трудового стажа в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера в зависимости от степени утраты трудоспособности. Страховая (трудовая) пенсия предоставляется государством, размер которой определяется с учетом трудового (страхового) стажа, связанного с продолжительностью уплаты страховых взносов и заработка. Помимо этого, на первом этапе были предусмотрены перевод льготного пенсионного обеспечения в сферу дополнительных профессиональных пенсионных систем, введение солидарной материальной ответственности работодателя и работника за уплату страховых взносов, персонификация страховых взносов, создание резервного фонда Пенсионного фонда РФ и другие мероприятия. [2, с.132]

     За  период, прошедший после 1995 г., ряд  положений Концепции был реализован. Важную роль в развитии пенсионной системы играет принятый в 1996 г. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Он явился основой создания новой инфраструктуры пенсионной системы, необходимой для материализации страхового аспекта в построении пенсионного обеспечения. В соответствии с этим Законом осуществлен переход на персонифицированный учет страховых взносов и новый порядок исчисления и увеличение государственных пенсий на основе индивидуального коэффициента пенсионера. Однако в условиях незавершенности намеченных преобразований модель пенсионной реформы в 1998 г. была существенно изменена.

     Второй  этап реформы. На втором этапе реформирования пенсионного обеспечения предполагалось поэтапное введение накопительного метода финансирования выплаты государственных  пенсий, а также переход в рамках персонифицированного учета к условно-накопительному механизму, согласно которому исчисление трудовых пенсий должно производиться  из суммы уплаченных страховых взносов. Однако намеченные мероприятия не были реализованы, в том числе и  из-за финансового кризиса 1998 г. Указ Президента РФ от 27 декабря 2000 г. «1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» определил новую организационную структуру государственной пенсионной системы, за Пенсионным фондом Российской Федерации закреплены функции назначения и выплаты пенсий. В результате весь пенсионный процесс осуществляется федеральной организацией, обеспечивающей единообразный порядок исполнения федерального пенсионного законодательства и равные условия для всех граждан страны в отношении пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования. До принятия Указа функции назначения и выплаты пенсий осуществлялись органами социальной защиты населения субъекта РФ (собесами), а Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял лишь финансирование выплат пенсий. В 2001 г. был принят модифицированный вариант Программы, одобренной Правительством Российской Федерации 17 апреля 2001 г. (третий этап реформирования пенсионной системы). Был принят пакет законов, определяющий новый порядок пенсионного обеспечения в Российской Федерации, который существенно изменил пенсионную систему России и механизм функционирования Пенсионного фонда РФ.

     Распределительная пенсионная система

     В Российской Федерации в течение  последних лет применялась распределительная пенсионная система. Ее основой являлся Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. № 340-1. Социальная сущность Закона 1990 г. заключалась в солидарности всех застрахованных и всех страхователей, в солидарности поколений. В советские времена на одного пенсионера приходилось 10-11 работающих, пенсионная система СССР имела реальное обеспечение, считалась одной из самых прогрессивных в мире. В начале 1990-х годов с переходом России на рыночную экономику стало очевидно, что действующий распределительный принцип пенсионных выплат, основанный на солидарности поколений, исчерпал себя. Данный механизм устанавливает тесную связь между числом работающих и числом пенсионеров. С сокращением первых или уменьшением вторых уменьшается и размер пенсий. Отказаться от первичной и казавшейся удобной распределительной схемы пришлось по целому ряду причин, главная из которых - нарастание неблагоприятных демографических тенденций. В условиях сложившейся в России демографической ситуации: роста количества лиц преклонного возраста и сокращение числа работающих - функционирование распределительной системы пенсионного обеспечения неэффективно. В последнее время на одного пенсионера в России приходится 1,5 работающих граждан. Причем это соотношение, с одной стороны, из-за сокращения рождаемости и, с другой – благодаря достижениям медицины все время изменяется в сторону увеличения нагрузки на трудоспособное население. В результате работающим с каждым годом все сложнее становится «содержать» пенсионеров, отчисляя деньги государству которое «делит» полученные средства между гражданами, вышедшими на заслуженный отдых. Для эффективного функционирования распределительной пенсионной системы необходимо соотношение в численности работающего населения и пенсионеров в несколько раз больше (10 работающих на одного пенсионера). Кроме того, распределительный принцип пенсионных выплат в рыночной экономике не учитывает индивидуального трудового вклада каждого пенсионера. Все эти причины обусловили необходимость проведения пенсионной реформы.

     Смешанная система пенсионного  обеспечения

     С 1 января 2002 г. в России начала действовать  смешанная система пенсионного обеспечения, так называемая распределительно-накопительная система, предусматривающая переход на страховую систему пенсионного обеспечения, при которой размер пенсии зависит от количества лет уплаты страховых взносов и от их суммы.

     Пенсионная  система России - составная часть государственного социального обеспечения. Основные принципы пенсионного обеспечения в нашей стране  всеобщность, обязательность, гарантированность, независимость от форм собственности, что соответствует международной практике. [3, c.102]

     Пенсионная  система России - совокупность созданных государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий.

     Пенсионная  система России в настоящее время  состоит из следующих частей:

  1. Государственное пенсионное обеспечение  часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий, а за счет ассигнований из федерального бюджета  социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством;
  2. Обязательное пенсионное страхование  часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страховой части пенсии инвалидам и иждивенцам умершего кормильца;
  3. Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение - часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

     Основные  функции Пенсионного фонда Российской Федерации:

    • Сбор и аккумуляция страховых взносов;
    • Капитализация средств ПФ РФ, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
    • Совместный с налоговыми органами контроль за поступлением страховых взносов в ПФ РФ  за целевым и рациональным их расходованием;
    • Организация государственного банка данных по всем категориям плательщиков взносов;
    • Назначение и выплата пенсий, финансирование других расходов;
    • Межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения, разработка договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
    • Научно-исследовательская работа в области государственного пенсионного страхования;
    • Проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам пенсионного страхования и др.

     В соответствии с принятыми в 2001 г. законами в настоящее время через  Пенсионный фонд Российской Федерации  осуществляются выплаты по государственному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению.

     Граждане, застрахованные по обязательному  пенсионному страхованию, имеют право на получение трудовой пенсии, которое реализуется  в случае уплаты страховых  взносов.

     Лица, которые по тем или иным причинам не охвачены пенсионным страхованием, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. К ним относятся: федеральные государственные служащие; военнослужащие; участники Великой Отечественной Войны; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособные граждане. Финансирование этих пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

     В составе мер по социальной защите населения важнейшее место занимают пенсии. Социальная значимость пенсионного обеспечения велика, поскольку в России оно затрагивает жизненно важные интересы почти 39 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильцев.

     Пенсия - ежемесячные денежные выплаты гражданам в целях компенсации заработка или иного дохода, получаемого ими перед установлением пенсии в целях предоставления им средств к существованию.

     Средний размер пенсий, который в состоянии  выплачивать государство, можно  рассчитать исходя из макроэкономических показателей, усредненных по всем ее получателям. Формула выглядит следующим  образом:

     Пср = (ВВП/Чраб) * К * (Чрабпенс),

    Пср - средний размер пенсии;

    К - доля ВВП на выплату пенсий;

    Чраб - количество работающих (занятого населения), которые создают    ВВП;    

    Чпенс - количество пенсионеров.

     Первая составляющая формулы характеризует производительность труда в стране;

     Вторая - определяет ту долю, которую общество считает возможным направить на пенсионное обеспечение;

     Третья - показывает соотношение количества работающих к количеству пенсионеров.

     В целом основными факторами, влияющими  на размер пенсии, являются производительность труда и общее состояние экономики. В Пенсионном фонде Российской Федерации  подсчитали, что достойную пенсию россияне будут получать не раньше 2027 г. и к этому периоду пенсия на 40-60% будет замещать заработную плату.

     В соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ и «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, вступившими в силу с 1 января 2002 г., а также Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, вступившим в силу со дня официального опубликования, в Российской Федерации выплачиваются следующие виды пенсий.

  1. Трудовые пенсии:
    • По старости; право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа;
    • По инвалидности - устанавливается в случае наступления инвалидности, определяемой по медицинским показаниям;
    • По случаю потери кормильца - назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоящим на его иждивении.

     Пенсии  по старости занимают главное место в расходах Пенсионного фонда России. На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство. Работодатели представляют в органы Пенсионного фонда России сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица. Сведения включаются в лицевой счет застрахованного лица. Отдельные категории граждан имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

     Размер  трудовой пенсии определяется на основе страхового стажа и расчетного пенсионного капитала.

     Страховой стаж - суммарная продолжительность периода работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.

     Расчетный пенсионный капитал - общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд за застрахованное лицо, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.

     Трудовая  пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:

Информация о работе Механизм инвестирования взносов с накопительных счетов в Пенсионном фонде Российской Федерации