Финансовый рынок в РФ: становление, этапы развития и современное состояние

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Существенные изменения, происшедшие в последнее десятилетие 20 века в хозяйственной системе России, обусловили возникновение и развитие рынка. Процессы разгосударствления и приватизации, признание многообразия форм собственности, ликвидация государственной монополии на банковское и страховое дело инициировали формирование самостоятельных экономических субъектов, предъявляющих рыночный спрос на финансовые ресурсы и определяющих их предложение, появление сети финансовых посредников, оборот финансовых ресурсов и инструментов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3 - 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА.
1.1. Понятие и сущность финансового рынка……………………………….5 - 7
1.2. Структура и функции финансового рынка………….......................... 7 - 11
1.3. Становление финансового рынка в РФ ……………….......................12 - 14
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В РФ.
2.1. Особенности формирования финансовых рынков в России………...15 - 28
2.2. Анализ развития финансового рынка в России……………………...28 - 30
2.3. Анализ проблем и перспектив развития финансового рынка……….30 - 35
ГЛАВА III. УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ АКТИВИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
3.1. Достоинства и недостатки финансового рынка в РФ………………..35 - 36
3.2. Тенденции развития современного рынка ценных бумаг в России...36 - 40
Заключение…………………………………………………………………41 - 42
Список использованной литературы…………………………………...43 - 44
Приложение………………………

Файлы: 1 файл

polnaya.docx

— 984.64 Кб (Скачать)

На первом этапе (он продолжался до конца 1993 г.) наблюдалась значительная концентрация ресурсов банковской системы в руках крупнейших кредитных учреждений, образованных на базе прежних государственных спецбанков, таких, как «Сбербанк», «Промстройбанк», «Мосбизнесбанк» (бывший «Жилсоцбанк»), и ряда других.

Второй этап (1994 г. — середина 1995 г.) развития банковской системы характеризовался появлением значительного числа вновь образованных коммерческих банков. Концентрация банковского капитала в этот период достигла наименьшего значения.

Развитию кредитных учреждений способствовала высокая инфляция, что  позволяло банкам получать значительные прибыли без реального развития квалифицированного управления. Для  банков этого периода было характерно инфляционное основание расширенного воспроизводства капитала.  Банки на данном этапе развития практически не занимались долгосрочным кредитованием предприятий, так как проценты по кредитам фактически не компенсировали инфляции.

Кризис рынка межбанковских  кредитов и падение темпов инфляции привели к банкротству большого числа мелких и средних банков, перевели развитие системы на новую  ступень через процессы разорения, концентрации и централизации банковского  капитала.

Третий этап (с середины 1995 по 1997 г.), знаменовавшийся чередой кризисных явлений.

На 1 января 1997 г. совокупные активы 100 крупнейших коммерческих банков России составляли 433 946,4 млрд. руб. При  этом на долю Сберегательного банка  приходилось 38,87%, первых пяти банков—51,8%, первых 20 банков—77,3% совокупных активов 100 крупнейших коммерческих банков. Для  данного периода характерно снижение доли валютных обязательств по сравнению  с предыдущим этапом (с 20 до 10—12%), снижение доли кредитов с 60 до 55% и одновременный рост государственных обязательств с 3—5 до 20%. Это было связано с развитием рынка государственных ценных бумаг. Появление государственных долговых обязательств имело целью осуществить безинфляционный переход к финансированию дефицита бюджета. Государство стало выступать в качестве главного заемщика финансовых ресурсов у коммерческих банков.

Важно отметить следующее. Крупнейшими  операторами на рынке государственных  долговых обязательств выступали банки, которые одновременно являлись и  главными агентами по обслуживанию бюджетных  счетов. Остатки бюджетных средств  на счетах этих банков активно использовались для покупки государственных краткосрочных бескупонных

облигаций и облигаций  федерального займа с переменным купоном (ГКО — ОФЗ). Рынок ГКО  — ОФЗ обладал весьма высокой  ликвидностью, не уступавшей ликвидности  валютных счетов.

Снижение доходности ГКО, ужесточение денежной политики во второй половине 1997 г. повлекло ухудшение финансовых показателей деятельности банков. Балансовая прибыль по итогам 1997 г. в целом по коммерческим банкам сократилась в абсолютном выражении почти вдвое по сравнению с 1996 г., не достигнув даже уровня 1995 г.

В 1997 г. активизировались слияния  банков, создание различных конгломератов, альянсов, банковских группировок, холдингов  и т. п.

Четвертый этап (с начала 1997 по август 1998 г.) в становлении банковской системы России, который связан также и с началом переориентации многих банков (прежде всего немосковских) на работу с реальным сектором экономики. В 1997 г. была переломлена тенденция к абсолютному и относительному сокращению кредитной активности. За девять месяцев 1997 г. московские банки, без учета Сбербанка, получили за счет кредитования от конечных заемщиков 37 % своих доходов, региональные коммерческие банки — 48 %.

Этот период связан и с  процессом активного встраивания  в банковский сектор страховых компаний. Использовались различные формы  — от соглашений о стратегическом партнерстве до перекрестного владения неконтрольными пакетами акций. Для  данного этапа характерна активизация  в деятельности региональных банков, связанная со структуризацией банковского  бизнеса путем создания региональных банков развития, различных альянсов местных коммерческих банков с целью  защиты экономических, политических и  электоральных интересов местных  властей. Наиболее активно указанные  процессы проходили в Москве, Санкт-Петербурге и Башкортостане.


Август 1998 г. знаменует начало пятого этапа развития банковской системы, сопровождавшегося самым крупным  банковским кризисом в современной  России. Отказ Правительства отвечать по своим финансовым обязательствам по ГКО — ОФЗ наиболее разрушительно  сказался на крупнейших системообразующих  банках, основных держателях государственных  ценных бумаг. По имеющимся оценкам, в ГКО — ОФЗ оказалось заморожено порядка 40—50 млрд руб. собственно банковских средств, что составляло 90% суммарного уставного фонда российских банков и около четверти докризисного объема их совокупного уставного капитала.

 

 


Экономика: Учебник./Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001.

 

Отток ресурсной базы и, прежде всего, изъятие валютных вкладов  сберегателями практически на месяц парализовали банковскую систему.

Банковский кризис, быстро трансформировавшийся в валютный и  далее в финансовый кризис, привел к глубокому социально-экономическому кризису общества.

По мнению многих ведущих  специалистов мира, можно было сгладить вхождение в кризис, избежав существенных социальных и финансовых потрясений в обществе и ограничив его  структурным кризисом банковской сферы, не затрагивая основных сфер экономики.

Пятый этап.

Самый  крупный банковский кризис в современной России. ( с августа 1998 по август 1999 г.), когда начались активные действия по реструктуризации, санации проблемных банков.

С середины 1999 г. банковская система России перешла к новому, шестому этапу, который характеризуется законодательным обеспечением реструктуризации банков и их внешней задолженности, ликвидацией банков-банкротов. С середины 1999 г. обозначился постепенный рост капиталов иностранных банков, а с 2000 г. начали расти капиталы и российских банков. Так, если суммарный зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций на начало 1999 г. составлял 52,5 млрд. руб., то на начало 2000 г. он уже достиг 111,1 млрд. руб.

Среди небанковских кредитных  организаций в России наибольшее распространение получили расчетные  центры (палаты), главная функция  которых заключается в проведении расчетов между участниками отдельных  сегментов финансового рынка. Свою деятельность они осуществляют на основании  выдаваемых после государственной  регистрации лицензий ЦБ РФ. Небанковские кредитные организации не имеют  права на привлечение вкладов средств физических лиц; круг разрешенных банковских операций для них ограничен.

Кредитные организации в  сфере потребительского кредита  в России не получили должного развития.Среди причин — слабая правовая защищенность ввиду отсутствия надлежащей законодательной базы. Зарегистрированные кредитные союзы.

Финансы. Учебник./Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ПБОЮЛ М.З. Захаров, 2007г.

действуют на основании Закона РФ от 19 июня 1992 г. №3085-1 «О потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», который регламентирует порядок функционирования кооперативных структур в иных сферах народного хозяйства.

Рынок ценных бумаг во всех странах является одним из наиболее регулируемых рынков, что обусловлено  необходимостью обеспечения безопасности его участников, высокими финансовыми  рисками, масштабностью операций. Такое  регулирование осуществляется государственными органами и саморегулируемыми организациями  профессиональных участников рынка  ценных бумаг. В России органом государственного регулирования выступает Федеральная  комиссия по ценным бумагам и фондовому  рынку (ФКЦБ). Посредническая деятельность, в том числе и финансовая, на рынке ценных бумаг в России регламентируется Законом РФ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

В зависимости от вида деятельности посреднические функции выполняют  различные институты. Наиболее распространенное их название — «инвестиционные институты». В России в начале 90-х годов  юридические лица, осуществлявшие свою деятельность с ценными бумагами как исключительную, также назывались инвестиционными институтами. Они  выполняли функции финансового  брокера, инвестиционного консультанта, инвестиционной компании, инвестиционного  фонда. В качестве инвестиционных институтов могли также выступать и банки, а в качестве инвестиционного  консультанта — физические лица.

В Законе РФ «О рынке ценных бумаг» вместо понятия «инвестиционный  институт» используется более широкое  понятие «профессиональный участник рынка ценных бумаг». К ним относятся: брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, регистраторы, организаторы торговли на рынке ценных бумаг.

Традиционно организацией торговли на рынке ценных бумаг занимаются фондовые биржи. По российскому законодательству фондовая биржа создается в форме  некоммерческого партнерства и  осуществляет свою деятельность на основе лицензии по операциям с ценными бумагами с фиксированным доходом (долговые обязательства государства и предприятий), а также с долевыми ценными бумагами (акции акционерных обществ). Ценные бумаги, обращающиеся на фондовых биржах, зачастую называются фондовыми ценностями. Биржа организует торговлю только между членами биржи, которыми могут быть исключительно профессиональные участники рынка ценных бумаг. Порядок вступления, выхода и исключения из членов биржи регламентируется ее внутренними документами.

Лицензирование осуществляется Федеральной комиссией по рынку  ценных бумаг в соответствии с  Временным положением о требованиях, предъявляемых к организаторам  торговли на рынке ценных бумаг, и  Временным положением о лицензировании видов деятельности по организации  торговли на рынке ценных бумаг.

В частности, функции ведущей  российской фондовой биржи, специализировавшейся на торговле государственными ценными  бумагами, выполняла Московская межбанковская  валютная биржа (ММВБ). На площадке ММВБ проводились аукционы (первичное  размещение) и вторичные торги  по ГКО и ОФЗ. Обращение ГКО  — ОФЗ осуществлялось через межрегиональную  систему торгов — организованный рынок ценных бумаг (ОРЦБ), который  объединяет региональные торговые центры в ряде городов: Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Владивостоке, Нижнем Новгороде и  др.

Биржевые сделки с ценными  бумагами подразделяются на кассовые (расчет по ним осуществляется немедленно или в ближайшие дни) и срочные (исполнение сделок осуществляется в  срок, устанавливаемый в будущем). Срочные сделки являются наиболее рисковыми. Это обстоятельство предопределяет особые требования к организаторам торговли (биржам), которым предоставляется лицензия на этот вид деятельности, прежде всего в части страхования рисков, а точнее — управления рисками.


Газета «Экономика и жизнь» № 45, 2000 г.

До июня 1998 г. организатором  торговли на срочном рынке являлась Российская биржа (РБ), на которой еще  в мае было заключено сделок более чем на 4,3 млрд долл. 1 июня 1998 г. РБ остановила торги по всем контрактам в связи с тем, что ряд проигравших торговцев, подконтрольных руководству биржи, не смогли выполнить своих обязательств, так как торговали без реальных залогов, а лимиты на торговлю им открывались на основании устного распоряжения президента Биржи. Средств же общегарантийного и страхового фондов РБ не хватило для обеспечения обязательств. Новым организатором торговли на срочном рынке стала Московская фондовая биржа (МФБ), которая выделила собственные средства для частичного погашения долгов РБ.

Следует отметить, что подобные ситуации с крахом бирж происходили  в России и ранее. Причины случившегося связаны с тем, что существующая законодательная база срочного рынка  не обеспечивает возможности контроля за торговым процессом на бирже. Системы расчетов по сделкам с ценными бумагами, порядок страхования рисков позволяют менеджерам бирж пользоваться своим положением в корыстных целях. Использование же инсайдерской информации менеджерами бирж фактически остается ненаказуемым.

Наряду с биржевым рынком существует внебиржевой рынок ценных бумаг, на котором обращаются ценные бумаги, не имеющие листинга на фондовых биржах (его часто называют вторым рынком); либо торговля ценными бумагами, имеющими листинг на биржах, осуществляется не членами бирж (третий рынок); либо сделки с ценными бумагами совершают  через компьютерные сети, минуя посредников (четвертый рынок).

Требования к организационно-правовой форме организаторов внебиржевой  торговли в России не установлены. Существуют требования к числу участников торговли (не менее 20 участников) в системе  организатора внебиржевой торговли и к собственному капиталу.

Организатор внебиржевой  торговли самостоятельно устанавливает  правила торговли, порядок проведения торговых сессий, заключение и исполнение сделок и т. п. Для осуществления процедур купли-продажи ценных бумаг во внебиржевой торговле используются Торговые системы, представляющие собой совокупность вычислительных, телекоммуникационных, программных

 

Указ Президента РФ № 1009, от 01.07.96 г. «О Федеральной комиссии по рынку  ценных бумаг»  (в редакции от 18.02. 2002).

средств, баз данных, обеспечивающих возможность работы с информацией  для заключения и исполнения договоров.

В России наиболее развитой торговой системой является Российская торговая система (РТС), начавшая свою деятельность в январе 1995 г. Как

Московская торговая система, которая обслуживала 16 компаний —учредителей Профессиональной ассоциации участников фондового рынка; в дальнейшем она была преобразована в Национальную ассоциацию участников фондового рынка (НАУФОР).

Все участники РТС подписывают  типовое соглашение, предусматривающее  стандартные условия расчетов между  контрагентами. При заключении сделок последние обмениваются только приложениями к данному соглашению, содержащему  только существенные условия сделки.


После заключения сделки в  течение 10 минут контрагенты обязаны  ввести в систему отчет, который  является основанием для расчетно-клиринговой  организации по перерегистрации  ценных бумаг и осуществления  денежных расчетов. Отчет также является основанием для рассмотрения претензий  сторон в Третей­ском суде НАУФОР в случае срыва сделки его участниками.

Информация о работе Финансовый рынок в РФ: становление, этапы развития и современное состояние