Финансы социальной сферы и особенности их организации в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансирования и планирования расходов бюджета на социальную сферу. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета;
2. Описать процесс финансирования социальной сферы;
3. Раскрыть особенности распределения бюджетных средств на социальную сферу.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Социальная политика в России и источники ее финансирования….
1. Сущность социальной политики и ее инструменты…………………………..
2. Главные цели государственной социальной политики на современном этапе………………………………………………………………………………...
3. Воздействие финансов на социальную сферу……………………..
Глава 2. Управление финансами в отраслях социальной сферы……………….
2.1. Содержание и цели управления финансами в социальной сфере.…………………………………………………………………..…………………..
2.2. Реализация социальной политики на 2011 год ..…………………………………
2.3. Оптимизация расходной бюджетной политики государства в социальной сфере…………………
Глава 3. Финансирование отраслей социальной сферы…………………………
3.1. Нормативные документы, регламентирующие порядок предоставления социальной помощи и социальных услуг………………………….
3.2. Недостатки существующей системы социальной защиты, пути их минимизации……………………………………………………..
3.3. Планирование бюджета расходов на социальную сферу Нижегородской области.……………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая финик.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

     Не  умоляя значения реальной социальной политики, следует признать, что подобный подход не позволяет выстраивать государственные институты управления, приоритетно нацеленные на профилактику, упреждение кризисных ситуаций, социальных рисков, свершение которых приводит к необходимости масштабной социальной помощи, поддержки и защиты. В этой связи для России и отдельных её регионов должно стать актуальным стратегическое планирование — процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения в отдаленном пространственно-временном измерении. В этом процессе ведущую роль приобретают социальные программы долгосрочного действия.

     Для стратегического планирования существенное значение имеет четкость трактовок понятий «социальная программа» и «социальная проблема».

     Социальная  программа — это содержание и  план деятельности с изложением основных целей и задач решения социальных(ой) проблем(ы), характера мероприятий, уточнением сроков исполнения и определением участников процессов и их ролевых функций.

     Социальная  проблема — это объективно возникающее  в процессе функционирования и развития общества противоречие; комплекс вопросов, требующих решения средствами социального управления.

     В российской практике социальные программы  подразделяются на следующие виды:

  • доходов и цен;
  • занятости и социально-трудовых отношений;
  • охраны здоровья населения и развития здравоохранения;
  • социальной защиты населения и его отдельных групп (инвалидов, пожилых, бывших военнослужащих и членов их семей, и т.п.);
  • образования;
  • семьи, материнства и детства;
  • дети России и др.

     Долгосрочная  целевая социальная программа должна формироваться на срок более 10 лет. Целевая программа — это скоординированное по целям, срокам, содержанию текущее и перспективное планирование комплекса мер, направленных на решение тех или иных социальных проблем, на основе рационального использования материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов. Такая программа предусматривает целенаправленное взаимодействие всех ее участников, определенных исполнителями намеченных программных мероприятий.

      Формирование программы требует  проведения следующих поэтапных разработок:

  1. Формулирование и экспертный анализ проблемной ситуации;
  2. Концептуальная разработка планируемой программы;
  3. Информационный поиск вводимых данных;
  4. Собственно формирование программы;
  5. Прогнозирование результатов реализации программы;
  6. Разработка стандартизированных показателей эффективности программных мероприятий;
  7. Разработка управления реализацией программы.

     Концептуальная  разработка планируемой программы  предусматривает:

  • разработку концепции решения проблемы в данном временном периоде;
  • определение цели и подцелей программы;
  • формирование плана мероприятий;
  • разработку модели организационной инфраструктуры системы, в рамках которой предполагается реализовать программу (структурно-функциональная модель системы);
  • определение подходов к информационному обеспечению системы (определение источников информации, вида и форм входных и выходных данных);

     Формирование  программы следует проводить  на основании концептуальной разработки и полученных в ходе поиска информационных данных.

     Основные формы управления функционированием программ:

  • формирование организационного порядка и координация деятельности исполнителей программных мероприятий путем создания координационных комиссий (комитетов) из представителей заинтересованных структур и / или основных исполнителей;
  • формирование дирекции программы; создание попечительского совета;
  • другие формы.

     Оценка  реализации долгосрочных программ, безусловно, будет происходить в весьма отдаленном для ее разработчиков будущем, и в большинстве случаев не ими, а другими людьми. Это обстоятельство в определенной мере ослабляет ответственность, а с другой стороны ее усугубляет. Как бы не были привлекательны цели стратегического планирования, хороши задуманные технологии, но их осуществление в руках конкретных людей. Поэтому механизм управления долгосрочными программами включая подбор, расстановку, управление преемственностью кадрами — участниками программ на разных временных этапах будет иметь решающее значение. Разработка такого механизма зависит от выбора цели управления, ее формирования и обоснования. При этом цель как будущее состояние социального объекта может рассматриваться с учетом его прошлого положения, настоящего состояния, тенденции развития. 

    1. Главные цели государственной социальной политики на современном этапе.

Главная цель социальной политики - стабилизация уровня жизни населения и создание условий для его некоторого роста. В дальнейшем предусматривается устойчивый рост жизни населения, для чего необходимо обеспечить прирост его реальных доходов на уровне не менее 4 - 5 % в год. В период до 2010 г. ставились задачи последовательного повышения уровня и качества жизни на основе ежегодного прироста реальных доходов населения на менее 5 - 5,5 %.

     Основные цели в области социальной политики:

• сокращение масштабов бедности;

• повышение  доли трудовых доходов и их реального  роста;

• улучшение  качества жизни. Стратегия государства  по улучшению качества жизни

требует принятия мер по укреплению здоровья населения, расширения возможностей получения образования, улучшению условий труда и проживанию, расширению возможностей отдыха, обеспечению комфортных условий и др. Важнейшими задачами социальной политики на современном этапе являются:

• повышение трудовой и хозяйственной активности населения –предоставления каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом, предприимчивостью обеспечить благосостояние семьи, формирование сбережений и их эффективное использование;

• регулирование доходов населения;

• целевая поддержка социально уязвимых групп населения;

• обеспечение занятости и поддержка работников, высвобождающихся в ходе

структурной перестройки;

• реформа организационных структур и источников финансирования социальной

инфраструктуры, пенсионного обеспечения, жилищная реформа.

Социальная  политика, как и любая другая система регулирующих мер, может быть успешно реализована только в том случае, если достаточно четко определена ее цель. Теоретическое обоснование ее объекта в период перехода страны к постиндустриальному обществу позволяет предположить, что главной целью социальной политики Беларуси в долгосрочной перспективе является повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для расширенного воспроизводства качественного человеческого капитала. Реализация социальной политики основывается на следующих принципах:

  • регулирование доходов предпринимателей посредством налогового механизма, гарантия заработной платы наемных работников посредством законодательного утверждения минимальной заработной платы как обязательной базы в оплате труда;
  • защита уровня жизни населения посредством индексации заработной платы;
  • дифференцированный подход к социально-демографическим группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудовой способности, состава семьи;
  • формирование системы законодательно закрепленных социально-экономических гарантий, предоставляемых государством своим гражданам.
 
    1. Воздействие финансов на социальную сферу.

Социальное  преобразование общества возможно 2 способами: революционным и реформаторским. Революционный способ связан с большими финансовыми и материальными потерями.

Реформаторский  способ предполагает эволюционное развитие, преемственность, отсутствие жертв и больших массовых потерь. Это тоже требует значительных финансовых затрат, являясь чаще длительным процессом. Потери при таком способе не сравнимы с финансовыми и людскими потерями, сопутствующими вооруженной борьбе. Успешное проведение реформ возможно при разумном использовании налогов, займов, инвестиций, социальных пособий и т. д.  
Финансовое обеспечение социальных реформ решает 2 задачи. Изыскание необходимых финансовых ресурсов для финансирования мероприятий по социальным реформам и рациональное их использование. Могут осуществляться социальные реформы, направленные на развитие новых отношений в производстве, решение вопросов в ходе смены производственных отношений либо связанные с ускоренным развитием производительных сил без смены производственных отношений (индустриализация и т. д.). Финансовые мероприятия по согласованию экономических интересов основных групп и классов общества, проводятся как правило, на компромиссной основе. Наука еще не выработала механизмов для успешного развития и хода реформ, все осуществляется путем проб и ошибок.  
Из истории социальных реформ в разных странах. Существует несколько этапов реформ.  
В России первой крупной социальной реформой была отмена крепостного права в 1861 г. Главная проблема – определение условий выкупа крестьян и их земельных наделов, которые удовлетворили бы помещиков и крепостных. Выкуп был определен равным капиталу, дающему при 6 % годовых сумму, равную прежнему среднему оброку. Правительство сразу дать такую сумму не могло, поэтому были выпущены облигации. Был создан Госбанк. Госзаймы были удачным найденным способом, который помог мирным способом преобразовать общество.  
Реформы в Германии: была проведена денежная реформа, что восстановило устойчивое денежное обращение. Китай осуществлял реформы в 2 этапа:  
1) с конца 1970 до 1985 г. главным рычагом была аграрная реформа;  
2) льготные условия по налогообложению для привлечения иностранных инвестиций – для прибрежных районов. На начальном этапе реформ в Японии применяли политику протекционизма, но эта часть вызывает адекватные меры со стороны других стран. Протекционизм создает тепличные условия для национальных фирм, что препятствует нормальной конкуренции. Отмена льгот при дешевой рабочей силе. Необходимо создать условия для привлечения иностранного частного капитала, создать нормальные условия в аграрном секторе, ограничить военные расходы, что дает больше средств для инвестиций государства в производство, возможность снижать налоговое бремя и тем самым заинтересовывать производителей. Важно обеспечить достаточный уровень социальной защиты в ходе экономических преобразований.
 

Глава 2. Управление финансами  в отраслях социальной сферы.

2.1.  Содержание и цели управления финансами в социальной сфере.

Экономические системы получают статус социально-ориентированных в тех случаях, когда проводимая государством политика имеет целью перераспределения национального дохода в пользу нетрудоспособных и малоимущих граждан на принципах социальной солидарности. Именно такая концепция социального рыночного хозяйства лежит в основе современного экономического курса Российской Федерации. Целевые установки направлены на последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основе синтеза рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетания регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики. Безусловными стратегическими задачами России на предстоящее десятилетие в области социальных отношений провозглашены:

  • Создание условий для реализации гражданами своих прав на качественное образование, соответствующее потребностям развития рынка;
  • Улучшение состояния здоровья населения, развития массовой физической культуры, спорта, туризма;
  • Развитие культурного потенциала страны, доступность культурных ценностей широким слоям населения;
  • Создание цивилизованного рынка труда;
  • Обеспечение адресной и дифференцированной поддержки граждан с доходами ниже прожиточного минимума за счет бюджетных средств;
  • Повышение финансовой устойчивости пенсионной системы и реального размера пенсий;
  • Проведение системных изменений в жилищной сфере с целью повышения качества жилищных услуг и соответствия их платежеспособному спросу населения.

Бюджет  является одним из универсальных  механизмов, с помощью которых  государство участвует в финансировании расходов и содействует развитию социальных отраслей. Услуги этих отраслей потребляются всеми гражданами страны и с позиций совокупных интересов относятся к разряду общественных благ, т.е. тех благ, оплата которых индивидуально каждым пользователем невозможна или нерациональна. Такие блага предоставляются государством через систему общественного сектора экономики и оплачиваются полностью или частично за счет бюджета. Однако вернемся к общим вопросам управления. Нельзя не признать, что стратегия дальнейшего развития отраслей социальной сферы строится с учетом изменений, происходящих в социально-экономических отношениях и государственно-политическом устройстве России: переход на рыночные механизмы экономического развития и преобразования форм собственности, децентрализация управления, возрастание полномочий, самостоятельности и ответственности субъектов РФ по решению финансовых проблем социальной сферы. Можно выделить четыре направления совершенствования управления, напрямую связанных с финансами:

Информация о работе Финансы социальной сферы и особенности их организации в России