Государственные доходы: основные их формы и пути совершенствования в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что многие вопросы, касающиеся дальнейшего развития государства, связаны с доходами и тенденциями его формирования.
Целью написания курсовой работы является рассмотрение основных форм государственных доходов и пути совершенствования доходной базы федерального бюджета в современной России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Роль, функции и формы доходов государственного бюджета…………5
1.1. Социально-экономическая роль и функции бюджета……………5
1.2. Налоговые доходы государственного бюджета…………………10
1.3. Неналоговые доходы государственного бюджета………………14
2. Оценка эффективности формирования доходов федерального бюджета РФ………………………………………………………………………….17
2.1. Анализ оценки формирования доходов федерального бюджета РФ…………………………………………………………………………17
2.2. Основные направления использования средств федерального бюджета…………………………………………………………………...24
2.3. Пути совершенствования доходной базы федерального бюджета в современной России……………………………………………………...29
Выводы и предложения……………………………………………………..35
Список использованной литературы……………………………………….41

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам.docx

— 94.97 Кб (Скачать)

Сравнительный анализ сопоставимых показателей свидетельствует, что  доходы федерального  бюджета  в период 2010-2012 годов незначительно вырастут по сравнению с уровнем 2009 года  и  в течение трех лет будут находиться на уровне 15,6-15,7% ВВП.

В 2010-2012 годах предполагается снижение  доходов  федерального  бюджета  с 17,1% к ВВП в 2009 году до 15,7% в 2010  и  2011 годах, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,5% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост  доходов  в среднем на 7% в год. Таким образом, учитывая значительное снижение  доходов  федерального  бюджета  по сравнению с объемами  доходов  в 2008 году  и  необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется снижение объема расходов федерального  бюджета  с 25,9 % к ВВП в 2009 году до 18,5% к ВВП в 2012 году. При этом прогнозируемый объем расходов должен обеспечить исполнение принятых социальных и иных первоочередных расходных обязательств Российской Федерации.

Прогнозируемая структура   доходов  федерального  бюджета  приведена в таблице 1:

 

Таблица 1

Структура  доходов  федерального  бюджета

Показатель

2009

2010

2011

2012

млрд.

руб.

% к ВВП

млрд.

руб.

% к ВВП

млрд.

руб.

% к ВВП

млрд.

руб.

% к ВВП

Всего доходов

6561,3

17,1

6636,2

15,7

7346,9

15,7

8097,4

15,5

В том числе:

               

Нефтегазовые доходы

2545,8

6,6

2955,0

7,0

3245,2

6,9

3520,8

6,7

НДПИ (без ненефтегазовых доходов)

882,8

2,3

982,9

2,3

1088,0

2,3

1187,1

2,3

Таможенные пошлины

1663,0

4,3

1972,1

4,7

2157,2

4,6

2333,7

4,4

Ненефтегазовые доходы

4015,5

10,4

3681,2

8,7

4101,7

8,8

4576,6

8,8

НДС

1943,7

5,1

2148,4

5,0

2430,4

5,2

2792,0

5,4

Налог на прибыль организаций

172,8

0,4

191,5

0,5

192,4

0,4

200,3

0,4

ЕСН

495,4

1,3

41,3

0,1

0

 

0

 

Акцизы

105,8

0,3

145,1

0,3

182,7

0,4

233,9

0,4

НДПИ (без нефтегазовых доходов)

11,1

0,0

10,7

0,0

11,2

0,0

11,8

0,0

Таможенные пошлины (без  нефтегазовых доходов)

506,6

1,3

546,3

1,3

620,7

1,3

700,5

1,3


Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и  на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы и реализуют основные положения  Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах (таблица 2):

 

Таблица 2

Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и  плановый период 2011 и 2012 годов

Показатель

Оценка

Прогноз

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Доходы, млрд. руб.

6 561,3

6 636,2

7 346,9

8 097,4

% к ВВП

17,0

15,7

15,7

15,5

Расходы, млрд. руб.

9 980,1

9 822,8

9 358,6

9 661,2

%% к ВВП

25,9

23,2

20,0

18,5

в том числе условно  утверждаемые

   

234,0

483,1

% к общему объему расходов

   

2,5

5,0

Дефицит/профицит, млрд. руб.

-3 418,8

-3 186,6

-2 011,7

-1 563,8

%% к ВВП

-8,9

-7,5

-4,3

-3,0

         

 

В 2010-2012 годах предполагается снижение  доходов  федерального  бюджета  с 17,1% к ВВП в 2009 году до 15,7% в 2010  и  2011 годах, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,5% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост  доходов  в среднем на 7% в год.

В 2010-2012 годах сохраняется  тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, то есть планируется  дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением с 8,9 % к ВВП в 2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.14

И важнейшей задачей бюджета  является  обеспечение его прозрачности для всех членов общества. Необходимо добиться, чтобы федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов. Он должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств.

 

    1. Основные направления использования средств федерального бюджета

Задачи, поставленные в Бюджетном  послании Президента Российской Федерации  о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах, направлены на решение проблем повышения  эффективности и конкурентоспособности  экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных  инвестиций в процесс модернизации.

Бюджетная политика на 2011 - 2013 годы будет направлена, с одной  стороны, на восстановление экономики  после кризиса и решение важнейших  социальных задач, с другой - на формирование инновационной экономики.15

В соответствии с Бюджетным  посланием Президента Российской Федерации  Федеральному собранию Российской Федерации  основными целями бюджетной политики в 2011 - 2013 годах являются:

1) использование бюджета  в качестве одного из важнейших  инструментов макроэкономического  регулирования;

2) разработка и внедрение  инструментов поддержки инноваций;

3) обеспечение долгосрочной  устойчивости и сбалансированности  пенсионной системы;

4) повышение качества  человеческого капитала;

5) повышение доступности  и качества государственных и  муниципальных услуг;

6) реализация Программы  повышения эффективности бюджетных  расходов на период до 2012 года.

В ближайшее время бюджетная  политика должна быть главным образом  нацелена на восстановление стабильного  функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального  сектора, а также перестройку  предприятий на работу в новых  внешних и внутренних условиях при  безусловном исполнении принятых расходных  обязательств Российской Федерации.

Поскольку в процессе сокращения дефицита расходы федерального бюджета  предполагается сократить с 22,8% к  ВВП в 2010 году до 19,0% к ВВП в 2013 году, сохранить их уровень по некоторым  направлениям не удастся. Это важная особенность бюджетной политики ближайших трех лет.

При этом для развития экономики  инновационного типа планируется осуществлять государственную поддержку инновационных  проектов и развития современной  инновационной инфраструктуры. Одним  из наиболее значимых проектов является проект по построению научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий в Сколково.

Кроме того, сохраняется  особое значение ассигнований на социальные цели, прежде всего - обеспечение сбалансированности пенсионной системы, с которой связаны  наиболее острые вопросы бюджетной  устойчивости. В среднесрочной перспективе  запланировано дальнейшее повышение  уровня расходов на пенсионное обеспечение  населения. Это решение обусловлено  низким уровнем доходов пенсионеров  и направлено на восстановление социальной справедливости, на решение проблемы бедности старшего поколения, что накладывает  дополнительные обязательства на федеральный  бюджет в части покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

При формировании долгосрочной бюджетной политики необходимо учитывать, что Россию в ближайшие 20 лет ждет значительное сокращение численности  населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения  старшего возраста.

Так, в 2010 году доля трудоспособного  населения составит 62% от общей численности  россиян, а доля населения пенсионного  возраста - 22%. По прогнозу Минэкономразвития  России, к 2030 году численность трудоспособного  населения сократится до 52%, а доля населения пенсионного возраста возрастет до 27%. В связи с ухудшением демографической ситуации проблема финансирования пенсий еще больше обострится и потребует новых ресурсов - для  покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, который может быть обеспечен использованием средств Фонда национального благосостояния. 16

Если в 2008 - 2009 годах дефицит  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации составлял 0,5% к ВВП  и 1,0% к ВВП соответственно, то в 2010 году он вырастет до 2,6% к ВВП. В 2011 - 2013 гг. дефицит бюджета фонда ожидается  на уровне 1,8% к ВВП. Такой высокий  уровень дефицита бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации обуславливает  выделение значительных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета  на его покрытие.

В федеральном бюджете  запланированы ассигнования на выполнение в полном объеме принятых обязательств по выплате социальных пособий и  компенсаций, кроме того, предусмотрена  индексация зарплат работникам бюджетной  сферы и военнослужащим. Однако следует  отметить слабую направленность социальной политики на поддержку нуждающихся  граждан. В этой связи и в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной  политике в 2011 - 2013 годах в среднесрочной  перспективе потребуется повысить адресность предоставления помощи. Это позволит увеличить защищенность нуждающихся в поддержке государства.

Еще одним приоритетом  бюджетной политики, направленным на повышение качества человеческого  капитала, будут оставаться расходы  на здравоохранение, физическую культуру и спорт.

Повышение страховых взносов  на 2% принесет в систему обязательного  медицинского страхования порядка 460 млрд. рублей в ближайшие два  года.

Важнейшим приоритетом бюджетной  политики является поддержка образования  как основы инновационной экономики. 17

Объемы финансирования образования  позволят  обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной экономики; решение проблем, связанных с оптимизацией сети образовательных учреждений на всех уровнях; существенное повышение роли вузов в развитии науки; разработку стимулов для привлечения частного сектора в отрасль и увязку программ подготовки специалистов с требованиями рынка труда. Структурные изменения в образовании необходимы в связи с тем, что в результате демографической ситуации в течение 2-3 лет количество студентов в вузах сократится на 20-30%.

Общий объем ассигнований на поддержку культуры, кинематографии и средств массовой информации, из федерального бюджета в ближайшие  три года планируется поддерживать на уровне расходов в 2009 - 2010 годах.

Это позволит обеспечить проведение мероприятий по обеспечению сохранности  и доступности объектов культурного  наследия России; по поддержке театров  и отечественного кинематографа; по развитию библиотек; проведение реставрации  и реконструкции объектов национального  достояния. В помощь творческой деятельности предусматривается финансирование грантов в области искусства, выделяются средства на выплату премий выдающимся деятелям культуры и талантливой молодежи.

Отдельное внимание будет  уделяться интеграции российской культуры в глобальное культурное сообщество, в том числе за счет бюджетной  поддержки участия России в мероприятиях мирового уровня.

Среди приоритетов бюджетной  политики - обеспечение национальной обороны на основе перевооружения армии, в рамках новой государственной  программы вооружения на 2011 - 2020 годы (данная программа будет утверждена в течение 2010 года).

Предусмотренные в федеральном  бюджете ассигнования обеспечат  продолжение реализации ряда инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры экономики, имеющих общефедеральное  и региональное значение.

Реализация федеральных  целевых программ (ФЦП) и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) в среднесрочной перспективе будет осуществляться исходя из приоритетов экономического развития и с учетом бюджетных ограничений. В 2011 году планируется реализация 43 действующих федеральных программ, а в 2012 году - 37. Объем ассигнований на эти цели в 2011 году увеличится более чем на 15% к текущему году, а в 2012 году сокращается (на 16% к 2011 году) в связи с завершением ряда программ, в том числе крупных - таких, например, как ГЛОНАСС.

Увеличатся ассигнования на дорожное строительство за счет целевого направления доходов от повышения акцизов на нефтепродукты (индексация ставок позволит дополнительно  получить в федеральный бюджет в 2011 году 82,9 млрд. рублей, из которых 34 млрд. рублей пойдет на строительство и  ремонт дорог в крупных городах. В 2012 году дополнительные доходы составят 174,6 млрд. рублей, из которых 87,3 млрд. рублей (50%) будет направлены субъектам Российской Федерации, а в 2013 году дополнительные доходы составят 279,4 млрд. рублей, из которых в бюджеты субъектов Российской Федерации будет направлено 139,7 млрд. рублей (50%)). В составе федерального бюджета будет создан Федеральный дорожный фонд.18

Информация о работе Государственные доходы: основные их формы и пути совершенствования в современной России