Финансовый контроль: виды, формы, методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение вопросов, касающихся влияния финансового контроля на экономику.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность финансового контроля;
- рассмотреть значение финансового контроля в экономике страны;
- анализ влияния финансового контроля на экономику;
- разработка предложения по совершенствованию работы контрольных организаций.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие, сущность и элементы финансового контроля
1.1 Понятие финансовой системы
1.2 Виды финансового контроля
1.3 Принципы финансового контроля
Глава 2. Эффективный финансовый контроль, как один из факторов экономического роста страны
2.1 Анализ эффективности финансового контроля в РК
2.2 Формы финансового контроля
2.3 Классификация финансового контроля
Глава 3. Влияние финансового контроля на экономический рост республики Казахстан
3.1 Экономические функции финансового контроля
3.2 Методы финансового контроля
3.3 Повышение эффективности финансового контроля
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

финансовый контроль.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

      В аппарате министерства выявлены нарушения  в оплате командировочных расходов на сумму 0,8 млн. тенге, а также нарушения  сроков поставки электронных учебников на СD дисках и серверов для территориальных подразделений. В ходе контроля предъявлены для взыскания с поставщиков суммы штрафных санкций в общей сумме 8,8 млн. тенге.

      Контролем установлено, что не все стипендиаты  программы «Болашак» завершившие обучение в 2003 году, вернувшись в Республику Казахстан, трудоустроены, при этом в контрактах указано, что уполномоченный орган – министерство образования обязано трудоустроить всех молодых специалистов. Всего расходы на обучение указанных специалистов составили 33,7 млн. тенге. Кроме того, выявлены факты не возврата в доход республиканского бюджета средств отчисленными студентами и окончившими зарубежные учебные заведения и по разным причинам не вернувшихся в Республику для отработки, в общей сумме 57,3 млн. тенге.

      По  бюджетной программе «Фундаментальные и прикладные научные исследования»  на государственную экспертизу не представлено 14 прикладных научных исследований, не рекомендованы к утверждению 14 отчетов. Фактическая оплата по ним  составила 54,2 млн. тенге.

      Так, грант Фонда науки выделенный ОАО «Технопарк научно-производственного  объединения «Прогресс» города Степногорск, в рамках государственного заказа, в нарушение Закона Республики Казахстан  от 3 июля 2002 года №333-11 «Об инновационной  деятельности» размещен среди предприятий не являющихся субъектами инновационной деятельности. Проекты не имеют научной ценности и не соответствуют целям Программы, грантополучатель нарушил условия раздела 3 пункта 3.1 Соглашения от 15 мая 2003 года №ИР-5 на сумму 114,5 млн. тенге.

      Кроме того, из выделенных бюджетных средств  на выполнение работ по теме «Научно-техническое  обеспечение создания промышленного  производства пищевой витаминно-минеральной  добавки», необоснованно списаны 1,2 млн. тенге, при этом работы по указанной тематике не исполнены.

      В ОАО «Институт промышленной биотехнологии» в нарушение постановления Правительства  РК №227 от 20 марта 2003 года «О реализации биотехнологического производства в г. Степногорске» произведено  отвлечение бюджетных средств в  сумме 91,2 млн. тенге.

      В АО «Финансовый центр» нарушения  в оплате труда составили 3,3 млн. тенге.

      В ГУ «Казахская национальная академия музыки» установлены расходы  сверх утвержденных нормативов в  сумме 147,4 млн. тенге, переплаты по командировочным  расходам - 1,0 млн. тенге и прочие нарушения в сумме 1,2 млн. тенге.

      Кроме того, выявлены нарушения законодательства о государственных закупках в  сумме 24,7 млн. тенге. В нарушение  постановления Правительства РК от 20 июля 1999 г. № 1018 «О государственном  образовательном кредитовании подготовки кадров в высших учебных заведениях РК» 8 заемщиками, прекратившими обучение в АО «Казахский гуманитарно-юридический университет», по неуважительным причинам не возвращен кредит на 1,3 млн. тенге.

      РГП «Казахский государственный агротехнический университет им. С.Сейфулина» в нарушение Закона РК «О государственных закупках» приобретено оборудование на сумму 590,6 тыс. тенге, установлены расходы сверх утвержденных нормативов на 4,7 млн. тенге, нарушения в оплате командировочных расходов – 2,7 млн. тенге, необоснованное использование бюджетных средств – 2,2 млн. тенге и прочие нарушения на 167,1 млн. тенге.

      В РГКП «Национальный центр по биотехнологии  Республики Казахстан» приобретен специальный  автомобиль для выезда в зоны радиационного поражения стоимостью 1,9 млн. тенге, который фактически обслуживает руководство центра. Кроме того, установлена переплата заработной платы работникам центра на сумму 0,3 млн. тенге, необоснованные возмещения командировочных расходов лицам, не являющимися работниками центра на общую сумму 0,6 млн. тенге. В 7 квартирах (г. Степногорск), числящихся на балансе предприятия, проживают лица, не работающие в центре. Арендная плата с них не взималась, расходы центра на содержание данных квартир составили в общей сумме 1,4 млн. тенге.

      В нарушение п. 2 ст. 20 Закона РК «О государственных  закупках» центром в августе 2003 года приобретена автомашина «Тойота-Камри» за 4,1 млн. тенге без проведения конкурсных процедур. Далее указанный автомобиль был передан Министерству. Здесь же установлены нарушения процедур государственных закупок на общую сумму 27,7 млн. тенге.

      В РГКП «Евразийский национальный университет  им. Л.Н.Гумилева» в нарушение  постановления Правительства Республики Казахстан от 8 декабря 2000 г. №1018 с 86 отчисленных студентов не взыскан выданный кредит в сумме 13,8 млн. тенге.

      В аппарате министерства решения конкурсных комиссий об определении победителей  конкурсов и осуществлении у  них государственных закупок  на сумму 2 400,0 млн. тенге приняты  с нарушением требований законодательства.

      Установлен  факт, когда конкурсная заявка потенциального поставщика приводилась в соответствие с требованиями законодательства уже  после ее сдачи в конкурсную комиссию. В результате таких действий, неправомерно определен победитель конкурса на сумму 25 млн. тенге.

      Так, при проведении 10 марта 2005 года конкурса по закупкам услуг по разработке инициативных и рисковых проектов через Фонд науки  победителем определена Национальная академия наук Республики Казахстан  на общую сумму 25 млн. тенге. Вместе с тем, в конкурсной заявке указанного потенциального поставщика обнаружен документ, нотариально засвидетельствованный после проведения указанного конкурса.

      В ряде случаев конкурсными комиссиями допускался избирательный подход к  определению победителя конкурса.

      Так, по итогам конкурса по государственным  закупкам работ по капитальному ремонту  общежитий государственных высших учебных заведений г. Алматы от 15 апреля 2005 года, признана победившей конкурсная заявка ТОО «Енбек» на сумму 135 млн. тенге. При этом одним из оснований для отклонения конкурсных заявок других 6 поставщиков, участвовавших в конкурсе указано, отсутствие в заявке на участие в конкурсе обязательства о внесении обеспечения исполнения договора. Однако в заявке ТОО «Енбек» также отсутствует обязательство о внесении обеспечения исполнения договора.

      Установлены факты нарушения законодательства о государственных закупках в  части признания победителями конкурсов  потенциальных поставщиков, у которых  отсутствовали лицензии на выполнение определенных видов работ.

      Так, при проведении в марте 2004 года конкурса по государственным закупкам работ по строительству общежития на 500 мест Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева на условиях «под ключ», конкурсной комиссией победителем конкурса определено ЗАО «СУС» на сумму 709,7 млн. тенге, которым не были представлены лицензии на установку лифтового оборудования и пожарной сигнализации, предусмотренных конкурсной документацией.

      По  итогам контроля исполнения республиканского, местных бюджетов и хозяйствующих  субъектов из подлежащих возмещению в бюджет 9 301,5 млн. тенге возмещено – 3 292,5 млн. тенге.

      Передано  в правоохранительные органы 1 280 материалов контроля на сумму 18 902,8 млн. тенге.

      В соответствии с Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» наложено административных взысканий на 434 должностных лица на сумму 3,9 млн. тенге, из них поступило в бюджет – 3,2 млн. тенге.

      К дисциплинарной и материальной ответственности  привлечено 1 453 работника проверенных  объектов контроля.

      Кроме того, по итогам проверок соответствия законодательству о государственных закупках организаторам конкурсов внесено 547 актов реагирования, из них удовлетворено 383.

      Предъявлено в суды 134 иска об отмене итогов конкурсов  и признании недействительными  сделок, заключенных по их итогам.

      В правоохранительные органы направлены 233 материала проверок для принятия процессуального решения, по 21 материалу возбуждены уголовные дела.

      За  нарушения законодательства, допущенные при осуществлении государственных  закупок, 526 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, из них 10 освобождены от занимаемых должностей, 44 должностных лица привлечены к административной ответственности.  
 

      2.2 Формы финансового контроля 

Формы контроля принято классифицировать по следующим  критериям: 

- регламент осуществления - обязательный (внешний), инициативный (внутренний).

- время проведения - предварительный, текущий (оперативный), последующий;

- субъекты контроля - президентский, контроль законодательных  органов власти и местного  самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский;

- объекты контроля - бюджетный, контроль за внебюджетными  фондами, налоговый валютный, кредитный,  страховой, инвестиционный контроль  за денежной массой. 

      Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организаций контрольных действий.

      Формы финансового контроля следующие: 1) непосредственный контроль; 2) опосредованный контроль.

      Непосредственный  контроль характеризуется тем, что  проверка ведется на самом объекте контроля, и проверяющие лица изучают и анализируют первичную документацию, производят перерасчет денег, товарно-материальных ценностей, осуществляют осмотр помещений и территорий. В общем, имеют непосредственный контакт субъекта и объекта контроля.

      Эта форма контроля наблюдается при  таких методах его осуществления, как ревизия, инвентаризация и в  других случаях, когда проверка осуществляется на самом объекте контроля.

      Опосредованный  контроль характеризуется тем, что  субъект находится вне границ объекта контроля, и проверяющие лица имеют дело с отчетной или плановой финансовой документацией.

      На  практике такой контроль называют «камеральная финансовая проверка».

      Эти формы финансового контроля взаимосвязаны  между собой. Материалы, полученные в процессе одной формы финансовой проверки, могут использоваться для другой формы контроля.

      По времени осуществления финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

      Предварительный финансовый контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет предупредить нарушение действующего финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования денежных средств. Поэтому иногда этот вид контроля называют превентивным или предупредительным.

      Текущий финансовый контроль называют иначе  оперативным. Он осуществляется для  предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения  или расходования денежных средств, выполнения предприятиями, организациями и учреждениями обязательств перед бюджетом. Опираясь на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет предотвратить совершение финансовых правонарушений. В первую очередь проверяется документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Фактически затраты регулярно сопоставляются с действующими нормативами по расходованию средств с целью оперативного выявления отклонений от установленных норм.

      Последующий финансовый контроль осуществляется после  совершения финансового мероприятия. Этот контроль осуществляется путем  анализа отчетов и балансов, а  также путем проверок и ревизий. В ходе его выясняется вопрос, была ли проведенная финансовая операция законной не было ли допущено нарушение финансовой дисциплины, насколько эффективно и рационально были использованы государственные денежные средства.

      Задачей последующего финансового контроля является выявление фактов некачественного  исполнения финансовых обязанностей и совершения финансовых правонарушений.

      Так как государственная власть разделяется  на законодательную, исполнительную и  судебную, то финансовый контроль можно  подразделить на: 1) контроль, осуществляемый органами представительной власти; 2) контроль, осуществляемый органами исполнительной власти; 3) судебный контроль.

Информация о работе Финансовый контроль: виды, формы, методы