Финансовые ресурсы предприятия, их сущность, состав, структура и факторы роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование финансовых ресурсов предприятия, их сущность, состав, структуру и факторы роста.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

•рассмотреть понятие финансовых ресурсов предприятия и источники их формирования;
•выявить структуру финансовых ресурсов предприятия и факторы роста;
•определить основные проблемы формирования финансовых ресурсов предприятия в Российской Федерации

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Понятие финансовых ресурсов предприятия и источники их формирования……………………………………………………………………..5

2.Структура финансовых ресурсов предприятия и факторы роста………………………………………………………………………………14

3.Основные проблемы формирования финансовых ресурсов предприятия в Российской Федерации………………………………………………………….20

Заключение……………………………………………………………………….27

Список использованной литературы…………………………………………...29

Файлы: 1 файл

финансовые ресурсы предприятия, их сущность, состав, структура и факторы роста.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

       

       Рис. 6. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования 

       За  счет бюджетных средств было профинансировано 16,8% от общего объема инвестиций (в январе—сентябре 2007 г. — 18,5%). Доля кредитов банков составила 11,0% по сравнению с 10,2% в 2007 году [19].

       Структура финансовых ресурсов изменялась вместе с развитием экономики. В условиях командно-административной экономики большой удельный вес  в составе финансовых ресурсов отечественных предприятий занимали средства государственного бюджета и кредиты Государственного банка СССР, предприятия не имели возможности использовать такие источники финансовых ресурсов как  выпуск ценных бумаг, привлечение иностранных инвестиций, кредиты коммерческих банков. Развитие финансового рынка дает предприятиям новые возможности по расширению состава финансовых ресурсов и увеличению их объема. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Основные  проблемы формирования финансовых ресурсов предприятия в Российской Федерации 

       Форма собственности организации оказывает  существенное влияние на формирование и использование финансовых ресурсов.  

       Так, государственным и муниципальным  унитарным  предприятиям формировать  финансовые ресурсы  помогают государственные  и муниципальные органы. В то же время коммерческие организации находятся на полном самофинансировании. Они вынуждены изыскивать средства на фондовом рынке, путем продажи акций и облигаций; на денежном рынке путем получения краткосрочных ссуд; на рынке капиталов путем получения долгосрочных ссуд; мобилизовывать собственные источники.    

       Крупнейшим  реинвестированным  источником собственных  средств  для  замены оборудования и новых  вложений является в большинстве случаев нераспределенная прибыль коммерческой организации. Нераспределенная прибыль есть результат целенаправленной политики собственников, стремящихся к внутреннему (в отличие от уставного и добавочного капитала) росту собственного капитала коммерческой организации.    

       Практика  показывает, что реинвестирование прибыли — более приемлемая и относительно дешевая форма финансирования коммерческой организации, которая расширяет свою деятельность. К достоинствам варианта реинвестирования прибыли следует отнести: отсутствие дополнительных расходов, связанных с выпуском новых акций (трансакционных издержек); сохранение контроля за деятельностью коммерческой организации со стороны ее владельцев (так как количество акционеров не меняется).     

       Прибыль коммерческой организации  зависит  от соотношения доходов, полученных по итогам деятельности, с расходами, обеспечившими эти доходы. Выделяют валовую прибыль, прибыль от продаж, операционную прибыль, прибыль до налогообложения (по данным бухгалтерского учета), налогооблагаемую прибыль (по данным налогового учета), нераспределенную (чистую) прибыль отчетного периода, реинвестированную (капитализируемую нераспределенную) прибыль. Сопоставление выручки (без налогов и сборов в пользу третьих лиц) и производственной себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) позволяет сформировать показатель валовой (маржинальной) прибыли. Валовая прибыль, уменьшенная на величину управленческих и коммерческих расходов, есть показатель прибыли от продаж.    

       Налогообложение прибыли  предполагает формирование в регистрах налогового учета  показателя прибыли до налогообложения, а на его основе показателя налогооблагаемой прибыли, которая согласно действующему законодательству является объектом налогообложения.     

       Проблемой формирования прибыли  как  финансового  ресурса  является налогообложение. Если раньше увеличение прибыли достигалось в основном за счет роста доходов и (или) сокращения затрат силами трудового коллектива организации, то в последние годы немаловажная роль отводится умению финансового менеджера (либо главного бухгалтера) квалифицированно использовать заложенные в действующих нормативных документах возможности в целях сокращения налогооблагаемой прибыли. Например, применение ускоренной амортизации (в соответствие со ст. 259 Налогового кодекса РФ) не только означает фактический вывод из-под налогообложения части фонда развития, но и позволяет быстро накопить средства для обновления оборудования. Повышение размера отчислений на ремонт основных средств (образования ремонтного фонда) позволяет вывести из налогооблагаемой прибыли средства, направляемые на модернизацию производственного оборудования.    

       Уменьшая  налоговое бремя различными способами организация увеличивает свою прибыль, которая потом идет на производственное и научно-техническое развитие, формирование финансовых активов — приобретение ценных бумаг, вклады в уставные капиталы других компаний и т.п. Часть прибыли, используемая на накопление, направляется на социальные нужды, например финансирование строительства объектов непроизводственного назначения. Конечным результатом использования прибыли является приобретение или создание нового имущества организации.     

       Очевидно, что большая доля накоплений дает более быстрый рост объемов продаж и прибыли в будущем, в то же время недостаточная доля прибыли, направленной на потребление, может подорвать «экономическое здоровье» коммерческой организации.     

       Когда внутренних источников финансирования (прибыли и амортизационных отчислений) недостаточно для покрытия все возрастающих инвестиционных потребностей, акционерное общество может прибегнуть к эмиссии новых выпусков акций.    

       Акция вид ценной бумаги; единица капитала, которая дает право ее владельцу на долю в распределяемой прибыли и в остаточной стоимости акционерного общества, если оно ликвидируется.    

       Размещение  ценных бумаг (акций, облигаций) на первичном рынке ценных бумаг осуществляется в двух формах:

       1) через посредника,

       2) путем прямого обращения к  инвесторам.    

       В мировой  практике и  России наиболее распространен  андеррайтинг — способ размещения ценных бумаг  на рынке  капитала через  посредника. Суть его  в том, что  весь объем  выпущенных ценных бумаг продается посреднику, в качестве которого выступает инвестиционный банк (андеррайтер), по оговоренной между банком и коммерческой организацией цене. Банк полностью или частично принимает на себя риски и реализует акции (облигации) на рынке ценных бумаг по более высокой цене. За операцию андеррайтинга банк получает компенсацию в виде разницы между ценой приобретения банком ценных бумаг у коммерческой организации и ценой их реализации на фондовом рынке. Альтернативой андеррайтингу является непосредственная продажа ценных бумаг коммерческой организации инвестиционным фондам (фирмам) и частным лицам.    

       Проблемой формирования финансовых ресурсов организации  путем  выпуска  акций  являются значительные издержки. Помимо оплаты банку за операцию андеррайтинга, эмиссия  новых акций влечет за собой и иные административные издержки: оплата регистрационного сбора за эмиссионный проспект, затраты на печать, уплата налога на операции с ценными бумагами  и другие расходы.    

       Практика  крупных  западных компаний показывает, что  большинство из них крайне неохотно прибегает к выпуску дополнительных акций как постоянной составной части финансовой политики. Они предпочитают рассчитывать на собственные возможности, т.е. на развитие компании главным образом за счет реинвестирования прибыли. Причин тому несколько. Во-первых, дополнительная эмиссия акций — весьма дорогостоящий и протяженный по времени процесс (по оценке западных экспертов, расходы могут составить 5—10% номинала общей суммы выпущенных ценных бумаг). Во-вторых, эмиссия может сопровождаться спадом рыночной цены акций компании-эмитента.  

       Эффективная производственно-финансовая деятельность организации невозможна без постоянного  привлечения  заемных  средств. Использование  заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности коммерческой организации, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, повысив тем самым рыночную стоимость организации. Практически все известные экономические чудеса — японские, корейские и др. — создавались на основе привлечения заемных средств. В 90-е гг. XX в. тесно сотрудничавшие с Южной Кореей американцы с удивлением обнаружили, что большинство корейских компаний по американским стандартам являются банкротами. Однако это обстоятельство ничуть не мешало корейцам бурно развиваться тридцать лет.    

       Заемный капитал характеризует в совокупности объем финансовых обязательств (общую  сумму долга) предприятия.     

       За  счет долгосрочного  финансирования обеспечиваются постоянные потребности  в  денежных средствах. К долгосрочным кредитам и  займам относятся заемные средства, задолженность по которым организация должна погасить более чем через 12 месяцев. Отсчет начинается с 1-го числа календарного месяца, следующего за тем месяцем, в котором кредиты и займы были получены. Долгосрочная и (или) краткосрочная задолженность может быть срочной и (или) просроченной.    

       Срочной задолженностью считается задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой по условиям договора не наступил   или продлен (пролонгирован) в установленном порядке.    

       Просроченной задолженностью считается задолженность по полученным займам и кредитам с истекшим согласно условиям договора сроком погашения.     

       Кредит  может быть предоставлен в денежной или товарной форме на условиях срочности, платности, возвратности и материальной обеспеченности.

       Рассматривая вариант  привлечения  средств с  помощью  долгосрочного  кредита, организация  выбирает банк, предлагающий меньшую процентную ставку при прочих равных условиях. Условия кредитного договора являются оптимальными для двух сторон, если в основу сделки заложен рыночный уровень процентной ставки, который позволяет уравнять рыночную стоимость капитала, полученную в обмен на задолженность, и нынешнюю стоимость платежей по ней, предстоящих в будущем.     

       Процент по кредиту определяется путем  начисления надбавки к  базовой  ставке. Базовая  ставка устанавливается  каждым банком индивидуально  исходя из учетной ставки Центрального банка России. Надбавка зависит от срока ссуды, качества обеспечения и степени кредитного риска, связанного с ее предоставлением.     

       При формировании финансовых ресурсов путем  займа средств  возникает  ряд  проблем. Для получения кредита необходимы временные финансовые затраты на подготовку квалифицированного бизнес-плана, на проработку кредитной заявки в коммерческом банке.     

       Практика  российских банков свидетельствует, что  их деятельность в области  кредитования состоит в основном из краткосрочных ссуд, долгосрочные ссуды занимают незначительный удельный вес. Причинами такой ситуации являются: отсутствие у предприятий заемщиков квалифицированных бизнес планов и соответствующего обеспечения, высока ставка рефинансирования.     

       Ускорение темпов экономического роста, оздоровление бюджетной  системы  государства  и  финансов предприятий  во многом зависит от эффективного использования  финансовых ресурсов на макро- и микро  уровнях. Важное значение для  предприятий  имеет  структура  источников образования финансовых ресурсов, и в первую очередь доля собственных средств, характеризуемая различными коэффициентами, которые используются финансовой службой предприятия в аналитической и плановой работах.     

       Таким образом, успех управления финансовыми  ресурсами прямо зависит от структуры  капитала предприятия. Структура капитала может способствовать или препятствовать усилиям компании по увеличению ее активов. Она также прямо воздействует на норму прибыли, поскольку компоненты прибыли с фиксированным процентом, выплачиваемые по долговым обязательствам, не зависят от прогнозируемого уровня активности компании. Если фирма имеет высокую долю долговых выплат, возможны затруднения с поиском дополнительных капиталов.     

       Наличие в  необходимых  размерах финансовых ресурсов предопределяет финансовое благополучие хозяйствующего субъекта, его финансовую независимость и платежеспособность.     

       Кроме того, в настоящее время возрастает не только роль руководителей предприятий, членов правлений акционерных компаний, но и финансовых служб, игравших второстепенную роль в условиях административно-командных методов управления. Изыскание финансовых источников развития предприятия, направлений наиболее эффективного инвестирования финансовых ресурсов, операции с ценными бумагами и другие вопросы финансового менеджмента становятся основными для финансовых служб предприятий в условиях рыночной экономики. Суть финансового менеджмента заключается в такой организации управления финансами со стороны соответствующих служб, которая позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы на самых выгодных условиях, инвестировать их с наибольшим эффектом, осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке, покупая и перепродавая ценные бумаги. Достижение успеха в области финансового менеджмента во многом зависит от такого поведения работников финансовых служб, при котором главными становятся инициатива, поиск нетрадиционных решений, масштабность операций и оправданный риск, деловая хватка.   
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Финансовые ресурсы предприятия, их сущность, состав, структура и факторы роста