Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:12, курсовая работа
Целью данной работы является изучение экономической сути таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность, бюджетное регулирование посредством бюджетно-налоговой (фискальной) политики государства.
Необходимо решить ряд поставленных задач, которые включают раскрытие сущности, роли и главные функции государственного бюджета; рассмотрение формирования доходов и расходов бюджета, а также пути сбалансирования государственного бюджета; определение методов бюджетного регулирования; рассмотрение государственного бюджета Республики Беларусь; изучение и анализ статистических данных.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Понятие государственного бюджета и его составляющие 6
1.1 Понятие государственного бюджета, его необходимость и условия возникновения 6
1.2 Состав и структура государственного бюджета 7
2 Бюджетно-налоговая (фискальная) политика и её механизмы 11
2.1 Понятие, цели, инструменты фискальной политики. 11
2.2. Виды фискальной политики 11
2.3 Дискреционнаая и недискреционная фискальная политика 12
2.4. Влияние фискальной политики на государственный бюджет 16
3 Государственный бюджет Республики Беларусь. 20
3.1 Доходы и расходы бюджета Республики Беларусь. 20
3.2 Бюджетный дефицит и государственный долг в Республике Беларусь. 25
3.3 Планирование доходной и расходной частей бюджета на современном этапе. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра Экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Государственный бюджет как основное звено финансовой системы
Студент
УЭФ, 2-ой курс, 10-ДЭТ
Руководитель
канд. экон. наук,
доцент
МИНСК 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Понятие государственного
1.1 Понятие
государственного бюджета, его
необходимость и условия
1.2 Состав и структура государственного бюджета 7
2 Бюджетно-налоговая (фискальная) политика и её механизмы 11
2.1 Понятие,
цели, инструменты фискальной
2.2. Виды фискальной политики 11
2.3 Дискреционнаая и недискреционная фискальная политика 12
2.4. Влияние фискальной политики на государственный бюджет 16
3 Государственный бюджет
3.1 Доходы и расходы бюджета Республики Беларусь. 20
3.2 Бюджетный
дефицит и государственный
3.3 Планирование
доходной и расходной частей
бюджета на современном этапе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Приложение 1 32
Приложение 2 33
Приложение 3 34
Приложение 4 35
Приложение 5 36
Курсовая работа содержит 36с., 2 таблицы, 8 рисунков, 5 приложений, 16 источников.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТ, ДЕФИЦИТ, ПРОФИЦИТ, БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА, БЮДЖЕТО-НАЛОГОВАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) ПОЛИТИКА, НАЛОГИ, ФИНАНСЫ, БЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, БЮДЖНТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, ДОХОДЫ, РАСХОДЫ,ПЛАНИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА.
Объектом является бюджетная система, предметом – бюджет государства.
Цель работы – анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе, изучение бюджетно-налоговой политики, изучение бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь.
Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.
Course work contains 36с., 2 tables, 8 figures, 5 applications, 16 sources.
THE STATE BUDGET, THE BUDGET DEFICIT, SURPLUS, THE BUDGET SYSTEM, БЮДЖЕТО-TAX (FISCAL) POLICY)TAXES, FINANCES, BUDGET RELATIONS, БЮДЖНТНОЕ DISTRIBUTION, INCOME, EXPENSES, BUDGET PLANNING.
The object is a budget system, the subject of the budget of the state.
The aim of the work - analysis and review of the role of the budget in the financial system, the study of fiscal policy, the study of the budget deficit and the public debt of the Republic of Belarus.
Research methods: the description, systematization, classification, analytical method, the method of comparative analysis, statistical, graphic, the method of collecting facts.
Государственный бюджет составляет основу финансовой деятельности государства. Его состояние может отражать как успехи, так и провалы государственной политики. Сегодня, в условиях активной финансовой деятельности государства, актуальны многие вопросы: как выстроить эффективную бюджетную политику без существенных потрясений для экономики, какая бюджетная политика принесет больше плюсов, чем минусов, что для этого должно сделать государство.
Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций. Он является важным инструментом воздействия на экономику. С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйственной деятельности, осуществлять социально ориентированную политику. Манипулируя доходной и расходной частью бюджета, государство осуществляет перераспределение доходов между субъектами экономики. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает власти возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку и т.д.
Бюджетно-налоговая политика государства является важнейшим рычагом воздействия на социально-экономические процессы. Особенно важно создание современных механизмов формирования и использования бюджетных ресурсов в нестабильных условиях экономики.
Целью данной работы является изучение экономической сути таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность, бюджетное регулирование посредством бюджетно-налоговой (фискальной) политики государства.
Необходимо решить ряд поставленных задач, которые включают раскрытие сущности, роли и главные функции государственного бюджета; рассмотрение формирования доходов и расходов бюджета, а также пути сбалансирования государственного бюджета; определение методов бюджетного регулирования; рассмотрение государственного бюджета Республики Беларусь; изучение и анализ статистических данных.
Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями. История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в своей финансовой деятельности составляет смету доходов и расходов на определенный период. Организационная деятельность государства по удовлетворению общественных потребностей требует мобилизации определенных доходов для создания бюджетного фонда и осуществления государственных расходов.
Процесс трансформации бюджета в финансовую категорию происходил одновременно с развитием общества, государства и товарно-денежных отношений. В этих условиях бюджет формируется как фонд денежных средств.[13,с.57]
С развитием товарно-денежных отношений, а вслед за ними и государственных институтов, расширяются функции государства. Государство начинает осуществлять созидательные функции: строить города, дороги, оказывать поддержку неимущим гражданам. В этих условиях появляется необходимость покрывать растущие потребности государства денежными сборами, налогами, торговыми пошлинами. Это приводит к тому, что начинают составляться разрозненные сметы затрат и доходов, которые впоследствии обретают форму объединенных государственных ресурсов - государственного бюджета. Первые бюджеты начали составляться в Англии в конце XVII в., а к концу XVIII в. практически все государства Европы имели собственные плановые сметы доходов и расходов казны на текущий год.
Таким образом, бюджет имеет
все признаки, присущие экономической
категории, а также выражает совокупность
определенных экономических отношений.
Государственный бюджет как экономическая
категория представляет собой совокупность
экономических отношений по поводу формирования
и использования государственного централизованного
фонда денежных средств. Экономические
отношения - главный сущностный признак
бюджета, который раскрывает его природу
и значимость в воспроизводственных процессах.
Бюджет также можно определить как основной
финансовый план централизованных государственных
доходов и расходов. Существенный признак
бюджета - его плановость, то есть план
управления финансовыми ресурсами на
очередной период, программа государственного
развития. Конкретная величина бюджетных
фондов зависит от ряда факторов: уровня
развития экономики, типа государства,
приоритетов внутреннего и внешнего развития,
национальных особенностей и др. [13, с.59]
Бюджетные отношения характеризуются многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса и охватывают все уровни хозяйствования. Формы бюджетных отношений зависят от методов ведения хозяйства и социально-культурного обслуживания граждан, а также задач, решаемых государством на каждом этапе исторического развития. Объективный характер бюджетных отношений обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для расширенного воспроизводства на нужды всего общества, удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения задач обороны страны, возмещения общих издержек государственного управления.
Бюджетные отношения в процессе функционирования материализуются в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Величина бюджетного фонда отражает степень централизации финансовых ресурсов в руках государства и определяется такими факторами, как: уровень развития экономики; методы хозяйствования на предприятиях; решаемые обществом экономические и социальные задачи; масштабы намечаемых структурных изменений в народнохозяйственных пропорциях и т.п. В составе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в специфических формах.[9,с.89]
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет государственный бюджет. По экономической сущности государственный бюджет — это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием бюджетного фонда и целевым использованием средств на выполнение государством возложенных на него экономических, социальных, политических и других задач в рамках соответствующей экономической системы. В этих условиях государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. [9, с. 90]
При формировании рыночной экономики роль государственного бюджета повышается. При этом методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений изменяются.
В системе государственных финансов основное место занимает бюджет, который используется правительством для перераспределения национального дохода, а также регулирования и стимулирования экономических процессов.
Содержание и структура
бюджетной системы зависят от
ряда объективных и субъективных
факторов. Среди объективных факторов
выделяют преобладающую форму
В странах, имеющих унитарное устройство (Франция, Великобритания, Беларусь), бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджеты. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Швейцария, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, кантонов, субъектов федерации и т.п. Такое бюджетное устройство достигается вследствие разделения источников формирования доходов всех видов бюджетов, в том числе распределения налоговых поступлений среди субъектов по различным направлениям: между центром и территориями, между органами власти. Это явление получило название бюджетного федерализма. Он предполагает взаимодействие органов власти различных уровней с целью формирования, присвоения, распространения и использования денежных ресурсов общества. Общим, как для унитарных, так и для федеративных государств является автономность местных бюджетов, которые не включаются в состав государственного.[14, с.204]
Через бюджетную систему реализуются функции бюджета: распределительная и контрольная.
Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. В некоторых странах эту функцию выполняет государственное казначейство через свои региональные органы.
Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный (Национальный) банк и другие органы. Бюджетная система строится на основе следующих принципов:
Информация о работе Государственный бюджет как основное звено финансовой системы