Финансовый контроль: виды, формы, методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение вопросов, касающихся влияния финансового контроля на экономику.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность финансового контроля;
- рассмотреть значение финансового контроля в экономике страны;
- анализ влияния финансового контроля на экономику;
- разработка предложения по совершенствованию работы контрольных организаций.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие, сущность и элементы финансового контроля
1.1 Понятие финансовой системы
1.2 Виды финансового контроля
1.3 Принципы финансового контроля
Глава 2. Эффективный финансовый контроль, как один из факторов экономического роста страны
2.1 Анализ эффективности финансового контроля в РК
2.2 Формы финансового контроля
2.3 Классификация финансового контроля
Глава 3. Влияние финансового контроля на экономический рост республики Казахстан
3.1 Экономические функции финансового контроля
3.2 Методы финансового контроля
3.3 Повышение эффективности финансового контроля
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

финансовый контроль.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

      5) ревизия и др. Проведение их  как правило планируется. Однако  они могут осуществляться и  вне плана, в связи с возникшей  необходимостью.

      Одним из основных и наиболее эффективных  методов финансового контроля является ревизия. Ревизии проводят разные контролирующие органы, прежде всего финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.

      Обычно  в процессе проведения ревизии сочетаются несколько методов финансового  контроля.

      По  полноте охвата ревизии бывают:

      а) полные, когда проводится сплошная проверка комплексного характера;

      б) частичные, когда проводится выборочная проверка по определяемой тематике.

      По  объекту проверки ревизии подразделяются на:

      а) документальные, когда проверяется  лишь документация;

      б) фактические, когда в дополнение исследования документов проводится инвентаризация.

      По  организационному признаку ревизии  делятся на:

      а) плановые, то есть те, которые проводятся по заранее утвержденному плану;

      б) внеплановые. Как плановые, так и  неплановые ревизии для проверяемого обычно носят характер внезапной  проверки. К числу внеплановых ревизий относятся ревизии, проводимые по требованию судебно-следственных органов, в случае поступления внушающих доверие жалоб и заявлений граждан, а также получения других сигналов о злоупотреблениях и грубых нарушениях финансовой дисциплины, требующих проверки и прекращения нарушения финансового законодательства.

      Результаты  ревизии оформляются актом ревизии.

      В акте ревизии отражаются достоверные, документально подтвержденные данные, характеризующие финансово-хозяйственную  деятельность проверяемого объекта, фиксируются случаи нарушения законодательства и финансовой дисциплины, излагаются вызвавшие их обстоятельства, указываются должностные лица, по вине которых они произошли, делаются ссылки на правовые акты, обосновывающие выводы о допущенных нарушениях и злоупотреблениях. Акт подписывают лица, проводившие ревизию, а также руководитель и главный бухгалтер проверяемого объекта. Последние подписывают его и в том случае, когда имеют возражения и замечания по результатам ревизии, о чем они делают оговорку перед своей подписью и представляют соответствующие объяснения, которые прилагаются к акту ревизии.

      К акту ревизии также прилагаются  все необходимые справки, сводные  таблицы, подлинные документы или  их копии и др.

      Акт ревизии служит основанием для:

      а) привлечения виновных лиц к дисциплинарной и материальной ответственности  в соответствии с нормами трудового  законодательства;

      б) предъявление гражданского иска к физическим и юридическим лицам;

      в) возбуждение уголовного дела, если ревизией выявлены факты злоупотреблений, хищений и преступного разбазаривания государственных денежных средств. В этом случае акт ревизии направляется в следственные органы;

      г) принятие решений, направленных на устранение нарушений законодательства и финансовой дисциплины, ликвидацию причин и условий, порождающих эти нарушения и недостатки, на обеспечение законного и эффективного использования государственных денежных средств, возмещение причиненного государству ущерба.

      Необходимо  отметить, что контроль является финансовым только при наличии всех присущих ему элементов. Например, если предметом выступает исполнение финансового обязательства перед государством, но проверку проводит не орган государственного финансового контроля, то такой контроль нельзя считать государственным финансовым контролем, т.к. в данном случае в системе контроля отсутствует субъект финансового контроля, а именно орган государственного финансового контроля.

      Следует отметить так же, что предметом  государственного финансового контроля выступают не деньги и не хозяйственная деятельность объектов контроля, а выполнение ими своих финансовых обязательств перед государством.

      На  основании вышесказанного государственный  финансовый контроль можно определить как действие государственных органов  по проверке выполнения участниками финансовой деятельности государства своих финансовых обязанностей перед ним.

      Итак, государственный финансовый контроль в широком смысле - это установленная  законодательством деятельность государственных  органов по выявлению, предупреждению и пресечению:

      1) ошибок и злоупотреблений в  управлении государственными денежными  и иными материальными ресурсами,  влекущих прямой или косвенный  материальный ущерб государству;

      2) несоблюдение финансового, в том  числе бюджетного законодательства;

      3) недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансовой деятельностью государственных органов.

      Сущность  государственного финансового контроля выражается в следующем: 1) выявление  ошибок и злоупотреблений; 2) обеспечение  их устранения; 3) анализ факторов их возникновения и разработка мер по их предотвращению в будущем (профилактика и т.д.).

      Следует признать, что действенный государственный  финансовый контроль позволяет своевременно вскрывать, и не только обнаруживать, но и устранять различного рода негативные явления, объяснять причины, их порождающие, вырабатывать меры, их предотвращающие, что в конечном счете и определяет ход экономического и социального развития государства.

      Значение  наиболее полно раскрывается в функциях финансового контроля. К основным функциям государственного финансового контроля следует отнести информативную, оперативную, защитную и превентивную. При этом особое место в современных подходах занимает превентивная функция.

      Предварительный контроль предупреждает нежелательные отклонения, обеспечивает устранение самой возможности появления неблагоприятных явлений и тенденций в будущем, предохраняет государство от нежелательных последствий тех или иных решений и действий. Например, оценка законности и целесообразности на стадии принятия решения позволяет предотвратить действия, противоречащие требованиям нормативно-правовых актов и целям государственной политики.

      Ключевым  условием достижения целей и задач  государственного финансового контроля является соблюдение принципов, которые являются основными правилами, охватывающими контрольную деятельность в целом. 
 

      1.3 Принципы финансового контроля

Это следующие  принципы:

      1) принцип независимости;

      2) принцип гласности;

      3) принцип законности;

      4) принцип объективности;

      5) принцип ответственности;

      6) принцип сбалансированности;

      7) принцип системности.

      1. Принцип независимости

      Органы  финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют, а так же от лица, тем или иным образом связанных с проверяемыми. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем деятельность органов финансового контроля.

      Независимость также характеризуется четкостью и адекватностью формально определенных прав и обязанностей. Она позволяет государственным контролерам работать с высокой степенью автономии и инициативы, выдавать объективные заключения. При этом каждый государственный контролер должен быть независим в своих суждениях от коллег, включая начальство. Важной гарантией независимости государственных финансовых контролеров должны быть достаточно высокие должностные оклады, соответствующее соцобеспечение, гарантии правового статуса, меры государственной защиты, компенсации и т.п.

      Фактором  независимости являются также, и  источники финансирования органов  финансового контроля: финансирование системы должно быть бюджетным и  выделяться отдельной строкой.

      Среди специалистов распространена точка  зрения, что суть независимости органа финансового контроля выражена в его праве самостоятельно определять:

      а) предмет своей контрольной деятельности;

      б) методы контроля;

      в) содержание и формы отчетов. При  этом не исключена возможность запросов на проведение контроля со стороны других органов.

      2. Принцип гласности

      Гласность финансового контроля - необходимый  атрибут современного демократического общества, так как контроль информирует  общественность о реальном положении  дел в государственном управлении. Принцип гласности предусматривает открытость деятельности органа финансового контроля, доступность каждого гражданина к информации о результатах контрольной деятельности. Необходимо публиковать в прессе не только отчетные материалы по результатам проверок, но и официальные ответы органов исполнительной власти на выводы контролеров, в том числе с указанием принятых мер по устранению нарушений. Так же необходима тесная связь органов контроля со средствами массовой информации (радио, телевидение и т.д.) для обнародования контрольных материалов. Все это заставит нарушителей держать ответ не только перед правоохранительными органами, но и перед всем обществом, покажет перед всеми их неблагонадежность, подорвет их репутацию. Нужно отметить также, что обнародование результатов контроля будет способствовать формированию устойчивого мнения в обществе о его пользе и необходимости.

      3. Принцип законности

      Свои  исходные начала государственный финансовый контроль берет из законодательства Республики Казахстан. То есть деятельность органов финансового контроля должна строго соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам и не допускать какого-то ни было произвола в отношении контролируемых.

      Принцип законности предусматривает следующее:

      - качество нормативно-законодательной  базы государственного финансового контроля и законодательства Республики Казахстан в целом, т.е. его соответствие целям общественного развития, укрепления и наращивания государственной финансовой базы;

      - соблюдение норм права органами  финансового контроля, их представителями, а также всеми организациями, имеющими с ними правоотношения.

      В целом законность государственного финансового контроля понятие системное, охватывающее как государственных  контролеров, так и контролируемых.

      4. Принцип объективности.

      Выводы  контролеров, а также их подхода к планированию и проведению проверок должны исключать какую бы то ни было предвзятость или предрасположенность. Так, планирование контрольных мероприятий и их проведение должны исключать какую-либо предубежденность об изначальном наличии негативных аспектов в деятельности проверяемых объектов.

      Выводы  по результатам проверок также должны быть беспристрастны, обоснованы и  подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию.

      При этом о качестве информации можно судить по следующим критериям: необходимость, достаточность, истинность, своевременность, аналитичность, организованность.

      5. Принцип ответственности

      Этот  принцип можно рассмотреть в  двух аспектах:

      а) ответственность контролеров;

      б) ответственность контролируемых.

      - Ответственность контролеров.

      Каждый  субъект за ненадлежащее выполнение возложенных на него контрольных  функций и задач должен нести  ответственность (административную, дисциплинарную и т.д.). Ответственность должна быть установлена за выполнение каждой контрольной функции, ясно очерченной и официально закрепленной за конкретным субъектом. Иначе субъект не будет в должной мере осуществлять контроль.

Информация о работе Финансовый контроль: виды, формы, методы