Финансы социальной сферы и особенности их организации в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансирования и планирования расходов бюджета на социальную сферу. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета;
2. Описать процесс финансирования социальной сферы;
3. Раскрыть особенности распределения бюджетных средств на социальную сферу.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Социальная политика в России и источники ее финансирования….
1. Сущность социальной политики и ее инструменты…………………………..
2. Главные цели государственной социальной политики на современном этапе………………………………………………………………………………...
3. Воздействие финансов на социальную сферу……………………..
Глава 2. Управление финансами в отраслях социальной сферы……………….
2.1. Содержание и цели управления финансами в социальной сфере.…………………………………………………………………..…………………..
2.2. Реализация социальной политики на 2011 год ..…………………………………
2.3. Оптимизация расходной бюджетной политики государства в социальной сфере…………………
Глава 3. Финансирование отраслей социальной сферы…………………………
3.1. Нормативные документы, регламентирующие порядок предоставления социальной помощи и социальных услуг………………………….
3.2. Недостатки существующей системы социальной защиты, пути их минимизации……………………………………………………..
3.3. Планирование бюджета расходов на социальную сферу Нижегородской области.……………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая финик.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

    Таблица 1. Бюд1111жетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Социальная  политика»

           
    млн. рублей
Наименование 2010 год* 2011 год 2012 год 2013 год
    в % к предыдущему  году
          2011 2012 2013
Социальная  политика 3 316 414,5 2 940 494,8 3 185 792,3 3 437 459,6 88,7 108,3 107,9
Пенсионное  обеспечение 2 454 500,4 2 095 059,7 2 281 392,8 2 491 222,7 85,4 108,9 109,2
Социальное  обслуживание населения 12 514,8 13 094,3 13 230,1 13 230,1 104,6 101,0 100,0
Социальное  обеспечение населения 741 087,8 696 831,0 744 057,2 774 638,1 94,0 106,8 104,1
Охрана  семьи и детства 105 250,9 129 648,4 141 678,6 153 219,3 123,2 109,3 108,1
Прикладные  научные исследования в области  социальной политики 134,4 144,6 147,3 147,3 107,6 101,8 100,0
Другие  вопросы в области социальной политики 2 926,1 5 716,9 5 286,3 5 002,1 195,4 92,5 94,6
 

    Начиная с 2011 года по разделу «Социальная  политика» отражаются межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам Пенсионного  фонда Российской Федерации и  Фонда социального страхования Российской Федерации.

    Подраздел «Пенсионное обеспечение».

    В составе  расходов федерального бюджета по данному  подразделу предусмотрены бюджетные  ассигнования на социальное обеспечение  населения в 2011 году в сумме 275 356,1 млн. рублей, в 2012 году – 279 197,6 млн. рублей, в 2013 году – 282 673,8 млн. рублей, в том числе публичные нормативные обязательства в 2011 году в сумме 263 761,2 млн. рублей, в 2012 году – 267 303,6 млн. рублей, в 2013 году – 270 775,8 млн. рублей);

    По  данному подразделу предусмотрены межбюджетные трансферты в 2011 году в сумме 1 820 703,5 млн. рублей, в 2012 году – 2 002 195,2 млн. рублей, в 2013 году – 2 208 548,9 млн. рублей.

    Принимаемые меры позволят обеспечить дальнейшее повышение уровня пенсионного обеспечения  с учетом уже проведенных преобразований нового этапа реформирования пенсионной системы, направленных на ликвидацию бедности среди пенсионеров.

    Объем бюджетных ассигнований на выплату  дополнительного ежемесячного материального  обеспечения в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и инвалидам вследствие военной травмы, учитывающий тенденцию к сокращению в связи с убывающим контингентом его получателей, определен в 2011 году в сумме 10 031,8 млн. рублей (90,1% к уровню предыдущего года), в 2012 году – 9 063,3 млн. рублей (90,3%)%, в 2013 году – 8 690,4 млн. рублей (95,9%).

    Подраздел «Охрана семьи и детства».

    В составе  расходов федерального бюджета по данному  подразделу предусмотрены бюджетные  ассигнования на социальное обеспечение  населения в 2011 году в сумме 2 609,2 млн. рублей, в 2012 году – 2 765,7 млн. рублей, в 2013 году – 2 917,9 млн. рублей на выплату пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий. Увеличение бюджетных ассигнований в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 31,8% вызвано увеличением численности получателей и максимального размера указанного пособия, а также индексацией размера пособия в соответствии с законодательством исходя из прогнозируемого уровня инфляции (6,5%).

    По данному подразделу предусмотрены межбюджетные трансферты в 2011 году в сумме 127 039,2 млн. рублей, в 2012 году – 138 912,9 млн. рублей, в 2013 году – 150 301,5 млн. рублей, которые предоставляются на:

    – софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2011–2013 годах в сумме 6 222,9 млн. рублей ежегодно, что более чем в 5,5 раза превышает объем субсидии, предусмотренный на 2010 год. Увеличение указанного объема обусловлено необходимостью оказания финансовой поддержки субъектам Российской Федерации с целью недопущения роста их задолженности по выполнению обязательств по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

    – предоставление материнского (семейного) капитала в 2011 году в сумме 120 816,3 млн. рублей, в 2012 году – 132 690,0 млн. рублей, в 2013 году-144 078,6 млн. рублей. Увеличение бюджетных ассигнований обусловлено увеличением размера материнского (семейного) капитала и численности получателей.

    Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение  реализации федеральной целевой  программы «Дети России» на 2007–2010 годы в 2011–2013 годах не предусмотрены в связи с окончанием действия указанной ФЦП.

    Подраздел «Другие вопросы в области  социальной политики»

    В составе  расходов федерального бюджета по данному  подразделу предусмотрены бюджетные  ассигнования на выполнение функций  государственными органами (оказание государственных услуг) в 2011–2013 годах в сумме 74,8 млн. рублей ежегодно, в том числе на финансовое обеспечение единовременного денежного поощрения лучших врачей в сумме 40,0 млн. рублей ежегодно, на предоставление мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в сумме 34,8 млн. рублей ежегодно;

    На  социальное обеспечение населения  по данному подразделу предусмотрены  бюджетные ассигнования в 2011–2013 годах  в сумме 4,3 млн. рублей ежегодно на финансовое обеспечение социальных выплат потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства (на уровне 2010 года).

    По  данному подразделу предусмотрены  межбюджетные трансферты в 2011 году в  сумме 1 014,0 млн. рублей, в 2012 году – 20,3 млн. рублей, в 2013 году – 26,7 млн. рублей, в том числе:

    на  софинансирование в 2011 году социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической  базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, в сумме 1 000,0 млн. рублей;

    на  финансовое обеспечение затрат на оплату услуг органов (организаций), с которыми Пенсионным фондом России заключены  соглашения о взаимном удостоверении  подписей, по приему и передаче в электронной форме заявлений застрахованных лиц о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и копий платежных документов, подтверждающих уплату дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, в 2011 году в сумме 14,0 млн. рублей, в 2012 году – 20,3 млн. рублей, в 2013 году – 26,7 млн. рублей.

    Субсидии  юридическим лицам и некоммерческим организациям предусмотрены в 2011–2013 годах в сумме 2 561,2 млн. рублей ежегодно, в том числе:

    – субсидии на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов (в связи с отменой налоговых льгот) в сумме 950,0 млн. рублей ежегодно. Увеличение на 18,8% по сравнению с 2010 годом обусловлено повышением тарифов страховых взносов в отношении общественных организаций инвалидов с 2011 года;

    – субсидии отдельным общественным организациям и иным некоммерческим объединениям в сумме 599,4 млн. рублей ежегодно;

    – субсидии федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим предприятиям на возмещение убытков, связанных с реализацией протезно-ортопедических изделий и оказанием услуг по протезированию по ценам ниже себестоимости, в сумме 11,8 млн. рублей ежегодно;

    – субсидии Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сумме 1 000,0 млн. рублей ежегодно.

    В рамках данного подраздела предусматриваются  бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий федеральных целевых  программ в 2011 году в сумме 2012,4 млн. рублей, что на 1 705,5 млн. рублей больше 2010 года, в 2012 году – 2 600,4 млн. рублей, в 2013 году – 2 309,9 млн. рублей, в том числе:

    Федеральная целевая программа «Юг России (2008–2013 годы)» в 2011 году в сумме 30,0 млн. рублей, в 2012 году – 18,0 млн. рублей;

    Федеральная целевая программа «Социально-экономическое  развитие Чеченской Республики на 2010–2012 годы» в 2011 году в сумме 274,4 млн. рублей, в 2012 году – 326,4 млн. рублей;

    Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010–2016 годы» в 2013 году в сумме 9,9 млн. рублей;

    Государственная программа «Доступная среда на 2011–2015 годы» в 2011 году в сумме 1 708,0 млн. рублей, в 2012 году – 2 256,0 млн. рублей, в 2013 году – 2 300,0 млн. рублей.

    Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных  инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в федеральные  целевые программы, предусмотрены  в 2011 году в сумме 25,0 млн. рублей.

    В рамках реализации непрограммной части  ФАИП будет осуществляться строительство объектов здравоохранения социальной направленности, в т.ч. строительство дома-интерната для престарелых и инвалидов в г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика.

    Кроме того, по данному подразделу предусмотрены  бюджетные ассигнования на приобретение новогодних подарков для детей, принимающих участие в новогоднем празднике в Государственном Кремлевском Дворце, в 2011–2013 годах в сумме 25,2 млн. рублей ежегодно. 

   2.3. Оптимизация расходной  бюджетной политики  государства в  социальной сфере.

   Решение стратегической задачи обеспечения  ускоренного экономического роста  и удвоения к 2011 г. ВВП невозможно без повышения эффективности работы государственных институтов, увеличения степени социальной защищенности наиболее нуждающихся слоев населения и повышения результативности бюджетных расходов. Это предполагает смещение акцентов в государственной экономической политике с решения текущих задач обеспечения социальной и макроэкономической сбалансированности к политике, направленной на интенсификацию структурных изменений. Важную роль в реализации такой политики играет эффективная расходная политика государства и органов местного                                самоуправления в социальной сфере.

В финансовом механизме реализации расходной  социальной политики по-прежнему преобладает экстенсивный подход. За счет бюджетных средств содержится огромная сеть бюджетных учреждений, но цели ее функционирования, критерии оценки результативности и эффективности до сих пор не разработаны. В практике выполнения социальной функции государства преобладают "социалистические" принципы, которые явно не соответствуют требованиям рыночной экономики. Необходимо помнить о том, что бюджетные ресурсы являются источником финансового обеспечения процесса предоставления определенного объема и качества социальных общественных благ - основной цели функционирования социальной сферы. Поэтому процесс реформирования последней в условиях рыночной экономики должен начинаться с определения цели, планирования результата, критериев оценки и способов обеспечения эффективности достижения цели для перехода на качественно новый уровень финансирования и функционирования социальной сферы.

Информация о работе Финансы социальной сферы и особенности их организации в России