Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:12, курсовая работа
Целью данной работы является изучение экономической сути таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность, бюджетное регулирование посредством бюджетно-налоговой (фискальной) политики государства.
Необходимо решить ряд поставленных задач, которые включают раскрытие сущности, роли и главные функции государственного бюджета; рассмотрение формирования доходов и расходов бюджета, а также пути сбалансирования государственного бюджета; определение методов бюджетного регулирования; рассмотрение государственного бюджета Республики Беларусь; изучение и анализ статистических данных.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Понятие государственного бюджета и его составляющие 6
1.1 Понятие государственного бюджета, его необходимость и условия возникновения 6
1.2 Состав и структура государственного бюджета 7
2 Бюджетно-налоговая (фискальная) политика и её механизмы 11
2.1 Понятие, цели, инструменты фискальной политики. 11
2.2. Виды фискальной политики 11
2.3 Дискреционнаая и недискреционная фискальная политика 12
2.4. Влияние фискальной политики на государственный бюджет 16
3 Государственный бюджет Республики Беларусь. 20
3.1 Доходы и расходы бюджета Республики Беларусь. 20
3.2 Бюджетный дефицит и государственный долг в Республике Беларусь. 25
3.3 Планирование доходной и расходной частей бюджета на современном этапе. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Налоги влияют на величину совокупного спроса через мультипликатор. Поэтому изменение равновесных доходов (D’-D) равно изменению государственных расходов (G’-G), умноженному на величину мультипликатора (МРС). Так как изменение уровня доходов может быть записано как изменение величины ВВП (Y’-Y), то:
Y’-Y = MPC (G’-G).
Известно, что изменение бюджетного дефицита (B’-B) равно изменению уровня государственных расходов минус изменения суммы налоговых поступлений t (Y’-Y), которое имело место в результате изменения уровня доходов:
B’-B = G’-G-t(Y’-Y).
Таким образом, прирост государственных
расходов будет способен вызвать
оживление экономической
S + T = G + I.
Мультипликатор устанавливает, что прирост правительственных расходов d(G), сопровождаемый равным по величине приростом налоговых поступлений d(Т), имеет своим результатом рост выпуска продукции (ВВП).
Мультипликатор
Для выполнения своих функций государственный бюджет должен располагать устойчивой базой. С этой целью часть чистого дохода, формируемого в обществе, изымается в бюджет и образует его доходы. Материальной основой доходов бюджета является национальный доход, а именно его часть, которая централизуется в основном фонде денежных средств страны и его отдельных регионов, и принимающая форму доходов бюджета.
Формы и методы образования доходов изменяются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди которых особое влияние оказывает уровень развития производительных сил, производственных отношений и финансовой науки. Основными источниками формирования бюджета являются:
В соответствии с бюджетной классификацией все виды бюджетных доходов делятся на три основные группы: налоговые и неналоговые платежи и отчисления в социальные фонды. Налоговые платежи являются основным источником формирования бюджета Республики Беларусь. Под налогами понимаются обязательные безвозмездные и безвозвратные платежи в бюджет, взимаемые органами государственного управления в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Республики Беларусь. Поступления от налогов включают также любое взимание с юридических и физических лиц в индивидуальном порядке сборов (пошлин) в связи с оказанием государственными органами юридических услуг.
Получение налоговых доходов отражает односторонние безвозмездные операции сектора государственного управления. В процессе таких операций связи между обязательствами налогоплательщика и получением им товаров и услуг от государства не существует. Налоговые доходы, как и все доходные источники бюджета, делятся на текущие и капитальные налоговые доходы.
Текущие налоговые доходы включают все доходные невозвратные поступления в бюджет, представленные безвозмездными потоками денежных средств, поступающими в сектор государственного управления от осуществления текущей хозяйственной деятельности или получения личного дохода налогоплательщиками. [13, с.69]
К капитальным налоговым доходам относят налоги на капитальные активы, взимаемые нерегулярно и со значительными временными интервалами.
Налоговые доходы также классифицируют в зависимости от объекта обложения или в соответствии с источниками возникновения налоговых обязательств. Объектом обложения могут выступать: имущество, прибыль, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), иное экономическое обоснование, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах предусматривает возникновение обязанности по уплате налога.
В зависимости от объекта
обложения бюджетная
Одним из видов доходов консолидированного бюджета государства являются неналоговые доходы. Неналоговые платежи - альтернативные источники формирования доходов бюджета. Они отражают место государства как субъекта хозяйствования в системе экономических отношений, возможность его полноценного участия наравне с прочими субъектами при реализации объектов государственной собственности, при оказании государственными органами услуг. Неналоговые платежи классифицируются по характеру поступления в бюджет и включают в первую очередь возмездные операции от прямого предоставления государством услуг и продажи товаров. К ним можно отнести доходы от предпринимательской деятельности, поступления от продажи товаров и услуг и случайных продаж, кассовую прибыль или проценты, получаемые от национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода. Кроме возмездных поступлений к неналоговым платежам относятся безвозмездные поступления в виде штрафов, санкций и различного рода конфискаций, а также все добровольные невозвратные текущие поступления в бюджет из негосударственных источников от физических и юридических лиц.
Неналоговые платежи по характеру воспроизводства делятся на текущие и капитальные. К текущим неналоговым доходам относятся возмездные, невозвратные платежи в бюджет. Капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи представлены двумя группами: доходами от реализации государственного имущества, акций и продажи нематериальных активов, а также доходами от реализации государственных резервов. Первая группа объединяет различные виды доходов, образующихся в результате разгосударствления и приватизации государственных предприятий, средств от продажи принадлежащих государству акций, прочие поступления от приватизации государственного имущества и реализации нематериальных активов (патентов, лицензий, авторских прав, и других активов).
Расходы государственного бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы.
Специфика общественного назначения бюджетных расходов состоит в обеспечении финансирования государственной деятельности: экономической, управленческой, социальной и других функций государства. Структура расходов государственного бюджета, их содержание формируются под воздействием множества фактора. Важнейшими из них являются уровень развития производительных сил и производственных отношений, конкретная экономическая и социальная ситуация. Существенное влияние оказывает финансовая политика государства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач. Общим для расходов бюджетов всех стран является их главное назначение - обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций.
Расходы государства могут производиться в виде финансирования отдельных учреждений и мероприятий и путем предоставления ссуд и кредитов. Основным видом осуществления бюджетных расходов остается бюджетное финансирование, т.е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета определенного уровня для осуществления государственной деятельности. Безвозмездность и безвозвратность финансирования является его основными признаками, отличающими от выделения ссуд и кредитов. Принцип безвозмездности и безвозвратности бюджетного финансирования предполагает, что выделяемые на общегосударственные цели и нужды средства не нуждаются в обязательном их возмещении. Однако это не означает отсутствие контроля за рациональным использованием средств со стороны государства. Порядок управления бюджетными средствами должен способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода.
Существуют различные
классификации бюджетных
По общественному назначению расходы государства могут быть разделены на следующие группы:
Каждый из этих видов расходов присутствует в бюджете любого государства, а по выделяемым объемам государственного финансирования можно говорить о приоритетах государственного экономического и социального развития.
Экономические расходы используются с целью государственного регулирования экономики и направлены в сферу производства. По их величине можно судить о степени государственного вмешательства в экономические процессы. В соответствии с бюджетной классификацией расходы на государственное регулирование экономики рассматриваются по функциональному и отраслевому признаку и осуществляются практически во всех отраслях и сферах производства. Почти во всех бюджетах предусматривается государственная поддержка нерентабельных, но имеющих социальную значимость производств; городское благоустройство, сельское хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, угольная промышленность, традиционные виды национальных промыслов. В странах, вступивших на путь рыночных реформ, за счет данных видов расходов может осуществляться дотирование цен на социально важную продукцию, общественный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, создание рыночной инфраструктуры и др. Большое значение имеет выделение расходов на научно-исследовательские разработки и программы.
Расходы на социальные нужды предусматривают в первую очередь финансирование сферы услуг: образование, здравоохранение, культуру, искусство. Важное значение имеет проводимая государством социальная политика, финансирование социальных учреждений и программ, выделение социальной помощи малоимущим и нетрудоспособным слоям населения. Расходы бюджета на социальные нужды имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы, обеспечивают физическое и духовное здоровье нации и служат вложениями в человеческий капитал.
Расходы на управление обеспечивают основную функцию государства - управление и предусматривают обеспечение содержания органов государственного и муниципального управления, правопорядка, судебной власти. Большое значение уделяется расходам на содержание и обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга. Он возникает при использовании государственных долговых обязательств для покрытия бюджетного дефицита за счет внешних и внутренних источников финансирования.
Военные расходы включают расходы на национальную оборону и относятся к важнейшим государственным расходам, создающим национальную и государственную безопасность. К ним относят расходы на содержание армии, научно-исследовательские разработки в области обороны, создание и закупку военной техники и другие расходы, прямо или косвенно обеспечивающие военную мощь государства.
Расходы на внешнеэкономическую деятельность предусматривают осуществление мероприятий и финансирование программ по межгосударственному сотрудничеству: содержание дипломатических представительств, консульств, участие в международных общественных организациях, выставках, прочих международных мероприятиях, культурных и научных связях. К внешнеэкономическим расходам также можно отнести государственную поддержку экспортеров и расходы по финансированию внешнеторговых мероприятий.
Расходы на создание государственных запасов и резервов создаются на случай непредвиденных обстоятельств, стихийных и военных бедствий, являются обязательной статьей расходов государственного бюджета.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы. Это определяется бюджетной классификацией расходов бюджетов.
Капитальные расходы бюджетов - это часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности. Капитальные расходы обеспечивают покрытие инновационных и инвестиционных расходов: произведение капитального ремонта, закупку оборудования, техническим перевооружением и др.
Информация о работе Государственный бюджет как основное звено финансовой системы