Финансовый контроль: виды, формы, методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение вопросов, касающихся влияния финансового контроля на экономику.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность финансового контроля;
- рассмотреть значение финансового контроля в экономике страны;
- анализ влияния финансового контроля на экономику;
- разработка предложения по совершенствованию работы контрольных организаций.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие, сущность и элементы финансового контроля
1.1 Понятие финансовой системы
1.2 Виды финансового контроля
1.3 Принципы финансового контроля
Глава 2. Эффективный финансовый контроль, как один из факторов экономического роста страны
2.1 Анализ эффективности финансового контроля в РК
2.2 Формы финансового контроля
2.3 Классификация финансового контроля
Глава 3. Влияние финансового контроля на экономический рост республики Казахстан
3.1 Экономические функции финансового контроля
3.2 Методы финансового контроля
3.3 Повышение эффективности финансового контроля
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

финансовый контроль.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

      Предметом контроля представительных органов  выступает две группы вопросов: а) исполнение тех нормативных актов, носящих финансово-правовой характер, которые данные представительные органы приняли в пределах своей компетенции; б) исполнение акта, который представительный орган утвердил соответствующий финансовый план.

      Представительные  органы могут создавать специальные  контрольные органы, которые при  осуществлении проверок финансового характера играют роль субъекта финансового контроля.

      Предметом контроля исполнительных органов также  выступают две группы вопросов: а) исполнение финансового законодательства; б) рациональность и эффективность  использования государственных денежных средств.

      Характер  судебного контроля во многом определяется тем, какую роль в стране играет суд  при рассмотрении финансовых правонарушений и жалоб на действия финансовых органов.

      Исходя  из характера и правового статуса  субъектов, финансовый контроль подразделяется на:

      1) специализированный;

      2) функциональный.

      Специализированный  контроль - это контроль, осуществляемый специализированными финансовыми  органами государства. Например, контроль, осуществляемый Министерством финансов, Министерством государственных доходов, Национальным Банком РК.

      Функциональный  контроль - это контроль, осуществляемый теми государственными органами, для  которых финансовая деятельность вообще и финансовый контроль, в частности, представляют лишь одно из направлений (функцию) их деятельности. Например, «Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции» и в этом его общее назначение. Но среди его функций значится, что он «утверждает республиканский бюджет и отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о его исполнении». При реализации этой функции Парламент выступает в качестве финансово-контрольного органа государства. Т.к. в этом качестве он выступает лишь при реализации одной из многих своих функций, то данный вид контроля можно называть функциональным.

      Финансовый  контроль также делится на внутренний (внутри ведомственный) и внешний (надведомственный). В основу этой классификации положена форма организационного взаимодействия контролирующего субъекта и подконтрольного объекта.

      Внутренний  контроль - это когда субъект и  объект контроля являются звеньями одной  организационной системы. Например, министерство проверяет финансовые операции подчиненного ему предприятия.

      Внешний контроль осуществляется в отношении  организационно неподчиненных объектов. Например, Министерство финансов проверяет  предприятие, находящееся в ведении  Министерства сельского хозяйства.

      Финансовый  контроль также классифицируется по сфере деятельности в зависимости от нее видами государственного финансового контроля являются:

      1) контроль в сфере организации  денежной системы и обеспечения  ее нормального функционирования;

      2) валютный контроль;

      3) бюджетный контроль;

      4) налоговый контроль;

      5) контроль в сфере государственной банковской деятельности;

      6) контроль в сфере государственного  страхования;

      7) контроль в сфере государственных  децентрализованных финансов (финансово-хозяйственный  контроль).

      Государственный контроль в сфере денежной системы призван обеспечить ее нормальное функционирование и соблюдение того законодательства, посредством которого организуется сама денежная система. Государство заинтересовано в том, чтобы денежная система бесперебойно обслуживала потребности общества, экономики и самого государства. В целях стабилизации собственной валюты государство устанавливает всякого рода запреты и ограничения на использование наличных расчетов, вводит правила хранения и инкассации наличных денежных знаков. Такого рода запреты и ограничения являются предметом государственного финансового контроля.

      Следующий вид финансового контроля - валютный контроль, который является важным направлением валютного регулирования. Основы законодательного регулирования  валютного контроля определены статьей 6 Закона Республики Казахстан от 24 декабря 1996 года «О валютном регулировании». Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

      Основным  направлением валютного контроля являются:

      а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

      б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а так же обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Республики Казахстан;

      в) проверка обоснованности платежей в  иностранной валюте;

      г) проверка полноты и объективности  учета и отчетности по валютным операциям  нерезидентов в валюте Республики Казахстан;

      Субъектами  валютного контроля являются органы и агенты валютного контроля. Органами валютного контроля являются государственные органы, которые вправе в соответствии с законодательством Республики Казахстан осуществлять функции валютного регулирования. Агентами данного контроля являются уполномоченные банки и уполномоченные небанковские финансовые учреждения, на которых возложена обязанность контроля за соблюдением валютного законодательства при проведении ими операции в соответствии с полученными лицензиями.

2.3 Классификация финансового контроля

     Виды  финансового контроля весьма разнообразны. Их принято классифицировать по следующим  критериям:

     1. Регламент осуществления - обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

     2. Время проведения - предварительный,  текущий (оперативный), последующий;

     3. Субъекты контроля — президентский,  контроль законодательных органов  власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов  власти, контроль финансово-кредитных  органов, внутрифирменный, аудиторский;

     4. Объекты контроля — бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

     Под финансовым контролем понимается наблюдение, определение или выявление фактического положения финансовых показателей деятельности по сравнению с заданным. По времени проведения финансового контроля он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

     Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и  утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, учредительских документов и т. д. Таким образом он способствует предотвращению неправильного, нерационального расхождения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов деятельности хозорганов в целом. Еще на стадии составления финансовых планов (прогнозов) и смет доходов и расходов с его помощью могут быть выявлены дополнительные ресурсы, что особенно важно в условиях усиления ответственности предприятий за свое финансовое состояние. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов. Осуществляется он при проверке обоснованности расчетов прибыли, потребности в источниках финансирования капитальных вложений.

     Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится повседневно финансовыми службами для исключения нарушений финансовой дисциплины в процессе исполнения финансовых планов предприятий, организаций и учреждений, при открытии кредитов финорганами, проверке документации по совершаемым операциям бухгалтерами предприятий, организаций и т.д.

     Последующий финансовый контроль осуществляется после  завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений. Оценка проведенных мероприятий производится в результате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершенных хозяйственно-финансовых операций на основе проверки отчетных бухгалтерских и расходных документов, конечных финансовых результатов.

     По  приемам и способам осуществления финансового контроля различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.

     Проверка  производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных  документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия  по устранению их негативных последствий.

     Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятия, организаций, учреждений, но в отличие от проверок- по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации лил переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

     Анализ  как метод финансового контроля предполагает детальное изучение периодической  или годовой отчетности с целью  общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности и  т.д. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.

     Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий  метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово- хозяйственной  деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

     По  полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии:

     1. полные – предусматривают проверку всех сторон финансово- хозяйственной деятельности объекта;

     2. частичные - проводятся для проверки  отдельных сторон или участков  финансово-хозяйственной деятельности  хозяйствующих субъектов;

     3. комплексные - являются наиболее  полными, охватывающими все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывают хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности.

     4. тематические - проводятся на определенную  тему по деятельности однотипных  предприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить типичные  недостатки или нарушения и  принять меры к их устранении. В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных операций различают ревизии:

     1. сплошные - предполагают проверку  всех операций на определенном  участке деятельности за весь  проверяемый период;

     2. выборочные — это проверка  определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии; комбинированные – предусматривают проверку одних участков сплошным методом, а других — выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.

     Ревизии проводятся органами управления в отношении  подведомственных предприятий и  учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Финансовый контроль: виды, формы, методы