Финансовый рынок в РФ: становление, этапы развития и современное состояние

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Существенные изменения, происшедшие в последнее десятилетие 20 века в хозяйственной системе России, обусловили возникновение и развитие рынка. Процессы разгосударствления и приватизации, признание многообразия форм собственности, ликвидация государственной монополии на банковское и страховое дело инициировали формирование самостоятельных экономических субъектов, предъявляющих рыночный спрос на финансовые ресурсы и определяющих их предложение, появление сети финансовых посредников, оборот финансовых ресурсов и инструментов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3 - 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА.
1.1. Понятие и сущность финансового рынка……………………………….5 - 7
1.2. Структура и функции финансового рынка………….......................... 7 - 11
1.3. Становление финансового рынка в РФ ……………….......................12 - 14
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В РФ.
2.1. Особенности формирования финансовых рынков в России………...15 - 28
2.2. Анализ развития финансового рынка в России……………………...28 - 30
2.3. Анализ проблем и перспектив развития финансового рынка……….30 - 35
ГЛАВА III. УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ АКТИВИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
3.1. Достоинства и недостатки финансового рынка в РФ………………..35 - 36
3.2. Тенденции развития современного рынка ценных бумаг в России...36 - 40
Заключение…………………………………………………………………41 - 42
Список использованной литературы…………………………………...43 - 44
Приложение………………………

Файлы: 1 файл

polnaya.docx

— 984.64 Кб (Скачать)

Bсe эти меры влияют на спрос и предложение ссудных капиталов; напр., скупка ценных бумаг увеличивает предложение денег, повышение учётной ставки делает кредит более дорогим и уменьшает количество денег, которыми банки могут оперировать, вследствие чего кредит дорожает, и т.д.

Все это, в свою очередь, способствует замедлению или ускорению экономического роста, помогает управлять темпами инфляционного роста цен, приводит к другим важным изменениям в экономике.

Взаимоотношения государства  и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать  кредитором и заемщиком, устанавливать  общие правила функционирования рынка и осуществлять контроль над  ним, проводить официальную денежно-кредитную  политику. Государство может также  поощрять и защищать развитие финансового  рынка, от которого зависит устойчивость национальной экономики. В первую очередь  такая политика проводится через  придание рынку организационной  завершенности, стандартизацию операций и жесткий контроль. В отдельных  европейских странах государство  участвует в создании и поддержании  рынков отдельных финансовых активов, принимает “защитные” законы, ограждающие  от иностранного проникновения и  излишней конкуренции.

Финансовые рынки выполняют ряд важных функций:


1. Обеспечивают такое взаимодействие покупателей и продавцов финансовых активов, в результате которого устанавливаются цены на финансовые активы, которые уравновешивают спрос и предложение на них.

 На финансовом рынке каждый из инвесторов имеет определенные соображения относительно доходности и риска своих будущих вложений в финансовые активы. При этом, конечно, им учитывается существующая на финансовом рынке ситуация: минимальные процентные ставки и уровни процентных ставок, которые отвечают разным уровням риска. Эмитенты финансовых активов, для того чтобы быть конкурентоспособными на финансовом рынке, стремятся обеспечить инвесторам необходимый уровень доходности их финансовых вложений. Таким образом, на эффективно действующем финансовом рынке формируется равновесная цена на финансовый актив, которая удовлетворяет и инвесторов, и эмитентов, и финансовых посредников.

2.   Финансовые рынки вводят механизм выкупа у инвесторов надлежащих им финансовых активов и тем самым повышают ликвидность этих активов.

Выкуп у инвесторов финансовых активов обеспечивают финансовые посредники — дилеры рынка, которые в любой  момент, если это нужно инвесторам, готовы выкупить финансовые активы, которыми они владеют. Чем эффективнее  функционирует финансовый рынок, тем  выше ликвидность он обеспечивает финансовым активам, которые находятся в  обороте на нем, поскольку любой  инвестор может быстро и практически  без потерь в любой момент превратить финансовые активы на денежную наличность.

Финансовые посредники всегда готовые не только выкупить финансовые активы, а и продать их инвесторам в случае необходимости. Осуществляя  на постоянной основе выкуп и продажу  финансовых активов, финансовые посредники не только обеспечивают ликвидность  финансовых активов, которые находится  в обращении на рынке, а и стабилизируют  рынок, противодействуют значительным колебаниям цен, которые не связаны  с изменениями в реальной стоимости  финансовых активов и изменениями  в деятельности эмитентов этих активов.

3. Финансовые рынки оказывают содействие нахождению для любого из кредиторов (заемщиков) контрагента соглашения, а также существенно снижают затраты на проведение операций и информационные затраты.

Финансовые посредники, осуществляя  большие объемы операций по инвестированию и привлечению средства, уменьшают  для участников рынка затраты  и соответствующие риски от проведения операций с финансовыми активами. Как на рынке акций и облигаций, так и на кредитном рынке именно посредники играют решающую роль в  перемещении капиталов. В особенности  заметная эта роль при финансировании посредниками корпораций, которые имеют  не высочайший кредитный рейтинг, и  количество которых есть значительной во всех странах мира. Финансовые посредники уменьшают затраты через осуществление  экономии на масштабе операций и усовершенствования процедур оценивания ценных бумаг, эмитентов  и заемщиков на кредитном рынке.

В странах с развитой рыночной экономикой функционируют высокоэффективные  финансовые рынки, которые обеспечивают механизм перераспределения финансовых ресурсов среди участников рынка  и оказывают содействие эффективному размещению сбережений среди областей экономики. В Украине и странах, которые ступили на путь рыночных превращений в экономике, финансовые рынки находятся на разных стадиях  формирования и развития. На развитие финансовых рынков в таких странах  оказывают содействие массовая приватизация, преодоление кризисных явлений и положительные сдвиги в экономике. Параллельно с этим, как правило, происходит формирование соответствующей законодательной базы и механизма, который гарантирует ее выполнение.

1.3. Становление финансового рынка в РФ.

До 1990 года полный контроль за финансовыми потоками в России осуществляло государство. Так как финансовый рынок являет собой механизм перераспределения капитала, то одной из первоочередных задач правительства «новой» России стало создание условий функционирования этой сферы экономического пространства.

В рамках этой задачи предстояло:

1) Создать нормативную  базу, которая бы регулировала действия участников;

2) Обеспечить возникновение  самих  участников на базе  программ  приватизации и коммерциализации;

3) Стимулировать развитие  инфраструктуры  рынка в части  организации  биржевой торговли, банковской деятельности  и т.п.

 Начало  процессу было  положено в первой половине 1991 г. после принятия Постановления   Совета Министров РСФСР № 601 от 25 декабря 1990 г. «Об утверждении  Положения  об акционерных  обществах». Для этого  первого  - этапа были характерны следующие  процессы:

- появление (еще в 1990 г.) первых  открытых акционерных  обществ,  выпустивших акции в  открытую  продажу с первичным  размещением  в 1991г. (банк «Менатеп», Российская  товарно-сырьевая биржа);

- в марте 1991 г. государственные   облигации впервые появились   на биржевых торгах (фондовый  отдел Московской товарной биржи);

- массовое создание акционерных   обществ и выпуск их акций   в свободную продажу;

- появление сотен бирж  в 1991 г.  и начало функционирования  других  институтов рынка (инвестиционных  компаний и др.) в 1992 г.

Итогом  этого этапа (к  весне 1992 г.) можно  считать появление  всех возможных  видов ценных бумаг  со всеми возможными сроками действия, эмитированными в  основном корпорациями и государством. Можно также считать, что к  концу этого этапа  в основном было закончено формирование первичной нормативной базы развития рынка. Постановление Совета Министров РСФСР № 78 от 28 декабря 1991 г. «Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР» на 5 последующих лет стало основным документом в этой области (за исключением приватизируемых предприятий).


 Основными формальными вехами второго этапа стали:

  - система приватизационного  законодательства 1992-1994 гг.;

- создание и развитие  организованного  рынка государственных  ценных  бумаг в 1993-1995гг. Точкой отсчета для этого этапа стал Указ Президента РФ N 721 от 1 июля 1992 г. «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», который оказал наибольшее влияние на развитие РЦБ в 1992-1994 гг. Технология чековой (ваучерной) приватизации стала, в свою очередь, решающей для развития инфраструктуры рынка. По имеющимся оценкам, именно в 1994 г. рынок ценных бумаг в России впервые стал оказывать сильнейшее влияние на общеэкономическое и даже политическое развитие страны. Так, резкое расширение рынка ГКО в 1994 году позволило в определенной мере уменьшить размер свободных денежных ресурсов, оказывавших негативное воздействие на курс рубля к доллару и на темпы инфляции. Резко увеличившийся размер сбережений населения вызвал к жизни значительное количество эмитентов (хотя и крайне низкой степени надежности), ориентированных на работу именно с населением. Также в 1994 г. впервые началось использование ценных бумаг для разрешения кризиса неплатежей (выпуск казначейских обязательств (КО)). В 1994 году иностранными инвесторами впервые были осуществлены и крупные вложения в акции российских приватизированных предприятий. Таким образом, в 1994 г. совпали во времени два качественных сдвига: во-первых, резко увеличилось предложение ценных бумаг вследствие интенсификации эмиссионной деятельности (эмиссия акций приватизированных предприятий, государственных ценных бумаг, а также активизация компаний, аккумулирующих средства населения), и во-вторых, резко увеличился спрос на инвестиционные ценности (за счет иностранных инвесторов; формирования устойчивого слоя населения, обладающего сбережениями долгосрочного характера, которые могут быть инвестированы в том числе в ценные бумаги; а также притока на рынок ценных бумаг средств банков и других финансовых структур в результате снижения прибыльности операций на валютном и кредитном рынках).

 Для третьего этапа  развития рынка характерны следующие основные признаки:

- появление в 1994-1996 гг. качественно новой нормативной  базы, определяющей институционально-регулятивные  аспекты функционирования рынка  ценных бумаг (вступление в  силу ГК РФ, Законов РФ «Об  акционерных обществах» и «О  рынке ценных бумаг»);

- позитивные качественные  изменения 1994-1996 гг., связанные с  развитием инфраструктуры - свыше  200 лицензированных регистраторов,  подготовка к созданию центрального  депозитария, постепенное развитие  кастодиальных услуг, создание и развитие Российской торговой системы, формирование системы саморегулируемых организаций участников рынка);

- общие благоприятные  тенденции  и значительные  резервы в развитии  ликвидности  и капитализации  рынка.

   Важнейшим качественным отличием данного этапа  развития РЦБ было также растущее международное признание российского рынка, доступ российских эмитентов различного типа к мировым финансовым рынкам. Среди наиболее важных событий в этой области следует отметить получение одновременно кредитного рейтинга Moody’s, Standard&Poor’s и IBCA, успешные выпуски «еврооблигаций», публикация индекса IFC Global Russia, выпуски ADR/GDR рядом компаний, включение АО «Вымпелком» в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи, признание американской SEC некоторых российских банков «надежным иностранным депозитарием» и др.

  Однако бурный рост отечественного рынка был прерван кризисом 1998 года, когда в одночасье рынок откатился к нулевой точке своего развития.  Можно выделить основные причины кризиса:

- «Раздутость» рынка,  выраженная  в отсутствии в  большинстве  случаев обеспечения  у обращаемых ценных бумаг,  в т.ч. ГКО;

  - Финансовые пирамиды;

  - Низкая платежеспособность  участников  рынка (кризис неплатежей);

  - Кризис доверия со  стороны  иностранных участников, спровоцированный  крупным финансовым  кризисом  в Юго-Восточной Азии  в 1997 году;

  - Несовпадение динамики  пассивов  и активов банков (депозитные  и кредитные ставки);

- Снижение доходных статей  министерства  финансов (налоги).

 

ГЛАВА II. Анализ становления и развития финансового рынка в РФ. 

2.1. Особенности формирования финансовых рынков в России.

Формирование финансовых рынков в Российской Федерации непосредственно  связано со становлением финансовых институтов. Этот процесс осуществлялся  и осуществляется до сих пор, по существу, при отсутствии завершенной законодательной  базы. Деятельность многих финансовых институтов до сих пор регламентируется указами Президента, постановлениями  Правительства, инструкциями либо разъяснениями  отдельных министерств и ведомств. Безусловно, такая ситуация негативным образом влияет на формирование и  развитие отдельных сегментов финансового  рынка.

С организационной точки  зрения финансовый рынок можно рассматривать  как совокупность финансовых институтов, экономических субъектов, осуществляющих эмиссию, куплю и продажу финансовых инструментов. Каждый финансовый институт наделен определенными полномочиями по ведению тех или иных операций с конкретным набором финансовых инструментов, приведено в таблице 2.1.

Российский фондовый рынок  уже начал выполнять макроэкономическую функцию трансформации сбережений и инвестиции. Главное назначение финансовых рынков состоит в обеспечении  эффективного распределения накоплений между конечными потребителями  финансовых ресурсов. Решение этой задачи сложно как в силу объективных, так и субъективных причин, поскольку должны учитываться разные, порой диаметрально противоположные интересы участников финансового рынка, большие риски выполнения финансовых обязательств и т. п.

Основными институтами денежного  рынка являются Центральный банк РФ (ЦБ РФ) и кредитные организации (коммерческие банки, включая филиалы  и представительства иностранных  банков, специализированные кредитные организации).

ЦБ РФ, как и центральные  банки во всех странах, занимает приоритетное место в финансовой системе. Правовое регулирование его деятельности на денежном рынке прежде всего регламентируется Федеральным законом от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Основная функция Банка России состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля.

Банк России осуществляет эмиссию  наличных денег, организует их обращение, регулирует объем выдаваемых им кредитов.

Основными инструментами  и методами такого регулирования  выступают:

- процентная политика;

- устранение нормативов  обязательных резервов кредитных  организаций, депонируемых в Банке  России;

- купле-продажа в Банком  России государственных ценных бумаг;

- организация кредитования  коммерческих банков;

- осуществление валютного  регулирования и валютного контроля  в соответствии с законом РФ от 09.10.92 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»;

- установление ориентиров  роста показателей денежной массы.

Банк России регистрирует кредитные организации, выдает и  отзывает лицензии на осуществление  банковских операций, осуществляет регистрацию  эмиссии ценных бумаг кредитных  организаций; осуществляет контроль за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства.

Российская двухуровневая  банковская система (Центральный банк РФ и система коммерческих банков) начала формироваться с 1991 г. с образованием Российской Федерации как самостоятельного государства. В становлении системы  коммерческих банков можно выделить шесть этапов.

Информация о работе Финансовый рынок в РФ: становление, этапы развития и современное состояние