Кредитная политика коммерческого банка. Оформление и учёт операций по кредитованию юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 08:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотреть содержание кредитной политики банка, оформление и учет кредитов, предоставленных юридическим лицам.
Данная цель достигается путем решения следующих задач:
- изучение понятия кредита, его связь с займом и ссудой;
- составление классификации банковских кредитов и их характеристика;
- изучение основных условий и видов кредитов;
- рассмотрение основных этапов кредитования юридических лиц;
- изучение организации кредитования юридических лиц в коммерческом банке;
- изложение порядка учета кредитных операций;
- учет операций по погашению кредитов, предоставленных юридическим лицам.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………...…………………….3
1. СУЩНОСТЬ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИ...……………………………………5
1.1 Понятие кредита……………………………………………………………………………..5
1.2 Классификация кредитов и их характеристика…………………………………………...7
1.3 Особенности кредитования юридических лиц…………………………………………….9
2. СОДЕРЖАНИЕ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА……...11
2.1. Роль и элементы кредитной политики. Факторы её определяющие…………………11
2.2. Анализ кредитоспособности заемщика…………………………………………………..17
2.3. Кредитная документация: виды, оформление…………………………………………...21
2.4. Особенности формирования кредитного портфеля……………………………………26
2.5. Обеспечение кредита как форма снижения кредитного риска…………………………30
3. УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО КРЕДИТОВАНИЮ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.……………..38
3.1 Учет операций по предоставлению кредитов юридическим лицам…………………….38
3.2 Учет начисления и удержания процентов по предоставленным кредитам…………….40
3.3 Порядок погашения предоставленных кредитов…………………………………………42
4. ОБЗОР СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ КРЕДИТНОГО РЫНКА РФ……….….47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………………………...50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………52
ПРИЛОЖЕНИЯ......…………………………………………………………………………….54

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 352.50 Кб (Скачать)

– коэффициент рентабельности продаж (К6) отражает эффективность хозяйственной деятельности заемщика и рассчитывается как отношение балансовой прибыли к выручке от реализации за вычетом налогов.

– коэффициент рентабельности производственных фондов (К7) отражает относительную эффективность их использования и рассчитывается как отношение балансовой прибыли к средней за отчетный период стоимости основных средств и материальных активов. Снижение значения данного коэффициента может свидетельствовать об ухудшении структуры основных средств, о затоваривании готовой продукции и т.д.

Коэффициенты, характеризующие оборачиваемость средств:

– коэффициент оборачиваемости оборотных средств (К8) характеризует эффективность использования оборотных активов и рассчитывается как отношение выручки от реализации продукции за вычетом налогов к средней за отчетный период стоимости оборотных средств.

– коэффициент оборачиваемости запасов (К9) показывает скорость, с которой запасы переходят в разряд дебиторской задолженности и рассчитывается как отношение затрат к средней за отчетный период стоимости запасов и затрат. Как правило, чем выше оборачиваемость запасов, тем эффективнее ими управляют.

 

2.3. Кредитная документация: виды, оформление

Кредитная документация – это составляемые клиентом и банком документы, которые сопровождают кредитную сделку с момента обращения клиента в банк и до погашения ссуды.

К кредитным документам, составляемым клиентом, относятся:

                   кредитная заявка;

                   технико-экономическое обоснование;

                   заявление на получение ссуды;

                   финансовый отчет;

                   отчет о движении кассовых поступлений;

                   внутренние финансовые отчеты;

                   внутренние управленческие отчеты;

                   прогноз финансирования;

                   налоговые декларации;

                   бизнес-планы;

                   срочные обязательства;

                   договор о залоге (гарантийные письма, страховые полисы);

                   сведения о заложенном имуществе.

К документам, носящим двусторонний характер, относится кредитный договор.

К документам, составляемым банком, относятся:

заключение на кредитную заявку клиента, ведомость выполнения клиентом условий договора, в том числе погашение ссуды и уплаты процентов, кредитное дело клиента.

Требования к кредитной заявке достаточно просты, но определенны. В международной практике к ним относят обозначение назначения ссуды и раскрытие совокупности факторов, определяющих степень риска данной ссуды.

Назначение ссуды должно быть сформулировано конкретно, например, так:

                   на производственные нужды (на приобретение и формирование производственных запасов; на приобретение и формирование производственных запасов и осуществление производственных затрат; на осуществление конкретных затрат);

                   на торгово-посреднические нужды (на приобретение, формирование и реализацию товаров; на формирование сезонных запасов товаров);

                   на временные нужды (для выплаты заработной платы; для погашения платежей в бюджет и др.).

Для оценки риска сделки банку важно также иметь представление о таких характеристиках ссуды, как вид, срок, порядок выдачи и погашения, способ обеспечения возвратности, а также кредитоспособность клиента (уровень его основных финансовых показателей, объемы реализации, прибыли, собственных средств), его организационно-правовая форма, характер взаимоотношений с банком (наличие расчетного счета в данном или в другом банке, ссудной задолженности). Полнота освещения указанных пунктов в кредитной заявке зависит как от объема и срока ссуды, так и от степени информированности банка о клиенте.

В отличие от кредитной заявки заявление на получение ссуды  оформляется клиентом после принятия банком положительного решения по запрашиваемому кредиту.

Заявление – это юридический документ, содержащий просьбу клиента предоставить ему кредит в определенной сумме и на определенный срок. Для банка заявление служит мемориальным ордером, оформляющим предоставление ссуды со ссудного счета клиента. Заявление подшивается в документы дня.

Финансовый отчет включает баланс банка и счет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.).

Отчет о движении кассовых поступлений основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т. д.

Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).

Внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании. Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.

Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).

Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.

Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д. В частности, документ должен включать:

– описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая патенты, лицензии); планы исследований и разработок и т. д.;

– отраслевой и рыночный прогнозы (описание рынков, других компаний, которые предлагают аналогичный продукт, государственное регулирование соответствующих отраслей, преимущества и слабые стороны конкурентов);

– планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению продукта на рынок и т. д.);

– план производства (потребность в производственных мощностях и рабочей силе, имеющееся оборудование и т. д.);

– план менеджмента (структура компании, руководящие органы, консультанты и т. п.);

– финансовый план (прогноз операционного и инвестиционного бюджетов, прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).

Заключение на кредитную заявку представляет собой типовой бланк, заполняемый кредитным работником на основании изучения просьбы клиента. В нем содержится положение и показатели, характеризующие оценку банком юридического статуса и финансового положения заемщика. В числе общих положений указывается: организационно-правовая форма клиента; наименование банка, где открыт его расчетный счет; наличие задолженности по ссудам, в т.ч. выданным другими банками.

Финансовое состояние клиента выражается в показателях его кредитоспособности: уровни коэффициента покрытия, коэффициента ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными средствами; объемы реализации, прибыли, активов, просроченных платежей. В своем заключении кредитный работник дает также оценку управления и состояния учета, отмечает соответствие целевой направленности ссуды приоритетам кредитной политики банка, предлагает целесообразные для данного случая способы обеспечения возвратности кредита. Завершается документ проектом решения: выдать ссуду (отказать в выдаче ссуды).

Особое место среди кредитных документов принадлежит кредитному договору, регулирующему весь комплекс взаимоотношений банка с клиентом. Как правовой документ кредитный договор должен соответствовать весьма жестким требованиям по оформлению, структуре, четкости формулировок. Именно поэтому оправданно существование типовых форм кредитных договоров применительно к различным видам кредитов. В выработке наиболее приемлемых структур кредитного договора и формулировок всех его пунктов активное участие должны принимать юристы. Их участие необходимо также при внесении изменений или дополнений в договор.

Основываясь на типовой форме, банки обычно разрабатывают собственные варианты кредитных договоров. Их может быть несколько, причем основное их отличие друг от друга сводится, как правило, к тому или иному механизму обеспечения погашения кредита:

                   договор, предусматривающий предоставление заемщиком гарантий;

                   договор, предусматривающий передачу заемщиком залога;

                   договор, предусматривающий страхование ссуды за счет заемщика в страховом обществе;

                   договор, комбинирующий все или часть предыдущих условий.

Договоры подобного рода обычно относятся к коммерческой тайне банка.

              Российские банки уже накопили определенный опыт составления кредитных договоров. Однако эта сторона их деятельности еще далека от совершенства, при чем как в правовой, так и в экономической части. В одном и том же банке для однородных ссуд нередко используются разные по форме кредитные договоры; многие их пункты неконкретны, а взаимные обязательства сторон сформулированы нечетко. Часто допускаются небрежности в оформлении (отсутствуют то печать одной из сторон, то указание должностного положения лиц, подписавших договор; отдельные пункты не заполнены и не прочеркнуты, название документа различно в разных случаях и т.д.).

              В экономическом плане кредитные договоры зачастую отличаются повышенным формализмом: не отражают специфики взаимоотношений банка с клиентом в зависимости от качества ссуды (за исключением уровня процентной ставки); не содержат набора эффективных мер по обеспечению целевой направленности и возвратности ссуд; практически не предусматривают обязательств клиентов по поддержанию каких-либо финансовых коэффициентов на определенном уровне; в них отсутствуют нормы, регулирующие формы и методы контроля банком финансового положения и иных характеристик заемщика.

Учитывая эти обстоятельства, а также международный опыт, можно рекомендовать придерживаться следующей структуры типового кредитного договора.

Преамбула, где указываются наименования сторон, организационно-правовая форма каждой из них.

-                     предмет и сумма договора. В данном разделе уточняется вид кредита (укрупненный объект, совокупный объект, целевая ссуда на отдельную сделку), цель, сумма кредита, порядок регулирования предельного уровня (кредитная линия с правом или без права превышения, лимит).

-                     порядок предоставления и погашения ссуды. Раскрывается конкретный механизм выдачи и погашения ссуды с указанием предельного срока.

-                     способы гарантии возврата кредита (залог, гарантия, поручительства, страхование).

-                     условия кредитования. Указывается, каких уровней кредитоспособности должен придерживаться заемщик.

-                     процентные ставки и комиссионное вознаграждение;

-                     обязательства сторон;

-                     санкции при невыполнении условий договора;

-                     порядок разрешения споров;

-                     срок действия договора;

-                     юридические адреса сторон;

-                     подписи сторон.

К кредитной документации относятся также договоры о залоге, гарантийные письма, страховые полисы.

Договор о залоге должен соответствовать требованиям закона "О залоге". В документе должны быть отражены: вид залога (остается во владении залогодателя или передается во владение залогодержателя), состав и стоимость заложенного имущества; права и обязанности сторон применительно к разным видам залога (в т.ч. право распоряжения заложенным имуществом); виды контроля со стороны банка за сохранностью заложенного имущества (при владении им залогодателем); момент возникновения права банка обратить взыскание на предмет залога; порядок обращения взыскания. Содержание договора  о залоге дифференцируется по видам залога: заклад, залог товарно-материальных ценностей без права их расходования; залог товаров в обороте или переработке.

Гарантийные письма и страховые полисы также должны соответствовать определенным требованиям правового и экономического характера. В правовом аспекте они должны четко определять отношения сторон, что позволяет защитить их интересы. В этой связи положительно должна быть оценена практика заключения трехсторонних договоров поручительства и договоров страхования. Включение банка в число участников таких договоров повышает их эффективность, поскольку не позволяет изменять условия взаимоотношений заемщика и поручителя (гаранта, страховщика) без ведома банка. Важное значение имеет правильное оформление гарантийных писем, договоров страхования или поручительства (наличие печати, указание должностного положения лиц, подписавших документы, подписи этих лиц и т.д.). При использовании банковских гарантий необходимо заключение соответствующих межбанковских договоров (соглашений).

Информация о работе Кредитная политика коммерческого банка. Оформление и учёт операций по кредитованию юридических лиц