Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 19:22, контрольная работа
Современный этап развития рыночной экономики в различных странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы, поскольку в условиях существования монополий, сильного влияния профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования рынка. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы. Следовательно, основным субъектом финансового регулирования выступает государство.
В Российской Федерации за счет средств бюджетов разных уровней и государственных социальных внебюджетных фондов финансируются выплаты, называемые социальными трансфертами:
Большая часть социальных
выплат регулируется федеральным законодательством,
в то время как сами выплаты
нередко производятся по месту жительства
или работы их получателей, в том
числе и через исполнительные
органы субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований. В
настоящее время реализация отдельных
федеральных законодательных
Извечной дилеммой финансового регулирования социальных процессов является выбор между денежными выплатами и предоставлением бесплатных или частично оплачиваемых услуг, т. е. социальных льгот. В теории отдается предпочтение денежным выплатам, так как они дают возможность выбора использования денежных средств на те или иные цели, что в большей степени отвечает рыночным принципам, кроме того, денежная выплата, как правило, адресна, поэтому более эффективна. В то же время неэквивалентная замена льгот компенсационными выплатами может ухудшить жизненный уровень граждан. Другие примеры, доказывающие нецелесообразность замены льготы денежными выплатами связаны с несовпадением общественных и личных предпочтений. Например, в рамках оптимизации системы социальных льгот Правительство Российской Федерации предусматривает замену гарантий бесплатного получения специального профессионального образования детям-сиротам денежными выплатами, это вызывает очень большие опасения, что талантливые воспитанники детских домов, вступая в самостоятельную жизнь, будут использовать денежные выплаты не для получения образования, а на другие цели. Специальные государственные программы, включающие социальные льготы и специальные выплаты ветеранам войн, инвалидам, детям-сиротам или другим социальным группам, финансируемые из федеральных (или центральных) бюджетов, существуют во многих европейских странах.
Общим направлением реформирования
социальной сферы в Российской Федерации
является отказ от многочисленных социальных
льгот (по разным источникам, на начало
2004 г. число льгот достигло 400) и
их замена денежными компенсациями.
Сложность реализации социальных льгот
связана в Российской Федерации
и с тем, что они «разбросаны»
по различным законодательным
Информация о работе Финансовое регулирование социально-экономических процессов