Государственный бюджет как основное звено финансовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение экономической сути таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность, бюджетное регулирование посредством бюджетно-налоговой (фискальной) политики государства.
Необходимо решить ряд поставленных задач, которые включают раскрытие сущности, роли и главные функции государственного бюджета; рассмотрение формирования доходов и расходов бюджета, а также пути сбалансирования государственного бюджета; определение методов бюджетного регулирования; рассмотрение государственного бюджета Республики Беларусь; изучение и анализ статистических данных.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
1 Понятие государственного бюджета и его составляющие 6
1.1 Понятие государственного бюджета, его необходимость и условия возникновения 6
1.2 Состав и структура государственного бюджета 7
2 Бюджетно-налоговая (фискальная) политика и её механизмы 11
2.1 Понятие, цели, инструменты фискальной политики. 11
2.2. Виды фискальной политики 11
2.3 Дискреционнаая и недискреционная фискальная политика 12
2.4. Влияние фискальной политики на государственный бюджет 16
3 Государственный бюджет Республики Беларусь. 20
3.1 Доходы и расходы бюджета Республики Беларусь. 20
3.2 Бюджетный дефицит и государственный долг в Республике Беларусь. 25
3.3 Планирование доходной и расходной частей бюджета на современном этапе. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 112.86 Кб (Скачать)

-минимизации количества планируемых (отчетных) показателей при сохранении полноты информации и своевременности ее предоставления. Как правило, по каждой задаче должно быть приведено не более трех показателей. В случае использования большего их числа, необходимо разделить показатели на основные и дополнительные;

-использования показателей  конечных общественно значимых  результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей за счет оказания им субъектом бюджетного планирования и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств государственных услуг. Под внешними потребителями услуг понимаются физические и юридические лица, их группы, а также органы государственной власти (местного самоуправления), за исключением федерального органа исполнительной власти – субъекта бюджетного планирования и подведомственных ему органов и учреждений. Использование показателей непосредственных результатов деятельности, характеризующих объем и качество государственных услуг, оказанных субъектом бюджетного планирования и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств внешним потребителям, допускается только при обосновании невозможности применения показателей конечных результатов.

В число используемых показателей, описывающих деятельность субъекта бюджетного планирования будут включаться показатели, характеризующие уровень удовлетворенности потребителей государственных услуг, оказываемых (финансируемых) субъектом бюджетного планирования, объемом и качеством потребляемых услуг.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе приведенной  выше информации можно сделать следующий  вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению  основных задач и количественных параметров формирования доходов и  расходов бюджета, управления государственным  долгом является основным инструментом экономической политики государства. 

Государственный бюджет - это  важнейший плановый и контрольный  инструмент. Бюджет возникает и действует  там, где существует государство  и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство  реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.

Однако как в теории, так и в практике формирования бюджета возникает ряд проблем, решение которых позволило бы усилить его воздействие на выход страны из затянувшегося кризиса. Это требует реформирования бюджета и бюджетного процесса с учетом особенностей рыночных преобразований.

Усиление роли бюджета  Беларуси в регулировании общественных процессов происходило одновременно с развитием белорусского государства. Это дает нам право более глубоко изучить данный процесс, рассмотреть бюджет как историческую категорию, проследить его зарождение и развитие на различных этапах государства, трансформацию в финансовую категорию.

Бюджетное корректирование  в современных условиях становится неотъемлемой частью бюджетного планирования, а повышение обоснованности макроэкономических показателей следует рассматривать как важнейшее условие повышения качества бюджетного планирования.

Анализ показал, что для  эффективного проведения бюджетной  политики в области выработки и реализации подходов по формированию основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности – снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Актуальные проблемы  социально-экономического развития  Республики Беларусь: сборник научных  статей. Часть 2/ Гродно: ГрГУ, 2006, - 349 с. 

2 Бюджетная полттика РБ// Вестник БГЭУ . – 2010г. - №2. 

3 Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы./С.В.Галицкая. – М.: Экзамен, 2002.-224 с.

4 Государственный бюджет: учебное пособие под ред. М.И.Ткачук, Мн.,1995

5 Дорнбуш Р., Фишер С.  Макроэкономика. – М.,1997

6 Закон Республики Беларусь  «О бюджете на 2009 год»

7 Национальная экономика Беларуси / В.Н. Шимов [и др.] ; под ред. В.Н. Шимова. – 3-е изд. – Минск:БГЭУ, 2009. – 751 с.

8 Основы теории финансов под ред. Л.А Дробозиной, М.: - 1995

9 Проект бюджета 2010// Финансы.Учет.Аудит. – 2009. – №10. – 81 с. 
10 Теория финансов:Учеб.пособие/Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина и др.;Под ред. проф. Н.Е.Заяц, М.К. Фисенко. – Мн.:БГЭУ,2005. – 351с.

11 Устойчивое развитие экономики Беларуси: теоретические и организационные аспекты: моногр./под ред. В.Н. Шимова, Г.А. Короленко. – Минск: БГЭУ, 2006. – 427 с.

12 Финансы и кредит: Учеб. пособие/ Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.:Финансы и статистика, 2004. – 512 с.

13 Финансы и кредит: учебное пособие// Под редакцией Н. И. Плотницкого «Книжный дом» «Мисанта» 2005. – 336 с.

14 Экономическая наука: современные проблемы развития. Сб. науч. ст./Центр исслед. ин-тов рынка, ГГУ им. Ф. Скорины. Под ред. Б.В. Сорвирова. – Гомель: ЦИИР, 2005. – 242 с.

15. Ивашевский С.Н. Макроэкономика: Учебник. – 2-е изд., испр., доп. – М.:Дело, 2002. – 472 с.

16. Макроэкономика: Учеб. Пособие/Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244с.

 

Приложение 1

Налоги, государственные

                            расходы


 

 

T

N

K E M G

                                                                                                    

L

                                     Q1             Qe        Q2               Доход, выпуск                                       

 

Рисунок 1. Бюджетные дефициты, излишки. Бюджет полной занятости.

 

 

      Совокупные расходы


 C+I+G


 


E2 20.млр.руб C+I

                               E1                                  

                                              Е2                 

 Q1 Q2 Доход, выпуск


                               

Рисунок 2. Государственные закупки и равновесный национальный продукт.

Приложение 2

      Совокупные расходы


 

                                                         C1+I+G


 

 E1 С2+I+G 


12 млр.руб.

                                        E2             

                                                                                                      Доход, выпуск                                                                         


Рисунок 3. Аккордные налоги и равновесный национальный продукт

 

 

Совокупные расходы 


                                             


                                                     E1                C+I+G      

                                            E2               C’+I+G

 

                                                                                                               

                                            Q2    Q1 Доход, выпуск

Рисунок 4. Пропорциональные налоги и равновесный национальный продукт

 

 

Приложение 3

Совокупные расходы


 


                                                                          E3        C+I+G1


                                                            C1+I+G1 


   E2 C+I+G


 E1


                                                                                                                         


                                                                                                                                              Доход, выпуск

 

Рисунок 5. Государственные закупки, налоги и равновесный национальный продукт

 

Правительственные закупки (G),

чистые налоги (Т), млн.долл.



Чистые налоги(T)

 H


  D Государственные закупки(G)


А Z

                                  В                               


                                                                    

                                    C              E              F                        ВВП (Y),  доходы(D) 


 

 

Рисунок 6. Дефицит и избыток государственного бюджета.   

Приложение 4

 

                                           Налоговые поступления, ед.


                                Бюджетный избыток

                           

                           200 Сбалансированный бюджет


 

             

                     Бюджетный дефицит Y, ден.ед


0 1000 2000

  

Рисунок 7. Связь между бюджетом и объемом ВВП

 

 

      ВВП(Y)



 ВВП потенц


 

                                                                     1               2

                                              2

 1


                                                       

время (Т)

 

 

Рисунок 8. Влияние стимулирующей 2 и сдерживающей 1 фискальной политики на стабилизацию темпов роста ВВП соответственно при спаде и экономическом подъеме.

Приложение 5

Таблица1 Консолидированный бюджет Республики Беларусь за 2004-2009 гг.

Показатели

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Доходы консолидированного бюджета (млрд.р)

22057

30825

38391

48049

65663

62808

Расходы консолидированного бюджета (млрд.р)

22036

31257

37256

47627

63811

63766

Дефицит(-), профицит(+)

консолидированного бюджета (млрд.р)

+21

-432

+1135

+422

+1852

-958


 

 

 

Таблица 2 - О данных валового внешнего долга

Показатели

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Валовой внешний долг РБ (млрд.р)

4 174.9

4 935.4

5 128.2

6 844.1

12 496.5

15 154.1

22 060.3

Краткосрочный   (млрд.р)

2 764.3

3 840.4

3 650.4

4 778.2

7 867.0

8 275.6

9 927.3

Долгосрочный (млрд.р)

1 410.6

1 095.0

1 477.8

2 065.9

4 629.5

6 878.5

12 133.0


 


Информация о работе Государственный бюджет как основное звено финансовой системы