Поскольку
в ближайшей перспективе, нет
достаточных оснований рассчитывать
на качественное изменение экономической
конъюнктуры, макроэкономическая переориентация
сложившейся модели формирования финансовых
ресурсов реально может основываться
лишь на увеличении оплаты труда наемных
работников, участии сектора услуг
и индивидуальных предпринимателей
в образовании общегосударственных
фондов денежных средств, адекватной их
доле в ВВП, минимизации потерь, связанных
с уклонением от уплаты налогов. Специфическим
компонентом роста финансовых ресурсов
могут стать сбережения населения,
для чего от властных структур требуется
привлечение этих накоплений не просто
в качестве кредитного источника, а
целенаправленное перераспределение
для финансирования производственных
инвестиций (посредством выпуска
федеральных, региональных и муниципальных
ценных бумаг целевого характера).
2.2 Организация финансового
контроля в системе финансового регулирования
в РФ и его правовая база
Контроль
– это неотъемлемая часть системы
регулирования, благодаря которой
субъект, управляющий этой системой,
получает необходимые сведения о
ее состоянии, функционировании, благодаря
чему имеет возможность анализировать
фактического положения дел поставленным
целям и задачам. Метод контроля
– это элемент системы контроля,
который формирует совокупность
способов, приемов и средств проверки,
оценки и анализа состояния объекта
контроля.
Финансовый
контроль – это особая область
финансово-правовой науки. «С точки
зрения теории финансов, финансовый контроль
– это одна из функций системы
управления финансовыми отношениями,
основной задачей которой является
отслеживание правильности функционирования
этих отношений на уровне конкретного
управляемого объекта с целью
определения и обоснованности и
эффективности управленческих решений
и степени их реализации, выявления
отклонений…». Предметом финансового
контроля выступают денежные, распределительные
процессы формирования и использования
финансовых ресурсов на уровне отдельных
хозяйствующих субъектов, а также
на уровнях отраслей, территориальных
единиц, регионов и страны в целом.
Объектами финансового контроля
являются те конкретные организации, органы
управления, деятельность которых порождает
указанные процессы.
В рыночных
условиях хозяйствования роль государственного
финансового контроля многогранно
возрастает. Он становится важнейшей
управленческой функцией государства,
и его назначение заключается
в содействии реализации государственной
экономической и финансовой политики,
обеспечении эффективного использования
государственных финансовых средств,
в частности государственных
бюджетных средств и средств
бюджетов государственных внебюджетных
фондов. Содержание государственного
финансового контроля сводится к
проверке деятельности органов законодательной
(представительной) и исполнительной
власти государственного управления,
а также других участников (хозяйствующих
субъектов) бюджетного процесса с точки
зрения соблюдения законности, эффективности
и прозрачности их действий в области
образования, распределения и использования
фондов денежных средств государства
(бюджетного фонда и внебюджетных
фондов).
Законодательные
органы государственной власти, представительные
органы местного самоуправления осуществляют
внешний государственный финансовый
контроль (парламентский контроль)
через специальные контрольные органы:
Счетную палату РФ; контрольные палаты
субъектов РФ и контрольные комиссии органов
местного самоуправления. Внешний государственный
финансовый контроль, проводимый органами
исполнительной власти (административный
контроль), осуществляется Министерством
финансов РФ через Федеральную налоговую
службу, Федеральную службу финансово-бюджетного
надзора, Федеральное казначейство, а
также финансовыми органами субъектов
РФ и органов местного самоуправления,
главными распорядителями и распорядителями
бюджетных средств.
В общей
системе внешнего государственного
финансового контроля верховенствует
парламентский контроль, при котором
законодательные (представительные) органы
власти создают свои собственные
и независимые контрольные органы
(контрольно-счетные палаты) для
внешнего контроля (аудита) деятельности
органов исполнительной власти по формированию
и исполнению бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов.
Подтверждением этому служит то обстоятельство,
что, согласно законодательству при
внешнем контроле (аудите) законодательные
(представительные) органы государственной
власти имеют право: на получение
от органов государственной исполнительной
власти необходимых сопроводительных
материалов при утверждении бюджетов
и бюджетов государственных внебюджетных
фондов; получение от органов, исполняющих
бюджеты, оперативной информации об
их исполнении; утверждение (неутверждение)
отчетов об их исполнении и т.д.
Единый
государственный финансовый контроль
в РФ должен функционировать на всех
уровнях властной иерархии, подчиняясь
общим для всех элементов системы
требованиям и процедурам. И тот
факт, что органы местного самоуправления
в соответствии с Конституцией РФ
не относятся к органам государственной
власти, на наш взгляд, не дает никаких
оснований вывести муниципальный
финансовый контроль за пределы единой
системы государственного финансового
контроля. Во-первых, бюджеты муниципальных
образований (местные бюджеты), будучи
финансовой базой обеспечения деятельности,
органов местного самоуправления, являются
составной частью бюджетной системы РФ,
основополагающим принципом которой в
соответствии с Бюджетным кодексом РФ
является принцип единства. Во-вторых,
основная часть расходов социальной сферы
(образование, здравоохранение и др.) страны
финансируются за счет местных бюджетов.
В-третьих, для всех видов бюджетов, входящих
в состав бюджетной системы РФ, бюджетным
законодательством установлены единые
принципы и процедуры, в соответствии
с которыми осуществляется бюджетный
процесс, объединяющий несколько стадий,
заключительной из которых является контроль.
Соответственно, и финансовый контроль
за формированием и использованием средств
федерального бюджета, региональных бюджетов,
местного бюджета – это все составные
части единой системы государственного
финансового контроля, которые должны
осуществляться на всех уровнях власти
соответствующими органами как внешнего,
так и внутреннего контроля.
Во многих
нормативных правовых актах, регламентирующих
деятельность органов государственного
финансового контроля, в качестве
одной из задач выделяют контроль
за законностью, эффективностью, рациональностью,
целесообразностью использования
средств бюджета, внебюджетных фондов
и государственной собственности.
Если понятие нецелевого использования
бюджетных средств достаточно четко
определено в Бюджетном кодексе
(ст. 289)8 и нормативных
актах Министерства финансов РФ как направление
и использование их на цели, не соответствующие
условиям получения указанных средств,
определенным утвержденным бюджетом,
бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных
ассигнованиях, сметой доходов и расходов,
либо иным правовым основанием их получения,
то вопрос о толковании понятий рациональности,
эффективности, экономности до конца не
решен.
На практике
под рациональным использованием бюджетных
средств принято понимать выбор
наилучшего из нескольких предложенных
вариантов выполнения поставленной
задачи или решения какой-либо проблемы.
В таком случае средства, потраченные
на реализацию наилучшего варианта, можно
признать использованными оптимально.
Но показатели эффективности и рациональности
использования бюджетных средств
не всегда совпадают. Возможны следующие
варианты их оценки:
– вариант
первый – рациональное и эффективное
(выбран оптимальный путь решения
проблемы, соблюден принцип эффективности
бюджетных средств);
– вариант
второй – рациональное, но неэффективное
(выбран оптимальный путь решения
проблемы, но принцип эффективности
использования бюджетных средств
не соблюден);
– вариант
третий – не рациональное, но эффективное
(принцип эффективности бюджетных
средств соблюден в рамках выбранного
пути решения, но он не является наилучшим
среди имеющихся);
– вариант
четвертый – нерациональное и
неэффективное (кроме того, что выбранный
путь не представляется самым оптимальным,
при его реализации не был соблюден
принцип эффективности использовании
бюджетных средств)9.
Проблема
организации эффективной системы
государственного финансового контроля
в современной России носит многогранный
характер. Она охватывает широкий
круг вопросов научно-теоретического,
социально-экономического, методологического,
правового, методического, морально-нравственного
и инструментального характера.
Данная проблема должна решаться путем
создания теоретической, методологической
правовой базы, разработки концептуальных
подходов по формированию единой системы
государственного финансового контроля,
принятия по нему общефедерального закона,
а также путем применения соответствующих
правовых норм и механизмов для оценки
результативности и эффективности контрольной
работы на всех уровнях властной иерархии.
Вместе с тем реальное решение обозначенной
проблемы возможно только в условиях изменения
курса социально-экономической политики
государства, повышения роли государственного
регулирования и оздоровления морально-нравственного
климата в обществе.
2.3 Совершенствование процесса
финансового регулирования экономики
и социальной сферы
Для обеспечения
стабильности финансового положения
страны, помимо уменьшения, а в перспективе
ликвидации дефицита финансовых ресурсов,
требуется поддерживать устойчивую
сбалансированность между принятым
к удовлетворению на совместной основе
объемом общественных потребностей
и размером денежных средств, аккумулируемых
для этих целей в общегосударственных
фондах. Соответствие между поступлением
и расходованием финансовых ресурсов
страны в целом (а не только консолидированного
бюджета) должно служить одним из
важнейших критериев рациональности
того или иного варианта социально-экономической
политики. В случае превышения прогнозируемого
объема затрат над финансовыми ресурсами
должны предусматриваться меры, направленные
на корректировку структуры производства,
распределения и использования
общественного продукта.
Формирование
нового механизма хозяйствования в
нашей стране предусматривает не
только изменение пропорций перераспределения
денежных средств между государством
и субъектами рыночных отношений. Оно
предполагает принципиальный пересмотр
всей совокупности средств и способов
регулирования в целях совершенствования
финансового перераспределения. Мера
их соответствия потребностям материального
производства и социального развития,
их способность адаптироваться к реальной
ситуации в условиях изменения общественных
приоритетов относится к критериям, позволяющим
оценивать эффективность функционирования
механизма финансового регулирования
социально-экономических процессов.
При установления
конкретных форм финансового перераспределения
стоимости обязательным должен быть
анализ экономических затрат и выгод
от различных перераспределительных
систем, их соотношение с общественными
потерями и поиск способов компенсации
последних. В частности, при принятии
решений об увеличении налогов более
предпочтительна, ориентация на налогообложение
товаров с превалирующей эластичностью
предложения в комплексе с
дотированием наименее обеспеченных групп
потребителей. С точки зрения совокупных
интересов общества, это наиболее
оптимальный вариант, ибо минимизируются
потери всех участников финансовых отношений.
Практическая реализация данного предложения
предполагает разработку нормативных
критериев порога бедности и малообеспеченное
населения России, учитывающих дифференциацию
характера нуждаемости по основным
социально-демографическим группам;
применение различных видов помощи
(денежной, натуральной, социальной, психологической);
проведение обоснованной проверки нуждаемости.
Отправной установкой осуществления
долгосрочной государственной программы
борьбы с бедностью должно стать
положение о том, что чистая заработная
плата низкооплачиваемых и минимальный
уровень социальных выплат гражданам
уже в ближайшей перспективе
будут максимально приближены к
рациональному прожиточному минимуму.
Движение
к новому качеству экономического роста
невозможно без проведения структурных
преобразований российской экономики.
Важным элементом концепции ее вывода
из кризиса является смена капиталоемкой
модели развития на трудоемкую н, соответственно,
перенесение приоритетов в развитие обрабатывающей
промышленности. В этой связи предлагается
активно использовать финансовые регуляторы
для переориентации экономики на производство
потребительских товаров и услуг, приспособления
ее к структуре инвестиционного спроса,
проведения конверсии военного производства,
создания новой экспортной базы и повышения
эффективности использования ресурсов.
Одна
из главных проблем реформирования
финансового механизма -создание экономически
обеспеченной финансовой базы для всех
национально-государственных и административно-территориальных
образований. В основе разработки комплекса
соответствующих рекомендаций, лежит
целевая установка на сдерживание и выравнивание
региональных и демографических диспропорций.
Критериями
выбора конкретных средств финансового
воздействия должна быть их способность,
во-первых, обеспечить оптимальное
решение стратегических проблем
экономического и социального развития,
а также формирование прогрессивных
пропорций общественного воспроизводства;
во-вторых, поддерживать стабильную социальную
защищенность граждан; в-третьих, открывать
простор для инициативы и предприимчивости
каждому субъекту хозяйствования. Чтобы
финансовые регуляторы не снижали стремления
предпринимателей и отдельных работников
к росту конечных результатов деятельности,
государство должно систематически контролировать
экономическую обоснованность складывающегося
соотношения между доходами, оставляемыми
хозяйствующим субъектами и гражданами
и доходами, идущими на образование централизованных
фондов. Кроме того, в целях доведения
принципа материальной заинтересованности
до каждого участника воспроизводственного
процесса, государству необходимо обеспечить
их относительное экономическое равенство,
а также добровольность использования
товаропроизводителями отдельных финансовых
регуляторов. Думается, это предполагает:
- создание
экономико-правовых условий полной
возмездности причиненного ущерба
в случае нарушения субъектами
финансовых отношений своих обязательств.
Имеется в виду разработка
системы штрафных санкций за
невыполнение обязательств по
платежам физических и юридических
лиц в бюджет и в общегосударственные
внебюджетные фонды, за необоснованное
изъятие государственными структурами
доходов у субъектов воспроизводства,
а также за несвоевременное
и неполное предоставление им
государственных средств в соответствии
с законодательными актами. Материальная
ответственность всех участников
за нарушение установленных финансовым
законодательством процедур - это
обязательное условие обеспечения
экономического равенства в обществе;