Финансовые результаты деятельности банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Источники формирования доходов и прибыль кредитных организаций. Банковские риски и методы страхования банковских рисков. Характеристика риска в финансовых результатах деятельности банков и ликвидности. Учет доходов, расходов и результатов деятельности.

Файлы: 1 файл

Теоретическая часть.docx

— 108.10 Кб (Скачать)

■ государственные ценные бумаги, находящиеся в торговом портфеле банка.

Более высокая доля указанной  группы ликвидных активов необходима банкам, у которых значительны и нестабильны депозиты или ожидается увеличение спроса на ссуды.

Во вторую группу входят: краткосрочные ссуды юридическим  и физическим лицам; межбанковские  кредиты, факторинговые операции; корпоративные ценные бумаги, предназначенные для продажи. Они имеют более продолжительный период превращения в денежную наличность.

Третья группа активов  охватывает долгосрочные вложения и  инвестиции банка, в том числе долгосрочные ссуды, лизинговые операции, инвестиционные ценные бумаги.

Четвертая группа активов  — неликвидные активы в виде просроченных ссуд, некоторые виды ценных бумаг, здания и сооружения.

Чем менее ликвидны активы, тем выше их рискованность, т.е. потенциальная  возможность потерь при превращении  активов в денежные средства. По степени риска инструкция ЦБ РФ об обязательных нормативах банков от 16 января 2004 г. № 110-И (далее — инструкция ЦБ РФ № 110-И) выделяет пять групп активов.

Доходность активов —  это их способность приносить  банку доход. По этому критерию активы подразделяются на приносящие доход (ссуды, вложения в ценные бумаги и др.) и не приносящие дохода (денежные средства на корреспондентском счете в ЦБ РФ, здания и сооружения и др.).

Ликвидность банка определяется также качеством привлеченных средств, т.е. ликвидностью обязательств, стабильностью  депозитов и умеренной зависимостью от внешних заимствований.

Ликвидность обязательств характеризует  быстроту их погашения и степень  возобновляемости для банка при  поддержании общего объема привлеченных средств на определенном уровне, т.е. отражает их срочную структуру.

Чем больше у банка привлеченных средств с коротким сроком, например, на 1—5 дней, тем чаще банку придется изыскивать ресурсы для обеспечения  необходимой сбалансированности активов  и пассивов.

Качество депозитов зависит  также от их стабильности. Наиболее стабильны депозиты до востребования, по которым практически проценты не начисляются. Открывая расчетный или текущий счет, клиент устанавливает долговременные связи с банком, систематически расходуя и пополняя средства на счете.

Меньшей стабильностью обладают остатки срочных и сберегательных депозитов. На их закрепленность за конкретным банком оказывает влияние уровень процентной ставки по этим депозитам, установленным данным банком и другими банками. Если другой банк в дальнейшем повысит ставку по срочным или сберегательным депозитам, а данный банк оставляет ее на прежнем уровне, клиенты могут перевести свои депозиты в банк, установивший более высокую процентную ставку.

Качество ресурсной базы обусловлено также зависимостью банка от внешних источников, например, межбанковских кредитов. Межбанковский кредит в определенных пределах не представляет угрозы для ликвидности, позволяет устранить краткосрочный недостаток ликвидных средств. Если же он занимает основное место в привлеченных ресурсах, неблагоприятная конъюнктура на межбанковском рынке может привести к краху банка.

Серьезное влияние на ликвидность  банка оказывает сопряженность активов и пассивов по суммам и срокам. Выполнение банком обязательств перед клиентом предполагает согласование сроков, на которые инвестируются денежные средства, с теми, на которые предоставили их вкладчики. Игнорирование этого правила банком, работающим преимущественно на привлеченных ресурсах, приводит к невозможности своевременного выполнения им обязательств перед кредиторами.

К внутренним факторам ликвидности  банка относится также менеджмент, т.е. система управления деятельностью банка в целом и ликвидностью в частности. Качество управления в значительной мере определяет качество активов, пассивов и забалансовых операций, а также степень их сбалансированности. Так, соблюдение всех необходимых процедур при рассмотрении кредитных заявок клиентов, нуждающихся в ссудах; проведение всестороннего анализа кредитоспособности потенциальных заемщиков и возможных источников погашения требуемых ссуд, во-первых, предотвращает необоснованную выдачу ссуд, во-вторых, позволяет реально оценить риск выдаваемых ссуд и зафиксировать в кредитных договорах меры по обеспечению своевременного их возврата. В результате доля просроченных и пролонгированных ссуд снижается, а качество кредитного портфеля повышается.

Ликвидность банка обусловливается  также таким фактором, как имидж. Положительный имидж банка дает ему преимущество перед другими  банками в привлечении ресурсов, обеспечивает стабильность депозитной базы и развитие связей с иностранными партнерами.

Рассмотренные факторы приобретают  большее или меньшее значение в зависимости от особенностей и длительности функционирования банка, финансового состояния учредителей, круга клиентов, специализации, качества команды менеджеров и т.д.

Проблему ликвидности  банка могут создавать структура  и качество ресурсной базы, качество активов, менеджмент, совокупность всех факторов. Признавая многофакторность проблемы ликвидности банка, важно учитывать его индивидуальность, выделять «болевые» точки.

От ликвидности банка  необходимо отличать ликвидность его  баланса. Ликвидность баланса банка — одно из условий ликвидности банка. Она отражает такое структурирование активов и пассивов, которое позволяет обеспечивать внутреннюю их сбалансированность по степени ликвидности.

Вместе с тем, чем больше доверия клиентов к банку, тем  выше имидж банка на межбанковском  рынке, обеспеченный высоким качеством управления банком, тем в меньшей степени нарушение этого условия оказывает влияние на ликвидность банка.

К внешним факторам ликвидности  банков относятся: политическая и экономическая обстановка в стране, развитие рынка ценных бумаг и межбанковского рынка, система рефинансирования Банком России коммерческих банков, эффективность его надзорных функций.

Наряду с термином «ликвидность банка» используется термин «платежеспособность  банка». В материалах Мирового банка  платежеспособность связана с положительной величиной собственного капитала банка. В некоторых странах платежеспособность банка определяют достаточностью капитала по отношению к риску активов.

В отечественной литературе платежеспособность часто рассматривается как более узкая категория по отношению к ликвидности банка. При такой трактовке критерий ликвидности банка—сопряженность всех его активов и пассивов по срокам и суммам и способность обеспечить себя ликвидными активами при возникновении несоответствия; критерий платежеспособности—достаточность на определенную дату средств на корреспондентском счете для выполнения платежей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Учет финансовых результатов деятельности

 

Учет доходов, расходов и результатов деятельности.

Отражение доходов и расходов в бухгалтерском учете кредитной организации должно осуществляться при строгом соблюдении следующих четырех основополагающих принципов:

1. Все доходы и расходы  банка полученные, уплаченные пени, штрафы и неустойки полностью  отражаются в отчете о прибылях  и убытках.

2. Все доходы и расходы  относятся на счета по их  учету. Отнесение сумм на счета учета прибылей и убытков, минуя счета по учету доходов и расходов, не производится.

3. При отнесении сумм  доходов и расходов на счета  второго порядка бухгалтер должен руководствоваться схемой аналитического учета доходов и расходов, которая утверждена в Приложении 3 к Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных Положением ЦБ РФ № 205-П.

4. Счета по учету доходов  и расходов закрываются ежемесячно  или в другие установленные  сроки в последний рабочий  день путем перечисления сумм  на счета «Прибыль отчетного  года» или «Убытки отчетного года». Периодичность распределения прибыли кредитные организации определяют сами.

Структура схемы и отчета о доходах и расходах состоит  из четырех иерархических уровней:

1. Двух разделов — «Доходы»  и «Расходы».

2. Подразделы доходов,  расходов, соответствующие счетам  второго порядка из Плана счетов бухгалтерского учета.

3. Группы доходов, расходов, как правило, однородные по  экономическому содержанию.

4. Статьи — источники  доходов, направление расходов.

Суммы по единичным операциям, которые не могут быть отнесены на конкретную статью, отражаются в соответствующих подразделах на статьях прочие (другие) доходы и расходы. В аналитическом учете по каждой статье открывается отдельный лицевой счет по видам доходов и расходов. Могут открываться и дополнительные счета по усмотрению кредитной организации.

Каждой статье (нижний —  четвертый уровень иерархии схемы  и отчета о доходах и расходах) присвоен специальный кодированный номер — символ. Порядок кодировки номера символов схемы включает:

• первая цифра — номер  раздела;

• вторая цифра — номер  подраздела; в каждом разделе начинается с единицы;

• третья цифра — номер  группы; в каждом подразделе начинается с единицы;

• две цифры (четвертая, пятая) — номер статьи; в каждой группе начинается с единицы.

Итого пять цифр (знаков). Кроме  этого, должно быть две цифры номера лицевого счета. В зависимости от потребности могут вводиться дополнительные лицевые счета и знаки (цифры) аналитического учета.

Использование символов статей доходов и расходов банка позволяет при ручном учете практически автоматически сформировать отчет о прибылях и убытках банка либо без труда автоматизировать составление данного отчета в любой банковской программе, гак как статьи данной формы отчетности формируются с использованием тех же символов (в отчете о прибылях и убытках данные указанных лицевых счетов показываются по соответствующему предусмотренному символу).

Кредитные организации имеют  право вводить исходя из необходимости дополнительные статьи учета отдельных видов доходов и расходов, но отчет о прибылях и убытках должен составляться по форме, приведенной в Приложении 4 к Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных Положением ЦБ РФ № 205-П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация аналитического учета

 

В аналитическом учете  по каждой статье должны открываться  при необходимости отдельные  лицевые счета по видам доходов, расходов, структурным подразделениям с тем, чтобы данные учета активно использовались для оценки хозрасчетной деятельности кредитных организаций и их структурных подразделений. В отчете о прибылях и убытках должны показываться суммы по статьям, приведенным в форме отчета. К отчету может прилагаться краткая объяснительная записка с пояснением отдельных статей доходов и расходов.

Так, по отдельным статьям  доходов и расходов необходимо вести отдельные лицевые счета по:

• дивидендам полученным —  по каждой кредитной организации, иной организации, от которых получены дивиденды;

• комиссии полученной, уплаченной — по видам комиссии;

• доходам и расходам по ценным бумагам — по каждому  их виду;

• командировкам — на территории Российской Федерации и  отдельно за ее пределами;

• доходам и расходам по операциям с драгоценными металлами — по каждому их виду;

• излишкам, недостачам наличных денег, материальных ценностей, по неплатежным денежным знакам — по каждому кассиру, материально ответственному лицу;

• доходам и расходам от банковских учебных заведений, от организаций кредитной организации  — по каждому учебному заведению, организации;

• доходам и расходам по арендной плате — по каждому  объекту, сданному в аренду, и арендуемому объекту;

• доходам и расходам прошлых лет, выявленным в отчетном году, — по каждому виду доходов  и расходов;

• доходам и расходам от вычислительной техники — по видам работ, услуг;

• процентам, уплаченным по депозитам, при необходимости —  по срокам, предусмотренным Планом счетов;

• статье учета почтовых, телеграфных расходов, расходов по аренде линий связи — по видам  расходов, т.е. отдельные лицевые  счета по учету почтовых, телеграфных  расходов, расходов по аренде линий  связи;

• статье учета типографских и канцелярских расходов — по видам  расходов (типографские, канцелярские);

• учету ремонта основных средств — по объектам ремонта;

• учету содержания зданий и сооружений — по видам расходов и отдельных зданий;

• учету расходов на пусконаладочные  работы — по каждому объекту, где  проводятся такие работы;

• доходам и расходам, связанным с реализацией, выбытием имущества кредитной организации, — по каждому объекту, виду имущества;

• всем статьям доходов  и расходов — отдельные лицевые  счета по операциям в рублях и иностранной валюте.

 

Счета бухгалтерского учета

Учет полученных доходов  ведется на пассивном счете 701 «Доходы», а произведенных расходов — на активном счете 702 «Расходы».

По кредиту счета 701 отражаются суммы доходов, полученные в отчетном периоде, по дебету счета 702 — суммы расходов, произведенные за отчетный период.

По окончании отчетного  периода для определения финансового  результата производится закрытие счетов.

Выведение результатов деятельности (прибыли, убытки) производится по решению, принятому в кредитной организации, не реже одного раза в квартал.

Прибыль (убыток) определяется путем отнесения в дебет счета  учета прибылей (убытков) суммы учтенных на счете расходов и в кредит счета  учета прибылей (убытков) суммы учтенных доходов.

Информация о работе Финансовые результаты деятельности банков