Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 07:54, курсовая работа
Цель работы – проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в России и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
– привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
– рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ…………………………………………………………………6
1.1 Понятие малого бизнеса и его роль в экономике России…………………….6
1.2 Государственная поддержка малого бизнеса в РФ…………………………..13
1.2.1 Законодательство Российской Федерации по государственной поддержке малого бизнеса……………………………………………………………………...13
1.2.2 Основные положения программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России…………………………………………17
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ………………………………………….20
2.1 Характеристика малого бизнеса в РБ…………………………………………20
2.2 Оценка государственной поддержки малого бизнеса (за 2008-2010 гг.) ..…28
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО МАЛОГО БИЗНЕСА И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…………………………………..……….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ..................41
- грантов.
1.2.2 Основные положения программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России
Цель программы - создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства.
Задачи программы - преодоление административных барьеров, максимальная легализация деятельности субъектов малого предпринимательства, ускорение освоения новых кредитно-инвестиционных механизмов, создание региональных центров поддержки предпринимательства, развитие международного сотрудничества и экспортного ориентирования малых предприятий, укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей.
Основные направления - формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства: производственная и финансовая инфраструктура; обучение менеджеров, предпринимателей, государственных служащих; методическое и научно-аналитическое обеспечение; работа со средствами массовой информации; интеграция в рамках СНГ и международное сотрудничество.
В программу включены подпрограммы: привлечение военнослужащих, увольняемых в запас, и членов их семей в малое предпринимательство; поддержка малого предпринимательства в области жилищно-коммунального хозяйства; поддержка малого предпринимательства в сельской местности; использование возможностей малого предпринимательства при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий.
Система программных мероприятий и ресурсное обеспечение программы.
В программе выделены четыре следующих основных раздела мероприятий:
– нормативно-правовое обеспечение, предусматривающее разработку на федеральном уровне законодательных и иных нормативных правовых актов преимущественно прямого действия;
– формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, направленной на создание и развитие сети специализированных финансово-кредитных и гарантийно-инвестиционных институтов, связанных с РЦПП, обучение кадров, подготовка методических и научно-аналитических материалов, совершенствование информационной политики;
– интеграция в рамках СНГ и международное сотрудничество, предусматривающие разработку и реализацию программ сотрудничества с государствами - участниками СНГ, содействие международным проектам в рамках программ технической и финансовой помощи;
– выполнение подпрограмм по развитию малого предпринимательства в сфере активизации экономических реформ: при реформировании Вооруженных Сил Российской Федерации, в жилищно-коммунальном хозяйстве, сельской местности, при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий.
Проектом федерального бюджета на 2011 год предусматривается направить в 2011 году в виде субсидий регионам на реализацию мер по поддержке малых компаний 20,8 млрд.рублей. Таким образом, расходы федерального бюджета не только не снизятся, но и вырастут на 15% по сравнению с 2010 годом. Необходимо отметить, что в текущем 2010 году бюджетам регионов будет предоставлено 18 млрд.рублей в виде субсидий.
Сохранение расходов федерального бюджета на таком высоком уровне создает дополнительные стимулы для включения в приоритетном порядке в расходы региональных бюджетов на 2011 год поддержки малых и средних предприятий.
При реализации программы 2011 выделяются 2 основных блока мероприятий.
В рамках первого предусмотрены расходы на создание капитальных объектов – строительство бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, приобретение оборудования для центров кластерного развития, центров сертификации, центров прототипирования. На это направление предусматривается выделение 4,8млрд.рублей.
Второй блок – прямые субсидии малым компаниям и формирование финансовой инфраструктуры поддержки предпринимательства.
В качестве приоритетных направлений будет рассматриваться грантовая поддержка начинающих малых инновационных компаний; субсидирование широкого спектра расходов действующих инновационных компаний, поддержка экспорта продукции, поддержка модернизации, субсидирование расходов на лизинг оборудования.
Государственным заказчиком программы является Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.
Ход выполнения программы ежеквартально рассматривается на расширенных заседаниях коллегии Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства и экспертного совета Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.
Реализация мероприятий программы осуществляется на основе взаимовыгодных соглашений и хозяйственных договоров. Предусматривается долевое финансирование из средств федерального бюджета региональных программ поддержки малого предпринимательства при условии их утверждения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и обеспечения финансовыми средствами из региональных бюджетов.
Координация деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также общественных объединений предпринимателей по выполнению мероприятий программы осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. Комитет определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений и наличия средств, выделенных на реализацию программы.
Глава 2. . Государственная финансовая поддержка малого бизнеса в РБ.
2.1 Характеристика малого бизнеса в РБ
По состоянию на 1 января 2010 года по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, УФНС России по РБ, органов местного самоуправления в Республике Бурятия было зарегистрировано 7075 малых предприятий (с 2008 г. - с микропредприятиями) (далее - МП) и 3010 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (далее - ИП). В субъектах малого предпринимательства (далее - СМП), по оценке, на постоянной основе было занято около 137,4 тыс. человек, что составляет 33% от общей численности занятых в экономике республики.
Количество зарегистрированных МП на конец 2009 года возросло по сравнению с 2008 годом на 1328 или на 23,1 %. Соответственно, увеличилось количество МП на 1 тысячу жителей в республике с 6,0 до 7,3. Значение этого показателя в среднем по Российской Федерации на конец 2009 года составило 11,3.
На конец 2009 года в общем количестве предприятий и организаций республики доля МП возросла с 31,8 % 37,2 %. При этом, относятся к малым 53,6 % предприятий, осуществляющих оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, являются малыми почти половина (48,6%), организаций в строительстве, 44,5% предприятий обрабатывающих производств, 38,0% предприятий, осуществляющих добычу полезных ископаемых в республике, 35,2% предприятий, осуществляющих операции с недвижимым
имуществом, аренду и предоставление услуг.
Общая численность работников, занятых в МП, за истекший год увеличилась на 577 человек или 1,1%.
Численность работников, занятых на постоянной основе снизилась на 0,2 %.
По Российской Федерации снижение числа постоянно занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса в 2009 году произошло на 3% (396,0 тыс.человек) и обусловлено прежде всего переводом части работников на работу по совместительству, подряду, а также увеличением числа действующих индивидуальных предпринимателей.
Доля численности работников, работающих на малых предприятиях Республики Бурятия (включая внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера), в общей среднегодовой численности занятых в экономике республики за 2009 год составила 12 %, при значении показателя в 2008 г. - 10,8%.
Для сравнения, по данным Федеральной службы государственной статистики доля численности списочного состава работающих на малых предприятиях за 2008 год к общей среднегодовой численности занятых в экономике в среднем по Российской Федерации составляет 16,1%.
Количество зарегистрированных ИП на конец 2009 года возросло по сравнению с 2008 годом на 2195 чел. или 8,0 %. Наибольшее их число сосредоточено в муниципальных образованиях: г. Улан-Удэ, Кабанский и Заиграевский районы. В основном они заняты в сфере оптовой и розничной торговли (41,4% от общего числа индивидуальных предпринимателей).
Численность ИП в численности экономически активного населения по республике на конец года составляет 6,37% (2007 год - 5,86 %).
За 2009 год выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) МП составила 49701,1 млн.руб. (темп роста по сравнению с прошлым годом – 102,8 %), отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами в фактических ценах на сумму 23971,0 млн.руб. при значении индикатора 20327,2 млн.руб. (темп роста по сравнению с прошлым годом – 108,9%), продано товаров несобственного производства на сумму 25369,0 млн.руб. (темп роста по сравнению с прошлым годом – 96,3%).
Оборот МП составил 49340,0 млн.руб., темп роста по сравнению с соответствующим периодом прошлого года – 102,5%. По сравнению с 2008 годом возросла доля оборота МП в общем обороте организаций по республике с 29,9%. до 30,7 %.
Для сравнения, темп роста оборота организаций по МП в среднем по Российской Федерации за 2009 год составил 90,1 %, доля МП в общем обороте организаций - 25,0% против 25,9% за прошлый год.
По сравнению с 2008 годом крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями снижен валовой надой молока до 81,9 % по сравнению с 2008 г. Производство скота и птицы на убой в живом весе увеличилось на 53,3%, производство яиц - на 75 тыс. штук или на 28,1%.
Доля МП в обороте розничной торговли увеличилась по сравнению с предыдущим годом с 11,5% до 11,7 %.
Объем платных услуг населению, оказанных СМП, за 2009 год составил 7144,4 млн. рублей, по сравнению с прошлым годом возрос на 36,0%. Доля СМП в общем объеме оказываемых платных услуг населению по республике увеличилась с 32,6 % в 2008 году до 39,8 %.
Индивидуальные предприниматели занимали преобладающую долю в объемах таких услуг, оказанных населению, как бытовые услуги (67%), транспортные (61,4%), правовые (94,7%).
Наиболее существенно экономический и финансовый кризис отразились на объеме инвестиций в основной капитал малых компаний. В основной капитал МП вложено инвестиций на сумму 678,5 млн.руб., что составило 86,7 % от объема инвестиций в 2008 году. По Российской Федерации по итогам 2008 года инвестиции составили 976,2 млрд.рублей, а в 2009 году всего 541 млрд.рублей, т.е. снизились в 2 раза.
В среднем на развитие одного МП вложено инвестиций в основной капитал 95,9 тыс.руб., что ниже показателя за 2008 год на 29,5 %. Наибольший объем инвестиций в основной капитал в расчете на 1 МП приходится на такие виды деятельности, как производство мяса и мясопродуктов (1488,7 тыс.руб.); производство изделий из бетона из бетона, гипса и цемента (815,5 тыс.руб.); добыча прочих полезных ископаемых (791,3 тыс.руб.); производство, передача и распределение электроэнергии (597,6 тыс.руб.); деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием (510,7 тыс.руб.). Остается низким объем инвестиций по следующим видам деятельности: образование, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, здравоохранение и предоставление социальных услуг.
Преобладающими сферами деятельности для МП являются:
- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования – 37,2 % от общего количества МП, 50,0 % общего оборота МП или 25,3 % от общей численности работающих в МП. В 2008 году доля этих МП составляла соответственно 39,8 %, 53,2 % и 23,7 %.
- строительство – 12,3 % от общего количества МП, 21,4 % общего оборота МП или 15,4 % от общей численности работающих в МП. В 2008 году доля этих МП составляла соответственно 13,2 %, 17,9 % и 15,0%.
- обрабатывающие производства – 8,1 % от общего количества МП, 9,3 % общего оборота МП или 11,2 % от общей численности работающих в МП. В 2008 году доля этих МП составляла соответственно 8,3 %, 12,0 % и 11,7 %.
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 15,9 % от общего количества МП, 8,3 % общего оборота МП или 19,4 % от общей численности работающих в МП. В 2008 году доля этих МП составляла соответственно 15,5%, 7,3 % и 18,6 %.
- транспорт и связь – 5,7% от общего количества МП, 2,3% общего оборота МП или 5,1% от общей численности работающих в МП. В 2008 году доля этих МП составляла соответственно 5,3%, 2,8% и 5,1%.
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 7,4% от общего количества МП, 2,4% общего оборота МП или 7,9% от общей численности работающих в МП. В 2008 году доля этих МП составляла соответственно 6,3%, 1,6 % и 9,1 % от общей численности работающих в МП.
Среднемесячная заработная плата работников списочного состава МП в 2009 году составила 9572,0 рубля и возросла по сравнению с предыдущим годом на 3,9%. Наиболее высокооплачиваемыми являются работники в сфере добычи полезных ископаемых (11841 руб.); обрабатывающие производства (9641 руб.); Наименьшая зарплата у работников в сфере сельского хозяйства, охоты и предоставления услуг в этих областях (4447,5 руб.).
За 2009 год в консолидированный бюджет Республики Бурятия и государственные социальные внебюджетные фонды поступило налогов по специальным режимам налогообложения, используемым в основном субъектами малого предпринимательства: единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 623,7 млн.руб., в том числе в консолидированный бюджет РБ 524,9 млн.руб.; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 418,7млн.руб., в том числе в консолидированный бюджет РБ 376,8 млн.руб.; единого сельскохозяйственного налога - 5,3 млн.руб., в том числе в консолидированный бюджет РБ 4,8 млн. руб. По сравнению с предыдущим годом динамика поступления этих налогов составил соответственно 92,6%, 105,5% и 165,6 %.
С 2008 года мероприятия по государственной поддержке и развития малого предпринимательства реализуются на основании Программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Бурятия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.12.2007 г. № 419.
Информация о работе Государственная финансовая поддержка малого бизнеса