Государственная финансовая поддержка малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 07:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в России и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
– привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
– рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ…………………………………………………………………6
1.1 Понятие малого бизнеса и его роль в экономике России…………………….6
1.2 Государственная поддержка малого бизнеса в РФ…………………………..13
1.2.1 Законодательство Российской Федерации по государственной поддержке малого бизнеса……………………………………………………………………...13
1.2.2 Основные положения программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России…………………………………………17
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ………………………………………….20
2.1 Характеристика малого бизнеса в РБ…………………………………………20
2.2 Оценка государственной поддержки малого бизнеса (за 2008-2010 гг.) ..…28
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО МАЛОГО БИЗНЕСА И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…………………………………..……….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ..................41

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

- подготовка и издание библиотечки начинающего предпринимателя (справочные материалы), информационных каталогов, буклетов и другой типографской продукции в помощь молодому предпринимателю;

- реализация  программы краткосрочного массового обучения «Открой свое дело», проведение семинаров, тренингов, мастер-классов, и иных мероприятий с привлечением специалистов, успешных предпринимателей;

- освещение по телевидению, радио, Интернет и печатных СМИ информации о молодежном предпринимательстве республики.

Программой определены приоритетные направления развития малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия:

- производство экспортоориентированной продукции;

- производство и переработка сельхозпродукции;

- сбор и переработка дикоросов;

- промышленное производство;

- развитие инновационного и молодежного предпринимательства;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- туризм;

- транспорт;

- бытовое обслуживание;

- развитие малого предпринимательства в сельской местности;

- предпринимательская деятельность в социально значимых направлениях: образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, связь, создание новых систем обслуживания и привлечение инвестиций в сферу общественного питания для развития инфраструктуры муниципальных образований в Республике Бурятия;

- трудоустройство инвалидов;

- производство изделий народных художественных промыслов;

- строительство;

- выставочно-ярмарочная деятельность.

Субъекты малого предпринимательства, осуществляющие деятельность в этих направлениях, пользуются преимущественным правом при оказании поддержки.

 

На  конец 2010 года в Республике Бурятия осуществляли деятельность около 40 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 7450 малых предприятий, 63 средних предприятия и 32055 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

В малом предпринимательстве занято более 140 тыс. человек, что составляет 33,5 % от общей численности занятых в экономике республики. Среднесписочная численность работающих на средних предприятиях составила в 2010 году 5230 человек.

Оборот малых предприятий в 2010 г. составил свыше 60 млрд. рублей, что составляет 30% от общего оборота организаций (без ИП). Оборот средних предприятий составил 10,1млрд. рублей. Удельный вес оборота малых и средних предприятий в общем обороте предприятий в 2010 году составил 33,8 %.

Налоговые отчисления малого бизнеса по специальным налоговым режимам (ЕНВД, упрощенная система налогообложения, ЕСХН) составили 1,3 млрд. рублей или около 9% от общих налоговых поступлений в консолидированный бюджет.

 

Глава 3. Проблемы российского малого бизнеса и возможные пути их решения

Проблемы малого бизнеса одновременно схожи и несхожи в разных странах. Например, кредитование только открывающегося предприятия является проблемой для малого бизнеса во многих странах, однако в России есть и свои нюансы.

 

По опыту развитых стран можно судить, что развитие малого бизнеса является одним из условий развития рыночной экономики в целом. Практически во всех странах правительство озабочено проблемами малого бизнеса и разрабатывает государственные программы поддержки малого предпринимательства. Сюда входя и льготное кредитование, и строгое соблюдение антимонопольного законодательства, и меры защиты от недобросовестной конкуренции. Забота и решение проблем малого бизнеса со стороны государства не вызывает вопросов о целесообразности. Малый бизнес работает в тех видах деятельности, где деятельность крупных предприятий невыгодна или даже невозможна. Малый бизнес заполняет эти лакуны в товарах и услугах для населения. Малые предприятия более мобильны, имеют сравнительно более высокую оборачиваемость капитала, что на руку государству. В малом бизнесе чаще всего созревают новые бизнес-идеи и инновации. Важно и то, что малые предприятия имеют довольно узкий рынок сбыта, а значит, не могут существенно влиять на цены.

 

Эти факторы способствуют тому, что государства развитых стран активно изучают проблемы малого бизнеса и стараются ему помочь. Однако в России ситуация вокруг малого бизнеса складывается пока не слишком радужно. В США доля малых предприятий составляет 97%, в России же всего 28%.

 

На федеральном уровне власти часто заявляют о приоритете и важности малого предпринимательства и необходимости его всесторонней поддержки. На деле проблемы малого бизнеса мало кого интересуют. На местном уровне малым и средним предприятиям чиновники часто вставляют палки в колеса и тормозят их развитие. Не поправил положения и новый закон 2008 года о поддержке субъектов малого и среднего бизнеса. Он не предусматривает специальные льготы по кредитованию малого бизнеса, и вопросами предоставления льготных кредитов сейчас занимаются местные органы власти и банковские структуры.

 

В условиях кризиса банки резко сократили кредитование малого бизнеса, хотя и не полностью его остановили. Льготное кредитование есть, но в каждом регионе оно идет разными темпами и на разных условиях. Также несогласованно происходит и предоставление малому бизнесу помещений, возможность которого предусматривает ФЗ № 209. Нормы этого закона, красивые на бумаге, на деле работают далеко не всегда. Таким образом, проблемы малого бизнеса государство пока не очень волнуют, а развитие малого предпринимательства остается в руках самих предпринимателей.

 

Многие предприниматели считают, что в современных условиях малый бизнес развивать достаточно сложно. Мировой финансовый кризис отразился в той или иной степени на всех сферах экономики, у людей снизились доходы и, как следствие, уменьшился спрос на товары и предлагаемые услуги. Малым предприятиям приходится прилагать большие усилия, чтобы "остаться на плаву" и получать доходы от своей деятельности.

 

Правительство Российской Федерации объявило о том, что намерено всячески поддерживать малый бизнес с помощью новых законов, кредитных программ, субсидий и льгот. Но ощущают ли эту поддержку сами предприниматели? Как они намерены строить свой бизнес в непростых условиях, и какими видят перспективы малого бизнеса?

Согласно высказываниям экспертов, представители малого предпринимательства оценивают сложившуюся в экономике ситуацию пессимистично, но большинство всё же настроены продолжать своё дело, и считают, что перспективы малого бизнеса весьма оптимистичны.

К сожалению, многие предприниматели говорят о том, что не верят в поддержку государства и рассчитывают на собственные силы и ресурсы. На самом же деле, поддержка есть, и она достаточно ощутима.

В этом году на софинансирование программ поддержки малого предпринимательства планируется выделить 10,5 млрд. рублей, и регионы уже получили более 7 млрд. рублей из федерального бюджета. Размер федеральной поддержки для большинства регионов составил 70%, а для некоторых регионов – 80%. Финансирование по заявкам регионов (по данным Минэкономразвития РФ) в 2010 году составило 24 млрд. руб. Правительство уделяет большое внимание программам микрофинансирования, выдаче грантов.

Программа кредитования малого и среднего бизнеса Внешэкономбанком вызвала большой интерес у других кредитных организаций. Сейчас уже 75 банков подали заявки на участие в этой программе, а общий объём заявок составил более 12 млрд. руб. Банки будут получать средства на кредитование малого бизнеса под 10,5-10,7 %, а предприниматели будут платить за пользование кредитными ресурсами несколько больше (предполагается, что 13-14%).

В июле также вступил в силу новый Федеральный Закон, отменяющий использование контрольно-кассовых аппаратов для представителей малого бизнеса, уплачивающих единый налог на вменённый доход, что будет способствовать снижению издержек для предпринимателей. Стоит отметить, что предпринимателям, чья деятельность связана с продажей алкогольной продукции с содержанием этилового спирта в розницу в размере более 15% готовой продукции, не нужно торопиться избавляться от ККМ, так как новый закон имеет противоречия с Законом № 171–ФЗ. Вероятно, что скоро появятся разъяснения по этому вопросу.

В этом году были подписаны и иные законодательные, и нормативные акты, касающиеся аренды, госзаказов, проверок малого бизнеса, и другие.

Все эти действия со стороны государства показывают, что Программа поддержки малого предпринимательства действует, и государство прилагает достаточно сил для того, чтобы оказать максимальную помощь малому бизнесу.

Кризис подходит к концу, а признание значения малого предпринимательства в экономике России, поддержка государства (при активном участии самих предпринимателей) помогут многим успешно развивать своё дело, и перспективы малого бизнеса в России, действительно, можно назвать оптимистичными.

 

 

Заключение

 

Малое предпринимательство представляет собой совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.

Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, под малым предприятием в основном понимается предприятие с числом занятых не более 100-200 человек, в уставном капитале которых доля участия государства и (или) других юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не более 50%.

Необходимо подчеркнуть основные характеристики, позволяющие малому бизнесу динамично развиваться. К ним относятся:

–        быстрое реагирование на конъюнктуру;

–        решение социальных вопросов, например, возможность быстро создавать новые рабочие места;

–        противодействие монополизму в экономике;

–        активизация структурной перестройки экономики.

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь – для малообеспеченного большинства населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

Объективности ради необходимо отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства как правило выше чем крупных компаний. Вот почему мелкое и среднее предпринимательство должно находить все более широкую поддержку государства.

В соответствии с с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" данная поддержка предоставляется в виде:

– организационно-инфраструктурной формы (упрощенный порядок регистрации, обучение и переподготовка кадров, стимулирование связей между крупным и малым бизнесом на основе механизмов франчайзинга, субподряда и лизинга и т. д.);

– имущественной формы (научно-технологическая поддержка, льготирование условий предоставления в аренду помещений и оборудования, находящихся в государственной собственности, а также формирование государственных лизинговых компаний и т. д.);

– финансовой формы (введение льготного режима налогообложения и кредитования, обеспечение госзаказом, стимулирование банков и страховых компаний к кредитованию и страхованию малых предприятий и т. д.);

Помимо налогообложения, существует множество и других нерешенных проблем малого бизнеса, требующих государственного регулирования. В системе целевых установок государственного регулирования экономики задача поддержки малого бизнеса вступает в противоречие с задачей достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами наполнения бюджета, затратными методами решения социальных проблем. Однако следует отметить попытку государства изменить существующую ситуацию к лучшему путем введения новой программы по государственной поддержке малого бизнеса.

По результатам рассмотрения оценок субъектов малого предпринимательства и представителей органов государственной власти и организаций инфраструктуры поддержки предложений по совершенствованию федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» можно сделать следующие основные выводы:

Необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность малого бизнеса, отмечается всеми субъектами малого предпринимательства.

Субъекты малого предпринимательства в целом поддерживают почти все предложения по совершенствованию Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства», но при этом в большей степени интересуются теми, которые позволяют либо сохранить используя льготы денежные средства (сохранения льготного режима налогообложения, либо получить их льготным путем (льготные кредиты). Также отмечается заинтересованность субъектов малого предпринимательства в ведении ответственности должностных лиц за препятствование созданию и развитию малого бизнеса.

Опрошенные представители органов власти и организаций инфрастуктуры поддержки в целом расставили такие же приоритеты в предложенных изменениях законодательства, что и субъекты малого предпринимательства (с.4-5 табл. 3 раздаточного материала).

Сопоставление двух последних таблиц еще раз подтверждает, что взгляды экспертов и субъектов малого предпринимательства на данную проблему в целом совпадают.

Реализация вышеперечисленных мероприятий будет способствовать прочному развитию малого бизнеса в нашей стране.

Информация о работе Государственная финансовая поддержка малого бизнеса