Финансовый контроль: виды, формы, методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение вопросов, касающихся влияния финансового контроля на экономику.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность финансового контроля;
- рассмотреть значение финансового контроля в экономике страны;
- анализ влияния финансового контроля на экономику;
- разработка предложения по совершенствованию работы контрольных организаций.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие, сущность и элементы финансового контроля
1.1 Понятие финансовой системы
1.2 Виды финансового контроля
1.3 Принципы финансового контроля
Глава 2. Эффективный финансовый контроль, как один из факторов экономического роста страны
2.1 Анализ эффективности финансового контроля в РК
2.2 Формы финансового контроля
2.3 Классификация финансового контроля
Глава 3. Влияние финансового контроля на экономический рост республики Казахстан
3.1 Экономические функции финансового контроля
3.2 Методы финансового контроля
3.3 Повышение эффективности финансового контроля
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

финансовый контроль.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

         Глава 3. Влияние финансового контроля на экономический рост

                                                республики казахстан 

      3.1 Экономические функции финансового контроля 

      Неотъемлемой  составной частью финансовой деятельности государства, непременным условием нормального функционирования экономики  и финансовой системы выступает  финансовый контроль. Являясь самостоятельной  функцией управления экономикой, контроль выступает в качестве важного этапа управленческого цикла, когда фактические результаты воздействия на управленческий объект сопоставляются с требованием принятых решений и нормативных предписаний, а в случае выявления их нарушений принимаются необходимые меры по устранению подобных отклонений.

      Каждой  государство заинтересовано в том, чтобы все его предписания, касающиеся организаций и осуществления  финансовой деятельности, были точно  и неуклонно выполнены. Причем это  качается как собственных органов и их должностных лиц, так и всех других субъектов - физических и юридических лиц, так или иначе попадающих в сферы финансовой деятельности. Также государство заинтересовано в том, чтобы государственные деньги тратились экономно, рационально и эффективно. Любое государство должно стремиться к уменьшению своих расходов, поскольку, чем больше расходов, тем больше требуется доходов, т.е. тем больше налогов, займов, сборов и т.п. Все это, в конечном счете, ложится на плечи населения.

      Государство всегда стремится уберечь свои деньги от всякого рода хищений, а также стремиться пресечь и такое отрицательное для себя явление, как взяточничество, с помощью которого нечистые на руку налогоплательщики уклоняются от уплаты налога или занижают его размер.

      Поэтому наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присуще не только распределительная, но и контрольная функция. Поэтому использование государством для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Иначе, финансовый контроль является важнейшим направлением финансовой деятельности государства. Более того, он пронизывает всю эту деятельность, охватывает собой каждый его элемент.

      Финансовый контроль представляет собой довольно сложную организационную систему и состоит из следующих элементов:

      а) субъект контроля; б) объект контроля; в) предмет контроля; г) цели контроля; д) методы осуществления контроля.

      Контроль  над денежными операциями, осуществляемый негосударственными субъектами (например, бухгалтерами негосударственных организаций), к государственному финансовому контролю относиться не может.

      Объектами государственного финансового контроля являются лица, оказавшиеся в сфере  финансовой деятельности государства, а именно: а) государственные органы; б) государственные юридические лица; в) негосударственные юридические лица; г) граждане.

      Негосударственные юридические лица и граждане выступают  объектом государственного финансового  контроля главным образом с точки зрения проверки выполнения ими своих финансовых обязательств перед государством, в числе которых основное место занимают обязательства по уплате налогов. Проверка осуществляется с позиций исполнения данными субъектами предписаний финансового законодательства, т.е. на предмет соблюдения законности.

      Государственные предприятия и учреждения проверяются  на предмет не только законности, но и рациональности расходования своих  денежных средств, которые по форме  собственности всегда являются государственными, а так же по поводу общего ведения дел с позиций их финансовой результативности.

      Более конкретно целью финансового  контроля является:

      1) выявление фактов нарушения финансового  законодательства или некачественного  исполнения участником финансового правоотношения своих обязанностей;

      2) выявление виновных и привлечение  их к установленной законодательством  ответственности;

      3) устранение нарушений финансовой  дисциплины и ликвидаций последствий  этих нарушений.

      Достижение  цели государственного финансового контроля обеспечивается реализацией следующих основных задач:

      1) обеспечение соблюдения финансового  законодательства;

      2) содействие правильной реализации  финансовыми органами своих функций,  связанных с формированием, распределением  и организацией использования государственных денежных фондов, а также обеспечением нормального функционирования денежной системы государства;

      3) обеспечение законного, целевого  и рационального использования  государственных денежных средств,  а также их сохранности;

      4) содействие полному и своевременному исполнению субъектами финансовых отношений своих финансовых обязательств перед государством;

      5) устранение и предупреждение  нарушения финансовой дисциплины.

      В результате реализации задач финансового  контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина - это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка формирования, распределения и использования государственных денежных средств, а также исполнение всеми участниками финансовых правоотношений финансовых обязательств перед государством.

      Используются  следующие методы финансового контроля:

      1) проверка расчетов финансовых  планов; 2) проверка первичных денежных  документов; 3) инвентаризация денежных  средств и товарно-материальных ценностей; 4) официальные запросы в банковские и другие расчетные учреждения; 5) ревизия и др. Проведение их как правило планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.

      Ю.М.Иткин  отмечает: «Деятельность органов государственного контроля должна быть направлена на проверку исполнения, прежде всего, законов государства, законности, правильности и целесообразности направления выделенных бюджетных средств, эффективности деятельности правительственных органов, эффективного и экономного расходования государственных средств на всех уровнях управления финансовыми и материальными ресурсами».

      П.В.Черноморд  считает, что «финансовый контроль сосредотачивает внимание на фактическом  осуществлении финансовой, бюджетной, налоговой, кредитной, денежной политики, политики цен, вопросах развития валютно-финансового аспекта внешнеполитического курса и внешнеэкономических связях государства». Кроме того, П.В.Черноморд полагает, что «при переходе к рыночным отношениям в условиях экономического кризиса значительно возрастает роль и значение высокопрофессионального финансово-экономического контроля за формированием и исполнением бюджетов, эффективным использованием финансовых ресурсов из всех источников».

      Финансовый  контроль в широком смысле - это установленная законодательством деятельность государственных органов по выявлению, предупреждению и пресечению:

      1) ошибок и злоупотреблений в  управлении государственными денежными  и иными материальными ресурсами,  влекущих прямой или косвенный материальный ущерб государству;

      2) несоблюдение финансового, в том  числе бюджетного законодательства;

      3) недостатков в организации систем  управления (в том числе внутреннего  контроля) финансовой деятельностью  государственных органов. 
 

3.2 Виды  финансового контроля

     Государственный финансовый контроль осуществляется в следующих видах:  

1) комплексный  контроль - проверка и оценка деятельности  объекта государственного финансового  контроля по всем вопросам  за конкретный период;  

2) тематический  контроль - проверка и оценка деятельности объекта государственного финансового контроля по отдельным вопросам за конкретный период;  

3) встречный  контроль - контроль третьих лиц,  связанный с необходимостью получения  информации в отношении объекта  государственного финансового контроля, который заключается в сопоставлении документов, связанных между собой единством операций. Встречный контроль проводится исключительно по вопросам взаимоотношений с основным объектом государственного финансового контроля и в рамках проверяемого вопроса. 

      3.3 Повышение эффективности финансового контроля 

      Правила осуществления государственных  закупок с использованием информационных систем разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан  от 16 мая 2002 года «О государственных закупках» (далее – Закон).

      Правила определяют специальный порядок  осуществления процесса государственных  закупок с использованием информационных систем (далее – электронные государственные  закупки), а также особенности  допуска в информационную систему  электронных государственных закупок.

      В Правилах используются следующие основные термины и понятия:

      1) информационная система электронных государственных закупок (далее - Система) – информационная система, посредством которой осуществляется процесс электронных государственных закупок;

      2) лот – однородные товары, работы или услуги, сгруппированные в зависимости от места поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

      3) регистрация в Системе (далее – регистрация) – допуск заказчика, организатора электронных торгов на понижение или потенциального поставщика к участию в Системе;

      4) ставка – цена, предлагаемая потенциальным поставщиком за единицу товара, за работы или услуги, сниженная по сравнению с начальной ценой за единицу товара, за работы или услуги на величину шага (нескольких шагов) понижения цены, и отличающаяся по величине от цен, предлагаемых другими потенциальными поставщиками по данному лоту (электронным торгам на понижение).

      5) стандартизированный товар – товар массового производства, обладающий качественной однородностью, сопоставимостью качественных характеристик в течение продолжительных периодов времени и взаимозаменяемостью отдельных партий;

      6) участие в Системе – это использование Системы в качестве заказчика, организатора электронных торгов на понижение или потенциального поставщика;

      7) Центр – юридическое лицо, уполномоченное Правительством Республики Казахстан осуществлять обеспечение функционирования Системы;

      8) электронные торги на понижение (далее – электронные торги) - способ проведения электронных государственных закупок стандартизированных товаров;

      9) Web-сайт – Web-сайт уполномоченного органа, содержащий информацию о проводимых в Республике Казахстан государственных закупках, доступный для всех пользователей Интернет.

      4. Для осуществления электронных государственных закупок организатор электронных торгов образовывает конкурсную комиссию в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.

      Допускаются к участию в Системе зарегистрированные в соответствии с Правилами заказчики, организаторы электронных торгов, потенциальные поставщики, обладающие электронными цифровыми подписями в количестве, равном количеству выдаваемых имен пользователей и паролей.

      Заказчики и организаторы, включенные в Государственный реестр субъектов, обязанных осуществлять закупки товаров, работ и услуг за счет имеющихся в их распоряжении денег в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, по их обращении в Центр регистрируются Центром и участвуют в Системе в качестве заказчика либо организатора электронных торгов.

Информация о работе Финансовый контроль: виды, формы, методы