Государственная финансовая поддержка малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 07:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в России и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
– привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
– рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ…………………………………………………………………6
1.1 Понятие малого бизнеса и его роль в экономике России…………………….6
1.2 Государственная поддержка малого бизнеса в РФ…………………………..13
1.2.1 Законодательство Российской Федерации по государственной поддержке малого бизнеса……………………………………………………………………...13
1.2.2 Основные положения программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России…………………………………………17
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ………………………………………….20
2.1 Характеристика малого бизнеса в РБ…………………………………………20
2.2 Оценка государственной поддержки малого бизнеса (за 2008-2010 гг.) ..…28
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО МАЛОГО БИЗНЕСА И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…………………………………..……….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ..................41

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

– доля финансовых ресурсов посторонних юридических и физических лиц в уставном капитале малого предприятия не должна быть более 25%;

– средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

•          в промышленности – 100 человек;

•          в строительстве – 100 человек;

•          на транспорте – 100 человек;

•          в сельском хозяйстве – 60 человек;

•          в научно-технической сфере – 60 человек;

•          в оптовой торговле – 50 человек;

•          в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

•          в остальных отраслях – 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

По состоянию на 1 января 2011 г. в России было зарегистрировано 219,7 тыс. малых предприятий, что на 3,6 % меньше, чем по состоянию на 1 января 2010 г. Вклад малого бизнеса в национальный валовой продукт насчитывает, по разным оценкам от 10 до 12%. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед. и составило 154,8 ед. Кроме того, в малом бизнесе занято около 19% от всех экономически активных жителей страны.

В нашей стране малое предпринимательство имеет крупные масштабы, поскольку значительная масса микропредпринимателей не состоит на учете в налоговых и иных контрольных органах. По мнению специалистов, число самозанятых граждан сравнимо с количеством малых предпринимателей, а возможно, даже превосходит его. И для развития стимулов таких категорий граждан к «легализации» своих доходов требуются активные действия со стороны государства.

Уже упомянутый Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» является основополагающим нормативным актом, в котором даны основные направления государственной поддержки малого бизнеса.

Качественные характеристики малого предприятия (МП) в рыночной экономике в целом присущи ему и в переходных российских условиях. Совокупность качественных характе­ристик МП трансформируется в специфическую роль мало­го бизнеса как сектора экономики, определяя его экономи­ческую и социальную значимость. Они - основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества мало­го бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки. В этом заключается спе­цифика малого предпринимательства - «оживать» в период общего экономического спада, «принимать на себя» реше­ние многих социальных и экономических проблем.

Такой вывод позволяет сделать анализ накопленных дан­ных: результатов опросов предпринимателей, статистичес­ких показателей. Следует, однако, помнить: предоставляют статистическую отчетность, участвуют в опросах достаточ­но успешные, по крайней мере, реально функционирую­щие, фирмы. Это те МП, которые прошли испытание вре­менем, нашли свою нишу, способы удержать, даже расши­рить рынок сбыта. Именно такие предприятия, по имею­щейся информации, достаточно устойчиво стоят на ногах. Очевидно, барьеры входа в малый бизнес стали слишком высоки, начать предпринимательскую деятельность стало значительно сложнее, чем поддер­живать стационарный режим уже запущенного дела. Про­цесс формирования рациональной структуры экономики, где на МП приходится значительная доля всех хозяйствующих субъектов и подавляющая - всех занятых, застопорился.

Функционирующие МП демонстрируют хорошую спо­собность адаптироваться к внешним условиям, своим разви­тием укрепляя рыночные отношения. По данным монито­ринга частного сектора, руководители МП считают общее состояние фирмы плохим в среднем в 1,3 раза реже, чем директора крупных и средних предприятий.

Малый бизнес является надежным источником бюджет­ных поступлений. Доля просроченной задолженности МП местным и федеральному бюджетам ниже, чем у крупных предприятий, соответственно в 2,3 и 2,8 раза. МП-лидеры практически вообще ее не имеют. Лидеры из числа круп­ных предприятий, напротив, имеют просроченную задол­женность по всем позициям, в том числе и поставщикам. Малые предприятия являются достаточно устойчивым ис­точником постоянной занятости, постоянных доходов насе­ления. Доля просроченной задолженности по заработной пла­те на малых предприятиях в 2,5 раза меньше, чем на круп­ных.

Малый бизнес активно формирует систему хозяйствен­ных связей, ее нижний, местный уровень. Хозяйственные связи МП более длительны, чем у крупных, особенно с по­требителями (продавцами), им лучше удается удержать рынок сбыта. Хозяйственная кооперация в малом бизнесе постоянно перерастает в интеграцию, особенно у наиболее успешных предприятий: 1/5 лидеров заинтересованы в интеграции с организациями по сбыту, производителями ана­логичной продукции. Очевидна ориентация на серьезное ос­воение рынка.

Вместе с тем большинство развивающихся МП не стре­мится перешагнуть формальный порог, отделяющий их от среднего бизнеса. Среди фирм-лидеров лишь 4% предприя­тий всерьез рассматривают возможность создания семейства дочерних фирм, выделения отдельных производств в само­стоятельные предприятия. Тем самым тормозится расшире­ние среднего бизнеса, формирование рациональной струк­туры экономики. Нельзя исключить, что данная ситуация - отчасти следствие льгот, предусмотренных исключительно для МП. Ставя целью, создание условий, способствующих развитию малого предпринимательства в целом, льготный режим функционирования МП становится своего рода барьером на пути конкретного динамично развивающегося бизнеса. Снять это противоречие можно, создав среду, благо­приятную для предпринимательской деятельности любых масштабов.

 

1.2 Государственная поддержка малого бизнеса в России

1.2.1 Законодательство Российской Федерации по государственной поддержке малого бизнеса

 

Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочеред­ных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» предусматривало целый комплекс первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке малых предприятий:

• освобождение от налогообложения прибыли, накопленной за определенный период и используемой для развития собственного производства;

• установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в тре­тий и четвертый года работы с момента их регистрации;

• возмещение налога на добавленную стоимость, уплачиваемого малыми пред­приятиями поставщикам оборудования и иных основных средств;

• освобождение от налога на прибыль средств негосударственных юридических лиц, от подоходного налога— физических лиц, направляемых в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции и аналогичные государственные фон­ды, создаваемые органами власти и управления субъектов РФ и органами местного самоуправления;

• предоставление льгот по налогообложению доходов коммерческих банков, выделяющих кредиты малым предприятиям производственного профиля;

• распространение на малые предприятия, образованные в результате выделе­ния (разделения) предприятий-монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий;

• сохранение налоговых льгот для малых предприятий при их приватизации;

• уточнение порядка и срока взимания налога на прибыль и налога на добав­ленную стоимость для малых предприятий.

Кроме того, в постановлении были названы приоритетные с точки зрения ин­тересов государства виды деятельности:

• производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

• производство продовольственных и промышленных товаров) товаров народ­ного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;

• оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

• строительство объектов жилищного, производственного и социального на­значения;

• инновационная деятельность.

Установлено, что в первые два года работы не платят налог на прибыль вновь созданные малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления, медицинской техни­ки, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидности, а также строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного на­значения при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции. В третий и четвертый год работы указанные предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответ­ственно 25% и 50% от основной ставки, если выручка от перечисленных видов дея­тельности составляет 90% общей суммы выручки от реализации продукции.

Указом были уменьшены в 2 раза налоговые ставки для банков и страховых организаций, которые обслуживают преимущественно малые предприятия, занима­ющиеся указанными видами деятельности. Освобожденную от налогообложения прибыль предлагалось направлять в качестве добровольных взносов в Фонд под­держки малых предприятии и развития конкуренции.

В соответствии с указом малые предприятия были освобождены от внесения авансовых взносов по налогу на прибыль, а физические лица, занимающиеся пред­принимательской деятельностью без образования юридического лица, — от упла­ты НДС.

Надо признать, что поддержка предпринимательства требует больших затрат, а возможности государственного бюджета весьма ограничены, поэтому большие надежды возлагаются на отечественных и иностранных инвесторов, Федеральная программа предусматривает привлечение российских и зарубежных банков, а так­же других кредитно-финансовых организаций к финансированию под гарантии Правительства РФ.

Новый курс государственной поддержки малого предпринимательства в час­ти повышения инвестиционной активности базируется на следующих принципах:

• привлечение частных, в том числе иностранных, кредитов под государствен­ные гарантии, а также трансформация сбережений граждан в инвестиции при усло­вии корректировки налогового законодательства (уменьшение ставки налога на доходы физических лиц на сумму средств, направляемых в инвестиции);

• отмена всех существующих налоговых льгот, которые потворствуют нецеле­вому использованию средств и снижают ответственность за результаты хозяйствен­ной деятельности, и увеличение за счет этого бюджетных фондов инвестиционной поддержки малых предприятий;

• переход к экономическим (коммерческим) механизмам распределения средств федерального бюджета путем создания гарантийных фондов кредитования и финан­сового лизинга.

В настоящее время в 76 регионах РФ проекты программ поддержки мало­го бизнеса находятся в разных стадиях проработки, а более чем в 40 регионах они утверждены и проводятся в жизнь. Анализ этих документов и в первую очередь фе­деральной программы позволяет вскрыть ряд существенных недостатков, таких как:

• несогласованность, «нестыковка» элементов программ, в частности анали­тических разделов и блока практических мер;

• декларативность, расплывчатость поставленных задач;

• чрезмерная широта спектра планируемых мер, ведущая к распылению средств;

• не реалистичность, необоснованность ожидаемых конечных результатов Правовая база регулирования и поддержки малого бизнеса не исчерпывается вышеназванными законодательными и нормативными актами — были перечис­лены лишь основные. Особое место занимает в ней налоговое, арбитражное, тру­довое, уголовное законодательство.

До недав­него времени поддержка малого предпринимательства в России возлагалась на не­сколько министерств и ведомств: Минэкономики, Минфин, Миннауки, МВЭС, Мин­труд, ГКАП, ФСЗ, Госкомпром РФ и др., многие из которых и сегодня остаются основными исполнителями федеральных программ, для чего в этих органах госуправ­ления были созданы соответствующие подразделения (департаменты, отделы).

Система государственной поддержки малого бизнеса на федеральном уровне формировалась в значительной мере стихийно. Зачастую задачи, поставленные пе­ред ведомством, не отвечали его основным функциям, сфере деятельности и уровню ответственности и даже противоречили ведомственным интересам. Из-за плохой координации действий некоторые функции дублировались, а другие оставались бесхозными, а в итоге имело место распыление и без того скудных ресурсов. Остав­ляла желать лучшего достоверность циркулирующей в системе информации.

О необходимости образования специального государственного органа, кото­рый занимался бы исключительно поддержкой и регулированием малого предпри­нимательства, заговорили уже в первые годы «перестройки», однако, несмотря на отдельные попытки, ничего путного из этого не получалось.

В июне 1995 г. Был издан указ о создании Госкомитета РФ по поддерж­ке и развитию малого предпринимательства (ГКРП).

Новая структура призвана выдвигать предложения по совершенствованию действующего законодательства в области государственной поддержки малого бизнеса, анализировать состояние этого сектора экономики и эффективность госу­дарственной помощи, готовить предложения об использовании на льготных услови­ях субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, мате­риально-технических, информационных ресурсов, а также научно-технических разработок, технологий и др.

Ратуя за то, чтобы российский предприниматель работал на укрепление эконо­мики в целом, ГКРП добился размещения на малых предприятиях 15% госзаказа.

В 2010-2011 годах в России действуют различные программы государственной поддержки малого бизнеса (малого предпринимательства). Поддержка может предоставляться в форме:

- денежных субсидий

- обучения (на безвозмездной основе, либо с частичным, обычно символическим, покрытием расходов);

- стажировок;

- льготногого лизинга;

- бизнес-инкубаторов (возможность снять хороший офис за символическую плату);

- льготного/бесплатного аутсорсинга (внешнее бухгалтерское и/или юридическое обслуживание);

- льготного/бесплатного участия в выставках и ярмарках;

Информация о работе Государственная финансовая поддержка малого бизнеса