Финансы социальной сферы и особенности их организации в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансирования и планирования расходов бюджета на социальную сферу. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета;
2. Описать процесс финансирования социальной сферы;
3. Раскрыть особенности распределения бюджетных средств на социальную сферу.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Социальная политика в России и источники ее финансирования….
1. Сущность социальной политики и ее инструменты…………………………..
2. Главные цели государственной социальной политики на современном этапе………………………………………………………………………………...
3. Воздействие финансов на социальную сферу……………………..
Глава 2. Управление финансами в отраслях социальной сферы……………….
2.1. Содержание и цели управления финансами в социальной сфере.…………………………………………………………………..…………………..
2.2. Реализация социальной политики на 2011 год ..…………………………………
2.3. Оптимизация расходной бюджетной политики государства в социальной сфере…………………
Глава 3. Финансирование отраслей социальной сферы…………………………
3.1. Нормативные документы, регламентирующие порядок предоставления социальной помощи и социальных услуг………………………….
3.2. Недостатки существующей системы социальной защиты, пути их минимизации……………………………………………………..
3.3. Планирование бюджета расходов на социальную сферу Нижегородской области.……………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая финик.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

     В последние годы одним из направлений законотворческой деятельности стала формулировка принципов правового регулирования социальной защиты населения (Федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” (1995 г.), “Об основах обязательного социального страхования” (1999 г.) и др.).

     На  федеральном уровне правоотношения в области социальной защиты и  социального обеспечения регулируются более чем 2000 нормативных правовых актов, в т.ч.:

     Федеральный закон «Об основах социального  обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)

     Приказ  Министерства здравоохранения и  социального развития Российской Федерации  от 29 декабря 2004 г. N 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан»

     Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 864 в ред. от 28.12.2007 № 935 «О порядке  финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи»

     Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной  социальной помощи в виде набора социальных услуг

       Вопросы социальной защиты, включая  социальное обеспечение, на основании  пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции  Российской Федерации находятся  в совместном ведении Российской  Федерации и ее субъектов.  

    1.   Недостатки существующей  системы социальной защиты, пути их минимизации

     Государственная система социальной защиты в России включает пенсионные пособия, пособия  по безработице, пособия многодетным  семьям, пособия по болезни, пособия  по уходу за ребенком и жилищные пособия. Пособий по бедности в явной форме не существует; вместо этого имеются многочисленные категории пособий и льгот, выражающихся как в денежной, так и в натуральной форме, однако они почти не предусматривают адресную помощь малоимущим. Кроме того, имеются неофициальные источники поддержки – от приусадебных участков, на которых выращиваются продукты питания, до помощи семьям со стороны друзей и родственников.

     Официальная система социальной защиты поглощает  около 12 процентов ВВП и обеспечивает до 30 процентов семейного дохода. Выплата пенсионных пособий, пособий по болезни и по уходу за ребенком, а также пособия по безработице финансируется из внебюджетных фондов, а также налогов с заработной платы, в настоящее время составляющих 34 процента от общего фонда заработной платы. Выплаты семьям являются универсальным пособием, которое финансируется за счет поступлений в местные бюджеты, наряду с федеральными трансфертами. Такие трансферты поступают в виде безусловных грантов общего назначения, охватывающих целый ряд государственных обязательств, среди которых пособия семьям являются приоритетной (но не обязательной) статьей. Жилищные пособия, а также пособия и льготы специального назначения финансируются полностью из местных источников.

     Существующая  система оказалась неспособной  в полной мере справиться с требованиями переходного периода и, несмотря на многочисленные структурные изменения, по-прежнему не обеспечивает адекватную защиту малоимущих и уязвимых слоев населения:

     Недостаточный размер пособий: пособия по безработице  в среднем составляют лишь около 15 процентов от прожиточного минимума; пособия семьям – в среднем 12 процентов от прожиточного минимума для детей; до недавнего времени минимальный размер пенсии соответствовал 45 процентам прожиточного минимума для престарелых, однако в результате проведенных недавно корректировок (последние приходятся на февраль месяц) этот минимум был увеличен до примерно 50 процентов прожиточного минимума для престарелых. К концу 2000 года планируемая дальнейшая корректировка индексации увеличит минимальный размер пенсий до примерно 60 процентов прожиточного минимума для престарелых. Средний размер пенсии составит 95 процентов прожиточного минимума для престарелых.

     Система страдает низкой адресностью, в связи  с чем имеющаяся помощь часто  не достигает получателей, находящихся за чертой бедности – около 20 процентов малоимущих домашних хозяйств вообще не получают пособий, в то время как почти четыре из пяти семей, не относящихся к категории малоимущих, получают государственные пособия; малоимущими являются приблизительно 40 процентов населения, однако право на различные пособия и льготы 68 процентов; а основную часть жилищных субсидий, основанных на проверке доходов, продолжают получать те, кто бедным не является.

     Система не позволяет эффективно удовлетворять нужды занятого малоимущего населения: в то время как пенсионеры, безработные и многодетные семьи имеют возможность пользоваться помощью, хотя и недостаточной, в рамках программ, разработанных специально с учетом их потребностей, отсутствие адресных пособий по бедности оставляет многих среди занятого малоимущего населения за пределами системы социальной защиты.

     Неадекватность  ресурсов: для того чтобы поднять  доходы всех бедных домашних хозяйств до прожиточного минимума, дополнительно  потребуется, по оценкам, около 4-5 процентов ВВП; едва ли дополнительные трансферты такого порядка для целей социальной защиты окажутся приемлемыми.

     Два основных элемента государственной  системы социальной защиты в России – Государственный пенсионный фонд и Федеральная службы занятости, через которые проходят ресурсы, эквивалентные 7 процентам ВВП, – нуждаются в радикальных мерах для повышения эффективности, улучшения финансового управления и усиления информационной открытости. Еще один канал помощи – жилищные пособия, на которые приходится еще 3,7 процента ВВП, – требует коренного пересмотра, для того чтобы снизить финансовые затраты и обеспечить более строгую адресность.

     Несмотря  на увеличение размеров и более регулярную выплату пенсий в последнее время, система государственного пенсионного обеспечения начнет испытывать хронический и растущий дефицит уже не в столь отдаленном будущем, в связи с чем предстоит решить сложные вопросы структурного характера, такие как увеличение пенсионного возраста и сокращение числа особых льгот.

     Среднесрочная стратегия социальной защиты в России должна поддерживать реформы и экономический  рост: стратегия должна предусматривать  защиту от риска потери доходов (предотвращение и смягчение бедности), а также  способствовать эффективному функционированию рынков труда и таким образом содействовать процессу реструктуризации предприятий. Поскольку возможности увеличения объема средств для целей социальной защиты ограничены, задача заключается в определении оптимального способа использования существующих ресурсов путем рационализации/закрытия программ, адресного предоставления пособий наиболее нуждающимся группам населения, а также использования полученной таким образом экономии для увеличения размера пособий до более реального уровня.

     В этих условиях программа социальной защиты, способствующая перестройке и росту экономики, должна быть направлена на решение следующих задач.

     Совершенствование программ пособий по безработице/выходных пособий. В то время как возможности  для увеличения пособий по безработице  – даже фиксированных – ограничены, новая программа пособий может сочетаться с программами выходных пособий, финансируемыми из бюджета, и предусматривать выплату работникам единовременных пособий в случае реорганизации или закрытия предприятия. Разработка простого в административном отношении пакета мер адекватной компенсации может оказаться полезной для ускорения реальной реструктуризации предприятий. Вместе с тем совершенно очевидно, что объем компенсационных выплат, сопряженных с крупной программой реструктуризации и приватизации предприятия, превышает возможности региональных бюджетов. Следовательно, есть все основания для федерального правительства вмешаться и предложить привлекательный пакет мер региональным руководителям, поддерживающим реформы. Помимо этих подходов, которые должны иметь широкое применение в масштабах страны, могут потребоваться специальные меры вмешательства в тех ситуациях, когда преобразования направлены на преодоление серьезных структурных диспропорций, например, в экономически отсталых районах, в случае градообразующих предприятий, в ходе перестройки районов Севера и т.п.

     Хотя  активные программы рынка труда (профессиональное обучение, содействие в поиске работы) часто считаются  важным фактором, облегчающим смену  работы, к ним следует относиться с осторожностью, поскольку результаты мирового опыта таких программ в лучшем случае неоднозначны. При разработке активных программ занятости в России (включая содействие в поиске работы и организацию обучения) следует учитывать результаты анализа рынка труда на региональном и местном уровнях, которые отражают изменение условий спроса и предложения.

     Кроме того, учитывая ограниченность бюджетных  ресурсов (в большинстве регионов финансовые ресурсы не позволяют  обеспечить дополнительную поддержку  сверх выплаты пособий), правительству придется определить оптимальное соотношение расходов на выплату пособий, развитие институтов рынка труда и активные программы. Таким образом, следует внимательно изучить действующие программы и предусмотреть внутренние механизмы оценки в новых программах и при внесении изменений в существующие.

     Малые предприятия служат важными источниками  занятости в странах с развитой экономикой, и именно развитию малого предпринимательства должно уделяться  особое внимание в стратегии рынка труда, направленной на развитие предпринимательства, увеличение занятости и использование ресурсов на более продуктивные виды деятельности. В настоящее время основной объем такой деятельности, возможно, осуществляется в негосударственном секторе. Хотя это и необязательно является нежелательным явлением на ранних этапах переходного периода, доля негосударственного сектора в России особенно велика и продолжает расти. На этом фоне отчетливо проявляются проблемы предпринимательства в организованном секторе экономики, включая громоздкость нормативно-правового регулирования, высокие налоги и отсутствие доступа к капиталу и консультационным услугам для предпринимательства.  

    1. Планирование  бюджета расходов на социальную сферу  Нижегородской области.

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев принял участие в заседании Законодательного Собрания Нижегородской области. В ходе заседания депутаты утвердили во втором окончательном чтении проект областного бюджета на 2011 год, подготовленный правительством региона. Параметры областного бюджета следующие: доходы – 81,3 млрд рублей, расходы - 88,4 млрд рублей, дефицит - 7,1 млрд рублей. Бюджет сформирован в условиях роста всех основных показателей.  
Главное достоинство бюджета - его социальная направленность.  
Расходы на социальную сферу составляют 62% бюджета (55,2 млрд рублей) - это на 16% больше уровня прошлого года (рост расходов на здравоохранение - 33%, на физическую культуру и спорт - 20%, на образование - 12%, на зарплату бюджетникам - 11%).

Также на четверть увеличен так называемый "бюджет развития" - всего он составил 13,3 млрд рублей. "Это значит, что в 2011 году мы будем строить и реконструировать больше детских садов, школ, медицинских учреждений, спортивных объектов", - подчеркнул Валерий Шанцев.  
Вместе с тем, на следующий год сохранены действующие виды поддержки реального сектора экономики, успешно зарекомендовавшие себя в прошлые годы, - например, программы по поддержке АПК, нижегородского автопрома.  
Было отмечено, что вновь закладываются средства на повышение пенсий, повышение размера материнского капитала, индексируются другие социальные выплаты. Однако в бюджете предусмотрены расходы и на модернизацию экономики, и на новые научные разработки.

Бюджет здравоохранения с каждым годом увеличивается по тем направлениям, которые сейчас требуют наиболее оперативного решения: это родовспоможение, онкология, сердечнососудистые патологии.

Средства, которые были выделены в 2010 году на развитие сельского хозяйства, помогли поддержать сельхозпроизводителей в непростой финансово-экономической ситуации и получить рост производительности. В 2011 году финансирование отрасли останется на этом же уровне. Валерий Шанцев всесторонне поддерживает развитие агропромышленного комплекса в регионе, свидетельство тому - финансирование всех существующих программ поддержки села.

Налоговые доходы области вырастут почти на 15%, неналоговые - примерно на 18%. Это реалистичные цифры, однако достижение этих показателей требует серьезной и напряженной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Социальная  политика представляет собой систему действий органов государственного управления и местного самоуправления, обеспечивающих решение ключевой задачи государства - повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет эффективного использования общественных (государственных и муниципальных) финансов.

     В целях создания условий для повышения  уровня жизни населения на основе устойчивого развития российской экономики, а также обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по решению задач в области социально-экономического развития Российской Федерации Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р были утверждены Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года. Данный документ определяет основные направления и ориентиры социальной политики на среднесрочную перспективу.

Информация о работе Финансы социальной сферы и особенности их организации в России