Контрольная работа по "Рынку ценных бумаг"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:25, контрольная работа

Краткое описание

Согласно российскому Закону «О банках и банковской деятельности» коммерческим банкам разрешается:
- выпускать, покупать, продавать, хранить ценные бумаги, осуществлять иные операции с ними;
- оказывать брокерские и консультационные услуги;
- осуществлять расчеты по поручению клиентов, в том числе по операциям с ценными бумагами;
- управлять ценными бумагами по поручению клиента (доверительные или трастовые операции).

Оглавление

Виды операций коммерческого банка с ценными бумагами ……..…3
Характеристика государственных муниципальных ценных бумаг …8
Задача …………………………………………………….…………….16
Список литературы ……………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

РЦБ Вариант 2.doc

— 1.27 Мб (Скачать)

-регулирование со стороны профессиональных  участников р. ц. б., или саморегулирование  рынка; процесс этот в данный  момент развивается двояко. С  одной стороны, государство может  передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников р. ц. б. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;

-общественное регулирование, или  регулирование через общественное  мнение; конечном счёте именно  реакция широких слоёв общества  в целом на какие-то действия  на рынке ценных бумаг является  первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг  обычно имеет следующие цели:

-поддержка порядка на рынке,  создание нормальных условий  для работы всех участников  рынка; 

-защита участников  рынка от недобросовестности  и мошенничества отдельных лиц  или организаций, от преступных  организаций; 

-обеспечение свободного  и открытого процесса ценообразования  на ценные бумаги на основе  спроса и предложения; 

-создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

-в определённых случаях  создание новых рынков, поддержка  необходимых обществу рынков  и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;

-воздействие на рынок  с целью достижения каких-то  общественных целей (например, для  повышение темпов роста экономики,  снижения уровня безработицы  и т.д.) .

Процесс регулирования  на рынке ценных бумаг включает:

-создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

-отбор профессиональных  участников рынка; современный р. ц. б., как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворить определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или - органами;

-контроль за соблюдением  выполнения всеми участниками  рынка норм и правил функционирования  рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;

-систему санкций за  отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими  санкциями могут быть: устные  и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение  из рядов участников рынка. 

   Принципы регулирования рынка ценных бумаг

Принципы регулирования  российского р. ц. б. во многом зависят  от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную  временем историческую практику мирового р. ц. б.

Основные принципы:

1. Разделение подходов  в регулировании отношений между  эмитентом и инвестором, с одной  стороны, и отношений с участием  профессиональных участников рынка  – с другой. В первой связке  регулируются отношения между  владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй – отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;

2. Выделение из всех видов ц. б. так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями (траншами) и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

3. Максимально широкое  использование процедур раскрытия  информации обо всех участниках  рынка – эмитентах, крупных  инвесторах и профессиональных  участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;

4. Необходимость обеспечения  конкуренции как механизма объективного  повышения качества услуг и  снижения их стоимости. Этот  принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия;

5. При Разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;

6. Обеспечение гласности  нормотворчества, широкое публичное  обсуждение путей решения проблем  рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность;

7. Соблюдение принципа  преемственности российской системы  регулирования р. ц. б., имеющей  определённую историю и традиции. Нельзя не учитывать и всё  растущую интеграцию национального  фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка "с центра поля", необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;

8. Оптимальное распределение  функций регулирования р. ц.  б. между государственными и  негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями) .

Государственное регулирование  российского рынка ценных бумаг

Государство на российском р. ц. б. выступает в качестве:

-эмитента при выпуске  государственных ценных бумаг; 

-инвестора при управлении  крупными портфелями акций промышленных предприятий.

-профессионального участника  при торговле акциями в ходе  приватизационных аукционов; 

-регулятора при написании  законодательства и подзаконных  актов; 

-верховного арбитра  в спорах между участниками  рынка через систему судебных  органов.

Государственное регулирование  р. ц. б. – это регулирование со стороны общественных органов государственной  власти.

Система государственного регулирования рынка включает:

-государственные и  иные нормативные акты;

-государственные органы  регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынка 

Прямое или административное, управление р. ц. б. со стороны государства  осуществляется путём:

-установления обязательны  требований ко всем участника  р. ц. б. ;

-регистрации участников  рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

-лицензирования профессиональной  деятельности на р. ц. б. ;

-обеспечения гласности  и равной информированности всех  участников рынка; 

-поддержания правопорядка  на рынке. 

Косвенное, или экономическое, управление р. ц. б. осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

-систему налогообложения  (ставки налогов, льготы и освобождённые  от них) ;

-денежную политику (процентные  ставки, минимальный размер заработной  платы и др.);

-государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

-государственную собственность  и ресурсы (государственные предприятия,  природные ресурсы и земли).

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время ещё не сложилась.

На начало 1996 г. её составляли: Высшие органы государственной власти:

1) Государственная Дума  издаёт законы, регулирующие р.  ц. б. 

2) Президент издаёт  указы, поскольку законы принимаются  довольно медленно и развитие р. ц. б. в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель – осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы;

3) Правительство –  выпускает постановления, обычно  в развитие указов президента.

4) Государственные органы  регулирования р. ц. б. министерского  уровня: Федеральная комиссия по  р. ц. б. (ФКЦБ) ; Министерство финансов  РФ (Минфин) ; Центральный банк РФ (ЦБ) ; Государственный комитет по  антимонопольной политике; Госстрахнадзор.

ФКЦБ имеет много  полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д. реально пока занимается только лицензированием деятельности реестродержателей  и регулированием их деятельности, а также заканчивает разработку системы регулирования паевых инвестиционных фондов – разновидности фондов коллективного инвестирования. По мере создания организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию р. ц. б.

4) Минфин РФ – министерство  в составе Правительства –  регистрирует выпуски ц. б.  корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учёта операций с ц. б., осуществляет выпуск государственных ц. б. и регулирует их обращение.

5)ЦБ РФ – федеральный  орган, действующий на основании  закона, регистрирует выпуски ц.  б. кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом р. ц. б., ломбардного кредитования и переучёта векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на р. ц. б. кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчёты по сделкам с ц. б. (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала.

6) Государственный комитет  по антимонопольной политике  устанавливает антимонопольные  правила и осуществляет контроль за их исполнением.

7) Госстрахнадзор регулирует  особенности деятельности на  р. ц. б. страховых компаний.

Основные законодательные  акты, которыми регулируется российский р. ц. б.:

Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995 – 1996 гг.);

Закон "О банках и банковской деятельности" (1990 г.);

Закон "О Центральном  банке Российской Федерации" (1995 г.);

Закон "О приватизации государственных и муниципальных  предприятий в РСФСР" (1991 г.) ;

Закон "О товарных биржах и биржевой торговле" (1992 г.)

Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (1992 г.);

Закон "О государственном  внутреннем долге Российской Федерации" (1992 г.);

Закон об акционерных  обществах (1996 г.);

Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.);

Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг;

постановления Правительства  Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг  во всех их разновидностях.

Саморегулируемые организации  рынка ценных бумаг

Саморегулируемые организации  – это некоммерческие, негосударственные  организации, создаваемые профессиональными  участниками р. ц. б. на добровольной основе, с целью регулирования  определённых аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так  как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.

Права саморегулируемой организации:

1.разработка обязательных  правил и стандартов профессиональной  деятельности и операций на  рынке; 

2.осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;

3.контроль за соблюдением  участниками рынка установленных  правил и нормативов; информационная  деятельность на рынке; обеспечение  связи и представительства (защиты) интересов участников.

До принятия Закона о  рынке ценных бумаг в российской практике отсутствовала юридическая  основа для саморегулируемых организаций, однако, различного рода объединения  участников рынка имелись в виде ассоциаций (союзов) фондовых бирж, регистраторов и депозитариев, других профессиональных участников фондового рынка России.

Информация о работе Контрольная работа по "Рынку ценных бумаг"