Финансовое регулирование социально-экономических процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования стало развитие основополагающих вопросов теории финансового регулирования социально-экономических процессов, выявление проблем практической реализации регулирующих возможностей финансов, разработка рекомендаций по совершенствованию средств и способов организации финансового регулирования в современных условиях. Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «финансовое регулирование».
2. Описать финансовые регуляторы социально-экономической сферы.
3. Изучить финансовое регулирование социальных процессов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические аспекты финансового регулирования социально-экономических процессов 5
1.1 Сущность понятия финансовое регулирование 5
1.2 Финансовые регуляторы социально-экономической сферы 7
1.3 Финансовое регулирование социальных процессов 19
Глава 2. Проблемы финансового регулирования социально-экономических процессов в РФ 22
2.1 Специфика отечественного механизма финансового регулирования социально-экономических процессов 23
2.2 Организация финансового контроля в системе финансового регулирования в РФ и его правовая база 26
2.3 Совершенствование процесса финансового регулирования экономики и социальной сферы 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

Файлы: 1 файл

финансы .docx

— 70.69 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. Теоретические аспекты финансового регулирования социально-экономических процессов 5

1.1 Сущность понятия финансовое регулирование 5

1.2 Финансовые регуляторы социально-экономической сферы 7

1.3 Финансовое регулирование социальных процессов 19

Глава 2.  Проблемы финансового регулирования социально-экономических процессов в РФ 22

2.1 Специфика отечественного механизма финансового регулирования социально-экономических процессов 23

2.2 Организация финансового контроля в системе финансового регулирования в РФ и его правовая база 26

2.3 Совершенствование процесса финансового регулирования экономики и социальной сферы 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из ключевых проблем общественного  развития является вопрос об определении  места и роли государства в  системе воспроизводства. Особую значимость его решение приобретаете период трансформационного реформирования сложившейся социально-экономической модели. Именно такие радикальные преобразования проводятся в современной России.

Становление рыночных отношений в нашей стране происходит в условиях глубокого  системного кризиса отечественной модели воспроизводства. Существенные дисбалансы, имеющиеся в национальном хозяйстве, продолжение спада и катастрофическое снижение эффективности производства, неконкурентоспособностьбольшей части выпускаемой продукции, резкое падение инвестиций в реальный сектор экономики, сохраняющаяся опасность мощных инфляционных процессов, беспрецедентное для мирного времени сокращение потребления и обнищание основной массы населения, опасная степень поляризации российского общества, минимизация ресурсных возможностей для реализации государственных функций, масштабный рост внутреннего и внешнего долга Российской Федерации - все это обусловливает настоятельную необходимость пересмотра методов осуществления реформ и совершенствования организационных форм управления экономикой, актуализирует наличие критериев конструктивности действий законодательных и исполнительных органов власти. Новый механизм государственного регулирования социально-экономических процессов должен быть нацелен на корректировку рыночного равновесия в случаях, когда последнее не соответствует общественному благополучию, он должен обеспечить возможность производства общественных товаров и услуг, необходимых для поступательного развития страны.

Реализация  объективно существующей потребности  в централизованном воздействии на экономику и социальную сферу во многом зависит грамотного финансового регулирования системы.

Целью исследования стало развитие основополагающих вопросов теории финансового регулирования  социально-экономических процессов, выявление проблем практической реализации регулирующих возможностей финансов, разработка рекомендаций по совершенствованию средств и  способов организации финансового  регулирования в современных  условиях.

Объектом  исследования выступила система  финансового регулирования социально-экономических  процессов в Российской Федерации  и за рубежом.

Предметом исследования явились: финансовые отношения; финансовая политика государства; правовое и методическое обеспечение процесса управления финансами.

Методологическую  основу исследования составили: диалектический способ познания; системный подход; принципы формальной логики; методы экономического анализа и синтеза; приемы индуктивного и дедуктивного изучения.

Задачи  исследования:

1. Раскрыть сущность понятия «финансовое регулирование».

2. Описать  финансовые регуляторы социально-экономической  сферы.

3. Изучить  финансовое регулирование социальных  процессов. 

4. Выявить  специфику отечественного механизма финансового регулирования социально-экономических процессов.

5. Изучить  организацию финансового контроля в системе финансового регулирования в РФ и его правовую базу, выявить проблемы в данной сфере.

6. Предложить  мероприятия по совершенствованию процесса финансового регулирования экономики и социальной сферы.

Теоретической базой исследования послужили труды  отечественных и зарубежных ученых и практиков в области экономики  и финансов; законодательные акты Российской Федерации, решения органов представительной и исполнительной власти национально-государственных образований и местного самоуправления по вопросам экономического регулирования и управления финансами; нормативно-методические и инструктивные материалы центральных и местных экономических органов; документы комитетов и комиссий при представительных и исполнительных органах власти различных уровней по финансовым вопросам.

 

 

 Глава 1. Теоретические аспекты финансового регулирования социально-экономических процессов

1.1 Сущность понятия  финансовое регулирование

 

Анализ  точек зрения современных авторов  относительно содержания термина «финансовое регулирование» показал, что в экономической литературе нет однозначного подхода к рассмотрению данного феномена, однако наиболее часто говорится о финансовом регулировании социально-экономических процессов и о приоритетной роли государства в данной сфере (табл. 1).

Таблица 1. – Интерпретация термина «финансовое регулирование» современными российскими авторами

Автор

Сущность понятия

Романовский М.В.

Финансовое регулирование  является приоритетной составляющей системы  государственного регулирования социально-экономических  процессов;  к финансовым регуляторам  относятся государственные расходы, налоги и неналоговые платежи, доходы государственных внебюджетных фондов, финансовые льготы и санкции, система  государственного регулирования государственных  монополий, государственный кредит во всех формах.1

Позднякова Т.А.

Финансовое регулирование  – это организуемая государством деятельность по использованию финансовых отношений в целях корректировки  параметров воспроизводства. Основная задача, решаемая в ходе финансового  регулирования, связана с установлением  пропорций распределения накоплений, обеспечивающих максимально возможное  на данном этапе удовлетворение потребностей общества как на микро- так и на макроуровне. Это предполагает наиболее разумное сочетание личных, коллективных и общественных интересов, установок, ценностей и отражает финансовый аспект проблемы соединения  системы государственного воздействия с эффективно работающим механизмом рынка.2

Грязнова А.Г.

Под финансовым регулированием понимается воздействие на экономические  и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или  устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых  технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и  ограничения роста объема финансовых ресурсов в других3.

Барулин С.В.

Финансовое регулирование  – это целенаправленная деятельность органов государственной (муниципальной) власти и менеджмента организаций  по воздействию на различные объекты  регулирования путем принятия финансовых регулирующих мер с целью достижения стратегических целей и решения  тактических задач финансовой политики4.

Барышникова Н.Л.

Финансовое регулирование  – это целенаправленная деятельность органов государственной власти и органов управления организаций  по воздействию на экономику. Отдельные  отрасли и структуру через  совокупность элементов финансовых форм, методов, механизмов государственного и корпоративного стимулирования или  сдержания5.


 

Неоднозначность трактовки тех или иных понятий – характерная особенность современного этапа формирования отечественной теории финансового регулирования. Единства взглядов сегодня не наблюдается в подходах и к определению данного регулирования, и к выде лению его структурных элементов. Причем, судя по доступным источникам, попытки эти немногочисленны. На фоне повышенного внимания к проблемам государственного регулирования в целом и к рассмотрению различных аспектов его финансовой составляющей это выглядит достаточно парадоксально.

Обобщив различные интерпретации понятия «финансовое регулирование», можно сказать, что это – процесс целенаправленного и последовательного применения государством и хозяйствующими субъектами совокупности форм и методов финансового воздействия стратегического и практического характера на социально-экономические объекты или процессы для оказания действенного влияния на микро– и макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования. Финансовое регулирование представляет собой организованную государством и хозяйствующими субъектами деятельность по эффективному использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. В самом общем смысле целью финансового регулирования является установление пропорций распределения и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро– и макроуровнях экономики.

1.2 Финансовые регуляторы  социально-экономической сферы

 

 

Государственное регулирование в развитых странах  не исключает действия механизмов саморегулирования, а напротив, призвано дополнить и  скорректировать их действие так, чтобы  в экономике соблюдался баланс интересов государства, субъектов хозяйства, населения. И саморегулирование, и государственное регулирование производится прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами. Прямое регулирование реализуется через нормативно-правовые акты (различного уровня), а экономическое - через все сферы и звенья финансово-кредитной системы. 

В условиях рынка большее внимание уделяется  косвенным методам регулирования. Государство устанавливает общие  для всех участников хозяйственного процесса условия и правила деятельности, для приоритетных сфер деятельности - преференциальные (льготные); это налоги, их ставки, размеры отчислений средств, субвенции, льготы, тарифы, фиксированные  цены, нормативы денежно-кредитного, валютного, таможенного и социального  регулирования. На основе этих основных индикаторов воздействия формируются  вторичные, рыночно-ориентированные  элементы регулирования, диктуемые  характером соответствия спроса и предложения: свободные цены, процентные ставки за кредиты, валютный курс, нормативы  формирования разных фондов и их использования  у хозяйствующих субъектов.

Однако  действие косвенных элементов регулирования  может (и должно) дополняться прямыми, директивными методами со стороны государства, особенно при значительных нежелательных  отклонениях от намеченного курса  развития.

По мнению ряда исследователей в рыночной экономике  преобладают экономические, а не административные регуляторы. Финансово-кредитная  система представляет богатый арсенал  финансовых и денежно-кредитных  инструментарий регуляторов государственного регулирования. В связи с этим можно выделить основные финансовые регуляторы,  используемые в процессе финансового регулирования:

- налоги  и неналоговые платежи в бюджет;

- финансовые  льготы и санкции;

- эксплуатационные  расходы бюджетных организаций;

- общие  и целевые субсидии для государственных  заказов;

- доходы  и расходы внебюджетных фондов;

- доходы  и расходы государственных предприятий.

В мировой  практике в зависимости от преобладания той или иной группы регуляторов  различают две модели регулирования, названия которых соответствует  лежащим в их основе научным концепциям: кейнсианскую и неоклассическую. "Вариант  преобладания финансовых мер принято  называть кейнсианской экономической  политикой. Политика, в которой упор сделан на кредитно-денежный механизм, получила в экономической науке  название «монетаризма».

Практика  реализации экономического регулирования  в западных странах показала, что  наиболее рациональным является сочетание  обоих направлений. В зависимости  от конкретных особенностей того или  иного периода и задач, стоящих  перед правительством, используются либо преимущественно монетарные (точнее сказать, базирующиеся на монетаризме  или других неоклассических теориях), либо кейнсианские методы регулирования. Если экономика находится в затянувшейся депрессии, падение экономического роста сопровождается массовой безработицей и социальными потрясениями, имеет  место необходимость структурных  изменений в экономике, применяются  кейнсианские методы регулирования. Если экономика подвержена инфляции или  стагфляции, разбалансированию денежного  обращения, нестабильности национальной валюты, хроническому бюджетному дефициту, то господствуют неоклассические методы регулирования.

Моделям регулирования свойственна циклическая  взаимозаменяемость. Кризис в экономике  всегда приводит к смене модели регулирования. Следовательно, государственное регулирование - это динамичная система, зависимая  от конъюнктурных колебаний.

Информация о работе Финансовое регулирование социально-экономических процессов