Финансы бюджетных организаций в сфере здравоохранения РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:09, реферат

Краткое описание

Развитие системы здравоохранения является неотъемлемой составляющей уровня и качества жизни населения и выполняет важнейшую роль в экономическом развитии регионов и страны в целом, обеспечивая воспроизводство и качество трудовых ресурсов, создающих базу для социально-экономического роста.

Файлы: 1 файл

CРС ФБО.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

В 2009 году в рамках нацпроекта "Здоровье" сохранятся стимулирующие денежные выплаты врачам и медсестрам участковой службы, персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и "скорой помощи", дополнительную подготовку и переподготовку пройдут 11 тыс. врачей первичного звена здравоохранения.

В 2009–2012 годах будут оснащены лечебно-диагностическим оборудованием шесть федеральных и 47 региональных онкологических учреждений. Высокотехнологичную помощь получат 1,13 млн человек, на строительство федеральных центров ВМП выделено 43,1 млрд руб.

Дополнительную диспансеризацию пройдут 8 млн человек.

Продолжатся мероприятия по развитию Службы крови и донорства, в том числе 119 учреждений будут оснащены современным оборудованием, будет создана единая информационная база доноров.

За счет реализации проекта к 2012 году планируется достичь снижения смертности от всех причин до 11,9 на 1000 человек, а увеличения рождаемости – до 13,5 на 1000 человек и, в конечном итоге, увеличения ожидаемой продолжительности жизни до 69 лет.

Для повышения уровня удовлетворенности населения Российской Федерации в высокотехнологичной медицинской помощи, доступности ее для пациентов различных регионов страны в рамках реализации национального проекта в сфере здравоохранения, продолжалась работа по созданию федеральных центров высоких медицинских технологий.

Кроме того, осуществлены изменения структуры органов исполнительной власти в сфере здравоохранения. Упразднены Росздрав и Росмедтехнологии, функции и полномочия которых переданы Минздравсоцразвития России и ФМБА России

Основная часть функций в сфере здравоохранения относится к ведению органов власти субъектов

Российской Федерации и органов местного самоуправления. Федеральные расходы на здравоохранение направлены на финансирование федеральных медицинских центров, большинство из которых оказывает высокотехнологичные виды медицинской помощи жителям Российской Федерации, финансирование научных исследований и высшего образования в сфере здравоохранения, борьбу с социально–значимыми заболеваниями, такими как ВИЧ, туберкулез, гепатит В и С, сахарный диабет.

В 2008 году расходы федерального бюджета на здравоохранение возрастут на 24%, в 2009 году – на 36% по сравнению с 2007 годом (табл. 1).

                                                                                                         Таблица 1

Основные расходы федерального бюджета на здравоохранение

Наименование

Сумма на год

2009/2008

2010/2009

2008

2009

2010

млн. руб.

%

млн. руб.

%

В с е г о

6894997

6544106

7067787

-350891

-5,09%

172790

2,5%

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

192391

174406

144224

-17985

-9,35%

-48167

-25,0%

Здравоохранение, физическая культура и спорт

109409

130436

115419

21027

19,22%

6010

5,5%

Стационарная медицинская помощь

56812

78999

69256

22187

39,05%

12444

21,9%

Здравоохранение в общем объеме государственных расходов

1,59%

1,99%

1,63%

0,41%

25,61%

0,05%

2,9%

 

На основании данных об исполнении федерального бюджета за 2008 год и проектов федерального бюджета на 2009-2010 гг. можно отметить следующие тенденции развития государственного финансирования здравоохранения.

В 2008 году расходы на здравоохранение составили 1,59% от всех государственных расходов. В 2009 году их долю планируется увеличить на 0,41% и расходы достигнут 0,41%. Однако в планах 2010 года сокращение практически до уровня 2008 года.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, минимальная величина средств, направляемых на здравоохранение, в современных условиях должна составлять не менее 6% валового внутреннего продукта. На развитие отечественного здравоохранения в последние годы направлялось около 2% валового внутреннего продукта, то есть значительно меньше.

Это относительные показатели.

 

Рис. 2. Объемы финансирования здравоохранения, физической культуры и спорта

 

Как показывает график на рис. 2 расходы на здравоохранение в абсолютных показателях будут расти в 2009 году, а в 2010 планируется снижение. Это последствия финансового кризиса и окончания действия основных инвестиционных проектов в области здравоохранения.

Ранее мы рассмотрели расходы федерального бюджета. Подробнее можно проанализировать расходы на здравоохранение на основании данных 2007 года. По предварительным оценкам, доходы федерального бюджета при цене нефти в 41 доллар снизятся по сравнению с заложенным уровнем на 3,9 триллиона рублей и составят примерно 7 триллионов рублей (это уже предусмотрено в проекте бюджета).

Если расходы сохранятся в объеме, предусмотренном законом о бюджете, дефицит составит примерно 2 триллиона, или более 5 процентов от ВВП (уже скорректированного на новые условия).

Одним из важных направлений преобразований в здравоохранении является усиление его профилактической направленности. Планируется снизить объем стационарной помощи, в том числе за счет повышения объемов и качества социального обслуживания населения, значительно увеличить объем амбулаторно–поликлинической помощи.

                                                                                                                   Таблица 2

Объем амбулаторно–поликлинической помощи

 

Единица измерения

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Объем амбулаторно– поликлинической помощи

Число посещений на 1000 человек

8900

9800

10550

11500

11580

11630

Объем стационарной помощи

число койко–дней на 1000 человек

3085

2900

2750

2500

2300

2200

Уровень госпитализации

на 100 человек

22,3

22,5

20,8

20,0

19,0

18,5

Длительность пребывания в круглосуточных стационарах

дней

13,8

13,2

12,5

12,0

11,5

11,1

 

Здравоохранение и спорт составляют 23,7% расходов на социально-культурные мероприятия и 12,1% консолидированного бюджета Российской Федерации. При этом расходы средств федерального фонда обязательного медицинского страхования составили в 2007 году 158177 млн. руб. Итого совокупные расходы на здравоохранение составили в 2007 году следующее распределение по источникам финансирования.

 

2. Современное состояние здравоохранения в РФ

В среднесрочной перспективе будут проводиться мероприятия по системным преобразованиям в отрасли. Будут подготовлены планы действий по повышению эффективности организации и управления здравоохранением, внедрению системы управления качеством в здравоохранении, повышению квалификации медицинских работников и усилению их мотивации к качественному труду, развитию медицинской науки и инноваций, разработке и внедрению единой информационной системы в здравоохранении, совершенствованию финансирования программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», направленный на совершенствование системы обязательного медицинского страхования.Федеральный закон существенным образом изменит систему оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации. Кроме того, реформирована вся система взаимодействия между субъектами и участниками обязательного медицинского страхования. Федеральным законом устанавливаются основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования, в том числе обеспечение гарантий бесплатного оказания медицинской помощи застрахованному лицу в рамках программ обязательного медицинского страхования (на всей территории Российской Федерации в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования, а также в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования, оказываемой на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования), доступность и качество оказываемой медицинской помощи); определен правовой статус и полномочия фондов ОМС, страховых медицинских организаций и медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования; их права, обязанности и ответственность, а также права и обязанности застрахованных лиц и страхователей.

В 2011 году будет сформирована нормативная правовая база по вступлению в силу отдельных статей Федерального закона с 1 января 2012 года.

В целях обеспечения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи ежегодно разрабатывается Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Программа определяет виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь

В Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи включен раздел «Критерии доступности и качества медицинской помощи», в соответствии с которым в субъектах Российской Федерации устанавливаются целевые значения критериев доступности и качества, позволяющие оценить эффективность реализации территориальных программ государственных гарантий: удовлетворенность населения медицинской помощью;число лиц, страдающих социально значимыми болезнями, с установленным впервые в жизни диагнозом; число лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами; смертность населения; смертность населения в трудоспособном возрасте; смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний; смертность населения от онкологических заболеваний; смертность населения от внешних причин; смертность населения в результате дорожно-транспортных происшествий, смертность населения от туберкулеза; материнская смертность; младенческая смертность; охват населения профилактическими осмотрами, проводимыми с целью выявления туберкулеза;доступность медицинской помощи на основе оценки выполнения нормативов объема медицинской помощи по видам в соответствии с Программой, а также установленных территориальной программой государственных гарантий сроков ожидания гражданами медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке; эффективность использования ресурсов здравоохранения (кадровых, материально-технических, финансовых и других), в том числе показатели обеспеченности населения врачами, средним медицинским персоналом и больничными койками.

В 2011-2012 годах за счет повышения на 2% страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования будут проведены мероприятия по модернизации здравоохранения, направленные на решение конкретных проблем, а именно: ремонт больниц и поликлиник, обеспечение лекарствами и оборудованием медицинских учреждений, повышение заработной платы медицинских работников. На основе примерной программы модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации на 2011-2012 годы (далее – Программа), подготовленной Министерством, субъектами Российской Федерации разработаны и будут реализованы программы модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации на 2011-2012 годы.

Программа содержит требования к формированию и реализации программы модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации, а также цели, задачи, основные мероприятия, показатели и индикаторы реализации данной Программы. 

Основными задачами Программы являются: укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, внедрение современных информационных систем в здравоохранение и стандартов оказания медицинской помощи.

В систему мероприятий для укрепления материально-технической базы медицинских учреждений входит реформирование инфраструктуры здравоохранения в субъектах Российской Федерации и приведение ее в соответствие с численностью и составом населения субъекта Российской Федерации, а также со структурой заболеваемости и смертности населения на территории субъекта Российской Федерации, сети и структуры учреждений здравоохранения с обоснованием количества учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации в соответствии с утвержденной номенклатурой, включая медицинские организации иных форм собственности и ведомственной принадлежности (в сравнении с действующей сетью).

      Показателями задачи «Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения» являются: ожидаемая продолжительность жизни при рождении; объем амбулаторно-поликлинической помощи; объем стационарной помощи; объем помощи в дневных стационарах всех типов; число пролеченных больных в дневных стационарах всех типов; объем оказанной скорой медицинской помощи; доля больничных коек интенсивного лечения; уровень госпитализации; длительность пребывания в круглосуточных стационарах; число посещений фельдшерско-акушерских пунктов; доля финансирования медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования (от общих расходов на медицинскую помощь); подушевой норматив финансирования Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации. Значения указанных показателей приведены в Таблице 3

                                                                                                                    Таблица 3

Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения.

Показатели

Еденица измерения

Год

Год

Целевое значение

2005

2006

2007

2008

2009

2010

 

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

лет

65,3

66,6

67,5

68,0

8,3

68,5

70,5

Объем амбулаторно-поликлинической помощи

число посещений на 1000 населения

8900

9000

 

9800

11600

1110

11370

13000

Объем стационарной помощи

число койко-дней на 1000 населения

3094

3061

2900

2700

2500

2350

1500

Объем помощи в дневных стационарах всех типов

дней лечения на 1000 населения

415,7

401,5

419,2

438,1

457,8

467,6

700

Объем оказанной скорой медицинской помощи

количество вызовов на 1000 населения

363

361

341

325

313

301

250

Уровень госпитализации

на 100 человек населения

22,4

22,2

21,5

20,8

19,9

19,2

18,0

Длительность пребывания в круглосуточных стационарах

дней

13,8

13,6

13,1

12,5

12,0

11,6

10,0

Доля финансирования здравоохранения через систему ОМС в общем объеме государственного финансирования здравоохранения

%

35

40

45

55

60

70

70

Информация о работе Финансы бюджетных организаций в сфере здравоохранения РФ