Финансовое регулирование социально-экономических процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 19:22, контрольная работа

Краткое описание

Современный этап развития рыночной экономики в различных странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы, поскольку в условиях существования монополий, сильного влияния профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования рынка. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы. Следовательно, основным субъектом финансового регулирования выступает государство.

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит.docx

— 37.68 Кб (Скачать)

В Российской Федерации за счет средств бюджетов разных уровней  и государственных социальных внебюджетных фондов финансируются выплаты, называемые социальными трансфертами:

  • пенсии по старости, потере кормильца, инвалидности, за выслугу лет;
  • пособия при временной и постоянной нетрудоспособности, на детей, на погребение, по безработице, вынужденным мигрантам;
  • стипендии студентам, в том числе социальные стипендии студентам из малоимущих семей;
  • жилищные субсидии;
  • материальная помощь малоимущим гражданам.

Большая часть социальных выплат регулируется федеральным законодательством, в то время как сами выплаты  нередко производятся по месту жительства или работы их получателей, в том  числе и через исполнительные органы субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований. В  настоящее время реализация отдельных  федеральных законодательных актов, связанных с социальной защитой  граждан в субъектах Российской Федерации, обеспечивается через Фонд компенсации в составе федерального бюджета, средства которого в виде субсидий и субвенций направляются в региональные бюджеты. Субъекты Российской Федерации, не получающие финансовой помощи из федерального бюджета, проводят самостоятельную  социальную политику, предусматривая дополнительные надбавки к федеральным  выплатам с учетом региональной специфики (например, доплаты пенсионерам в  Москве), которые финансируются из региональных и местных бюджетов. В условиях разграничения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями большое значение отводится вопросам, связанным с  обязательствами по социальным гарантиям. Поэтому в проектах федеральных  законов, подготовленных Правительством Российской Федерации, планируется  четко обозначить социальные гарантии, определяемые и реализуемые на федеральном, региональном и местном уровнях.

Извечной дилеммой финансового  регулирования социальных процессов  является выбор между денежными  выплатами и предоставлением  бесплатных или частично оплачиваемых услуг, т. е. социальных льгот. В теории отдается предпочтение денежным выплатам, так как они дают возможность  выбора использования денежных средств  на те или иные цели, что в большей степени отвечает рыночным принципам, кроме того, денежная выплата, как правило, адресна, поэтому более эффективна. В то же время неэквивалентная замена льгот компенсационными выплатами может ухудшить жизненный уровень граждан. Другие примеры, доказывающие нецелесообразность замены льготы денежными выплатами связаны с несовпадением общественных и личных предпочтений. Например, в рамках оптимизации системы социальных льгот Правительство Российской Федерации предусматривает замену гарантий бесплатного получения специального профессионального образования детям-сиротам денежными выплатами, это вызывает очень большие опасения, что талантливые воспитанники детских домов, вступая в самостоятельную жизнь, будут использовать денежные выплаты не для получения образования, а на другие цели. Специальные государственные программы, включающие социальные льготы и специальные выплаты ветеранам войн, инвалидам, детям-сиротам или другим социальным группам, финансируемые из федеральных (или центральных) бюджетов, существуют во многих европейских странах.

Общим направлением реформирования социальной сферы в Российской Федерации  является отказ от многочисленных социальных льгот (по разным источникам, на начало 2004 г. число льгот достигло 400) и  их замена денежными компенсациями. Сложность реализации социальных льгот  связана в Российской Федерации  и с тем, что они «разбросаны» по различным законодательным актам, нередко без четкого указания источника их финансирования.

 


Информация о работе Финансовое регулирование социально-экономических процессов