Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:23, курсовая работа
Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе РБ, изучение бюджетной политики нашей страны. Задача работы - поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИС-
ТЕМЫ …………..……………………….………………………………….. 5
1.1. Финансы: сущность, функции, механизм …..………………………….. 5
1.1.1. Предпосылки возникновения финансов …………………………….... 5
1.1.2. Функции финансов. Субъекты финансовой системы ……………....... 8
1.2. Национальная финансовая система ………………..……………………. 15
2. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И ЕГО РОЛЬ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВА ………………………...…………………………………. 18
2.1. Понятие государственного бюджета и бюджетное устройство ………. 18
2.2. Бюджетное устройство и бюджетная политика ………………………... 20
2.3. Бюджетная система .……………………………………………………… 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 33
Согласно Конституции Республики Беларусь (ст.133), «бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местный бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды». Эти конституционно обязательные положения реализуются в ежегодно принимаемых законах о государственном бюджете, Налоговом кодексе Республики Беларусь, а также в разработке и проведении «единой бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, валютной политике» (ст. 132).
Первый Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе в Республике Беларусь» был принят в июне 1993г., заменив действовавший с 1991г. Закон «О бюджетных правах Республики Беларусь и местных Советов народных депутатов Республики Беларусь». Этот закон впервые устанавливал основные понятия бюджетной системы и принципы организации бюджетного устройства в республике как самостоятельном независимом государстве.
Закон регламентировал порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней (республиканского и местных); источники формирования собственных доходов и принципы определения расходов бюджетов каждого уровня; требования и условия сбалансированности бюджетов; взаимоотношения бюджетов с другими элементами финансовой системы; установил основы формирования и содержания республиканского бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов; определил возможности и обязательства республики по согласованию бюджетно-финансовой политики с другими государствами и международными организациями, ответственность за нецелевое использование государственных средств..
В мае 1998г. был принят Закон Республики Беларусь «О бюджетной классификации Республики Беларусь». С середины 1998г. вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республике Беларусь и государственных внебюджетных фондах», которая обеспечивала необходимую для соответствующего анализа республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов всех уровней и включала классификации:
- доходов;
- расходов, в том числе функциональную, экономическую (предметную) и ведомственную классификации расходов;
-
источников внутреннего
- источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета;
-
видов внутреннего
-
видов внешнего
Законом устанавливалось, что бюджетная классификация (систематизированная группировка статей доходов, расходов и источников финансирования дефицитов) является единой для республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций. [10, с.7]
Классификация доходов включает три крупные категории (текущие, капитальные и безвозмездные) с последующим их делением на группы и виды и основывается на актах законодательства Республики Беларусь (включая налоговое), определяющих источники их формирования.
В законе о бюджете Республики Беларусь на 2004г. доходы, как и ранее, подразделялись на группы:
- текущие;
- капитальные;
- свободных экономических зон;
-
государственных целевых
Кроме того, в доходы бюджета 2004г. были включены доходы Фонда социальной защиты населения.
Функциональная классификация расходов, отражающая направления выделения государственных средств на выполнение основных функций государства, классификация источников внутреннего финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов и классификация источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета утверждаются законодательно.
Классификация
доходов, экономическая (предметная) классификация
расходов (по их экономическим характеристикам)
С
позиций экономической
- основная часть направляется на текущие расходы в форме закупки товаров и оплаты услуг – более 50%, из них около 65 – 70% расходуется на выплату заработной платы рабочим и служащим бюджетных организаций, оплату их командировок и служебных разъездов, оплату транспортных и коммунальных услуг для бюджетной сферы, приобретение предметов снабжения и расходования материалов;
- субсидии и текущие трансферты занимают примерно 20 – 22% всех государственных расходов, из них около 7% приходится на трансферты населению, остальное – субсидии и текущие трансферты местным бюджетам и за границу;
-
доля капитальных расходов
-
примерно 5 – 6% приходится на платежи
за использование заемных
Новая бюджетная классификация легла в основу новой редакции закона о бюджетной системе, которая внесла существенные изменения в термины и определения бюджетного законодательства, конкретизировала принципы построения бюджетной системы и организации бюджетного процесса.
Бюджетное
устройство в Республике Беларусь основывается
на принципах единства бюджетной системы,
полноты, реальности, гласности и самостоятельности
всех бюджетов, входящих в бюджетную систему,
и определяется административно-
Таблица 2.1
Консолидированный бюджет Республики Беларусь
(в фактически действовавших ценах) [6, с.669-670]
Показатель | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Доходы
- всего, млрд. р.
В том числе: прямые налоги на доходы и прибыль из них: подоходный налог налог на прибыль внутренние налоги на товары и услуги из них: налог на добавленную стоимость акцизы налоги на собственность доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций доходы государственных внебюджетных целевых фондов |
3181 717 277 395 1336 818 254 93 142 590 |
5747 1316 534 637 2284 1447 442 237 300 1033 |
8636 1685 773 643 3312 2165 592 390 524 1470 |
12 211 2 369 1 025 935 4 842 2 897 838 731 957 2184 |
Расходы
– всего, млрд. р.
В том числе: на промышленность, энергетику и строительный комплекс сельское хозяйство транспорт, дорожное хозяйство и связь жилищно-коммунальное хозяйство предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий государственное управление и местное самоуправление науку социально-культурные мероприятия из них: на образование культуру и искусство, кинематографию здравоохранение, физическую культуру и спорт расходы государственных внебюджетных и бюджетных фондов |
3236 35 87 100 249 111 88 36 1187 562 45 455 558 |
6023 57 146 156 450 229 168 68 2351 1110 88 873 996 |
8681 60 179 190 612 307 252 90 3625 1738 127 1270 1351 |
12 795 64 523 242 946 391 383 137 5 044 2 352 193 1 814 1 987 |
Дефицит | 55 | 276 | 45 | 584 |
Внебюджетные фонды представляют собой средства правительства и местных властей, связанные с финансирование расходов, не включаемых в бюджет. Они формируются за счет обязательных целевых отчислений. К ним относится Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и др.
В число целевых бюджетных фондов Беларуси входят:
-
Республиканский фонд
-
Государственный фонд
- Республиканский дорожный фонд;
- Республиканский фонд охраны природы;
-
Республиканский фонд «
Расходы
бюджетов определяются программами социально-экономического
развития Республики Беларусь в соответствующей
административно-
В бюджете на очередной финансовый год в соответствии с принятыми ранее обязательствами предусматриваются в полном объеме ассигнования на выплату процентов по государственному долгу, погашение имеющейся в республиканском бюджете на данный год задолженности по государственном долгу прошлых лет с наступившим сроком уплаты.
Сбалансированность
бюджетов всех административно-
Предельные размеры дефицита республиканского бюджета устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
Республиканский бюджет утверждается законом Республики Беларусь, местные бюджеты - решениями местных Советов депутатов.
В законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год устанавливается также размер прироста внутреннего и лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь, лимит участия Национального банка Республики Беларусь в кредитовании дефицита республиканского бюджета, размер платы за обслуживание Национальным банком Республики Беларусь государственного внутреннего долга и другие показатели.
Контроль за использованием республиканского бюджета осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению возлагается на Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, местные финансовые, налоговые и таможенные органы.
Бюджет
является важным рычагом воздействия
на экономику и стимулирования ее
роста. Путем изменения уровня государственных
расходов и налогообложения правительство
может регулировать объем совокупного
спроса (потребительских и инвестиционных
расходов), влиять на колебания экономической
конъюнктуры. Различают экспансионистскую
(расширительную) и рестрикционную (ограничительную)
бюджетную политику. Первая из них выражается
в увеличении государственных расходов
и снижении уровня налогообложения, что
способствует преодолению экономических
кризисов и ускорению экономического
роста; вторая – в уменьшении расходов
и повышении налогов, что помогает ослабить
инфляцию и стабилизировать хозяйственную
конъюнктуру. [6, с.666-672]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.
Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент. Бюджет возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.
Информация о работе Государственный бюджет и финансовая система