Финансовый рынок в РФ: становление, этапы развития и современное состояние

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Существенные изменения, происшедшие в последнее десятилетие 20 века в хозяйственной системе России, обусловили возникновение и развитие рынка. Процессы разгосударствления и приватизации, признание многообразия форм собственности, ликвидация государственной монополии на банковское и страховое дело инициировали формирование самостоятельных экономических субъектов, предъявляющих рыночный спрос на финансовые ресурсы и определяющих их предложение, появление сети финансовых посредников, оборот финансовых ресурсов и инструментов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3 - 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА.
1.1. Понятие и сущность финансового рынка……………………………….5 - 7
1.2. Структура и функции финансового рынка………….......................... 7 - 11
1.3. Становление финансового рынка в РФ ……………….......................12 - 14
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В РФ.
2.1. Особенности формирования финансовых рынков в России………...15 - 28
2.2. Анализ развития финансового рынка в России……………………...28 - 30
2.3. Анализ проблем и перспектив развития финансового рынка……….30 - 35
ГЛАВА III. УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ АКТИВИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
3.1. Достоинства и недостатки финансового рынка в РФ………………..35 - 36
3.2. Тенденции развития современного рынка ценных бумаг в России...36 - 40
Заключение…………………………………………………………………41 - 42
Список использованной литературы…………………………………...43 - 44
Приложение………………………

Файлы: 1 файл

polnaya.docx

— 984.64 Кб (Скачать)

В первом полугодии 2012 г. были предприняты шаги в направлении консолидации биржевой инфраструктуры российского фондового рынка. Продолжал расширяться состав торгуемых финансовых инструментов, совершенствовалась правовая база регулирования финансового рынка.

 

2.3. Анализ проблем и перспектив развития финансового рынка.

Рассмотрение  и определение сущности финансового  рынка в современной финансовой науке является одной из важнейших  проблем, острота которой подчеркивается новизной ее восприятия и безотлагательной необходимостью подвести теоретическую  базу под уже реально формирующуюся  систему финансовых отношений.

Эти отношения складываются в процессе осуществления властных полномочий на местном уровне не через органы государственной власти, а через  создающиеся и функционирующие  органы, не входящие в систему государственной  власти. Однако разработка этой теоретической  базы наталкивается сегодня на нерешенность вопросов сущности и функций финансов на общетеоретическом уровне. Следует  отметить также отсутствие пока единой, общепринятой научной терминологии и перспективность теоретико-методологических исследований в этой сфере.

Условия развития мирового финансового рынка осложняются в 2009 году ухудшением его конъюнктуры и обострением кризисных явлений в мировой экономике. На этом фоне отчетливо проявляются тенденции экспансии действующих в рамках крупнейших финансовых центров финансовых институтов в страны с развивающимися экономиками. Это постепенно ведет к формированию на мировом финансовом рынке зон влияния таких финансовых центров. В результате растет вероятность того, что число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать независимые и полноценные финансовые рынки, будет постепенно сокращаться. В ближайшее 10-летие немногочисленные национальные финансовые рынки будут либо становиться мировыми финансовыми центрами, либо входить в зону влияния уже существующих глобальных центров. Поэтому наличие самостоятельного финансового центра в той или иной стране станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит, и

 

 

 

 


политического суверенитета. В этой связи обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского  финансового рынка и формирование в России самостоятельного финансового  центра не могут рассматриваться как сугубо отраслевые или ведомственные задачи. Решение этих задач должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики.

Задача создания самостоятельного финансового центра в России предполагает совершенствование налогообложения  на финансовом рынке. Без формирования благоприятного налогового климата  невозможно качественно повысить ликвидность  рынка финансовых инструментов и  привлекательность долгосрочных инвестиций, расширить спектр инструментов, обращающихся на финансовом рынке, перечень операций и оказываемых услуг, а также  создать условия для преимущественного  развития организованного рынка  финансовых инструментов.

В настоящее время необходимо принятие мер, направленных на создание более привлекательного режима налогообложения  на российском финансовом рынке, чем  налоговые режимы, существующие в  странах, в которых действуют  конкурирующие финансовые центры. Такие  меры найдут отражение в основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на долгосрочный период.

Сложившаяся ситуация на мировых  финансовых рынках, а также рост интереса международных финансовых институтов и фондовых бирж к российскому  финансовому рынку требуют не только скорейшего завершения выполнения положений развития финансового  рынка Российской Федерации на 2011 - 2012 годы, но прежде всего формулирования дополнительных долгосрочных мер по совершенствованию регулирования  финансового рынка в Российской Федерации. Отдельные ранее высказанные инициативы и предложения необходимо концептуально пересмотреть с учетом новых вызовов, предъявляемых динамично меняющимся устройством мирового финансового рынка.

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

В 2010 - 2011 годах в соответствии с развитием финансового рынка Российской Федерации на 2011 - 2012 годы разработаны проекты федеральных законов, затрагивающие широкий перечень проблем развития финансовых институтов и инструментов.

Для обеспечения доступности информации о ценных бумагах и прозрачности сделок с ними подготовлены изменения  в Федеральный закон "О рынке  ценных бумаг", направленные на уточнение  перечня существенных фактов деятельности акционерных обществ, подлежащих публичному раскрытию.

В целях создания условий для дальнейшего  развития рынка производных финансовых инструментов был разработан в 2010 году проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", который предполагает совершенствование режима налогообложения операций с производными финансовыми инструментами налогом на добавленную стоимость, налогом на доходы физических лиц и налогом на прибыль организаций.

Также подготовлен проект федерального закона, направленный на введение механизма  ликвидационного неттинга. Отсутствие правовой определенности в отношении порядка исполнения обязательств по срочным сделкам в случае введения процедур банкротства в отношении одного из ее участников в настоящее время является одним из факторов, сдерживающих развитие рынка производных финансовых инструментов.

Вместе  с тем по состоянию остаются нереализованными отдельные важные задачи, определенные развития финансового рынка Российской Федерации на 2010 - 2011 годы, в частности:

- создание правовых механизмов, направленных  на предотвращение инсайдерской  торговли и манипулирования на  финансовом рынке;

- построение системы пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

- создание условий для секьюритизации финансовых активов;

- правовое регулирование осуществления  выплат компенсаций гражданам  на рынке ценных бумаг;

- формирование массового розничного  инвестора;

- развитие производных финансовых  инструментов.

В части определения путей построения инфраструктуры финансового рынка  ряд инициатив требует корректировки  подходов к их реализации.

До 2020 года необходимо решить следующие  задачи развития финансового рынка:

- повышение емкости и прозрачности  финансового рынка;

- обеспечение эффективности рыночной  инфраструктуры;

- формирование благоприятного налогового  климата для его участников;

- совершенствование правового регулирования  на финансовом рынке.

В рамках решения задачи по повышению  емкости и прозрачности российского  финансового рынка потребуется:


1) внедрение механизмов, обеспечивающих  участие многочисленных розничных  инвесторов на финансовом рынке  и защиту их инвестиций;

2) расширение спектра производных  финансовых инструментов и укрепление  нормативной правовой базы срочного  рынка;

3) создание возможности для секьюритизации широкого круга активов;

4) повышение уровня информированности  граждан о возможностях инвестирования  сбережений на финансовом рынке.

В рамках решения задачи по обеспечению  эффективности инфраструктуры финансового  рынка предусматривается:

1) унификация регулирования всех  сегментов организованного финансового  рынка;

2) создание нормативно-правовых и  организационных условий для  возможности консолидации биржевой  и расчетно-депозитарной инфраструктуры;

3) создание четких правовых рамок  осуществления клиринга обязательств, формирования и капитализации  клиринговых организаций финансового  рынка, а также функционирования  института центрального контрагента;

4) повышение уровня предоставления  услуг по учету прав собственности  на ценные бумаги и иные  финансовые инструменты.

Задача  по формированию благоприятного налогового климата для участников финансового  рынка должна найти отражение  в основных направлениях налоговой  политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. В этой связи  следует предусмотреть изменение  налогового законодательства Российской Федерации по следующим направлениям:

- совершенствование режима налогообложения  услуг, предоставляемых участниками  финансового рынка, а также  операций с финансовыми инструментами  налогом на добавленную стоимость;

- совершенствование режима налогообложения  налогом на прибыль организаций,  являющихся участниками финансового  рынка;

- совершенствование налогообложения  доходов физических лиц, получаемых  от операций с финансовыми  инструментами.

В целях реализации задачи по совершенствованию  правового регулирования на финансовом рынке необходимо:


- повышение эффективности регулирования  финансового рынка путем развития  системы пруденциального надзора в отношении участников финансового рынка, унификации принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка, а также взаимодействия государственных органов с саморегулируемыми организациями;

- снижение административных барьеров  и упрощение процедур государственной  регистрации выпусков ценных  бумаг;

- обеспечение эффективной системы  раскрытия информации на финансовом  рынке;

- развитие и совершенствование  корпоративного управления;

- принятие действенных мер по  предупреждению и пресечению  недобросовестной деятельности  на финансовом рынке.

Помимо  решения указанных задач необходимо повысить эффективность контрольно-надзорной  деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам, проводить постоянный анализ применения норм законодательства Российской Федерации и на этой основе совершенствовать нормативную правовую базу.

Решение данных задач позволит создать надежную базу долгосрочного роста российского  финансового рынка и сформировать на его основе конкурентоспособный  самостоятельный финансовый центр.

В результате финансовый рынок будет  способен к 2020 году достичь новых  целевых показателей развития финансового  рынка.

ГЛАВА III. Условия  и предпосылки активизации финансового  рынка в РФ на современном этапе.

 

3.1. Достоинства  и недостатки финансового рынка  в РФ.

Достоинства российского финансового рынка

Исходя из определения  и функций финансового рынка, можно выделить следующие его  достоинства:

• Финансовые рынки, в том числе и российский, позволяют экономическим агентам с одной стороны получать повышенную доходность, а с другой быстро получить необходимый капитал.

• Финансовые рынки распределяют свободные ресурсы между потребителями ресурсов эффективно, определяя наиболее эффективные направления их использования;

• Финансовые рынки осуществляют квалифицированное посредничество между продавцом и покупателем финансовых инструментов (посредством профессиональных участников рынка).

• Финансовые рынки разнообразны по видам и срокам инструментов, поэтому они способны охватить все слои экономических агентов.

• Финансовые рынки ускоряют оборот средств, что способствует активизации экономических процессов, т.е. развитию экономики в целом.

• Российский финансовый рынок развивается высокими темпами и имеет высокий потенциал, что открывает большой простор для инвестирования.

 Недостатки российского финансового рынка

Изучив историю можно выделить основные недостатки финансового рынка в России:

• Несмотря на высокие темпы развития финансового рынка, российские компании, как и государство в целом, пока не рассматривают институты финансового рынка в качестве основного механизма привлечения инвестиций.

• Недостаточное развитие российской инфраструктуры финансового рынка. Для инвесторов-нерезидентов российский рынок акций в основном остается оффшорным рынком, использующим нестандартную учетную систему, несущую в себе элементы нерыночного риска, связанного с учетом прав собственности на ценные бумаги. Несовершенство инфраструктуры финансового рынка повышает транзакционные издержки.

• Нормативная правовая база, регулирующая различные аспекты деятельности по инвестированию на российском фондовом рынке, до конца не сформирована.

• С конца 2003 года существует такая тенденция, что большая часть сделок с российскими акциями стала осуществляться на зарубежных фондовых биржах.

 

3.2. Тенденции развития современного рынка ценных бумаг в России.

Рынок ценных бумаг начал  формироваться в России около 10-12 лет назад. Несмотря на его молодость, он пережил взлеты и падения сравнимые по размаху с зарубежными рынками, что повлекло за собой серьезные экономические последствия. Например, спад на рынке акций российских компаний, приведший к их обесцениванию более чем на 40% в мае 1998г., в связи с оттоком спекулятивных иностранных капиталов, вызванным кризисом на зарубежных фондовых рынках. Этот спад повлек за собой небезызвестный дефолт государства по ГКО в августе 1998г.

Возникновение РЦБ РФ было во многом обусловлено внеэкономическими  причинами, что определило западную модель его формирования. Являясь  составной частью мирового РЦБ, фондовый рынок РФ в то же время имеет  свои особенности, связанные с рядом  причин.

Важной особенностью РЦБ  РФ является низкий уровень капитализации  отечественных компаний, составляющий 10% от номинальной стоимости ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель колеблется в пределах от 55%  до 60%. Для приобретения российским РЦБ статуса развивающегося фондового рынка этот показатель должен возрасти до 35% - 40% от номинальной стоимости ВВП страны.

Информация о работе Финансовый рынок в РФ: становление, этапы развития и современное состояние