Государственный бюджет и финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе РБ, изучение бюджетной политики нашей страны. Задача работы - поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИС-
ТЕМЫ …………..……………………….………………………………….. 5
1.1. Финансы: сущность, функции, механизм …..………………………….. 5
1.1.1. Предпосылки возникновения финансов …………………………….... 5
1.1.2. Функции финансов. Субъекты финансовой системы ……………....... 8
1.2. Национальная финансовая система ………………..……………………. 15
2. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И ЕГО РОЛЬ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВА ………………………...…………………………………. 18
2.1. Понятие государственного бюджета и бюджетное устройство ………. 18
2.2. Бюджетное устройство и бюджетная политика ………………………... 20
2.3. Бюджетная система .……………………………………………………… 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 33

Файлы: 1 файл

Финансовая система и госбюджет.doc

— 200.50 Кб (Скачать)
 

    Согласно  Конституции Республики Беларусь (ст.133), «бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местный бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды». Эти конституционно обязательные положения реализуются в ежегодно принимаемых законах о государственном бюджете, Налоговом кодексе Республики Беларусь, а также в разработке и проведении «единой бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, валютной политике» (ст. 132).

    Первый  Закон Республики Беларусь «О бюджетной  системе в Республике Беларусь» был принят в июне 1993г., заменив действовавший с 1991г. Закон «О бюджетных правах Республики Беларусь и местных Советов народных депутатов Республики Беларусь». Этот закон впервые устанавливал основные понятия бюджетной системы и принципы организации бюджетного устройства в республике как самостоятельном независимом государстве.

    Закон регламентировал порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней (республиканского и местных); источники формирования собственных доходов и принципы определения расходов бюджетов каждого уровня; требования и условия сбалансированности бюджетов; взаимоотношения бюджетов с другими элементами финансовой системы; установил основы формирования и содержания республиканского бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов; определил возможности и обязательства республики по согласованию бюджетно-финансовой политики с другими государствами и международными организациями, ответственность за нецелевое использование государственных средств..

    В мае 1998г. был принят Закон Республики Беларусь «О бюджетной классификации  Республики Беларусь». С середины 1998г. вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республике Беларусь и государственных внебюджетных фондах», которая обеспечивала необходимую для соответствующего анализа республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов всех уровней и включала классификации:

    - доходов;

    - расходов, в том числе функциональную, экономическую (предметную) и ведомственную  классификации расходов;

    - источников внутреннего финансирования  дефицита республиканского и местных бюджетов;

    - источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета;

    - видов внутреннего государственного  долга Республики Беларусь;

    - видов внешнего государственного  долга Республики Беларусь.

    Законом устанавливалось, что бюджетная  классификация (систематизированная группировка статей доходов, расходов и источников финансирования дефицитов) является единой для республиканского  и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций. [10, с.7]

    Классификация доходов включает три крупные  категории (текущие, капитальные и безвозмездные) с последующим их делением на группы и виды и основывается на актах законодательства Республики Беларусь (включая налоговое), определяющих источники их формирования.

    В законе о бюджете Республики Беларусь на 2004г. доходы, как и ранее, подразделялись на группы:

    - текущие;

    - капитальные;

    - свободных экономических зон;

    - государственных целевых бюджетных  фондов.

    Кроме того, в доходы бюджета 2004г. были включены доходы Фонда социальной защиты населения.

    Функциональная  классификация расходов, отражающая направления выделения государственных средств на выполнение основных функций государства, классификация источников внутреннего финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов и классификация источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета утверждаются законодательно.

    Классификация доходов, экономическая (предметная) классификация  расходов (по их экономическим характеристикам), классификация видов внутреннего  государственного долга и классификация видов внешнего государственного долга утверждаются Правительством Республики Беларусь или по его поручению Министерством финансов Республики Беларусь. [9, с.6]

    С позиций экономической классификации  государственные ресурсы распределяются в последние годы следующим образом:

    - основная часть направляется  на текущие расходы в форме  закупки товаров и оплаты услуг – более 50%, из них около 65 – 70% расходуется на выплату заработной платы рабочим и служащим бюджетных организаций, оплату их командировок и служебных разъездов, оплату транспортных и коммунальных услуг для бюджетной сферы, приобретение предметов снабжения и расходования материалов;

    - субсидии и текущие трансферты  занимают примерно 20 – 22% всех  государственных расходов, из них около 7% приходится на трансферты населению, остальное – субсидии и текущие трансферты местным бюджетам и за границу;

    - доля капитальных расходов составляет  немногим более 20%, из них подавляющая  часть идет на капитальные  вложения, доля капитальных трансфертов  составляет менее 2%;

    - примерно 5 – 6% приходится на платежи  за использование заемных средств  на финансирование бюджетного  дефицита и расходы по предоставлению кредитов за вычетом погашения.

    Новая бюджетная классификация легла  в основу новой редакции закона о  бюджетной системе, которая внесла существенные изменения в термины и определения бюджетного законодательства, конкретизировала принципы построения бюджетной системы и организации бюджетного процесса.

    Бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему, и определяется административно-территориальным делением. В бюджетную систему как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. Консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики) составляют бюджеты шести областей, г.Минска и республиканский бюджет. В табл. 2.1 приведены данные о доходах и расходах консолидированного бюджета за 2003-2006гг. 
 
 

    Таблица 2.1

    Консолидированный бюджет Республики Беларусь

    (в  фактически действовавших  ценах) [6, с.669-670]

Показатель 2003г. 2004г. 2005г. 2006г.
1 2 3 4 5
Доходы  - всего, млрд. р.

В том  числе:

прямые  налоги на доходы и прибыль

из них:

   подоходный  налог

   налог на прибыль

внутренние  налоги на товары и услуги

из них:

    налог на добавленную стоимость

   акцизы

налоги  на собственность

доходы  от внешней торговли и внешнеэкономических операций

доходы  государственных внебюджетных целевых фондов

3181 

717 

277

395

1336 

818

254

93 

142 

590

5747 

1316 

534

637

2284 

1447

442

237 

300 

1033

8636 

1685 

773

643

3312 

2165

592

390 

524 

1470

12 211 

2 369 

1 025

935

4 842 

2 897

838

731 

957 

2184

Расходы – всего, млрд. р.

В том  числе:

на промышленность, энергетику и строительный комплекс

сельское  хозяйство

транспорт, дорожное хозяйство и связь

жилищно-коммунальное хозяйство

предупреждение  и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

государственное управление и местное самоуправление

науку

социально-культурные мероприятия

из них:

   на  образование

    культуру  и искусство, кинематографию

    здравоохранение, физическую культуру и спорт

расходы государственных внебюджетных и  бюджетных фондов

3236 
 

35

87

100

249 
 

111 

88

36

1187 

562 

45 

455 

558

6023 
 

57

146

156

450 
 

229 

168

68

2351 

1110 

88 

873 

996

8681 
 

60

179

190

612 
 

307 

252

90

3625 

1738 

127 

1270 

1351

12 795 
 

64

523

242

946 
 

391 

383

137

5 044 

2 352 

193 

1 814 

1 987

Дефицит 55 276 45 584
 

    Внебюджетные  фонды представляют собой средства правительства и местных властей, связанные с финансирование расходов, не включаемых в бюджет. Они формируются за счет обязательных целевых отчислений. К ним относится Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и др.

    В число целевых бюджетных фондов Беларуси входят:

    - Республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

    - Государственный фонд содействия  занятости;

    - Республиканский дорожный фонд;

    - Республиканский фонд охраны природы;

    - Республиканский фонд «Энергосбережение».

    Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь в соответствующей административно-территориальной единицы (области, г. Минска) и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

    В бюджете на очередной финансовый год в соответствии с принятыми  ранее обязательствами предусматриваются в полном объеме ассигнования на выплату процентов по государственному долгу, погашение имеющейся в республиканском бюджете на данный год задолженности по государственном долгу прошлых лет с наступившим сроком уплаты.

    Сбалансированность бюджетов всех административно-территориальных единиц рассматривается как необходимое условие бюджетно-финансовой политики.

    Предельные  размеры дефицита республиканского бюджета устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

    Республиканский бюджет утверждается законом Республики Беларусь, местные бюджеты  - решениями  местных Советов депутатов.

    В законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год устанавливается  также размер прироста внутреннего и лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь, лимит участия Национального банка Республики Беларусь в кредитовании дефицита республиканского бюджета, размер платы за обслуживание Национальным банком  Республики Беларусь государственного внутреннего долга и другие показатели.

    Контроль  за использованием республиканского бюджета  осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Оперативный  контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению возлагается на Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, местные финансовые, налоговые и таможенные органы.

    Бюджет  является важным рычагом воздействия  на экономику и стимулирования ее роста. Путем изменения уровня государственных расходов и налогообложения правительство может регулировать объем совокупного спроса (потребительских и инвестиционных расходов), влиять на колебания экономической конъюнктуры. Различают экспансионистскую (расширительную) и рестрикционную (ограничительную) бюджетную политику. Первая из них выражается в увеличении государственных расходов и снижении уровня налогообложения, что способствует преодолению экономических кризисов и ускорению экономического роста; вторая – в уменьшении расходов и повышении налогов, что помогает ослабить инфляцию и стабилизировать хозяйственную конъюнктуру. [6, с.666-672] 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    На  основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.

    Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент. Бюджет возникает и действует там, где  существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

    Все элементы бюджетного устройства функционируют  в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.

Информация о работе Государственный бюджет и финансовая система