Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:45, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;
- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;
Введение
Глава 1. Сущность государственного бюджета
1.1 Экономическая сущность государственного бюджета
1.2 Функция государственного бюджета
Глава 2. Структура государственного бюджета и характеристика уровней бюджета страны
2.1 Структура государственного бюджета
2.2 Характеристика отдельных уровней бюджетной системы: роль и значение в экономике страны
Глава 3. Государственный бюджет 2011-2014 г
3.1 Основные тенденции социально-экономического развития в 2011 году
3.2 Прогноз социально-экономического развития в 2013 - 2014 гг
Заключение
Список используемой литературы
В январе - августе 2011 г. нефть марки "Urals" стоила на мировом рынке в среднем 109,2 доллара США за баррель, что на 44,3% выше среднего уровня сопоставимого периода 2010 года. Значительно выросли цены на цветные металлы (алюминий на 19,7%, медь на 32,2%, никель на 18,5%) и сталь (на 21,3 процента).
В условиях благоприятной конъюнктуры мировых товарных рынков продолжился рост основных показателей внешней торговли. Внешнеторговый оборот, по оценке Минэкономразвития России, в январе - августе 2011 г. увеличился по сравнению с январем - августом 2010 г. на 34,4 %, экспорт товаров на 32,5%, импорт товаров на 37,8 процента. Сальдо торгового баланса увеличилось до 130,4 млрд. долларов США, что на 24,9% выше уровня, достигнутого по итогам первых восьми месяцев 2010 года.
Ожидается, что в целом за год экспорт товаров составит 527,5 млрд. долларов США, что на 31,7% больше, чем в прошлом году, а импорт товаров - 340 млрд. долларов США (36,7 процента). Положительное сальдо внешней торговли составит 187,5 млрд. долларов США, что превысит максимальное значение данного показателя для российской экономики, достигнутое в 2008 году.
Таблица Основные показатели развития экономики (в % к соответствующему периоду предыдущего года)
2010 год |
2011 год | |||||
I полугодие |
II полугодие |
год |
I полугодие |
II полугодие1) |
год1) | |
ВВП |
104,3 |
103,7 |
104,0 |
103,7 |
104,4 |
104,1 |
Индекс потребительских цен, на конец периода, к декабрю предыдущего года |
104,4 |
104,3 |
108,8 |
105,0 |
101,4-101,9 |
106,5-107,0 |
Индекс промышленного |
110,2 |
106,4 |
108,2 |
105,3 |
104,3 |
104,8 |
Обрабатывающие производства3) |
114,3 |
109,7 |
111,8 |
108,0 |
105,4 |
106,7 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
102,8 |
73,4 |
88,1 |
100,7 |
126,7 |
113,7 |
Инвестиции в основной капитал |
101,3 |
110,7 |
106,0 |
102,7 |
109,3 |
106,0 |
Объемы работ по виду деятельности "Строительство" |
93,7 |
105,1 |
99,4 |
101,2 |
110,8 |
106,0 |
Ввод в действие жилых домов |
99,4 |
95,8 |
97,6 |
96,3 |
94,8 |
95,4 |
Реальные располагаемые |
105,3 |
103,1 |
104,2 |
98,8 |
104,2 |
101,5 |
Реальная заработная плата |
104,6 |
105,8 |
105,2 |
102,1 |
105,1 |
103,6 |
Оборот розничной торговли |
104,6 |
108 |
106,3 |
105,4 |
105,2 |
105,3 |
Объем платных услуг населению |
100,8 |
102,2 |
101,5 |
103,4 |
102,9 |
103,1 |
Экспорт товаров, млрд. долларов США |
189,9 |
210,5 |
400,4 |
249,8 |
277,7 |
527,5 |
Импорт товаров, млрд. долларов США |
103,9 |
144,8 |
248,7 |
147,3 |
192,7 |
340,0 |
Средняя цена за нефть марки "Urals", долларов США за баррель |
75,9 |
80,4 |
78,2 |
108,1 |
107,8 |
108,0 |
1 - Оценка Минэкономразвития России.
2 - Агрегированный индекс производства по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды", с учетом поправки на неформальную деятельность.
3 - С учетом поправки на неформальную деятельность.
В результате снижения цен на продовольственные товары в августе 2011 г. индекс потребительских цен составил 99,8 процента. За период с начала года данный показатель не превысил 104,7%, снизившись в годовом выражении до 8,2% против 9,6% в январе 2011 года. Такая динамика позволяет уменьшить оценку верхней границы инфляции в конце года до 7 процентов.
3.2 Прогноз социально-экономического развития в 2013 - 2014 гг
государственный бюджет экономика
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее - прогноз) разработан на основе сценарных условий и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации, с учетом задач, обозначенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. и Бюджетном послании о бюджетной политике в 2012 - 2014 гг., а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, заданных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Прогноз учитывает итоги социально-экономического развития Российской Федерации за январь - август 2011 г., а также прогнозные показатели федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банка России.
Таблица Основные показатели развития экономики в 2010 - 2014 годах (прирост/снижение в % к соответствующему периоду предыдущего года)
Показатели |
2010 г. отчет |
2011 г. оценка |
Прогноз (вариант 2) | ||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. | |||
Средняя цена за нефть марки "Urals", долларов США за баррель |
78,2 |
108 |
100 |
97 |
101 |
Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю |
8,8 |
6,5-7,0 |
5-6 |
4,5-5,5 |
4-5 |
Валовой внутренний продукт (далее - ВВП) |
4,0 |
4,1 |
3,7 |
4,0 |
4,6 |
Промышленное производство |
8,2 |
4,8 |
3,4 |
3,9 |
4,2 |
Производство продукции |
-11,9 |
13,7 |
1,4 |
2,2 |
2,4 |
Инвестиции в основной капитал |
6,0 |
6,0 |
7,8 |
7,1 |
7,2 |
Реальные располагаемые |
4,2 |
1,5 |
5,0 |
4,8 |
5,3 |
Реальная заработная плата |
5,2 |
3,6 |
5,1 |
5,8 |
6,3 |
Оборот розничной торговли |
6,3 |
5,3 |
5,5 |
5,3 |
5,5 |
Экспорт товаров, млрд. долларов США |
400,4 |
527,5 |
533,1 |
535,9 |
565,3 |
Импорт товаров, млрд. долларов США |
248,7 |
340,0 |
397,4 |
444,6 |
486,1 |
Разработка прогноза социально-экономического развития на 2012 год и параметров прогноза на период до 2014 года осуществлялась на вариантной основе в составе двух базовых (варианты 2 и 1) и двух дополнительных (варианты А и С) вариантов.
Вариант 2 (умеренно-оптимистичный), предлагаемый в качестве основного для разработки параметров федерального бюджета на 2012 - 2014 гг., предполагает относительное повышение конкурентоспособности российской экономики и улучшение инвестиционного климата при умеренном увеличении государственных расходов на развитие инфраструктуры и человеческого капитала в 2013 - 2014 годах.
Данный вариант исходит из относительно благоприятных оценок внешних условий. Так, ожидается, что мировая экономика будет расти темпами не ниже, чем 3,5-4,0% в год при колебании цен на нефть марки "Urals" в диапазоне от 97 до 101 долларов США за баррель. Прирост ВВП России в 2012 - 2014 гг. прогнозируется на уровне 3,7-4,6 процента.
Вариант 1 (консервативный) предполагает сохранение низкой конкурентоспособности отечественного производства по отношению к импорту и отсутствие притока капитала на фоне медленного восстановления инвестиционной активности и сокращения в реальном выражении государственных расходов на развитие. Годовые темпы роста российской экономики в 2012 - 2014 гг. оцениваются на уровне 2,8-3,8%, что уступает ожидаемым темпам роста мировой экономики.
Дополнительно проработаны варианты с различной динамикой цен на нефть и темпов роста мировой экономики.
Вариант А (негативный) характеризуется ухудшением динамики мировой экономики (на грани стагнации в развитых странах), хотя и не предполагает возобновления рецессии. В этих условиях ожидается снижение цены на нефть к 2013 году до 80 долларов США за баррель. Учитывая большую зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, этот сценарий обостряет риски устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов. В результате прогнозируется замедление роста российской экономики в 2012 - 2014 гг. до 1,5-3,7% при значительном ослаблении курса рубля.
Таблица Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (по вариантам)
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. | |
Цена на нефть марки "Urals" (мировая), долларов США за баррель | |||||
C |
78,2 |
108 |
105 |
109 |
113 |
2 |
108 |
100 |
97 |
101 | |
1 |
108 |
100 |
97 |
101 | |
А |
108 |
96 |
80 |
80 | |
ВВП, прирост, % | |||||
C |
4,0 |
4,1 |
3,9 |
4,2 |
4,6 |
2 |
4,1 |
3,7 |
4,0 |
4,6 | |
1 |
4,1 |
2,8 |
3,3 |
3,8 | |
А |
4,1 |
2,5 |
1,5 |
3,7 | |
Промышленность, прирост, % | |||||
C |
8,2 |
4,8 |
3,5 |
4,1 |
4,3 |
2 |
4,8 |
3,4 |
3,9 |
4,2 | |
1 |
4,8 |
2,1 |
3,0 |
3,0 | |
А |
4,8 |
2,3 |
3,7 |
3,8 | |
Инвестиции в основной капитал, прирост, % | |||||
C |
6,0 |
6,0 |
8,4 |
7,8 |
7,2 |
2 |
6,0 |
7,8 |
7,1 |
7,2 | |
1 |
6,0 |
6,4 |
6,0 |
5,9 | |
А |
6,0 |
6,0 |
1,5 |
3,7 | |
Реальная заработная плата, прирост, % | |||||
C |
5,2 |
3,6 |
5,2 |
6,2 |
6,3 |
2 |
3,6 |
5,1 |
5,8 |
6,3 | |
1 |
3,6 |
4,0 |
3,9 |
4,0 | |
А |
3,6 |
3,0 |
2,6 |
2,6 | |
Оборот розничной торговли, прирост, % | |||||
C |
6,3 |
5,3 |
5,8 |
5,9 |
5,6 |
2 |
5,3 |
5,5 |
5,3 |
5,5 | |
1 |
5,3 |
4,9 |
4,8 |
4,8 | |
А |
5,3 |
4,5 |
2,0 |
2,6 | |
Экспорт - всего, млрд. долларов США | |||||
C |
400,4 |
527 |
552 |
584 |
619 |
2 |
527 |
533 |
536 |
565 | |
1 |
527 |
533 |
536 |
565 | |
А |
527 |
492 |
443 |
441 | |
Импорт - всего, млрд. долларов США | |||||
C |
248,7 |
340 |
401 |
458 |
512 |
2 |
340 |
397 |
445 |
486 | |
1 |
340 |
392 |
435 |
475 | |
А |
340 |
378 |
371 |
385 |
Дополнительно рассмотрен вариант А2 возобновления мировой рецессии и падения цен на нефть в 2012 году до 60 долларов США за баррель. В этом сценарии ВВП может сократиться на 0,5-1,4% при значительной девальвации.
Вариант С (оптимистичный) отражает сохранение относительно высоких темпов роста мировой экономики и мировых цен на нефть в 2012 - 2013 гг. на уровне 105-109 долларов США за баррель с ускорением роста до 113 долларов за баррель в 2014 году. Темпы роста ВВП в 2012 - 2014 гг. могут быть выше базового сценария на 0-0,2% и оцениваются на уровне 3,9-4,6% в год.
Основными приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации в 2012 - 2014 годах являются:
социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал;
модернизация оборонного комплекса и вооруженных сил;
инновационное развитие и поддержка высокотехнологичных секторов экономики;
диверсификация экономики, развитие инфраструктуры;
сбалансированное региональное развитие;
улучшение инвестиционного климата, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес;
повышение устойчивости национальной финансовой системы, сокращение бюджетного дефицита и снижение инфляции;
становление Таможенного союза и адаптация национальной экономики к требованиям ВТО.
Деятельность Правительства Российской Федерации по обозначенным приоритетам будет включать следующие основные направления.
В части социального развития и инвестиций в человеческий капитал:
поддержание в реальном выражении достигнутого уровня оплаты труда в бюджетной сфере, рост пенсионного и социального обеспечения, повышение адресности социальных выплат;
стабилизация ситуации на рынке труда. Сокращение мероприятий антикризисной поддержки, перенос акцента на реализацию мер по стимулированию трудовой мобильности населения, по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, созданию новых рабочих мест, отвечающих требованиям инновационной экономики. Будут также реализовываться меры, направленные на упрощение привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных специалистов, либерализацию условий их пребывания и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации;
развитие системы здравоохранения путем реформирования системы обязательного медицинского страхования, введения институтов страхования ответственности медицинских работников и защиты прав пациентов, модернизации используемого оборудования и технологий, формирования сети современных центров высоких медицинских технологий, а также перинатальных центров, продолжения реструктуризации учреждений здравоохранения, развития стационарозамещающих медицинских технологий, использования механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении, увеличения доли медицинских учреждений новых организационно-правовых форм, в том числе в форме автономных учреждений;
развитие системы открытости образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений;
продолжение политики стимулирования жилищного строительства, в первую очередь строительства комфортного жилья эконом-класса и малоэтажного жилищного строительства, восстановление снизившихся в условиях кризиса темпов роста покупки жилья на условиях ипотеки.
На инновационное развитие и поддержку высокотехнологичных секторов экономики направлены:
поддержка создания и обеспечение функционирования и реализации технологических платформ;
создание и развитие институтов и инфраструктур, обеспечивающих запуск и работу "инновационного лифта";
стимулирование инновационной деятельности в компаниях с государственным участием;
поддержка инновационной активности на региональном уровне;
реализация стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
В целях диверсификации экономики, развития инфраструктуры:
содержание и развитие транспортной инфраструктуры (наземной, водной и воздушной), повышение безопасности транспорта, расходы на поддержку железнодорожных и воздушных перевозок. При этом в ближайшие годы объем инвестиций в транспортный комплекс в условиях жестких бюджетных ограничений и высоких социальных расходов будет несколько снижен. Однако, начиная с 2013 года, расходы будут последовательно наращиваться, в том числе через механизмы создаваемого дорожного фонда, через расширение строительства платных автомобильных дорог;
модернизация агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов (продовольственного комплекса);
расширение поддержки несырьевого экспорта;
повышение конкурентоспособности базовых традиционных отраслей: автомобиле- и сельхозмашиностроения, поддержка развития системообразующих предприятий через задействование механизмов поддержки реализации (в том числе через государственные гарантии и субсидирование процентных ставок) крупных инвестиционных проектов в этих секторах, через государственную поддержку спроса (включая программу утилизации подержанных автотранспортных средств);
развитие минерально-сырьевой базы, лесопромышленного комплекса;
модернизация легкой промышленности.
На сбалансированное региональное развитие направлены:
дотации региональным бюджетам на выравнивание и другие трансферты, не связанные с решением социальных вопросов;
реализация федеральных целевых программ регионального развития;
Информация о работе Государственный бюджет и его роль в развитии экономики РФ