Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:09, реферат
Развитие системы здравоохранения является неотъемлемой составляющей уровня и качества жизни населения и выполняет важнейшую роль в экономическом развитии регионов и страны в целом, обеспечивая воспроизводство и качество трудовых ресурсов, создающих базу для социально-экономического роста.
В 2009 году в рамках нацпроекта "Здоровье" сохранятся стимулирующие денежные выплаты врачам и медсестрам участковой службы, персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и "скорой помощи", дополнительную подготовку и переподготовку пройдут 11 тыс. врачей первичного звена здравоохранения.
В 2009–2012 годах будут оснащены лечебно-диагностическим оборудованием шесть федеральных и 47 региональных онкологических учреждений. Высокотехнологичную помощь получат 1,13 млн человек, на строительство федеральных центров ВМП выделено 43,1 млрд руб.
Дополнительную диспансеризацию пройдут 8 млн человек.
Продолжатся мероприятия по развитию Службы крови и донорства, в том числе 119 учреждений будут оснащены современным оборудованием, будет создана единая информационная база доноров.
За счет реализации проекта к 2012 году планируется достичь снижения смертности от всех причин до 11,9 на 1000 человек, а увеличения рождаемости – до 13,5 на 1000 человек и, в конечном итоге, увеличения ожидаемой продолжительности жизни до 69 лет.
Для повышения уровня удовлетворенности населения Российской Федерации в высокотехнологичной медицинской помощи, доступности ее для пациентов различных регионов страны в рамках реализации национального проекта в сфере здравоохранения, продолжалась работа по созданию федеральных центров высоких медицинских технологий.
Кроме того, осуществлены изменения структуры органов исполнительной власти в сфере здравоохранения. Упразднены Росздрав и Росмедтехнологии, функции и полномочия которых переданы Минздравсоцразвития России и ФМБА России
Основная часть функций в сфере здравоохранения относится к ведению органов власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления. Федеральные расходы на здравоохранение направлены на финансирование федеральных медицинских центров, большинство из которых оказывает высокотехнологичные виды медицинской помощи жителям Российской Федерации, финансирование научных исследований и высшего образования в сфере здравоохранения, борьбу с социально–значимыми заболеваниями, такими как ВИЧ, туберкулез, гепатит В и С, сахарный диабет.
В 2008 году расходы федерального бюджета на здравоохранение возрастут на 24%, в 2009 году – на 36% по сравнению с 2007 годом (табл. 1).
Основные расходы федерального бюджета на здравоохранение
Наименование | Сумма на год | 2009/2008 | 2010/2009 | ||||
2008 | 2009 | 2010 | млн. руб. | % | млн. руб. | % | |
В с е г о | 6894997 | 6544106 | 7067787 | -350891 | -5,09% | 172790 | 2,5% |
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации | 192391 | 174406 | 144224 | -17985 | -9,35% | -48167 | -25,0% |
Здравоохранение, физическая культура и спорт | 109409 | 130436 | 115419 | 21027 | 19,22% | 6010 | 5,5% |
Стационарная медицинская помощь | 56812 | 78999 | 69256 | 22187 | 39,05% | 12444 | 21,9% |
Здравоохранение в общем объеме государственных расходов | 1,59% | 1,99% | 1,63% | 0,41% | 25,61% | 0,05% | 2,9% |
На основании данных об исполнении федерального бюджета за 2008 год и проектов федерального бюджета на 2009-2010 гг. можно отметить следующие тенденции развития государственного финансирования здравоохранения.
В 2008 году расходы на здравоохранение составили 1,59% от всех государственных расходов. В 2009 году их долю планируется увеличить на 0,41% и расходы достигнут 0,41%. Однако в планах 2010 года сокращение практически до уровня 2008 года.
По оценкам Всемирной организации здравоохранения, минимальная величина средств, направляемых на здравоохранение, в современных условиях должна составлять не менее 6% валового внутреннего продукта. На развитие отечественного здравоохранения в последние годы направлялось около 2% валового внутреннего продукта, то есть значительно меньше.
Это относительные показатели.
Рис. 2. Объемы финансирования здравоохранения, физической культуры и спорта
Как показывает график на рис. 2 расходы на здравоохранение в абсолютных показателях будут расти в 2009 году, а в 2010 планируется снижение. Это последствия финансового кризиса и окончания действия основных инвестиционных проектов в области здравоохранения.
Ранее мы рассмотрели расходы федерального бюджета. Подробнее можно проанализировать расходы на здравоохранение на основании данных 2007 года. По предварительным оценкам, доходы федерального бюджета при цене нефти в 41 доллар снизятся по сравнению с заложенным уровнем на 3,9 триллиона рублей и составят примерно 7 триллионов рублей (это уже предусмотрено в проекте бюджета).
Если расходы сохранятся в объеме, предусмотренном законом о бюджете, дефицит составит примерно 2 триллиона, или более 5 процентов от ВВП (уже скорректированного на новые условия).
Одним из важных направлений преобразований в здравоохранении является усиление его профилактической направленности. Планируется снизить объем стационарной помощи, в том числе за счет повышения объемов и качества социального обслуживания населения, значительно увеличить объем амбулаторно–поликлинической помощи.
Объем амбулаторно–поликлинической помощи
| Единица измерения | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Объем амбулаторно– поликлинической помощи | Число посещений на 1000 человек | 8900 | 9800 | 10550 | 11500 | 11580 | 11630 |
Объем стационарной помощи | число койко–дней на 1000 человек | 3085 | 2900 | 2750 | 2500 | 2300 | 2200 |
Уровень госпитализации | на 100 человек | 22,3 | 22,5 | 20,8 | 20,0 | 19,0 | 18,5 |
Длительность пребывания в круглосуточных стационарах | дней | 13,8 | 13,2 | 12,5 | 12,0 | 11,5 | 11,1 |
Здравоохранение и спорт составляют 23,7% расходов на социально-культурные мероприятия и 12,1% консолидированного бюджета Российской Федерации. При этом расходы средств федерального фонда обязательного медицинского страхования составили в 2007 году 158177 млн. руб. Итого совокупные расходы на здравоохранение составили в 2007 году следующее распределение по источникам финансирования.
2. Современное состояние здравоохранения в РФ
В среднесрочной перспективе будут проводиться мероприятия по системным преобразованиям в отрасли. Будут подготовлены планы действий по повышению эффективности организации и управления здравоохранением, внедрению системы управления качеством в здравоохранении, повышению квалификации медицинских работников и усилению их мотивации к качественному труду, развитию медицинской науки и инноваций, разработке и внедрению единой информационной системы в здравоохранении, совершенствованию финансирования программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», направленный на совершенствование системы обязательного медицинского страхования.Федеральный закон существенным образом изменит систему оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации. Кроме того, реформирована вся система взаимодействия между субъектами и участниками обязательного медицинского страхования. Федеральным законом устанавливаются основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования, в том числе обеспечение гарантий бесплатного оказания медицинской помощи застрахованному лицу в рамках программ обязательного медицинского страхования (на всей территории Российской Федерации в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования, а также в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования, оказываемой на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования), доступность и качество оказываемой медицинской помощи); определен правовой статус и полномочия фондов ОМС, страховых медицинских организаций и медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования; их права, обязанности и ответственность, а также права и обязанности застрахованных лиц и страхователей.
В 2011 году будет сформирована нормативная правовая база по вступлению в силу отдельных статей Федерального закона с 1 января 2012 года.
В целях обеспечения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи ежегодно разрабатывается Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Программа определяет виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь
В Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи включен раздел «Критерии доступности и качества медицинской помощи», в соответствии с которым в субъектах Российской Федерации устанавливаются целевые значения критериев доступности и качества, позволяющие оценить эффективность реализации территориальных программ государственных гарантий: удовлетворенность населения медицинской помощью;число лиц, страдающих социально значимыми болезнями, с установленным впервые в жизни диагнозом; число лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами; смертность населения; смертность населения в трудоспособном возрасте; смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний; смертность населения от онкологических заболеваний; смертность населения от внешних причин; смертность населения в результате дорожно-транспортных происшествий, смертность населения от туберкулеза; материнская смертность; младенческая смертность; охват населения профилактическими осмотрами, проводимыми с целью выявления туберкулеза;доступность медицинской помощи на основе оценки выполнения нормативов объема медицинской помощи по видам в соответствии с Программой, а также установленных территориальной программой государственных гарантий сроков ожидания гражданами медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке; эффективность использования ресурсов здравоохранения (кадровых, материально-технических, финансовых и других), в том числе показатели обеспеченности населения врачами, средним медицинским персоналом и больничными койками.
В 2011-2012 годах за счет повышения на 2% страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования будут проведены мероприятия по модернизации здравоохранения, направленные на решение конкретных проблем, а именно: ремонт больниц и поликлиник, обеспечение лекарствами и оборудованием медицинских учреждений, повышение заработной платы медицинских работников. На основе примерной программы модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации на 2011-2012 годы (далее – Программа), подготовленной Министерством, субъектами Российской Федерации разработаны и будут реализованы программы модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации на 2011-2012 годы.
Программа содержит требования к формированию и реализации программы модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации, а также цели, задачи, основные мероприятия, показатели и индикаторы реализации данной Программы.
Основными задачами Программы являются: укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, внедрение современных информационных систем в здравоохранение и стандартов оказания медицинской помощи.
В систему мероприятий для укрепления материально-технической базы медицинских учреждений входит реформирование инфраструктуры здравоохранения в субъектах Российской Федерации и приведение ее в соответствие с численностью и составом населения субъекта Российской Федерации, а также со структурой заболеваемости и смертности населения на территории субъекта Российской Федерации, сети и структуры учреждений здравоохранения с обоснованием количества учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации в соответствии с утвержденной номенклатурой, включая медицинские организации иных форм собственности и ведомственной принадлежности (в сравнении с действующей сетью).
Показателями задачи «Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения» являются: ожидаемая продолжительность жизни при рождении; объем амбулаторно-поликлинической помощи; объем стационарной помощи; объем помощи в дневных стационарах всех типов; число пролеченных больных в дневных стационарах всех типов; объем оказанной скорой медицинской помощи; доля больничных коек интенсивного лечения; уровень госпитализации; длительность пребывания в круглосуточных стационарах; число посещений фельдшерско-акушерских пунктов; доля финансирования медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования (от общих расходов на медицинскую помощь); подушевой норматив финансирования Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации. Значения указанных показателей приведены в Таблице 3
Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения.
Показатели | Еденица измерения | Год | Год | Целевое значение | ||||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||||
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении | лет | 65,3 | 66,6 | 67,5 | 68,0 | 8,3 | 68,5 | 70,5 | ||
Объем амбулаторно-поликлинической помощи | число посещений на 1000 населения | 8900 | 9000
| 9800 | 11600 | 1110 | 11370 | 13000 | ||
Объем стационарной помощи | число койко-дней на 1000 населения | 3094 | 3061 | 2900 | 2700 | 2500 | 2350 | 1500 | ||
Объем помощи в дневных стационарах всех типов | дней лечения на 1000 населения | 415,7 | 401,5 | 419,2 | 438,1 | 457,8 | 467,6 | 700 | ||
Объем оказанной скорой медицинской помощи | количество вызовов на 1000 населения | 363 | 361 | 341 | 325 | 313 | 301 | 250 | ||
Уровень госпитализации | на 100 человек населения | 22,4 | 22,2 | 21,5 | 20,8 | 19,9 | 19,2 | 18,0 | ||
Длительность пребывания в круглосуточных стационарах | дней | 13,8 | 13,6 | 13,1 | 12,5 | 12,0 | 11,6 | 10,0 | ||
Доля финансирования здравоохранения через систему ОМС в общем объеме государственного финансирования здравоохранения | % | 35 | 40 | 45 | 55 | 60 | 70 | 70 |
Информация о работе Финансы бюджетных организаций в сфере здравоохранения РФ