Кредитование физических лиц в СБ РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:27, дипломная работа

Краткое описание

Банковский сектор – одно из важнейших направлений развития рыночных отношений, который является основой для нормального, эффективного функционирования рыночного механизма.

Файлы: 1 файл

диплом сбербанка.doc

— 366.50 Кб (Скачать)

Цель кредита служит важным индикатором  степени риска, связан­ного с выдачей ссуды. Банк, например, избегает выдачи ссуд для спекуля­тивных операций, так как пога­шение зависит от исхода сомнительных, а иногда и запрещенных законом сделок и, сле­довательно, несет высокий риск. При выдаче кредита фирме банк учитывает частоту бан­кротств в данной отрасли, и, естественно, проявляет осторожность в отношении предпри­ятий, действующих в нестабильных отраслях.

Цель определяет и форму кредита. Так, если заемщик с помощью ссуды стремится преодолеть кратковременный разрыв между поступле­нием средств и платежами, то наи­более подходящей формой кредита явля­ется овердрафт. Финансирование капитальных за­трат требует других форм кредитования, например, срочной ссуды.

Возвратность является той особенностью, которая отличает кредит как экономиче­скую категорию от дру­гих экономических категорий то­варно-денежных отно­шений. Без возвратности кредит не может существо­вать. Возвратность является неотъемлемой чертой кре­дита, его атрибутом.

Срочность кредитования представляет собой необ­ходимую форму достижения воз­вратности кредита. Принцип срочности означает, что кре­дит должен быть не просто воз­вращен, а возвращен в строго определен­ный срок, т. е. в нем находит конкретное выраже­ние фактор времени. И, следо­вательно, срочность есть вре­менная определенность воз­вратности кредита. Срок кредитования является предельным временем нахож­дения ссу­жен­ных средств в хозяйстве заемщика и выступает той мерой, за пределами которой ко­личествен­ные изменения во времени переходят в качественные:

- если нарушается срок пользования ссудой, то искажа­ется сущность кредита, он те­ряет свое подлинное на­значение, что отрицательно сказыва­ется на состоянии денежного обращения в стране. Подтверждением это­му является современное положение с денеж­ным об­ращением в стране, на ко­торое наряду с другими фак­торами определенное воздей­ствие оказала и практика длительного нарушения принципа срочности в креди­товании от­дельных отраслей и затрат при планово-централизованной системе управ­ления.

С переходом на рыночные условия хозяйствования этому принципу кредитования придается, как никогда, особое значение.

Во-первых, от его соблюдения зави­сит нормаль­ное обеспечение общественного воспроиз­вод­ства денежными средствами, а соответст­венно его объемы, темпы роста.

Во-вторых, соблюдение этого принципа необходимо для обеспечения лик­видности самих коммерческих банков. Принципы организации их работы не позволяют вкладывать им привлеченные кредитные ресурсы в безвоз­вратные вложе­ния.

В-тре­тьих, для каждого отдельного заемщика соблюде­ние принципа срочности воз­врата кредита открывает воз­можность получе­ния в банке новых кредитов, а также позво­ляет соблюсти свои хозрасчетные интересы, не уплачивая повышенных процентов за про­сроченные ссуды. Сроки кредитования устанавливаются банком исходя из сроков обора­чиваемости кредитуемых мате­риальных ценностей и окупаемости затрат, но не выше нормативных. [2]

С принципом срочности возврата кредита очень тесно связаны два других прин­ципа кредитования, та­кие, как дифференцированность и обеспеченность.

Дифференцированность кредитования означает, что коммерческие банки не должны однозначно подходить к вопросу о выдаче кредита своим клиентам, претен­дую­щим на его получение. Кредит должен предостав­ляться только тем хозорганам, которые в состоянии его своевременно вернуть.

Поэтому дифференциация кредитования должна осуществляться на основе пока­зателей кредитоспособности, под которой понимается фи­нансовое состояние предприятия, дающее уверен­ность в способности и готовности заем­щика возвра­тить кредит в обусловленный договором срок. Эти качества потенциальных заемщиков оцениваются по­средством анализа их баланса на ликвидность, обес­печенность хозяйства собственными источниками, уро­вень его рентабельности на текущий момент и в перс­пективе.

Оценка кредитоспособности хозорганов, испраши­вающих кредит, проводимая банками до заключения кредитных договоров, дает им возможность в опреде­ленной сте­пени подстраховать себя от риска несвоев­ременного возврата кредита (и связанных с этим для банков убытков) и, следовательно, предвосхитить со­блюдение хозорганами принципа срочности кредито­вания.

Дифференциация кредитования, исходя из кре­дито­способности хозорганов, препятствует покрытию их потерь и убытков за счет кредита и служит необ­ходимым условием его нормального функционирова­ния на основах возврат­ности и платности. Своевремен­ность возврата кредита находится в тесной зависимо­сти не только от кредитоспособности заемщиков, но и от обеспеченности кредита. [3]

До недавнего времени принцип обеспеченности кре­дита трактовался нашими эко­номистами очень узко: признавалась лишь материальная обеспеченность кре­дита. Это оз­начало, что ссуды должны были выда­ваться под конкретные материальные ценности, на­ходящиеся на различных стадиях воспроизводствен­ного процесса, наличие которых на протяжении всего срока пользования ссудой свидетельствовало об обес­печенности кре­дита и, следовательно, о реальности его возврата.

Между тем в мировой банковской пра­к­тике видами кредитного обеспечения кроме мате­риальных ценностей, оформленных зало­говым обя­зательством, выступают гарантии и поручительства платежеспособных соответ­ственно юридических и фи­зических лиц, а также страховые полисы оформлен­ного заем­щиками в страховой компании риска не­погашения банковского кредита.

Причем не только одна, но и все перечисленные формы юридических обязательств одновременно мо­гут служить обеспече­нием выдаваемого хозоргану банком кредита. Лишь с принятием За­кона “О банках и банковской деяте­льности” коммерческие банки Российской Федерации получили возможность выдавать своим клиентам кре­диты под различные формы обеспе­чения кредита.

Та­ким образом, в современных условиях, говоря об обеспеченности ссуд, следует иметь в виду наличие у заемщиков юридически оформленных обязательств, га­рантирующих своевременный возврат кредита: за­логового обязательства, договора-гаран­тии, договора-поручительства, договора страхования ответственно­сти непогашения кре­дита. [4]

                Принцип платности кредита означает, что каждое предприятие-заемщик должно внести банку определен­ную плату за временное позаимствование у него для своих нужд денежных средств. Реализация этого при­нципа на практике осуществляется через механизм бан­ковского процента. Ставка банковского процента — это своего рода “цена” кредита.

Платность кредита призвана оказывать стимулирующее воздействие на хозяйст­венный (коммерческий) расчет предприятий, побуждая их на увеличение собственных ре­сурсов и экономное расходование привлеченных средств.

Бан­ку платность кредита обес­печивает покрытие его за­трат, связанных с уплатой процентов за привлеченные в депо­зиты чужие средства, затрат по содержанию своего аппарата, а также обеспечивает полу­чение при­были для увеличения ресурсных фондов кредитования (резервного, уставного) и использования на собствен­ные и другие нужды. [5]

1.3. Кредитная политика банка и организация процесса кредитования

Стратегия и тактика банка в области получения и предостав­ления кредитов состав­ляет существо его кредитной полити­ки. Каждый банк формирует свою собственную кре­дитную политику с учетом политических, экономических, организа­ционных и прочих факторов.

При формулировании кредитной политики банк исходит из того, что ссудные опе­рации приносят основную часть его прибыли.

Оновные элементы кредитной политики банков:

1. Цели, исходя из которых определяется кредитный порт­фель банка (виды, сроки погашения, размеры и качество кре­дитов).

2. Описание полномочий в области кредитования, которы­ми наделены вице-прези­дент банка, отвечающий за кредиты, председатель кредитного комитета и кредитный ин­спектор (максимальные суммы и виды кредита, которые могут быть одобрены конкрет­ным руководителем или сотрудником, и не­обходимые подписи).

3. Обязанности по передаче прав и предоставлению инфор­мации в рамках кредит­ной службы банка.

4. Практика обращения с просьбой о выдаче кредита, про­верка, оценка и принятие решения по кредитным заявкам клиентов.

5. Перечень необходимых документов, прилагаемых к кре­дитной заявке и доку­ментации для обязательного хранения в кредитном деле (финансовая отчетность заем­щика, кредит­ный договор, договоры залога, гарантии и т. д.).

6. Конкретные и подробные указания о том, кто отвечает за хранение и проверку кредитных дел, кто имеет право до­ступа к этим делам и в каком случае.

7. Основные правила приема, оценки и реализации кредит­ного обеспечения.

8. Описание политики и практики установления процент­ных ставок, комиссий по кредитам и условий их погашения.

9. Описание стандартов, с помощью которых определяется качество всех кредитов.

10. Указание относительно максимального лимита креди­тов (то есть максимально допустимого уровня соотношения суммы кредитов и совокупных активов банка).

11. Описание обслуживаемого банком региона, отрасли, сферы или сектора эконо­мики, в которые должна осуществ­ляться основная часть кредитных вложений.

12. Характеристика диагностики проблемных кредитов, их анализа и путей вы­хода из возникающих трудностей. [6]

Среди факторов, влияющих на формирование кредитного портфеля банков, выде­ляют специфику рынка банковского обслуживания. Имеется ввиду, что каждый банк дол­жен учи­тывать потребность в заемных средствах основных клиентов избранного сектора рынка.

Банки, не входящие в группу крупных, специализируются на предоставлении ссуд небольшим торговым и торгово-про­мышленным компаниям.

В других документах, раскрывающих содержание кредит­ной политики банков (кроме изложенного раньше), характе­ризуются те виды кредитов, предоставление кото­рых запре­щено или крайне нежелательно (заемщикам, платежеспособ­ность и надежность которых вызывает сомнения, не предо­ставившим полный перечень документов и т. д.). [7]

Четкое и подробное описание кредитной политики имеет важное значение для лю­бого банка. В нем раскрывается со­держание всех процедур кредитования и обязанности сотруд­ников банков, связанных с этими процедурами. Соблюдение положений кредитной политики позволяет банку сформиро­вать такой кредитный портфель, который способст­вует до­стижению целей, поставленных в банковской деятельности. Эти цели - обеспече­ние прибыльности банка, контроля за управлением рисками соблюдение требований за­конов в об­ласти банковской деятельности.

Любые отступления от правил кредитной политики долж­ны полностью докумен­тироваться, мотивироваться и носить исключительный характер. В то же время положе­ния, харак­теризующие кредитную политику, должны быть достаточно гибкими, чтобы учитывать все основные изменения полити­ческих, экономических и правовых условий.

В любом банке общая ответственность за кредиты лежит на совете директоров. Он разрабатывает кредитную политику банка, которая формулируется в специальном доку­менте, име­ющем самые различные названия. Это один из основопо­лагающих докумен­тов, определяющих всю деятельность банка (наряду с его ус­тавом и учредительным договором). [8]

                  Дальше в качестве примера приведена схема меморандума одного из круп­ных банков США. Документ содержит пять разделов: общие положения, виды кредитов, вопросы кредитной политики, контроль над качеством кредитного портфеля и ко­митеты банка.

                    1. Общие положения:

- управление;

- сфера операций;

- структура кредитного портфеля;

- управление портфелем;

- коэффициент (кредит/депозит);

- верхний лимит кредитов одному заемщику;

- распределение полномочий на выдачу кредитов среди сотрудников банка;

- процентные ставки;

- обеспечение;

- информация о кредитоспособности заемщика и под­тверждающие это документы;

- коэффициенты неплатежей по кредитам;

- резервы на погашение безнадежной задолженности;

- списание непогашенных кредитов;

- продление или возобновление просроченных кредитов;

- законы защиты интересов потребителей при проведем НИИ кредитных операций.

                   2. Виды кредитов и кредитные договоры:

- перспективы делового развития н сотрудничества;

- желательные кредиты по категориям:

1) коммерческие;

2) сельскохозяйственные;

3) ипотечные;

4) кредиты с рассрочкой платежа;

5) возобновляемые кредиты;

6) аккредитивы;

7) пластиковые карточки;

- нежелательные кредиты;

- основные положения кредитных договоров.

                      3. Различные вопросы кредитной политики:

- кредиты ответственным работникам банка и директо­рам;

кредиты банковским служащим; столкновение интересов, способы урегулирования воз­можных конфликтов.

                     4. Контроль над качеством кредитов:

- функции отдела анализа кредитоспособности;

- ревизия кредитного портфеля.

                     5. Комитеты (отделы):

- кредитный комитет при совете директоров;

Информация о работе Кредитование физических лиц в СБ РФ