Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 21:24, курсовая работа
Социальному страхованию как специализированному институту социальной защиты свойственны определенные признаки и характеристики, позволяющие реализовать взаимоувязанную гамму функций по резервированию, аккумуляции и распределению финансовых ресурсов, предназначенных для замещения заработной платы работников и оказания медицинской помощи.
В качестве неотъемлемых черт в их перечень входят следующие взаимодополняющие виды:
распределение материального бремени социальных рисков между основными субъектами правоотношений – работодателями, работниками, государством – на основе сочетания индивидуального и коллективного финансирования;
закрепленная законом обособленность и автономность финансовых ресурсов от различных государственных и общественных бюджетов;
ответственность всех субъектов правоотношений в данной сфере за неукоснительное исполнение возложенных на них обязательств;
участие в управлении всех заинтересованных сторон.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность и особенности функционирования фонда социального страхования РФ........................................................................................................6
1.1 Развитие системы социального страхования в России………………6
1.2 Формирование, цели, задачи, структура и управление фонда социального страхования РФ…………………………………………………...11
1.3 Модернизация системы социальной защиты в России: итоги перемен…………………………………………………………………………...19
2. Перспективы развития социального страхования 27
2.1 Актуальные проблемы социального страхования 27
2.2 Пути повышения эффективности системы социального страхования…………………………………………………………………….. 28
2.3 Анализ бюджетных показателей расходной части бюджета ФСС РФ…………………………………………………………………………..30
3. Предложения по совершенствованию системы обязательного социального страхования............................................................................................................39
Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованных источников………………………………
2)средние размеры пенсий
и пособий должны быть
3)максимальные размеры
выплат по страхованию должны
быть соизмеримы с
Тем самым будут созданы предпосылки для формирования механизмов социального страхования, позволяющих существенно повысить уровень пенсий и выплат, а значит повысить качество жизни населения.
Позицию Минтруда РФ разделяют
специалисты Российского
2.4 Анализ бюджетных показателей расходной части бюджета ФСС РФ
В таблицах 1 и 2 представлен
горизонтальный и вертикальный анализ
бюджетных показателей
Таблица 1.
Горизонтальный анализ бюджетных показателей
расходной части ФСС
Статьи расходов |
Сумма расходов на 2008 г., тыс. руб. |
Сумма расходов на 2009 г., тыс. руб. |
Темп роста, % |
Сумма расходов на 2010 г., тыс.руб |
Темп роста, % |
1) Общегосударственные вопросы |
3427,8 |
3164,4 |
92,3 |
3218,4 |
101,7 |
Международные отношения и международное сотрудничество |
3427,8 |
3164,4 |
92,3 |
3218,4 |
101,7 |
2) Образование |
17123502 |
17120287,5 |
99,9 |
18147507,1 |
106 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
578307,1 |
615897 |
106 |
652850,9 |
106 |
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров |
42465,9 |
45226,1 |
106 |
47939,7 |
106 |
Молодежная политика и оздоровление детей |
16545194,9 |
16504390,5 |
99,8 |
17494656,2 |
106 |
3) Социальная политика |
358421499 |
338943928,1 |
95 |
371312882 |
109 |
Социальное обеспечение населения |
356928881 |
337356400,7 |
95 |
370236459,6 |
109 |
Обеспечение инвалидов техническими ср-вами реабилитации |
8989699 |
9680090 |
108 |
10387050 |
107 |
Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному соц. страхованию |
34351125,6 |
16795276,2 |
49 |
17169184,8 |
102 |
Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному соц. страхованию |
45220082,2 |
52220719,8 |
115 |
59032339,6 |
113 |
Пособия при рождении ребенка |
14723016 |
13772000 |
87 |
14062400 |
102 |
Пособия при временной нетрудоспособности по обязательному соц. страхованию |
134059547 |
128267460 |
95,7 |
143236160 |
111,7 |
Пособия по беременности и родам |
39697020 |
33901200 |
85,4 |
38798085 |
114,4 |
Оплата мед. помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде |
16600000 |
17000000 |
102 |
17000000 |
100 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
2395877,4 |
1768181,8 |
74 |
1801006,2 |
102 |
Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников |
4383536,5 |
4189187,7 |
96 |
4440538,9 |
106 |
Другие вопросы в области соц. политики |
1411508,2 |
1501145,4 |
106 |
984857,4 |
66 |
Итого расходов |
375548428,8 |
356067380 |
94,8 |
389463607,5 |
109,4 |
Таблица 2.
Вертикальный анализ бюджетных показателей
расходной части ФСС
Статьи расходов |
Сумма расходов на 2008 г., тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма расходов на 2009 г., тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма расходов на 2010 г., тыс. руб |
Уд. вес, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1) Общегосударственные вопросы |
3427,8 |
0,001 |
3164,4 |
0,001 |
3218,4 |
0,001 |
Международные отношения и международное сотрудничество |
3427,8 |
0,001 |
3164,4 |
0,001 |
3218,4 |
0,001 |
2) Образование |
17123502 |
4,56 |
17120287,5 |
4,8 |
18147507,1 |
4,67 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
578307,1 |
0,15 |
615897 |
0,17 |
652850,9 |
0,17 |
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров |
42465,9 |
0,01 |
45226,1 |
0,01 |
47939,7 |
0,01 |
Молодежная политика и оздоровление детей |
16545194,9 |
4,4 |
16504390,5 |
4,64 |
17494656,2 |
4,49 |
3) Социальная политика |
358421499 |
95,44 |
338943928,1 |
95,19 |
371312882 |
95,34 |
Социальное обеспечение населения |
356928881 |
95,04 |
337356400,7 |
94,75 |
370236459,6 |
95,06 |
Обеспечение инвалидов техническими ср-вами реабилитации |
8989699 |
2,39 |
9680090 |
2,72 |
10387050 |
2,67 |
Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному соц. страхованию |
34351125,6 |
9,15 |
16795276,2 |
4,72 |
17169184,8 |
4,41 |
Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному соц. страхованию |
45220082,2 |
12,04 |
52220719,8 |
14,67 |
59032339,6 |
15,16 |
Пособия при рождении ребенка |
14723016 |
3,92 |
13772000 |
3,87 |
14062400 |
3,61 |
Пособия при временной нетрудоспособности по обязательному соц. страхованию |
134059547 |
35,7 |
128267460 |
36 |
143236160 |
36,78 |
Пособия по беременности и родам |
9697020 |
10,57 |
33901200 |
9,52 |
38798085 |
9,96 |
Оплата мед. помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде |
16600000 |
4,42 |
17000000 |
4,77 |
17000000 |
4,36 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
2395877,4 |
0,64 |
1768181,8 |
0,5 |
1801006,2 |
0,46 |
Оплата путевок на
санаторно-курортное лечение |
4383536,5 |
1,17 |
4189187,7 |
1,18 |
4440538,9 |
1,14 |
Другие вопросы в области соц. политики |
1411508,2 |
0,38 |
1501145,4 |
0,42 |
984857,4 |
0,25 |
Итого расходов |
375548428,8 |
100 |
356067380 |
100 |
389463607,5 |
100 |
Общая сумма расходов на 2008 год составляет 375548428,8 тыс. рублей (122,6 % к уровню 2007 года), из них: обязательное социальное страхование составляет 264771853 тыс. рублей (130,6 %), обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 49852551,2 тыс. рублей (115,7 %).
На 2009 год расходы Фонда составляют 356067380,0 тыс. рублей (94,8 % к уровню 2008 года), из них: обязательное социальное страхование - 259639308,6 тыс. рублей (111,8 %), обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 51907735,2 тыс. рублей (108,5 процента).
На 2010 год расходы Фонда предусмотрены в сумме 389463607,5 тыс. рублей (109,4% к уровню 2009 года), из них: на обязательное социальное страхование - 288449082,9 тыс. рублей (111,1%), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 55323889,8 тыс. рублей (106,6%).
Структура расходов Фонда на 2008-2010 годы сгруппирована по разделам классификации расходов бюджетов: по разделу 01 «Общегосударственные вопросы» расходы ФСС составляют на 2008 год 3427,8 тыс. рублей, на 2009 год - 3164,4 тыс. рублей, на 2010 год - 3218,4 тыс. рублей; по разделу 07 «Образование» - на 2008 год - 17123502 тыс. рублей, на 2009 год - 17120287,5 тыс. рублей, на 2010 год - 18147507,1 тыс. рублей; по разделу 10 «Социальная политика» - на 2008 год - 358421499 тыс. рублей, на 2009 год - 338943928,1 тыс. рублей, на 2010 год - 371312882,0 тыс. рублей; по разделу 07 «Образование» предусмотрены расходы ФСС на переподготовку и повышение квалификации кадров и оздоровление детей.
В соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» предусматривались расходы ФСС на оздоровление детей застрахованных граждан в 2008 году в сумме 16545194,9 тыс. рублей, или 110,5% к уровню 2007 года, в 2009 году - 16504390,5 тыс. рублей, или 99,8% к уровню 2008 года и в 2010 году - 17494656,2 тыс. рублей, или 106% к уровню 2009 года. В 2008-2010 годах предполагается ежегодное оздоровление 4442 тыс. детей в оздоровительных лагерях различного типа (в 2007 году предполагается оздоровить 4593,9 тыс. детей).
Основным видом расходов ФСС в 2008-2010 годах остаются расходы на выплату пособий по социальному страхованию.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» Законопроектом предусмотрены выплаты пособий по временной нетрудоспособности в 2008 году в размере 134059547 тыс. рублей (129,8% к уровню 2007 года), в 2009 году - 128267460,0 тыс. рублей (95,7% к уровню 2008 года) и в 2010 году - 143236160,0 тыс. рублей (111,7% к уровню 2009 года).
Расходы ФСС на выплату пособий по беременности и родам предусмотрены Законопроектом в 2008 году в сумме 39697020 тыс. рублей (145,5% к уровню предыдущего года), в 2009 году - 33901200,0 тыс. рублей (85,4%), в 2010 году - 38798085,0 тыс. рублей (114,4%). При расчете расходов на выплату пособий по беременности и родам учитывался прогнозируемый рост рождаемости в 2008 году на 2,4%, в 2009 году - на 2,3%, в 2010 году - на 2,1 процента.
Расходы Фонда на выплату пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами без индексации, но с учетом прогнозируемого роста рождаемости.
В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальные пособия на погребение предполагается за счет средств Фонда в 2008-2010 годах ежегодно тратить 126500,0 тыс. рублей.
Следует отметить, что размер социального пособия на погребение в сумме 1,0 тыс. рублей не индексировался с 2000 года.
В соответствии с Направлениями,
основными мероприятиями и
Формирование систем
обязательного социального
· солидарной ответственности страхователей и застрахованных за обеспечение социальных гарантий защиты застрахованных;
· личной ответственности работников, включая и материальное их участие, за формирование их прав как застрахованных (продолжительный страховой стаж, отказ от утаивания фактического размера заработной платы, сохранение своего здоровья и трудоспособности);
· ответственности государства за состоянием правового поля социального страхования, за соблюдением социальных гарантий прав работающих по защите от социальных (профессиональных) рисков, отказ от попыток использовать ресурсы обязательного социального страхования для других, пусть и важных, целей.
Законодательное воплощение этих принципов требует решения ряда крупных задач, важнейшими из которых являются:
· формирования собственного правового поля социального страхования, имеющего четкие законодательные рамки, фиксирующие и не допускающие ему смешиваться с правовыми полями личного страхования, с одной стороны, и социальной помощью, с другой;
· разграничение функций и полномочий по организации и управлению системой и отдельными видами социального страхования основных социальных субъектов (работодателей, работников и государства), с ролевых их позиций - страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов;
· формирование механизмов паритетного участия представителей всех субъектов обязательного социального страхования в процессе управления, а также определение форм, уровней и механизмов реализации социальных гарантий, обеспечиваемых различными видами социального страхования;
· определение финансовых механизмов социального страхования с учетом формирования оптимальной нагрузки субъектов страхования, увязанной с политикой заработной платы, доходов и налоговой политики в странах СНГ, обособление финансовой системы обязательного социального страхования от бюджетов всех уровней;
· определение инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием - моделей актуарных расчетов, информационной базы, статуса актуарных центров, страховых организаций и контрольных органов.
Крупный масштаб задач
по построению институциональной базы
социального страхования в
Социальное страхование имеет ключевое, определяющее значение для благополучия трудящихся, их семей и всего общества в целом. Оно входит в число основных прав человека и является одним из важнейших средств достижения социального согласия в обществе, содействуя тем самым социальному миру и участию в жизни общества всех социальных групп населения. Оно составляет неотъемлемую часть социальной политики правительств на индустриальных и постиндустриальных этапах развития и играет существенную роль в недопущении и снижении бедности. На основе профессиональной и общенациональной солидарности и справедливо организованной социальной защиты, социальное страхование способствует укреплению человеческого достоинства, равенства и социальной справедливости. Оно имеет также большое значение для политической интеграции, повышения индивидуального статуса и развития демократии.
Информация о работе Фонд социального страхования Российской Федерации, перспективы его развития