Финансовое регулирование социально-экономических процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 19:22, контрольная работа

Краткое описание

Современный этап развития рыночной экономики в различных странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы, поскольку в условиях существования монополий, сильного влияния профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования рынка. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы. Следовательно, основным субъектом финансового регулирования выступает государство.

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит.docx

— 37.68 Кб (Скачать)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

Самарская государственная  сельскохозяйственная академия

Институт управленческих технологий и аграрного рынка

Кафедра Логистики и Экономики

 

Контрольная работа по дисциплине «Финансы и Кредит»

«Финансовое регулирование социально-экономических процессов»

 

                                                                                   Работу выполнила 

Студентка группы ЭУ 141

                                                                 Марченко Дарья Игоревна

Руководитель работы:

Старший преподаватель

Руднева Юлия Владиславовна

Работа допущена к защите                                                                             

«_____» «_______» 2012

_______________________

(подпись руководителя)

Работа защищена с оценкой:

______________________

«_____» «_______» 2012

_______________________

(подпись руководителя)

Самара 2012

Финансовое регулирование  социально-экономических процессов

1.1 Содержание финансового регулирования, его формы и методы

Современный этап развития рыночной экономики в различных  странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы, поскольку в условиях существования монополий, сильного влияния профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования рынка. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы. Следовательно, основным субъектом финансового регулирования выступает государство.

Государственное регулирование  экономических процессов в целом, и в том числе государственное финансовое регулирование, направлено на предотвращение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства. Еще одним направлением государственного финансового регулирования является обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехнологичных отраслей экономики или их создание. Это направление наиболее актуально для стран, осуществляющих крупные системные преобразования. Немаловажным фактором экономического развития является социальная стабильность, поэтому государственное финансовое регулирование связано также с ее достижением.

Финансовое регулирование  происходит, с одной стороны, через  стимулирование одних сегментов  экономической системы путем  концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание  иных сегментов на основе ограничения  объема поступающих в них финансовых ресурсов.

Таким образом, финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Основными объектами государственного финансового регулирования выступают  отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также  социальная структура общества. Так, одной из важнейших задач, определенных Правительством Российской Федерации  на среднесрочную перспективу, является изменение отраслевой структуры  экономики: увеличение доли перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими. Для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач практически во всех странах мира осуществляется государственная финансовая поддержка малого бизнеса. Развитие малого бизнеса, в свою очередь, изменяет отраслевую структуру экономики. Необходимость финансового воздействия на территориальные пропорции (выравнивание уровня социально-экономического развития территорий) актуальна для стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов. Например, промышленный север и аграрный юг в Италии и Испании; территории, находящиеся за Полярным кругом и южнее его, в Норвегии, Швеции и Финляндии; восточные и западные земли Германии и т.п. В Российской Федерации одной из сложнейших проблем является дифференциация экономического потенциала различных регионов.

Важным условием социальной стабильности выступает широкий  слой так называемого среднего класса, поскольку излишняя поляризация  общества ведет к политической и  социальной нестабильности, а это  негативно сказывается на экономике  вследствие снижения квалификации трудовых ресурсов и производительности труда  из-за низкой мотивации к труду.

Формами финансового  воздействия на экономические и социальные процессы являются: прямое и косвенное финансовое регулирование.

  1. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Например, предоставление налоговых льгот малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др.
  2. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты. Так, до середины 90-х гг. российским налоговым законодательством в целях поддержки сельскохозяйственных производителей были предусмотрены более низкие ставки по налогу на прибыль для коммерческих банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и фермеров.

Среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

  • налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);
  • амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации);
  • различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии);
  • с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

Методы финансового  регулирования территориальных  пропорций. Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов. Например, отмена налога с продаж в 2003 г. значительно сократила собственные доходы отдельных региональных бюджетов (например, Москвы и Санкт-Петербурга).

Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость, льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.

Уровни финансового  регулирования. Необходимо отметить, что регулирование отраслевых и социальных пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов. В федеративных государствах субъекты федерации обладают большими возможностями финансового воздействия на экономические и социальные процессы, при этом, поскольку региональный уровень государственной власти в большей степени, чем федеральный, приближен к потребностям конкретных организаций и граждан, эффективность такого регулирования достаточно высока. В Российской Федерации существуют примеры, когда комплексное использование различных методов стимулирования инвестиционной деятельности администрациями субъектов РФ (налоговые льготы, льготное кредитование, государственный заказ и т.п.) обеспечивало рост инвестиций даже в тех регионах, которые занимали далеко не первые места в рейтингах инвестиционной привлекательности (например, Новгородская область). Москва как субъект Российской Федерации также может служить примером региональной социальной политики, направленной на компенсацию высокого уровня цен, присущего любому столичному городу.

Тем не менее нельзя забывать о том, что существуют объективные границы государственного вмешательства в экономические и социальные процессы, связанные с тем, что излишняя «государственная опека» отдельных организаций и социальных групп может лишить их мотивации к развитию, порождать иждивенчество, в то время как важнейшими принципами рыночной экономики являются индивидуальный риск и ответственность.

          1.2 Влияние финансов на экономику

В условиях рыночной экономики  принципиальным образом изменяется роль финансового регулирования. Оно  становится одним из главных факторов экономического развития в условиях ограниченного вмешательства государства  в деятельность субъектов хозяйствования. Реальный механизм финансового воздействия  на экономику проявляется не как  неизменная, строго заданная система  форм и методов, а как динамичная, постоянно развивающаяся их совокупность, складывающаяся из отдельных компонентов, имеющих специфический характер влияния.

Среди методов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам. Налоговое  регулирование затрагивает процессы производства прежде всего через налогообложение доходов организаций-производителей. Налоги являются важнейшим стабилизатором антициклического регулирования развития экономики, стимулируя спрос на инвестиции во время депрессии и ограничения его в период максимального экономического подъема. Косвенное и подоходное налогообложение определяют объемы личного потребления, платежеспособного спроса, что, в свою очередь, влияет на объемы производства потребительских товаров и услуг.

Налоговое воздействие на положение субъектов хозяйствования и экономики в целом принято  называть налоговым бременем (налоговым  прессом, налоговой нагрузкой). Количественно  такое воздействие определяется удельным весом налоговых платежей в ВВП или доходах субъектов  хозяйствования. Уровень налогообложения  субъектов хозяйствования определяется видами налогов, их ставками, налоговой  базой.

Рыночные преобразования в Российской Федерации потребовали  отказа от действовавшего в условиях административно-командной системы  управления экономикой индивидуального  подхода к организации финансовых взаимоотношений субъектов хозяйствования и государства. Этот подход был основан  на преимущественно неналоговых  методах изъятия части доходов  предприятий в бюджеты разных уровней (плата за фонды, отчисления от прибыли и др.). Виды платежей с  дифференцированными по отраслям ставками, освобождение от уплаты обязательных платежей регулировались разрозненными  подзаконными актами, принимаемыми в  виде решений отдельных министерств  и ведомств. Современная российская налоговая система начала функционировать  в январе 1992 г., с момента вступления в действие налогового законодательства. Она ориентирована на поддержание  конкурентной среды, что создается  равными условиями налогообложения  для всех налогоплательщиков, поэтому  реформирование налогового законодательства, осуществляемое в последнее десятилетие, было направлено на устранение возможностей предоставления индивидуальных льгот.

Налоговая система может  оказывать негативное воздействие  на экономику. Высокий уровень налогообложения  субъектов хозяйствования ограничивает их финансовые возможности по наращиванию  производства, а частое изменение  налогового механизма порождает  чувство неуверенности, ослабляет  действенность налоговых льгот, препятствует притоку инвестиций и  т.п. Уменьшение налоговой нагрузки может осуществляться через отмену отдельных налогов, понижение налоговых  ставок, уменьшение налоговой базы, сокращение контингента плательщиков. В Российской Федерации в настоящее  время осуществляется снижение уровня налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, что должно способствовать росту  предпринимательской активности, ускоренному  обновлению производственных фондов и  расширению масштабов производства.

1.3 Финансовое регулирование социальных процессов

Уровень и качество жизни  людей, а также политическая и  социальная стабильность зависят от доступности услуг, связанных с  образованием, здравоохранением, культурой, социальным обслуживанием, возможностью получения достойной заработной платы и компенсацией ее утраты в  результате потери трудоспособности. В отчете Всемирного банка о мировом  развитии среди пяти основных задач современного государства названа задача финансирования базовых социальных услуг и инфраструктуры, а также обеспечение социальной безопасности.

В статье 7 Конституции РФ определено, что российское государство  является социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека. Все современные  учебники по экономической теории определяют, что повышение благосостояния населения  — главная цель экономической  политики государства, в том числе  финансовой. Для реализации основных жизненно важных социальных гарантий (таких как право на труд и защита от безработицы; право на государственную  защиту материнства, отцовства, детства, семьи; социальное обеспечение при  утрате трудоспособности или потере кормильца; право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь; на образование) предусмотрены специальные  финансовые механизмы. Социальная стабильность как условие экономического развития предполагает отсутствие резкого расслоения общества, поэтому государственное  финансовое регулирование социальных процессов также направлено на нивелирование  разницы в уровне доходов отдельных  социальных групп.

Финансовыми методами воздействия на социальные процессы являются:

  1. финансирование гарантированных государством прямых денежных выплат гражданам (пенсии, пособия, стипендии, компенсации, субсидии, денежная материальная помощь);
  2. финансирование льгот отдельным категориям граждан при оплате или получении товаров и услуг;
  3. государственная финансовая поддержка жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на производство потребительских товаров и услуг первой необходимости;
  4. налоговое регулирование доходов граждан и юридических лиц (дифференциация налоговых ставок, налоговые льготы, в том числе направленные на стимулирование благотворительной деятельности);
  5. бюджетное финансирование учреждений социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание), а также государственная поддержка других некоммерческих организаций, действующих на рынке подобных услуг для обеспечения их доступности населению;
  6. финансовое стимулирование создания новых рабочих мест, а также начала индивидуальной предпринимательской деятельности, финансирование общественных работ;
  7. государственное финансовое регулирование рынка жилья;
  8. содействие развитию финансового рынка, участники которого ориентированы на «мелких» (с точки зрения размеров накоплений) вкладчиков, инвесторов, страхователей, создание специального механизма защиты их интересов.

Информация о работе Финансовое регулирование социально-экономических процессов