Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:23, курсовая работа
Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе РБ, изучение бюджетной политики нашей страны. Задача работы - поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИС-
ТЕМЫ …………..……………………….………………………………….. 5
1.1. Финансы: сущность, функции, механизм …..………………………….. 5
1.1.1. Предпосылки возникновения финансов …………………………….... 5
1.1.2. Функции финансов. Субъекты финансовой системы ……………....... 8
1.2. Национальная финансовая система ………………..……………………. 15
2. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И ЕГО РОЛЬ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВА ………………………...…………………………………. 18
2.1. Понятие государственного бюджета и бюджетное устройство ………. 18
2.2. Бюджетное устройство и бюджетная политика ………………………... 20
2.3. Бюджетная система .……………………………………………………… 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 33
Финансовая политика представляет собой совокупность целей, средств их реализации и мероприятий по обеспечению эффективной мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределения и использования для выполнения государством своих функций. Финансовая политика является органичной частью социально-экономической политики, в которой определяются стратегические и тактические цели развития экономики, общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, вырабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами. Основными документами правительства в этой области являются Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на 15 лет, Основные направления социально-экономического развития (СЭР) на 10 лет, Программа Сэр на 5 лет и ежегодные прогнозы СЭР. В каждом документе осуществляется выбор долговременных и краткосрочных целей и составление целевых программ концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития. При разработке перспективной финансовой политики прогнозируются тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, отрабатываются принципы организации финансовых отношений.
В период перехода экономики республики к рыночным отношениям изменялись и подходы к формированию финансовой политики с учетом разнообразия форм собственности, новых институтов рынка, реформы ценообразования и т.д.
Финансовая политика вырабатывается и реализуется системой управления финансами или специальным аппаратом и его звеньями различных уровней. Сюда входят финансовые службы (отделы) предприятий, организаций и учреждений, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции.
На уровне республики управление финансами осуществляют прежде всего высшие органы государственной власти – Президент и Национальное собрание Республики Беларусь, ежегодно рассматривающие проект бюджета страны и утверждающие его путем принятия соответствующего Закона о бюджете на предстоящий финансовый год.
Важнейшими
финансовыми органами, разрабатывающими
финансовую политику государства и
осуществляющими управление финансами,
являются Министерство финансов Республики
Беларусь и его органы на местах
(рис. 1.1).
Субъект управления | Инструментарий (средство воздействия субъекта на объект) | Объект управления | Результат управления | ||||||||||
Органы государственной власти и управления, финансовый аппарат | Финансовый механизм | Совокупность финансовых отношений | Финансовая политика | ||||||||||
Аппарат
президента
Парламент Правительство Министерство финансов В том числе: казначейство местные финансовые органы финансовые службы предприятий и пр. |
Совокупность форм, видов, методов организации финансовых отношений: финансовые рычаги (цена прибыль, процентные ставки и пр.); финансовые методы (налогообложение, лизинг, факторинг и пр.); правовое обеспечение (законы, указы, постановления); нормативное обеспечение (инструкции, нормы, нормативы, методические указания); информационное обеспечение | Государственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов и населения | Тактическая, стратегическая, стимулирующая или деструктивная, научно обоснованная или волюнтаристская |
Рис.
1.1. Схема управления
финансами [8, с.32]
Указанные
блоки и элементы управления реализуются
через функции прогнозирования,
планирования, оперативного управления
и контроля, бюджетно-налоговую политику,
которая осуществляется посредством бюджетной
и налоговой систем страны. [6, с.663-665]
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти) , и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей. [11, с.112]
Бюджетные
отношения характеризуются
Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально- культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета - определяющего финансового плана в жизни государства. По экономической сущности государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Будучи экономической формой существования реальных, объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. К числу ее особенностей относятся следующие:
- государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;
- с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;
- пропорции бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
- область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями. [3, с.12-27]
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции: распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода); контрольную (движение бюджетных средств сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать); и регулирующую (изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции и т.д., т.е. стабилизировать экономику).
Государственный
бюджет является исторической категорией,
появившейся с возникновением государства
и развитием товарно-денежных отношений,
он задействован в разных эпохах для обеспечения
выполнения общегосударственных функций.
Поэтому сущность бюджета как экономической
категории не меняется в зависимости от
смены общественных формаций, но на его
содержание и роль влияют объективные
и субъективные факторы. Среди объективных
первостепенное значение имеет уровень
развития производительных сил, экономический
потенциал страны, характер производственных
отношений, экономические, природные,
социальные особенности и др. К субъективным
факторам относятся тип государства, политика
правительства в конкретном периоде и
соответственно выдвинутые им приоритеты
развития, уровень экономической науки
и др. Бюджеты разных стран имеют схожую
структуру доходов (их формирование по
большей части за счет налогов) и расходов,
несмотря на любые национальные и другие
особенности. [4, с.4-10]
2.2.
Бюджетное устройство
и бюджетная политика
В
Законе РБ «О бюджетной системе РБ и государственных
внебюджетных фондах» № 2347-XII от 4.03.1993
«государственный бюджет» определен как
«основной финансовый план формирования
и использования денежных средств для
обеспечения функций государственных
органов, экономического и социального
развития Республики Беларусь или соответствующих
административно-
Бюджетная политика государства в сжатом выражении - это выработка и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению приоритетов в финансировании государственных расходов и регулированию дефицита бюджета. Данная триада направлена на активное регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения. Более 70 лет бюджетная политика осуществлялась на основе общих в Советском Союзе принципов финансового планирования. Методическая работа по формированию бюджета проводилась централизованно Министерством финансов СССР, а значит, мало учитывала особенности республики. С обретением Беларуси суверенитета бюджетная политика получила качественно иное содержание. Стратегический курс на построение социально ориентированной рыночной экономики - со всеми присущими ей закономерностями развития - предъявляет к бюджетной политике государства требование служить эффективным инструментом регулирования совокупного спроса, проведения антициклической или проциклической политики в зависимости от текущих экономических условий и задач. Не менее актуальна и задача обеспечения стабилизации экономики страны. За последние годы Министерство Финансов вырабатывало новую практику формирования бюджетной политики, параллельно осуществляя большую методологическую работу в области бюджетного планирования. Дело в том, что действовавшая с 1991 года бюджетная классификация, разработанная Минфином РБ, была основана на методологии, существовавшей еще в СССР, и не соответствовала новым требованиям времени. Это затрудняло процесс составления, исполнения и анализа бюджета. В то же время в процессе бюджетного регулирования появились новые для республики финансовые категории: дефицит бюджета и источники его финансирования, государственный внешний и внутренний долг. Процесс консолидации в бюджете ряда государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, формирование трансфертных отношений с юридическими и физическими лицами потребовали проведения большой работы по обновлению бюджетного законодательства.
Напряженная и целенаправленная работа дала свои результаты. В стране был принят Закон «О бюджетной классификации Республики Беларусь», который установил основы правового регулирования отношений, возникающих в процессе составления, утверждения и исполнения республиканского и местного бюджета, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций. Также в новой редакции принят Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», который заложил принципы функционирования бюджетной системы страны. Обновление бюджетного законодательства должно было способствовать эффективному проведению бюджетной политики, обеспечению оперативного финансирования государственных программ, а также усилению контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского бюджета и целевых бюджетных фондов. В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:
- уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
- уровень выполнения бюджетных обязательств;
- величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
- объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
- величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
- динамику валового внутреннего продукта;
- уровень безработицы;
- степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.
Анализ бюджетной политики, являющейся одним из основных направлений экономической политики, требует рассмотрения деятельности государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета.
Программой
социально-экономического развития Республики
Беларусь определено: бюджетная политика
будет направлена на инвестирование бюджетных
средств в формирование конкурентоспособной
структуры национальной экономики, реализацию
социально-экономических приоритетов
и государственных программ, проведение
активной социальной политики при одновременном
ужесточении контроля за целевым исполнением
запланированных расходов. [11, с.156-172]
Информация о работе Государственный бюджет и финансовая система