Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 16:40, контрольная работа
Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики - привлечение иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Взаимодействие российского и иностранного капитала……………………5
2. Внедрение иностранных компаний на российский рынок………………….8
2.1. Условия для частных иностранных инвестиций в России……………….10
3. Типы иностранных инвестиций……………………………………………...13
4. Методы, применяемые иностранными компаниями при инвестировании средств……………………………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………20
Если иностранная компания заинтересована в сбыте своей продукции на российском рынке (особенно массового спроса), то ее продвижение в Россию часто сопровождается мощной рекламной кампанией и созданием дистрибьюторской сети. Иностранная компания может создать, купить (или поставить под контроль иным способом) российскую торговую фирму и выдать ей льготный товарный кредит с целью внедрить свой товар на рынок. После этого проводится планомерное расширение присутствия на рынке, включающее (кроме рекламы и привлечения дилеров) создание сервисных центров, конечных производств (из иностранных комплектующих или полуфабрикатов), привлечение к сотрудничеству финансовых структур. Финансовые структуры используются не только для денежных расчетов, но и для покупки российских предприятий схожего профиля.
Многие иностранные компании стремятся захватить конечные звенья технологических цепочек российских экспортноориентированных производств, т.е. поставить под контроль торговые компании, которые получают российскую продукцию и продают ее на мировом рынке. Это облегчается тем, что российские поставщики часто в должной степени не ориентируются на рынке и не в состоянии создать собственные сбытовые структуры за рубежом. Кроме того, российским поставщикам выгодно иметь дело только с одним партнером (с которым имеются доверительные отношения), т.к. в российских условиях бывает необходимо переориентировать финансовые потоки за поставленную продукцию на посредников.
Ряд иностранных компаний, имеющих опыт работы в развивающихся странах, при продвижении на рынок большое внимание уделяют лоббированию своих интересов во властных структурах. Иногда компания находит чиновника, который “курирует” ее деятельность и защищает ее интересы.
Внедрение иностранных компаний на российский рынок часто сопровождается давлением и финансовой поддержкой государственных институтов этих стран.
Иностранные
государства также осуществляют
политическое давление с целью дать
выход продукции своих
В
настоящее время можно
Одна из главных причин низкой активности иностранных инвесторов - неспособствующая иностранным инвестициям политика государства, отсутствие для них режима наибольшего благоприятствования, который создан во многих развивающихся странах и дает высокий эффект. Иностранных инвесторов отпугивает непоследовательность экономической политики государства, постоянное изменение “правил игры”.
При принятии законов и других решений, касающихся иностранных инвестиций, превалирует не столько желание создать благоприятные условия для них, сколько боязнь, что иностранные компании внедряться в важные сектора российской промышленности.
Российское законодательство, регулирующее иностранные инвестиции неполно - оно направлено, главным образом, на прямые иностранные капиталовложения и слабо затрагивает вопросы допуска иностранного капитала на биржу, размещения акций и иных ценных бумаг за рубежом. С другой стороны, некоторые аспекты деятельности иностранного капитала сильно зарегламентированы.
Чрезвычайная зарегулированность государством экономических отношений - одно из важных препятствий на пути иностранных инвестиций. Эта зарегулированность заключается не столько в количестве регулирующих актов (в некоторых западных странах их не меньше), а в возможностях чиновника принимать субъективные решения (поскольку многие законы и акты - не прямого действия) и нерешенности вопросов собственности (прежде всего на недвижимость). Это приводит во-первых к неопределенности - что можно делать и на что можно рассчитывать, а что нельзя; во-вторых - необходимости большого количества согласований и разрешений. Кроме того, еще не образовался “конвейер” по решению в государственных органах многих стандартных вопросов, в результате чего это требует дополнительных усилий и времени.
Сложилась ситуация, когда одно из основных условий реализации любого сравнительно крупного проекта - поддержка на правительственном или региональном уровне.
Некоторые
регионы предоставляют
Сложность масштабных инвестиций в модернизацию производства заключается в том, что иностранной компании приходится работать с предприятиями, которые зачастую не имеют нормального финансового обслуживания, не располагают квалифицированными (для работы в рыночных условиях) менеджерами, не проводят маркетинга и не имеют современных сбытовых структур. Все это иностранная фирма (помимо инвестиций в модернизацию производства) должна создавать самостоятельно. Поэтому часто выгоднее купить предприятие аналогичного профиля в одной из западных стран или построить новое предприятие в развивающейся стране, где иностранному инвестору предоставляются разнообразные льготы.
Компании, внедряющиеся на зарубежный рынок, осуществляют крупные инвестиции обычно лишь после успешной реализации небольших пробных проектов. В России, выполняя такие проекты, иностранные компании постоянно сталкиваются с непредсказуемыми изменениями ситуации (изменение законодательства и регулирующих актов, нарушение договоров, зависимость от субъективных решений местной администрации). Поэтому даже успешное выполнение конкретного проекта не создает впечатления того, что успех будет сопутствовать компании и в других проектах. В результате иностранная фирма часто не рискует наращивать инвестиции в России.
Иностранным инвестициям препятствует позиция многих руководителей предприятий, которые не хотят терять контроль над предприятием и боятся, что иностранные владельцы пригласят более квалифицированных менеджеров на их место. В результате многие предприятия, которые могли бы привлечь инвестиции и эффективно работать, деградируют.
Тем
не менее, потенциально Россия могла бы
стать одной из самых привлекательных
стран для вложения инвестиций благодаря
богатым запасам природных ресурсов, достаточно
высоким (по сравнению со многими развивающимися
странами) уровнем образования населения,
емкому рынку. При этом не стоит переоценивать
дешевизну рабочей силы в России, поскольку
во многих развивающихся странах (например,
в Юго-Восточной Азии) стоимость
рабочей силы ниже, а работники
более дисциплинированны.
Производя инвестиции в России, иностранные компании и банки могут преследовать следующие цели:
1)
Получение высокой нормы
2)
Использование факторов
3)
Использование сравнительно
4)
Встраивание российских
5)
Покупка потенциально
6)
Продвижение на российский
7)
Использование морально
8)
Инвестирование средств
Ряд иностранных компаний, поняв, что многие ниши на российском рынке не заполнены, и убедившись в высоком спросе на свою продукцию, начали инвестировать средства в производство этой продукции в России. Главным образом эти инвестиции направлялись в пищевую промышленность, производство товаров широкого потребления, в частности в создание сборочных производств по выпуску бытовой техники.
Один из важных мотивов вложения иностранных средств в акции российских предприятий - возможность купить потенциально прибыльное предприятие по низкой цене. Многие российские предприятия, которые производят или легко могли бы производить конкурентоспособную продукцию, находятся в кризисе из-за отсутствия системы сбыта, неэффективной структуры управления, незнания рынка (особенно западного), неумения находить и работать с западными партнерами. Такие предприятия имеют плохое финансовое положение, что приводит к невысокой стоимости их акций. После покупки контрольного пакета акций иностранная фирма может добиться улучшения положения предприятия с помощью ограниченных инвестиций в непроизводственную сферу, главным образом в создание системы сбыта и финансовое обеспечение. При этом иностранная фирма может использовать свой опыт работы на иностранных рынках, готовые каналы сбыта, свою финансовую систему (например, предоставлять гарантии и векселя при расчетах).
Многие
иностранные фирмы, желая обеспечить спрос
на свою продукцию на российском рынке,
создают сервисные центры, сборочные производства,
торговые предприятия.
Одна из самых распространенных форм инвестирования в российскую экономику - создание производственных совместных предприятий (СП). Прямое инвестирование в российские предприятия, как правило, наиболее эффективно в рамках программы по их коренной реконструкции. Выполнение такой программы требует очень больших затрат. Инвестирование для реализации частных проектов или для решения отдельных проблем может привести к тому, что средства пойдут на “латание дыр”. Поэтому при реализации таких проектов есть смысл инвестировать не в само предприятие, а в специально созданную около него структуру.
Большинство российских промышленных предприятий имеют неустойчивое финансовое положение и устаревшую структуру. Иностранные инвесторы не привыкли работать с такими предприятиями, например, неустойчивость финансового положения не позволяет применять многие финансовые инструменты, с которыми работают иностранные фирмы. Российским предприятиям, в свою очередь, часто не выгодно иметь имидж финансово состоятельных, т.к. это позволяет не платить в бюджет и получать государственную поддержку. Инвестирование в российское предприятие предполагает установление (в той или иной степени) контроля над ним, т.к. в противном случае велик риск невозврата средств. Однако это может быть неприемлемо для руководства предприятия и часто приводит к конфликтам. Кроме того, владение акциями предприятия (даже контрольным пакетом) в российских условиях далеко не всегда означает возможность контроля за действиями его руководства. Этих проблем можно избежать, создав СП.