Фонд социального страхования Российской Федерации, перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Социальному страхованию как специализированному институту социальной защиты свойственны определенные признаки и характеристики, позволяющие реализовать взаимоувязанную гамму функций по резервированию, аккумуляции и распределению финансовых ресурсов, предназначенных для замещения заработной платы работников и оказания медицинской помощи.
В качестве неотъемлемых черт в их перечень входят следующие взаимодополняющие виды:
распределение материального бремени социальных рисков между основными субъектами правоотношений – работодателями, работниками, государством – на основе сочетания индивидуального и коллективного финансирования;
закрепленная законом обособленность и автономность финансовых ресурсов от различных государственных и общественных бюджетов;
ответственность всех субъектов правоотношений в данной сфере за неукоснительное исполнение возложенных на них обязательств;
участие в управлении всех заинтересованных сторон.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность и особенности функционирования фонда социального страхования РФ........................................................................................................6
1.1 Развитие системы социального страхования в России………………6
1.2 Формирование, цели, задачи, структура и управление фонда социального страхования РФ…………………………………………………...11
1.3 Модернизация системы социальной защиты в России: итоги перемен…………………………………………………………………………...19
2. Перспективы развития социального страхования 27
2.1 Актуальные проблемы социального страхования 27
2.2 Пути повышения эффективности системы социального страхования…………………………………………………………………….. 28
2.3 Анализ бюджетных показателей расходной части бюджета ФСС РФ…………………………………………………………………………..30
3. Предложения по совершенствованию системы обязательного социального страхования............................................................................................................39
Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованных источников………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

2)средние размеры пенсий  и пособий должны быть повышены  за этот же период до уровня 140-150% прожиточного минимума;

3)максимальные размеры  выплат по страхованию должны  быть соизмеримы с коэффициентом  замещения не ниже 50-60% предыдущего  заработка.

Тем самым будут созданы предпосылки для формирования механизмов социального страхования, позволяющих существенно повысить уровень пенсий и выплат, а значит повысить качество жизни населения.

Позицию Минтруда РФ разделяют  специалисты Российского объединения социальных технологий (РОСТ), которые предлагают разработать и принять федеральный закон об основах социального страхования в России. Основной целью такого закона должно быть определение правил деятельности всех участников системы социального страхования, выработка принципов социального страхования в России. В частности, в этом законе должны быть четко сформулированы основные виды социального страхования и точно перечислены участники системы социального страхования: застрахованные лица (работники), страхователи (работодатели и сами застрахованные лица) и страховщики (государственные и негосударственные фонды, страховые компании). Участником системы социального страхования обязательно должно быть определено государство, как основной гарант прав застрахованных лиц. В этом же законе должны быть определены основные условия доступа на рынок социального страхования негосударственных структур, таких как негосударственные пенсионные фонды и частные страховые компании. В обязательном порядке после принятия такого закона должны быть внесены определенные изменения в уже действующие законы, в частности, в закон о негосударственных пенсионных фондах. Помимо определенного выше федерального закона необходимо будет разработать и принять комплекс федеральных законов по отдельным видам социального страхования. В конечном итоге взаимоувязанная и непротиворечивая система законов в области социального страхования позволит построить в стране эффективную и гибкую систему социального страхования от всех социальных рисков.

 

2.4 Анализ бюджетных показателей расходной части бюджета ФСС РФ

 

В таблицах 1 и 2 представлен  горизонтальный и вертикальный анализ бюджетных показателей расходной  части Фонда социального страхования.

 

Таблица 1.

Горизонтальный анализ бюджетных показателей

расходной части ФСС

Статьи расходов

Сумма расходов на 2008 г., тыс. руб.

Сумма расходов на 2009 г., тыс. руб.

Темп роста, %

Сумма расходов на 2010 г., тыс.руб

Темп роста, %

1) Общегосударственные  вопросы

3427,8

3164,4

92,3

3218,4

101,7

Международные отношения  и международное сотрудничество

3427,8

3164,4

92,3

3218,4

101,7

2) Образование

17123502

17120287,5

99,9

18147507,1

106

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

578307,1

615897

106

652850,9

106

Учебные заведения и  курсы по переподготовке кадров

42465,9

45226,1

106

47939,7

106

Молодежная политика и оздоровление детей

16545194,9

16504390,5

99,8

17494656,2

106

3) Социальная политика

358421499

338943928,1

95

371312882

109

Социальное обеспечение  населения

356928881

337356400,7

95

370236459,6

109

Обеспечение инвалидов  техническими ср-вами реабилитации

8989699

9680090

108

10387050

107

Выплата пособий по уходу  за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному соц. страхованию

34351125,6

16795276,2

49

17169184,8

102

Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет  гражданам, подлежащим обязательному  соц. страхованию

45220082,2

52220719,8

115

59032339,6

113

Пособия при рождении ребенка

14723016

13772000

87

14062400

102

Пособия при временной нетрудоспособности по обязательному соц. страхованию

134059547

128267460

95,7

143236160

111,7

Пособия по беременности и родам

39697020

33901200

85,4

38798085

114,4

Оплата мед. помощи женщинам в период беременности, родов и  в послеродовом периоде

16600000

17000000

102

17000000

100

Пособия по временной  нетрудоспособности по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

2395877,4

1768181,8

74

1801006,2

102

Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников

4383536,5

4189187,7

96

4440538,9

106

Другие вопросы в  области соц. политики

1411508,2

1501145,4

106

984857,4

66

Итого расходов

375548428,8

356067380

94,8

389463607,5

109,4


 

Таблица 2.

Вертикальный анализ бюджетных показателей

расходной части ФСС

Статьи расходов

Сумма расходов на 2008 г., тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма расходов на 2009 г., тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма расходов на 2010 г., тыс. руб

Уд. вес, %

          1

2

3

4

5

6

7

1) Общегосударственные  вопросы

3427,8

0,001

3164,4

0,001

3218,4

0,001

Международные отношения  и международное сотрудничество

3427,8

0,001

3164,4

0,001

3218,4

0,001

2) Образование

17123502

4,56

17120287,5

4,8

18147507,1

4,67

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

578307,1

0,15

615897

0,17

652850,9

0,17

Учебные заведения и  курсы по переподготовке кадров

42465,9

0,01

45226,1

0,01

47939,7

0,01

Молодежная политика и оздоровление детей

16545194,9

4,4

16504390,5

4,64

17494656,2

4,49

3) Социальная политика

358421499

95,44

338943928,1

95,19

371312882

95,34

Социальное обеспечение  населения

356928881

95,04

337356400,7

94,75

370236459,6

95,06

Обеспечение инвалидов  техническими ср-вами реабилитации

8989699

2,39

9680090

2,72

10387050

2,67

Выплата пособий по уходу  за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному соц. страхованию

34351125,6

9,15

16795276,2

4,72

17169184,8

4,41

Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет  гражданам, подлежащим обязательному  соц. страхованию

45220082,2

12,04

52220719,8

14,67

59032339,6

15,16

Пособия при рождении ребенка

14723016

3,92

13772000

3,87

14062400

3,61

Пособия при временной  нетрудоспособности по обязательному  соц. страхованию

134059547

35,7

128267460

36

143236160

36,78

Пособия по беременности и родам

9697020

10,57

33901200

9,52

38798085

9,96

Оплата мед. помощи женщинам в период беременности, родов и  в послеродовом периоде

16600000

4,42

17000000

4,77

17000000

4,36

Пособия по временной  нетрудоспособности по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

2395877,4

0,64

1768181,8

0,5

1801006,2

0,46

Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников

4383536,5

1,17

4189187,7

1,18

4440538,9

1,14

Другие вопросы в  области соц. политики

1411508,2

0,38

1501145,4

0,42

984857,4

0,25

Итого расходов

375548428,8

100

356067380

100

389463607,5

100


 

Общая сумма расходов на 2008 год составляет 375548428,8 тыс. рублей (122,6 % к уровню 2007 года), из них: обязательное социальное страхование составляет 264771853 тыс. рублей (130,6 %), обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 49852551,2 тыс. рублей (115,7 %).

На 2009 год расходы Фонда  составляют 356067380,0 тыс. рублей (94,8 % к уровню 2008 года), из них: обязательное социальное страхование - 259639308,6 тыс. рублей (111,8 %), обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 51907735,2 тыс. рублей (108,5 процента).

На 2010 год расходы Фонда  предусмотрены в сумме 389463607,5 тыс. рублей (109,4% к уровню 2009 года), из них: на обязательное социальное страхование - 288449082,9 тыс. рублей (111,1%), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 55323889,8 тыс. рублей (106,6%).

Структура расходов Фонда  на 2008-2010 годы сгруппирована по разделам классификации расходов бюджетов: по разделу 01 «Общегосударственные вопросы» расходы ФСС составляют на 2008 год 3427,8 тыс. рублей, на 2009 год - 3164,4 тыс. рублей, на 2010 год - 3218,4 тыс. рублей; по разделу 07 «Образование» - на 2008 год - 17123502 тыс. рублей, на 2009 год - 17120287,5 тыс. рублей, на 2010 год - 18147507,1 тыс. рублей; по разделу 10 «Социальная политика» - на 2008 год - 358421499 тыс. рублей, на 2009 год - 338943928,1 тыс. рублей, на 2010 год - 371312882,0 тыс. рублей; по разделу 07 «Образование» предусмотрены расходы ФСС на переподготовку и повышение квалификации кадров и оздоровление детей.

В соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» предусматривались расходы ФСС на оздоровление детей застрахованных граждан в 2008 году в сумме 16545194,9 тыс. рублей, или 110,5% к уровню 2007 года, в 2009 году - 16504390,5 тыс. рублей, или 99,8% к уровню 2008 года и в 2010 году - 17494656,2 тыс. рублей, или 106% к уровню 2009 года. В 2008-2010 годах предполагается ежегодное оздоровление 4442 тыс. детей в оздоровительных лагерях различного типа (в 2007 году предполагается оздоровить 4593,9 тыс. детей).

Основным видом расходов ФСС в 2008-2010 годах остаются расходы  на выплату пособий по социальному  страхованию.

В соответствии с Федеральным  законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» Законопроектом предусмотрены выплаты пособий по временной нетрудоспособности в 2008 году в размере 134059547 тыс. рублей (129,8% к уровню 2007 года), в 2009 году - 128267460,0 тыс. рублей (95,7% к уровню 2008 года) и в 2010 году - 143236160,0 тыс. рублей (111,7% к уровню 2009 года).

Расходы ФСС на выплату  пособий по беременности и родам  предусмотрены Законопроектом в 2008 году в сумме 39697020 тыс. рублей (145,5% к уровню предыдущего года), в 2009 году - 33901200,0 тыс. рублей (85,4%), в 2010 году - 38798085,0 тыс. рублей (114,4%). При расчете расходов на выплату пособий по беременности и родам учитывался прогнозируемый рост рождаемости в 2008 году на 2,4%, в 2009 году - на 2,3%, в 2010 году - на 2,1 процента.

Расходы Фонда на выплату  пособий при рождении ребенка, пособий  по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами без индексации, но с учетом прогнозируемого роста рождаемости.

В соответствии с Федеральным  законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальные пособия на погребение предполагается за счет средств Фонда в 2008-2010 годах ежегодно тратить 126500,0 тыс. рублей.

Следует отметить, что  размер социального пособия на погребение в сумме 1,0 тыс. рублей не индексировался с 2000 года.

В соответствии с Направлениями, основными мероприятиями и параметрами  приоритетного национального проекта  «Здоровье», утвержденными президиумом  Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол от 21 декабря 2005 года № 2), на Фонд возложена обязанность по финансированию проведения страхователями углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, на 2008-2010 годы по 2000000,0 тыс. рублей ежегодно (в 2006 году данные расходы составили 1916554975,4 тыс. рублей, на 2007 год они запланированы в сумме 2000000,0 тыс. рублей). Расчеты производились исходя из затрат (без индексации) на одного работника в сумме 580,0 рубля и количества работников - 3448276 человек.

 

3. Предложения по совершенствованию системы обязательного социального страхования

Формирование систем обязательного социального страхования  является задачей крупного, национального масштаба. Требуется с учетом состояния экономики, национальных традиций и культуры определить правовые формы, разработать организационные и экономические механизмы, обеспечивающие реализацию важнейших принципов социального страхования:

·   солидарной ответственности страхователей и застрахованных за обеспечение социальных гарантий защиты застрахованных;

·   личной ответственности работников, включая и материальное их участие, за формирование их прав как застрахованных (продолжительный страховой стаж, отказ от утаивания фактического размера заработной платы, сохранение своего здоровья и трудоспособности);

·   ответственности государства за состоянием правового поля социального страхования, за соблюдением социальных гарантий прав работающих по защите от социальных (профессиональных) рисков, отказ от попыток использовать ресурсы обязательного социального страхования для других, пусть и важных, целей.

Законодательное воплощение этих принципов требует решения  ряда крупных задач, важнейшими из которых являются:

·   формирования собственного правового поля социального страхования, имеющего четкие законодательные рамки, фиксирующие и не допускающие ему смешиваться с правовыми полями личного страхования, с одной стороны, и социальной помощью, с другой;

·   разграничение функций и полномочий по организации и управлению системой и отдельными видами социального страхования основных социальных субъектов (работодателей, работников и государства), с ролевых их позиций - страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов;

·   формирование механизмов паритетного участия представителей всех субъектов обязательного социального страхования в процессе управления, а также определение форм, уровней и механизмов реализации социальных гарантий, обеспечиваемых различными видами социального страхования;

·   определение финансовых механизмов социального страхования с учетом формирования оптимальной нагрузки субъектов страхования, увязанной с политикой заработной платы, доходов и налоговой политики в странах СНГ, обособление финансовой системы обязательного социального страхования от бюджетов всех уровней;

·   определение инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием - моделей актуарных расчетов, информационной базы, статуса актуарных центров, страховых организаций и контрольных органов.

Крупный масштаб задач  по построению институциональной базы социального страхования в странах  СНГ требует выработки адекватной для каждой из них модели социального  страхования, разработки для этого соответствующей доктрины, принятия и реализации законов. Самым сложным, по-видимому, является глубокое осознание того, что без создания экономических, правовых и организационных механизмов социального страхования невозможно наладить цивилизованное пенсионное обеспечение, эффективную помощь нуждающимся семьям, больным и инвалидам.

Социальное страхование  имеет ключевое, определяющее значение для благополучия трудящихся, их семей  и всего общества в целом. Оно  входит в число основных прав человека и является одним из важнейших средств достижения социального согласия в обществе, содействуя тем самым социальному миру и участию в жизни общества всех социальных групп населения. Оно составляет неотъемлемую часть социальной политики правительств на индустриальных и постиндустриальных этапах развития и играет существенную роль в недопущении и снижении бедности. На основе профессиональной и общенациональной солидарности и справедливо организованной социальной защиты, социальное страхование способствует укреплению человеческого достоинства, равенства и социальной справедливости. Оно имеет также большое значение для политической интеграции, повышения индивидуального статуса и развития демократии.

Информация о работе Фонд социального страхования Российской Федерации, перспективы его развития