Фонд социального страхования Российской Федерации, перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Социальному страхованию как специализированному институту социальной защиты свойственны определенные признаки и характеристики, позволяющие реализовать взаимоувязанную гамму функций по резервированию, аккумуляции и распределению финансовых ресурсов, предназначенных для замещения заработной платы работников и оказания медицинской помощи.
В качестве неотъемлемых черт в их перечень входят следующие взаимодополняющие виды:
распределение материального бремени социальных рисков между основными субъектами правоотношений – работодателями, работниками, государством – на основе сочетания индивидуального и коллективного финансирования;
закрепленная законом обособленность и автономность финансовых ресурсов от различных государственных и общественных бюджетов;
ответственность всех субъектов правоотношений в данной сфере за неукоснительное исполнение возложенных на них обязательств;
участие в управлении всех заинтересованных сторон.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность и особенности функционирования фонда социального страхования РФ........................................................................................................6
1.1 Развитие системы социального страхования в России………………6
1.2 Формирование, цели, задачи, структура и управление фонда социального страхования РФ…………………………………………………...11
1.3 Модернизация системы социальной защиты в России: итоги перемен…………………………………………………………………………...19
2. Перспективы развития социального страхования 27
2.1 Актуальные проблемы социального страхования 27
2.2 Пути повышения эффективности системы социального страхования…………………………………………………………………….. 28
2.3 Анализ бюджетных показателей расходной части бюджета ФСС РФ…………………………………………………………………………..30
3. Предложения по совершенствованию системы обязательного социального страхования............................................................................................................39
Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованных источников………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

Эти и ряд других качеств  социального страхования выдвигают  задачу построения данного института социальной защиты в число приоритетных задач для стран СНГ в ближайшее десятилетие.

В этой связи обмен  опытом стран СНГ в этой сфере  представляется плодотворным направлением сотрудничества, организацию которого представляется целесообразным проводить на постоянной основе, в рамках соответствующей совместной программы, органическими компонентами которой могли бы стать конференции, публикации, аналитическое и информационное сопровождение.

В целях повышения  эффективности социального страхования необходимо обеспечить решение следующих важных задач:

·   исключить из системы социального страхования все нестраховые платежи;

·   осуществить инвентаризацию обязательств и на этой основе реализовать мероприятия по обеспечению баланса доходов и расходов Фонда социального страхования Российской Федерации;

·   повысить эффективность администрирования доходов и расходов. Решение этих задач возможно следующим образом.

К расходам нестрахового характера можно отнести финансирование оздоровления детей работающих граждан, частичное содержание детско-юношеских спортивных школ, оплаты путевок на долечивание в санаторно-курортных учреждениях, непосредственно после стационарного лечения, пособия при рождении ребенка, выплата пособий на погребение.

Для сокращения расходов Фонда социального страхования Российской Федерации на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию предлагается освободить выплаты по временной нетрудоспособности от налога на доходы физических лиц и, одновременно, установить пониженные размеры пособий по временной нетрудоспособности (стаж до 5-ти лет - 45%; от 5-8 лет - 65%; свыше 8-ми лет - 85% от средней заработной платы).

Можно рассмотреть возможность  перехода к страхованию предельного  заработка и ввести ограничение на сумму месячного заработка работника, на который начисляется единый социальный налог, в пределах 15,0 тысяч рублей и установить максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности в расчете за месяц 15,0 тыс. рублей. На сумму, превышающую 15,0 тыс. рублей, единый социальный налог не начисляется. При этом на ставку для начисления единого социального налога установить в твердом размере без учета регрессии.

В настоящее время  разрабатывается нормативный правовой акт, в котором предполагается упорядочить  порядок назначения пособия по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам, путем определения среднего заработка для исчисления пособий  исходя из заработной платы за последние 12 месяцев работы, что позволит сократить расходы Фонда социального страхования Российской Федерации в 2004 году на 7,9 млрд. рублей.

Одной из проблем повышения  эффективности функционирования обязательного  социального страхования является проблема создания механизма, предотвращающего выплаты по больничным листам, начисляемые без соответствующего основания. Для этого можно ограничить размер возмещения по временной нетрудоспособности определенным фондом (в качестве такого фонда можно рассмотреть - общее количество больничных листов, общая сумма возмещения, общее число дней временной нетрудоспособности по больничным листам), превышение которого будет приводить к последующим регрессионным выплатам страхового возмещения.

Основополагающим моментом модернизации системы обязательного медицинского страхования является укрепление финансовой базы ОМС с целью обеспечения сбалансированности доходов системы ОС и ее обязательств по предоставлению гарантированной медицинской помощи застрахованным гражданам.

В основу модернизации должен быть положен переход к преимущественно  страховому принципу мобилизации финансовых средств и подушевому финансированию в системе ОС.

Для реализации программы  реформирования ОС необходимо реализовать  следующие конкретные шаги.

1.   Утвердить постановлением Правительства Российской Федерации минимальный подушевой норматив финансирования базовой программы ОС, как составной части Программы госгарантий.

2.   Разработать порядок индексирования подушевого норматива финансирования базовой программы ОС.

3.   Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации необходимо разработать и принять проекты федерального закона "О Федеральном фонде обязательного медицинского страхования".

4.   С целью обеспечения эффективных механизмов рационального использования средств всеми субъектами системы ОС и устранение правовых недостатков, накопившихся в системе за период ее существования, необходимо включить фонды ОС в число субъектов ОС.

5.   Более четко законодательно определить механизм организационного и финансового взаимодействия субъектов ОС и их обязательств в системе ОС для реализации декларированных Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи.

6.   Повысить требовательность к деятельности страховых медицинских организаций в системе ОС. В целях установления критериев допуска страховых медицинских организаций к деятельности в системы ОС разработать механизм аккредитации страховых медицинских организаций, что позволит повысить требования к СО, осуществляющих деятельность в ОС, а также их ответственность за целевое использование средств.

7.   Утвердить постановлением Правительства Российской Федерации единую форму страхового медицинского полиса, порядок его эмиссии и обращения на территории Российской Федерации.

8.   Утвердить на уровне федерального закона нормы, предусматривающие персонифицированный учет застрахованных граждан и оказания им медицинской помощи в рамках ОС.

9.   Разработать и утвердить единые медицинские стандарты качества медицинской помощи.

10. Утвердить единую  методику определения тарифов  на медицинские услуги в системе  ОС.

Следует отметить, что  полноценная модернизация системы  ОС не возможна без реформирования системы здравоохранения в целом, и в частности, без решения проблемы реструктуризации сети лечебно-профилактических учреждений.

Основные направления  реформирования системы обязательного  социального страхования: 

·   Соблюдение конституционных прав граждан РФ

·   Четкое определение целей, задач и источников финансирования по различным видам социального страхования

·   Соблюдение страховых принципов

·   Развитие персонифицированного учета во всей системе ОСС

·   Адекватность уровня социальной защиты размерам страховых платежей

·   Устранение дублирования функций

·   Создание условий для достижения финансовой устойчивости системы ОСС

Основные механизмы  достижения целей при реформировании системы социального страхования

·   Проведении анализа законодательной и нормативной правовой базы в сфере ОСС, ведомственных актов, регулирующих вопросы социального страхования

·   Ревизии перечня выплат и расходов, осуществляемых в системе ОСС, установление четких границ для страховых и нестраховых выплат и расходов, определение источников финансирования

·   Осуществлении мер, направленных на приведение порядка, условий и размеров страхового обеспечения в соответствие с социально-экономическим положением страны

·   Определении потребности системы ОСС в финансовых средствах

·   Изменении законодательства о внебюджетных государственных социальных фондах, о системе управления системой и ресурсами социального страхования, об обеспечении паритетности участия представителей субъектов ОСС в органах управления системы ОСС

·   Создании условий для привлечения частных страховых компаний к системам ОСС и ОМС

·    

Благоприятные социально-экономические  последствия реформ в системе  социального страхования 

·   Создание условий для снижения налоговой нагрузки на ФОТ

·   Установление объективно обоснованных тарифов страховых взносов

·   Сохранение уровня государственных гарантий гражданам по временной нетрудоспособности и материнству, недопущение снижения размеров социальных пособий

·   Обеспечение сбалансированности между суммой обязательных платежей в рамках ОСС и размерами обеспечения по страхованию

·   Достижение финансовой стабилизации системы ОСС и создание предпосылок для ее устойчивого развития на основе сбалансированности доходов и расходов

·   Участие негосударственных институтов в системах ОМС и ОСС;

·   Упорядочение систем расчета и выплаты пособий по ОСС

·   Повышение роли сторон социального партнерства в управлении ФСС

·   Создание условий для роста заработной платы, вывода заработной платы из ”тени” при увеличении объемов средств на социальное страхование

 

Отвечающее современным  условиям России социальное страхование  должно стать одним из важнейших  механизмов развития и регулирования  социальных процессов, предназначенным  не только для компенсации издержек перехода к рыночной экономике, но и  для ее укрепления, придания ей социально ориентированного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Новый характер приобрела  наша социальная политика и будет  приобретать и в дальнейшем. Во-первых, ее главным объектом должны стать  не просто социальные отрасли, а, прежде всего, сам гражданин, и именно для человека должны развиваться те социальные сферы, в которые в последнее время вкладываются значительные деньги. Целевое приложение этих средств, и здравоохранение, и образование, и социальная поддержка, сфера занятости, культура, жилищная, демографическая и семейная политика.

Именно и для этого  был создан фонд социального страхования, для реализации социальной политики Российской Федерации.

Основные направления  реформирования системы обязательного  социального страхования: 

·   Соблюдение конституционных прав граждан РФ

·   Четкое определение целей, задач и источников финансирования по различным видам социального страхования

·   Соблюдение страховых принципов

·   Развитие персонифицированного учета во всей системе ОСС

·   Адекватность уровня социальной защиты размерам страховых платежей

·   Устранение дублирования функций

·   Создание условий для достижения финансовой устойчивости системы ОСС

Благоприятные социально-экономические  последствия реформ в системе  социального страхования 

·   Создание условий для снижения налоговой нагрузки на ФОТ

·   Установление объективно обоснованных тарифов страховых взносов

·   Сохранение уровня государственных гарантий гражданам по временной нетрудоспособности и материнству, недопущение снижения размеров социальных пособий

·   Обеспечение сбалансированности между суммой обязательных платежей в рамках ОСС и размерами обеспечения по страхованию

·   Достижение финансовой стабилизации системы ОСС и создание предпосылок для ее устойчивого развития на основе сбалансированности доходов и расходов

·   Участие негосударственных институтов в системах ОМС и ОСС;

·   Упорядочение систем расчета и выплаты пособий по ОСС

·   Повышение роли сторон социального партнерства в управлении ФСС

·   Создание условий для роста заработной платы, вывода заработной платы из ”тени” при увеличении объемов средств на социальное страхование

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

1. Бюджетный кодекс  Российской Федерации от 31 июля 1998г. 145 ФЗ. С изменениями и дополнениями на 2 февраля 2008г. С. 143-150.

2. Конституция Российской  Федерации. М.: Юридическая литература, 1993. С. 94-109.

3. Федеральный закон  "Об обязательном социальном  страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний" от 24.07.1998 125-ФЗ (ред. от 01.12.2004, с изм. от 29.12.2004) // СЗ РФ от 03.08.1998, 31, ст. 3803, СЗ РФ от 03.01.2005, 1 (часть 1), ст. 28.

4. Федеральный закон  "Об основах обязательного  социального страхования" от 16.07.1999 165-ФЗ (ред. от 05.03.2004) // СЗ РФ от 19.07.1999, 29, ст. 3686, СЗ РФ от 08.03.2004, 10, ст. 836.

5. Постановление Правительства  РФ от 12 февраля 1994 г. 101 "О Фонде  социального страхования Российской  Федерации" // САПП от 21 февраля  1994 г., 8, ст. 599.

6. Постановление Фонда  социального страхования РФ от 5 января 1995 г. 1 "Об утверждении Положения об отделении Фонда социального страхования Российской Федерации"

7. Бабич А.М., Егоров  Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального  страхования. Учебное пособие. - М.: МГТУ, 2007.

8. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. М.: Юнити Дана, 2008.

9. Бюджетная система  России: Учебник/Под ред. Г.Б. Поляка. -М.: ЮНИТИ, 2007.

10. Вахрин П.И., Нешитой  А.С. Финансы. - М.: Информационно-внедренческий  центр "Маркетинг", 2007.

11. Гусаров В. М. Статистика. Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 2007.

12. Дегтярев Г. О  дефицитности пенсионной системы// - Экономист . –

2008.

13. Коломин Е.В. Основные  предпосылки и направления повышения  социально-экономической эффективности страхования // - Финансы. 2008.  
14. Пешехонов Ю.В. "Внебюджетные социальные фонды: состояние и перспективы" // Финансы, 2008.

15. Российский статистический  ежегодник 2007: Стат.сб./ Госкомстат  России. М.: Госкомстат России, 2007.

16. Сенчагов В.К., Архипов А.И. Финансы, денежное обращение, кредит. М.: Проспект., 2007.

17. Смирнов С., Малеева  Т. "Внебюджетные социальные фонды:  варианты реформирования" // Человек  и труд, 2008.

18. Соколов В. П. Особенности  функционирования внебюджетных  социальных фондов на современном этапе.// Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - 10.

19. Социальная политика: реформы социального страхования  // Общество и экономика. 2008.

Информация о работе Фонд социального страхования Российской Федерации, перспективы его развития