Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:12, курсовая работа
Целью данной работы является изучение экономической сути таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность, бюджетное регулирование посредством бюджетно-налоговой (фискальной) политики государства.
Необходимо решить ряд поставленных задач, которые включают раскрытие сущности, роли и главные функции государственного бюджета; рассмотрение формирования доходов и расходов бюджета, а также пути сбалансирования государственного бюджета; определение методов бюджетного регулирования; рассмотрение государственного бюджета Республики Беларусь; изучение и анализ статистических данных.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Понятие государственного бюджета и его составляющие 6
1.1 Понятие государственного бюджета, его необходимость и условия возникновения 6
1.2 Состав и структура государственного бюджета 7
2 Бюджетно-налоговая (фискальная) политика и её механизмы 11
2.1 Понятие, цели, инструменты фискальной политики. 11
2.2. Виды фискальной политики 11
2.3 Дискреционнаая и недискреционная фискальная политика 12
2.4. Влияние фискальной политики на государственный бюджет 16
3 Государственный бюджет Республики Беларусь. 20
3.1 Доходы и расходы бюджета Республики Беларусь. 20
3.2 Бюджетный дефицит и государственный долг в Республике Беларусь. 25
3.3 Планирование доходной и расходной частей бюджета на современном этапе. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
-минимизации количества планируемых (отчетных) показателей при сохранении полноты информации и своевременности ее предоставления. Как правило, по каждой задаче должно быть приведено не более трех показателей. В случае использования большего их числа, необходимо разделить показатели на основные и дополнительные;
-использования показателей конечных общественно значимых результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей за счет оказания им субъектом бюджетного планирования и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств государственных услуг. Под внешними потребителями услуг понимаются физические и юридические лица, их группы, а также органы государственной власти (местного самоуправления), за исключением федерального органа исполнительной власти – субъекта бюджетного планирования и подведомственных ему органов и учреждений. Использование показателей непосредственных результатов деятельности, характеризующих объем и качество государственных услуг, оказанных субъектом бюджетного планирования и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств внешним потребителям, допускается только при обосновании невозможности применения показателей конечных результатов.
В число используемых показателей, описывающих деятельность субъекта бюджетного планирования будут включаться показатели, характеризующие уровень удовлетворенности потребителей государственных услуг, оказываемых (финансируемых) субъектом бюджетного планирования, объемом и качеством потребляемых услуг.
На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.
Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент. Бюджет возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.
Однако как в теории, так и в практике формирования бюджета возникает ряд проблем, решение которых позволило бы усилить его воздействие на выход страны из затянувшегося кризиса. Это требует реформирования бюджета и бюджетного процесса с учетом особенностей рыночных преобразований.
Усиление роли бюджета Беларуси в регулировании общественных процессов происходило одновременно с развитием белорусского государства. Это дает нам право более глубоко изучить данный процесс, рассмотреть бюджет как историческую категорию, проследить его зарождение и развитие на различных этапах государства, трансформацию в финансовую категорию.
Бюджетное корректирование в современных условиях становится неотъемлемой частью бюджетного планирования, а повышение обоснованности макроэкономических показателей следует рассматривать как важнейшее условие повышения качества бюджетного планирования.
Анализ показал, что для
эффективного проведения бюджетной
политики в области выработки и реализации
подходов по формированию основных доходных
источников необходимо совершенствование
налоговой политики, сокращение налоговой
нагрузки, максимальное использование
резервов для пополнения доходной части
бюджета. Таким образом, необходимо добиться
достаточных и стабильных поступлений
в бюджет и по возможности – снизить налоговое
давление на экономику и ограничить его
негативное воздействие на темпы роста
производства, инвестиций и экспорта.
1 Актуальные проблемы
социально-экономического
2 Бюджетная полттика РБ// Вестник БГЭУ . – 2010г. - №2.
3 Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы./С.В.Галицкая. – М.: Экзамен, 2002.-224 с.
4 Государственный бюджет:
учебное пособие под ред. М.И.
5 Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М.,1997
6 Закон Республики Беларусь «О бюджете на 2009 год»
7 Национальная экономика Беларуси / В.Н. Шимов [и др.] ; под ред. В.Н. Шимова. – 3-е изд. – Минск:БГЭУ, 2009. – 751 с.
8 Основы теории финансов под ред. Л.А Дробозиной, М.: - 1995
9 Проект бюджета 2010// Финансы.Учет.Аудит.
– 2009. – №10. – 81 с.
10 Теория финансов:Учеб.пособие/Н.Е. Заяц,
М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина и др.;Под ред.
проф. Н.Е.Заяц, М.К. Фисенко. – Мн.:БГЭУ,2005.
– 351с.
11 Устойчивое развитие экономики Беларуси: теоретические и организационные аспекты: моногр./под ред. В.Н. Шимова, Г.А. Короленко. – Минск: БГЭУ, 2006. – 427 с.
12 Финансы и кредит: Учеб. пособие/ Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.:Финансы и статистика, 2004. – 512 с.
13 Финансы и кредит: учебное пособие// Под редакцией Н. И. Плотницкого «Книжный дом» «Мисанта» 2005. – 336 с.
14 Экономическая наука: современные проблемы развития. Сб. науч. ст./Центр исслед. ин-тов рынка, ГГУ им. Ф. Скорины. Под ред. Б.В. Сорвирова. – Гомель: ЦИИР, 2005. – 242 с.
15. Ивашевский С.Н. Макроэкономика: Учебник. – 2-е изд., испр., доп. – М.:Дело, 2002. – 472 с.
16. Макроэкономика: Учеб. Пособие/Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244с.
расходы
T
N
K E M G
L
Рисунок 1. Бюджетные дефициты, излишки. Бюджет полной занятости.
Совокупные расходы
C+I+G
E2 20.млр.руб C+I
E1
Q1 Q2 Доход, выпуск
Рисунок 2. Государственные закупки и равновесный национальный продукт.
E1 С2+I+G
12 млр.руб.
Рисунок 3. Аккордные налоги и равновесный национальный продукт
Рисунок 4. Пропорциональные налоги и равновесный национальный продукт
E2 C+I+G
E1
Рисунок 5. Государственные закупки, налоги и равновесный национальный продукт
Правительственные закупки (G),
чистые налоги (Т), млн.долл.
Чистые налоги(T)
H
D Государственные закупки(G)
А Z
Рисунок 6. Дефицит и избыток государственного бюджета.
Бюджетный избыток
200 Сбалансированный бюджет
Бюджетный дефицит Y, ден.ед
0 1000 2000
Рисунок 7. Связь между бюджетом и объемом ВВП
ВВП(Y)
ВВП потенц
1
время (Т)
Рисунок 8. Влияние стимулирующей 2 и сдерживающей 1 фискальной политики на стабилизацию темпов роста ВВП соответственно при спаде и экономическом подъеме.
Таблица1 Консолидированный бюджет Республики Беларусь за 2004-2009 гг.
Показатели |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Доходы консолидированного бюджета (млрд.р) |
22057 |
30825 |
38391 |
48049 |
65663 |
62808 |
Расходы консолидированного бюджета (млрд.р) |
22036 |
31257 |
37256 |
47627 |
63811 |
63766 |
Дефицит(-), профицит(+) консолидированного бюджета (млрд.р) |
+21 |
-432 |
+1135 |
+422 |
+1852 |
-958 |
Таблица 2 - О данных валового внешнего долга
Показатели |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Валовой внешний долг РБ (млрд.р) |
4 174.9 |
4 935.4 |
5 128.2 |
6 844.1 |
12 496.5 |
15 154.1 |
22 060.3 |
Краткосрочный (млрд.р) |
2 764.3 |
3 840.4 |
3 650.4 |
4 778.2 |
7 867.0 |
8 275.6 |
9 927.3 |
Долгосрочный (млрд.р) |
1 410.6 |
1 095.0 |
1 477.8 |
2 065.9 |
4 629.5 |
6 878.5 |
12 133.0 |
Информация о работе Государственный бюджет как основное звено финансовой системы