Государственный бюджет как основное звено финансовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение экономической сути таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность, бюджетное регулирование посредством бюджетно-налоговой (фискальной) политики государства.
Необходимо решить ряд поставленных задач, которые включают раскрытие сущности, роли и главные функции государственного бюджета; рассмотрение формирования доходов и расходов бюджета, а также пути сбалансирования государственного бюджета; определение методов бюджетного регулирования; рассмотрение государственного бюджета Республики Беларусь; изучение и анализ статистических данных.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
1 Понятие государственного бюджета и его составляющие 6
1.1 Понятие государственного бюджета, его необходимость и условия возникновения 6
1.2 Состав и структура государственного бюджета 7
2 Бюджетно-налоговая (фискальная) политика и её механизмы 11
2.1 Понятие, цели, инструменты фискальной политики. 11
2.2. Виды фискальной политики 11
2.3 Дискреционнаая и недискреционная фискальная политика 12
2.4. Влияние фискальной политики на государственный бюджет 16
3 Государственный бюджет Республики Беларусь. 20
3.1 Доходы и расходы бюджета Республики Беларусь. 20
3.2 Бюджетный дефицит и государственный долг в Республике Беларусь. 25
3.3 Планирование доходной и расходной частей бюджета на современном этапе. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 112.86 Кб (Скачать)

Мультипликатор государственных  расходов равен мультипликатору  инвестиций, так как они оказывают  на экономику идентичный эффект. Действительно, рост государственных закупок (как и инвестиций) создает дополнительный спрос на товары и услуги, который вызывает первичное приращение дохода, равное росту государственных расходов. Часть этого дохода, определенная предельной склонностью к потреблению, будет использована на потребление, что приведет к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и национального дохода и т.д. Следовательно, изменение государственных расходов приводит в движение такой же процесс мультипликации национального дохода, как и изменение частных инвестиций. Поэтому мультипликатор государственных расходов также можно определить по формуле:

Чтобы определить изменение  реального  национального продукта (дохода), полученное в результате роста государственных закупок, надо умножить мультипликатор Mg на прирост государственных расходов  dG.

В периоды подъема экономики, когда частные расходы достаточно велики, правительство уменьшает закупки товаров и услуг. Сокращение государственных расходов сопровождается сдвигом кривой совокупных расходов C+I+G вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема национального продукта, доходов.

Так же, как изменения  государственных закупок, на объем  выпуска, доходов, действуют изменения трансфертных платежей, которые являются элементом государственных расходов. Однако эффективность их влияния на спрос, а значит, и на объем национального продукта несколько меньше. Это объясняется тем, что трансфертные выплаты населению приводят к росту его доходов, но только часть их, определяемую предельной склонностью к потреблению МРС, население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупные расходы. Механизм влияния изменения трансфертных  выплат на выпуск, доходы аналогичен тому, который действует при изменении налогов.

Чтобы государственные расходы  имели стимулирующее действие, они  не должны финансироваться за счет налоговых поступлений. Рост налоговых  ставок снизит стимулы к деловой активности, что приведет к сокращению объема производства, доходов. Поэтому рост государственных расходов, как правило, сопровождается бюджетным дефицитом.

Таким образом, увеличивая расходы  в период спада производства и  сокращая их во время экономических  подъемов, государство смягчает экономические  кризисы, добивается более плавного роста объема национального производства.

Инструментом дискреционной  фискальной политики являются изменения  в налогообложении. Рассмотрим, как повлияет на объем национального продукта введение аккордного (паушального) налога. Это налог в строго заданной сумме, величина которой остается постоянной при изменении объема выпуска. Допустим, что при совокупных расходах C1 + I + G  равновесное состояние достигалось в точке Е1 при объеме выпуска Q1. (Приложение 2, рисунок 3.)

Государство вводит аккордный  налог с населения, равный 16 млрд. рублей. Свои доходы население использует на потребление и сбережение, соотношение  между изменениями которых определяет предельная склонность к потреблению МРС. Примем ее равной ¾. С учетом МРС введение налога в 16 млрд. рублей, вызовет уменьшение потребления на 12 млрд. рублей, что приведет к сокращению совокупных расходов на такую же величину. Прямая С1 + I + G сдвинется вниз, в положение С2 + I + G. Уменьшение расходов и спроса будет сопровождаться сокращением производства до тех пор, пока не наступит новое состояние равновесия в точке Е2 при объеме выпуска Q2. Как видно из рисунка, расстояние между Q2 и Q1 больше, чем разница по вертикали между прямыми С1+I+G и C2+I+G, т.е. больше 12 млрд. рублей, что свидетельствует о наличии мультипликатора налогов. Он меньше мультипликатора государственных расходов. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок на одну денежную единицу приводит к такому же изменению совокупных расходов, а изменение аккордного налога на денежную единицу сопровождается изменением совокупных расходов на МРС * 1. Поэтому налоговый мультипликатор будет равен:

  или 

По этой же формуле можно  рассчитать мультипликатор трансфертных выплат. Однако если увеличение налогов  приводит к сокращению национального  продукта, доходов, то рост трансфертных платежей, наоборот, способствует их возрастанию.

Допустим, что при налоговой  ставке, равной нулю, экономическая  система будет находиться в равновесии - точка Е1 (Приложение 2, рисунок 4.) Равновесный объем выпуска Q1.

Предположим, что государство  вводит подоходный пропорциональный налог, ставка которого t. Если доход населения до введения налога был Y, то после взимания налога располагаемый доход можно рассчитать так: Y – tY = (1 – t)Y (автономные налоги не будем учитывать при расчетах). Это значит, что из каждой денежной единицы дохода раньше на потребление уходило МРС * 1, а теперь: (1-t)MPC, т.е. новая предельная склонность к потреблению MPC’ приведет к снижению наклона кривой совокупных расходов, т.е. к сдвигу ее в положение C’ + I+ G. Точка равновесия переместится из Е1 в Е2, что приведет к сокращению объема национального производства с Q1 до Q2. С учетом нового значения предельной склонности к потреблению МРС’ налоговый мультипликатор можно рассчитать по формуле:

Аналогичные рассуждения  имеют место и в противоположном  случае, когда налоговая ставка снижается, а национальный доход увеличивается.

Фискальная политика, как  правило, оперирует одновременно как  расходами государства, так и его налогами. Особый интерес представляет случай, когда государство увеличивает свои закупки G и налоги Т на одинаковую величину (сальдо государственного бюджета при этом не изменяется). Проанализируем последствия этих действий. Допустим, что первоначально равновесие достигалось в точке Е1. ( Приложение 3, рисунок 5.)

Предположим, государство  увеличило закупки товаров и  услуг на 20 млн. рублей, что привело  к росту совокупных расходов тоже на 20 млн. рублей и к сдвигу кривой С=I+G вверх, в положение C+I+G1. Точка равновесия переместилась из Е1 в Е2. Объем национального продукта возрос с Q1 до Q2. Рассчитать его прирост можно следующим образом (МРС примем равной ¾):

Q2-Q1 = Mg * 20 млн.р. = (1/ (1- ¾)) 20 млн.р. = 80 млн.р.

Введение аккордного налога величиной в 20 млн. рублей сдвинет  кривую C+I+G1 вниз, в положение C1+I+G1.  Сдвиг произойдет на величину 15 млн. рублей, так как мультипликатор налогов меньше мультипликатора расходов.  Точка равновесия переместится из Е2 в Е3, а объем производства уменьшится с Q2 до Q3. Объем производства в результате введения налога сократится на:

Q2-Q3  =  Mn * 20 млн.р. = ((3/4) / (1-3/4)) 20 млн.р. = 60 млн.р.

Следовательно, в результате роста государственных закупок  национальный продукт увеличился на 80 млн. рублей, а введение налога сократило его на 60 млн. рублей. Таким образом, одновременное увеличение государственных расходов и налогов на 20 млн. рублей обусловило рост национального продукта также на 20 млн. рублей, т.е. мультипликатор равен 1. Он называется мультипликатором сбалансированного бюджета и не зависит от предельной склонности к потреблению. Это можно доказать арифметически, если вычесть из прироста национального продукта, полученного в результате увеличения государственных расходов, сокращение того же национального продукта, обусловленное введением аккордного налога:

В модели «расходы-доходы»  дискреционная политика рассматривается  при неизменном уровне цен. В реальной жизни увеличение государственных расходов, снижение налогов ведут к росту совокупных расходов и спроса, что приводит к повышению уровня цен и росту ставки ссудного процента, которые обуславливают в свою очередь сокращение частных инвестиций. Этот эффект, называемый эффектом вытеснения, снижает действенность фискальной политики.

Недостатком бюджетно-налогового регулирования является также наличие  довольно значительного временного лага. Он включает, во-первых, время, которое проходит от осознания того, что в стране начинается спад производства или инфляция, до понимания необходимости принятия конкретных действий. Во-вторых – временной промежуток от осознания этой необходимости до утверждения конкретных мер экономической политики. В-третьих, - период времени от утверждения данных мер до получения эффекта от их реализации. [15, Стр.125-134]

2.4.   Влияние фискальной политики  на государственный бюджет

Роль бюджета в национальной экономике значительна. Во-первых, он является частью финансов страны, которую  контролирует государство, поэтому  с помощью бюджета государство  способно вмешиваться в рыночные механизмы. Во-вторых, бюджет является способом аккумуляции денежных средств  для решения крупных, глобальных экономических проблем. В-третьих, наличие  бюджета позволяет решать сложные  социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.).

Государственный бюджет составляется правительством и утверждается, принимается высшими законодательными органами. Таким образом, в руках государства появляются значительные финансовые инструменты воздействия на экономические процессы. Как правило, это государственные закупки, дотации, трансфертные платежи (TR), инвестиции (I). Государственные закупки – это спрос правительства на товары и услуги. Социальные выплаты (трансферты) – это платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров и услуг. [19. стр.137-150]

Между  государственным  бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь. Если представить, что сумма государственных закупок товаров и услуг – постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком – излишек бюджета. (Приложение 3, рисунок 6)

Если бюджет сбалансирован, то величина налоговых поступлений  совпадает с суммой правительственных  закупок (точка D) и равна отрезку DE. Если в экономике наблюдается экономический спад, то сумма налоговых поступлений в бюджет при неизменном уровне государственных закупок сокращается до уровня ВС, возникает бюджетный дефицит величиной АВ. На фазе экономического подъема величина налоговых поступлений HF выше уровня правительственных закупок, возникает бюджетный избыток HZ. При данном уровне государственных расходов и данном уровне налоговой ставки размер бюджетного дефицита или излишка зависит от величины доходов. [19. стр.137-150]

Если правительственные  расходы превышают доходы, то возникает  дефицит государственного бюджета. При превышении доходов над расходами государство имеет положительное сальдо бюджета.

Бюджетный дефицит  =  Расходы  -  Доходы



                            Закупки товаров и услуг       Сумма социальных  выплат

На размер бюджетного дефицита оказывают влияние колебания  объема национального выпуска. В периоды депрессии, когда ВВП снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета.

Причины этих изменений сальдо бюджета  кроются в том, что  во время спадов  налоговые поступления  от подоходного налога и других прямых налогов снижаются, так как снижается  налогооблагаемая база. В то же время  в периоды спадов некоторые виды государственных расходов увеличиваются (пособия по безработице и другие социальные выплаты).

Связь между бюджетом и  объемом ВВП можно проиллюстрировать  с помощью рисунка 7 (Приложение 4).

Предположим, что государственные  расходы составляют 200 денежных единиц, а налоговая ставка t = 0,2. Следовательно, при Y = 0 налоговые поступления Т = 0. Когда расходы возрастают до 1000 единиц, то налоговые поступления становятся равными государственным расходам (200 единиц). При доходах 1500 единиц государственные расходы составят 300 единиц и т.д. Таким образом, при низком уровне доходов возникает дефицит государственного бюджета, при высоком – избыток бюджета.

Возникает вопрос: может  ли рост государственных расходов, вместо того чтобы приводить к  бюджетному дефициту, обусловливать  его  сокращение? Иначе говоря, может  ли прирост государственных расходов вызвать такое экономическое  оживление, при котором сумма  взимаемых налогов превысит прирост  государственных расходов?

Исследования экономистов  показывают, что рост государственных  расходов приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такого прироста налогов, который «окупал бы» возросшие  расходы. Это значит, что сумма  налоговых поступлений будет  всегда меньше, чем прирост государственных  расходов.

Какое влияние на экономику  оказывает бюджетный дефицит? Свидетельствует  ли он о плохом состоянии экономики  и не лучше ли всегда поддерживать избыток бюджетных средств?

Правильный ответ состоит  в том, что если в государственном  бюджете имеется избыток, т.е. если государство изымает с помощью  налогов больше, чем отдает, то это  означает, что изъятий из макроэкономического  оборота становится больше, чем инъекций. В результате происходит сокращение ВВП.

Напротив, если госбюджет  испытывает дефицит, т.е. его расходы  превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает и ВВП увеличивается.

Таким образом, бюджетный  дефицит – это не показатель плохого  хозяйствования. Еще в 30-е годы Дж. Кейнс и шведские экономисты Г. Мюрдаль  и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления о том, что государственный бюджет должен быть сбалансированным, и пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирования экономического роста, особенно в периоды кризисов.

Действительно, если государство  выплачивает денег больше, чем  получает, то это повышает покупательную  способность в обществе – люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов.

Дефицит полезен  в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов. [1. стр. 188-201]

Информация о работе Государственный бюджет как основное звено финансовой системы