Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:13, дипломная работа
Целью дипломной работы является теоретические и практическое исследование деятельности корпоративных структур на рынке ценных бумаг на примере корпораций электроэнергетики, а также разработка основных направлений совершенствования деятельности акционерных обществ в энергетическом секторе.
Задачи дипломной работы:
– охарактеризовать экономико-правовые основы функционирования акционерного общества;
– провести анализ деятельности акционерных обществ в энергетическом секторе России на примере ОАО «Свердловэнергосбыт»;
– разработать основные направления совершенствования деятельности акционерных обществ в энергетическом секторе.
Введение
3
1 Экономико-правовые основы функционирования акционерного общества
6
1.1 Природа, признаки и классификация акционерных обществ
6
1.2 Эмиссионные ценные бумаги акционерных обществ: сущность и классификация
19
2 Анализ деятельности акционерных обществ в энергетическом секторе России (на примере ОАО «Свердловэнергосбыт»)
34
2.1 Становление и развитие акционерных компаний в электроэнергетике
34
2.2 Оценка эффективности результатов деятельности ОАО «Свердловэнергосбыт»
52
3 Основные направления совершенствования деятельности акционерных обществ в энергетическом секторе
66
Заключение
88
Список использованных источников
93
Приложения
99
Структура органов также во многом обусловлена внутренним конфликтом акционерной формы, где акционеры передают свою собственность юридическому лицу под управление третьих лиц, что приводит управляющих и акционеров к известной степени противостояния, которое заставляет весь механизм стремится к достижению баланса интересов сторон. Цель такого противостояния – представить свою волю, будь то акционеры или управляющие, как волю всего акционерного общества.
При этом вся система сложных взаимосвязей в акционерном обществе стремится к саморегуляции через поиск баланса между прямо противоположными интересами. С экономической точки зрения эти интересы связаны с получением максимальной прибыли либо обществом, либо его акционерами. С правовой – с достижением возможности влиять на формирование воли общества, а следовательно, с получением контроля над его деятельностью. А коль скоро совокупность органов рассматривается как системное образование, то система органов выстраивается таким образом, чтобы максимально гарантировать те интересы, которые в том или ином правопорядке в конкретный момент времени признаются приоритетными.
Уровень эффективности работы компаний формируется под воздействием разнообразных факторов. Наряду с общими факторами для всех организационных форм предпринимательства существуют и специфические. Для акционерного общества это может быть дополнительный фактор «привлекательности акционерного общества», который включает:
– дивидендную политику;
– применение в работе общества принципов корпоративного управления;
– участие акционеров в управления обществом;
– обеспечение оптимальной
– полную и достоверную информацию о деятельности акционерного общества.
Реализация факторов развития производства происходит посредством стимулирования. Основу системы экономического стимулирования составляют экономические рычаги [29,С.30].
Система экономической мотивации устойчивой и рентабельной работы АО, имеет отличия по сравнению с подобной системой для хозяйственных товариществ, производственных кооперативов. В качестве средств воздействия на развитие и эффективность работы АО следует дополнительно использовать такие инструменты, как норма и порядок выплаты дивидендов, заключение крупных сделок, методика выбора формы распределения чистой прибыли.
Чистая прибыль является одним из основных собственных источников для финансирования деятельности акционерного общества. В процессе распределения чистой прибыли обеспечивается своевременная уплата налогов, формируется система пропорций распределения прибыли на капитализируемую и потребляемую части, обеспечивается формирование финансовых ресурсов за счет прибыли для развития отдельных видов деятельности предприятия. Дивидендная политика представляет собой динамический процесс в ходе распределения чистой прибыли акционерного общества, который заключается в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой прибылью. Каждое предприятие, исходя из условий и задач хозяйственной деятельности, формирует собственную дивидендную политику. При этом выплата дивидендов отвлекает часть собственных средств и влияет на показатели структуры капитала и план капиталовложений предприятия.
Немаловажным является утверждение о том, что «размер дивидендов обусловлен, прежде всего, рентабельностью деятельности предприятия, т.е. возможностью аккумуляции такого объема прибыли, который бы без ущерба для его деятельности может быть выплачен акционерам, и только потом – от дивидендной политики, т.е. от конкретных особенностей перераспределения полученной предприятием чистой прибыли» [38,С.14]. Иными словами, размер дивидендов в первую очередь зависит от способности акционерного общества приносить прибыль и только потом – от типа дивидендной политики.
То есть, в большинстве теоретических подходов к формированию дивидендной политики акционерного общества прослеживается достаточно четкая взаимосвязь между выплатой дивидендов и рыночной стоимостью предприятия, поэтому они должны учитываться при формировании оптимальной дивидендной политики российскими акционерными обществами.
Исходя из существующих в научной литературе теоретических походов формирования оптимальной дивидендной политики, следует сделать следующие выводы.
Во-первых, выплата дивидендов определенно влияет на рыночную стоимость предприятия. Изменение цены акций после объявления изменения выплачиваемых по ним дивидендов находится в прямой зависимости от изменения величины дивидендов. Основное объяснение этому заключается в том, что изменение величины дивидендов служит показателем текущей и будущей прибыли и, следовательно, дальнейших перспектив предприятия.
Таким образом, если компания повышает норму выплат в виде дивидендов, то это может послужить причиной увеличения цены акций. С другой стороны, увеличение дивидендных выплат приведет к уменьшению объема капиталовложений предприятия, в результате чего ожидаемый в будущем темп роста масштабов деятельности компании снизится, что, скорее всего, приведет к снижению цены акций. Это означает, что какие-либо изменения в политике выплат будут иметь два противоположных результата:
– либо высокие текущие дивиденды и рост цены акций в краткосрочном периоде;
– либо капитализация прибыли в надежде на будущий рост дивидендов и устойчивый рост цены акций в долгосрочной перспективе.
Отсюда можно сделать вывод, что компания должна стремиться найти тот баланс между текущими дивидендами и будущим ростом, который способствует устойчивому развитию хозяйственной деятельности предприятия с одной стороны, и максимизирует цену акций с другой, что особенно актуально для российских акционерных обществ, недооцененных по сравнению с зарубежными аналогами.
Во-вторых, дивидендная политика определяет состав акционеров. Акционеров привлекают те предприятия, которые проводят активную дивидендную политику, и которая их устраивает. Им небезразличен выбор между дивидендами и доходами от прироста капитала, и многие из них предпочитают получение дивидендов, поскольку каждая единица дохода, выплаченная им в виде дивидендов, уже очищена от риска и поэтому стоит больше, чем доход в виде прироста капитала, получение которого отложено на будущее. С позиций данного подхода, максимизация дивидендных выплат на предприятии выглядит предпочтительнее капитализации дохода. Однако, по разным причинам, одни акционеры могут быть заинтересованы в выплате денежных дивидендов, другие – в реинвестировании прибыли. При определении дивидендной политики важны и другие характеристики акционеров предприятия. Так, акционеры старшего возраста и акционеры с невысоким уровнем личного дохода склонны требовать высокие дивиденды, тогда как молодые акционеры и акционеры с высоким личным доходом, как правило, склонны к риску и минимизации дивидендных выплат.
В целом, при выборе дивидендной политики менеджмент предприятия должен учитывать различия в ценностях своих акционеров. Если основной состав акционеров заинтересован в получении дивидендов, то менеджменту предприятия необходимо принимать решение о выплате дивидендов и соответствующим образом формировать дивидендную политику. При этом меньшинство акционеров, несогласных с принятой на предприятии практикой выплаты дивидендов, реинвестируют свой капитал в другие компании, а состав акционеров станет однородным.
В-третьих, акционеры предпочитают денежную форму выплат прочим формам выплаты дивидендов. Акционерам важно не только то, какую часть прибыли распределяет акционерное общество на дивиденды, но и то, в какой форме они их получают. Акционерное общество может выплачивать денежные дивиденды, дивиденды акциями, а также может проводить выкуп собственных акций. В международной и российской практике денежные дивиденды являются наиболее распространенной формой выплат. Для акционеров выплата денежных дивидендов является наиболее удобной формой получения денежных средств. При этом им не нужно покупать или продавать свои акции, чтобы получить дивиденд, а, следовательно, и транзакционные издержки при этом минимальны или равны нулю.
Акционерное общество может предложить выплату дивидендов собственными акциями, если инвестиционные возможности и ограниченность других источников финансирования диктуют реинвестирование прибыли, но в прошлые годы дивиденды выплачивались. Несомненным плюсом такого подхода является то, что выплата дивидендов акциями имеет такую же информационную ценность, как и денежные дивиденды, но при этом денежные средства остаются на предприятии.
Выкуп компанией собственных акций означает использование чистой прибыли на выплаты акционерам и может рассматриваться как дивидендная политика, альтернативная денежным выплатам дивиденда. Однако на практике регулярный выкуп акций практически не используется, поскольку сопровождается транзакционными и другими издержками акционерного общества [50].
На практике процесс формирования дивидендной политики многосложен и включает в себя несколько основных этапов, которые акционерному обществу необходимо структурировать следующим образом.
На первом этапе нужно провести оценку факторов, определяющих дивидендную политику, в частности, определить инвестиционные возможности предприятия (выявить необходимость расширения инвестиционных программ, готовность проектов с высокой степенью эффективности), выявить возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников (оценить доступность кредитов на финансовом рынке, рассчитать стоимость капитала, определить уровень кредитоспособности предприятия). Необходимо также принимать во внимание факторы, связанные с объективными ограничениями (правовые ограничения, ограничения по структуре капитала, уровень генерируемой прибыли) и прочие факторы (уровень платежеспособности предприятия, конъюнктурный цикл товарного рынка, уровень дивидендных выплат компаниями конкурентами).
На втором этапе формирования дивидендной политики акционерного общества, с учетом оценки вышеперечисленных факторов и в соответствии со стратегией предприятия, необходимо выбрать тип дивидендной политики (консервативная, умеренная, агрессивная) и подтип дивидендной политики (дивиденды по остаточному принципу, фиксированные дивиденды, фиксированные и экстра дивиденды, постоянные дивиденды к прибыли или постоянно растущие дивиденды).
На третьем этапе следует разработать механизм распределения прибыли в соответствии с избранным типом и подтипом дивидендной политики, который предусматривает определенную последовательность действий. В первую очередь, из суммы чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный фонд и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уставом предприятия. Очищенная таким образом сумма чистой прибыли представляет собой так называемый дивидендный коридор, в рамках которого реализуется соответствующий тип и подтип дивидендной политики. Во вторую очередь, оставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части. Если акционерное общество придерживается консервативного типа дивидендной политики, то в процессе данного этапа приоритетной задачей является формирование фонда производственного развития. Если же предприятие придерживается агрессивного типа дивидендной политики, то приоритетной задачей является формирование фонда потребления. Наконец, в третью очередь, сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала акционерного общества. Последний фонд предусматривает дополнительное материальное стимулирование работников и удовлетворение их социальных нужд согласно коллективному договору предприятия с работниками.
На четвертом этапе
На пятом этапе предприятию следует определиться с формой дивидендных выплат (денежные дивиденды, дивиденды акциями и другим имуществом, выкуп собственных акций).
Наконец, на заключительном шестом этапе, необходимо проанализировать и оценить эффективность сформированной дивидендной политики. Анализ дивидендной политики проводится на основе показателей рыночной активности предприятия, таких, как чистая прибыль на акцию, коэффициент выплаты дивидендов, коэффициент цена-прибыль, дивидендная доходность акций, совокупность которых позволяет судить о степени ее эффективности [50].
1.2 ЭМИССИОННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ: СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ
Ценные бумаги являются специфической экономической категорией. Экономическая сущность данной категории состоит в том, что:
– с одной стороны, ценная бумага – это особая фиктивная форма существования капитала (фондовая ценность);
– с другой – специфический товар, с конкретным набором товарных характеристик;
– с третьей – своеобразный финансовый инструмент, имеющий определенную денежную характеристику [10,С.4].
Ценная бумага, как специфическая фиктивная форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной форм, характеризуется тем, что может вноситься в уставный капитал акционерного общества и отдаваться в залог, обращаться на рынке как товар и приносить доход, а в отдельных случаях заменять деньги. Суть фиктивного капитала состоит в том, что у владельца капитала сам капитал отсутствует, но имеются права на него, которые зафиксированы в форме ценной бумаги как специфического финансового актива [10,С.5].
Информация о работе Исследование деятельности корпорации на РЦБ