Финансовое регулирование социально-экономических процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования стало развитие основополагающих вопросов теории финансового регулирования социально-экономических процессов, выявление проблем практической реализации регулирующих возможностей финансов, разработка рекомендаций по совершенствованию средств и способов организации финансового регулирования в современных условиях. Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «финансовое регулирование».
2. Описать финансовые регуляторы социально-экономической сферы.
3. Изучить финансовое регулирование социальных процессов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические аспекты финансового регулирования социально-экономических процессов 5
1.1 Сущность понятия финансовое регулирование 5
1.2 Финансовые регуляторы социально-экономической сферы 7
1.3 Финансовое регулирование социальных процессов 19
Глава 2. Проблемы финансового регулирования социально-экономических процессов в РФ 22
2.1 Специфика отечественного механизма финансового регулирования социально-экономических процессов 23
2.2 Организация финансового контроля в системе финансового регулирования в РФ и его правовая база 26
2.3 Совершенствование процесса финансового регулирования экономики и социальной сферы 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

Файлы: 1 файл

финансы .docx

— 70.69 Кб (Скачать)

Государственное воздействие на спрос и предложение  сегодня чаще используется не в макроэкономическом регулировании, а для регулирования  рынков отдельных товаров или  услуг. При этом регулирование некоторых  рынков (таких как денежный рынок, рынок ценных бумаг, страховой рынок  и т.д.) оказывает заметное макроэкономическое влияние. Поэтому на таких рынках допустимым считается не только регулирование, но и финансовая поддержка или  создание специфического правового  режима, например протекционизм по отношению к отечественным производителям финансовых услуг, или отраслям промышленности, дающим наибольший вклад в обеспечение  занятости.

Основой использования финансов для воздействия  на воспроизводственный процесс  является государственный бюджет, причем как система его доходов (налоговое регулирование), так и государственных расходов (регулирование путем использования прямого государственного финансирования и государственных заказов и закупок), кроме того, важное значение в социальной политике имеют внебюджетные фонды.

Государственные расходы представляют собой затраты  на производство и приобретение материальных благ и услуг в целях удовлетворения совокупных потребностей общества. Они  выражают экономические отношения, связанные с распределением и  использованием по различным направлениям денежных средств государства.

Государственные расходы делятся на:

- трансформационные:  государственное потребление и  государственные инвестиции - оказывают  влияние на заработную плату  работников бюджетной сферы, объем  государственного долга, объем  государственных закупок товаров  и услуг и др.;

- трансферты  населению и юридическим лицам  оказывают влияние на размер  стипендий, пенсий доходы социально  значимых обязательств и др.;

- текущие  и капитальные влияют на размер  государственных инвестиций;

- производственного  направления и социального значения.

Государственные доходы - это экономические отношения  по поводу безвозмездного и безвозвратного изъятия в распоряжение государства  части стоимости общественного  продукта и национального богатства. Огосударствление доли ресурсов, которыми располагают физические и юридические  лица и которые используются ими  для оплаты своих текущих расходов и инвестирования, уменьшает уровень  доходности названных субъектов  общественной системы, сокращает масштабы и изменяет структуру их потребления. Это позволяет корректировать степень  социальной дифференциации и ограничивать пределы необоснованно низкой или  высокой эффективности производства.

В совокупности государственных доходов выделяются изъятия, воздействующие на ценообразование, издержки производства, величину накоплений, занятость. Разнообразие видов рассматриваемых  доходов и механизмов их взимания предоставляет государству возможность  целенаправленно регулировать спрос  на определенные товары и услуги, научно-исследовательские  и опытно-конструкторские изыскания, внешнеэкономические связи, загрязнение  окружающей среды и многие другие процессы. Основная масса централизованных денежных потоков формируется посредством  налогов. Наличие возможности осуществлять мобилизацию финансовых ресурсов в  общегосударственные фонды денежных средств, влиять на структуру совокупного  потребления, смягчать амплитуду циклических  колебаний экономики, изменять отраслевую и региональную структуру хозяйства, корректировать темпы социально-экономического развития свидетельствуют о том, что государственные доходы воздействуют на решения всех участников общественной системы, играют важную роль в регулировании  воспроизводственных парамегров.

Именно  посредством варьирования состава, структуры и объемов государственных  доходов и расходов происходит реализация финансового регулирования.

Использование бюджетных финансовых регуляторов  имеет две стороны:

Дискреционная государственная финансовая политика - предполагает сознательное манипулирование  налогами (налоговыми ставками и структурой налогообложения) и государственными расходами в целях изменения  реального объема национального  производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения  экономического роста.

Автоматическая  финансовая политика основывается на действии встроенных стабилизаторов. Встроенный стабилизатор - это любая мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сократить его положительное сальдо) в период спада и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков. Например, при помощи прогрессивной шкалы чистого налогообложения она приводит изменение налогов в прямое соответствие с уровнем национального дохода.

Проведение  регулирования через систему  государственных расходов является основой кейнсианской экономической политики. Регулирующее воздействие может осуществляться через изменение общих объемов финансирования, направлений расходования государственных средств, периодичности финансирования, организации и контроля за системой распределения государственных средств, их доведения до конечного получателя и т.п. Перераспределяя средства между отраслями или регионами, государство вносит необходимые коррективы в воспроизводственные пропорции, сглаживая неравномерность их развития и обеспечивая финансирование стратегических секторов экономической и социальной сферы (таких как военно-промышленный комплекс, государственное управление и правоохранительные органы, учреждения социально-культурной сферы и др.)

Регулирование через систему бюджетных расходов включает:

Использование прямого государственного финансирования - бюджетных субсидий (дотаций, субвенций). Экономическая сущность этой группы операций - перераспределение государственных  средств, носящее непроизводительный характер.

Использование системы государственных заказов  и закупок. Экономическая сущность этой системы - перераспределение государственных  средств в пользу производителей приобретаемой государством продукции (работ, услуг). Средства направляются в сферу материального производства, следовательно, в отличие от предыдущей группы, данный вид расходов носит  производительный характер.

Государственные расходы, представляющие собой положительную компоненту формирования совокупного спроса, непосредственно присоединятся к затратам на потребление и инвестициям и олицетворяют ту долю национального продукта, которая поступает в совместное пользование всех субъектов воспроизводства. С экономической точки зрения финансовое регулирование, осуществляемое в процессе расходования средств общегосударственных денежных фондов, базируется на реальной способности финансов изменять размеры и приоритеты совокупного спроса, влиять на величину накоплений и структуру совокупного предложения, корректировать распределение суммарного дохода между его членами. Посредством обозначенного вмешательства в производство и потребление общественного продукта оказывается прямое воздействие на динамику воспроизводственных параметров, на формирование соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением, сферой производства и природным комплексом, экономическим потенциалом государства и степенью обеспечения его внешней безопасности, развитием экономики и социальной сферы в целом в стране и в разрезе ее отдельных территорий.

Бюджетная политика (включая и налоговую, и  расходную политику) может быть сдерживающей и стимулирующей. 

Достигнуть  при помощи бюджетных регуляторов  увеличения совокупного спроса можно  за счет снижения уровня налогообложения  и роста государственных расходов (стимулирующая политика). С одной  стороны, это позволяет достигать  экономического роста, с другой, провоцирует  инфляционные процессы, сопровождаемые хроническим бюджетным дефицитом.

Для снижения совокупного спроса и сдерживания  роста цен используется повышение  уровня налогообложения и политика жесткой экономии бюджетных средств (сдерживающая политика). Это имеет  сильный антиинфляционный эффект, однако вместе с инфляцией, как правило, подавляется и экономический  рост.

Налоговое регулирование осуществляется в процессе мобилизации доходов бюджета. Инструментами регулирования являются все прямые и косвенные налоги. Регулирующее воздействие может осуществляться через повышение или понижение ставок налогов, дифференциации ставок для различных категорий налогоплательщиков или типов объектов налогообложения, расширение или сужение налогооблагаемой базы и необлагаемых налогом минимумов, освобождение от налогов отдельных категорий налогоплательщиков, предоставление налоговых льгот и налоговых кредитов, изменение периодичности уплаты налога, предоставление налоговых каникул, распределение налогов по уровням бюджетной системы.

Прямые  налоги (налог на прибыль, на имущество  и др.) служат целям стимулирования эффективности вложений в хозяйственную  деятельность, особенно если речь идет о прямых налогах с предприятий, фискальное значение которых в последнее  десятилетие в развитых странах  падает, а регулирующее - все более  возрастает.

Налог на доходы физических лиц, также относящийся  в прямым налогам, исчисляется в  большинстве стран по прогрессивной  шкале, что само по себе содержит регулирующий элемент (действие встроенного стабилизатора). В развитых странах на сегодняшний день из прямых налогов налог на доходы физических лиц является первым по сумме поступлений в бюджет. По этой причине, а также с учетом того, что в развитых странах граждане являются активными участниками инвестиционной деятельности, подоходный налог является действенным косвенным регулятором. Уровень подоходного налогообложения является одним из факторов, определяющих совокупный спрос на товары и услуги (в том числе и финансовые): снижение налога стимулирует совокупный спрос (однако параллельно снижает уровень бюджетных доходов), повышение налога ограничивает совокупный спрос. Поэтому общемировая тенденция - высокий уровень подоходного налога с граждан (это решает фискальную задачу государства), но с условием предоставления налоговых льгот по некоторым категориям долгосрочных финансовых вложений (это решает задачу стимулирования спроса на долгосрочные финансовые активы и развития инвестиционных процессов). В России же политика в отношении данного налога принципиально иная и это является причиной огромного количества дискуссий в СМИ. Эти дискуссии касаются как размера ставки налога, так и ее «плоского» характера, т.е. НДФЛ рассчитывается по одной и той же ставке вне зависимости от размера дохода физического лица.

Регулирующий  потенциал косвенных налогов (НДС, акцизов) заключается в возможности  через них влиять прежде всего  на структуру потребления, и через  него - на производство. Например, освобождение от НДС отдельных товаров или  услуг, выбираемых в соответствии с  приоритетами государственной экономической  политики - это могут быть социально  значимые товары (некоторые продукты питания, товары первой необходимости, лекарства и т.п.), потребление  которых производится в основном малообеспеченными категориями  граждан, и освобождение таких товаров  от НДС служит одной из мер социальной защиты граждан. От НДС могут освобождаться  некоторые виды финансовых операций, развитие которых целенаправленно стимулируется государством (например, страхование).

Введение  акцизов регулирует потребление  в сторону уменьшения спроса на товары, не являющиеся предметами первой необходимости, в том числе товары, затраты  на которые являются непроизводительным использованием значительных денежных средств (предметы роскоши, ювелирные  изделия), товары, производство или  потребление которых несет экологическую  опасность (автомобили, бензин и другие нефтепродукты), товары неэластичного  спроса (алкоголь, табачные изделия).

Фискальная  политика в области налогов рассматривает  два направления их воздействия:

–    на спрос (кейнсианская модель),

–     на предложение (теория предложения).

В первом случае при снижении налогов увеличивается  совокупный спрос. Во втором случае снижение налогов увеличит совокупное предложение, так как у населения возрастут  доходы и сбережения, а у предпринимателей - инвестирование производства. Например, меньший подоходный налог работников увеличит зарплату и усиливает стимулы  к труду, что приведет к расширению производства.

Кроме того, теория «экономики предложения» показывает, что более низкие ставки налогов  не обязательно приведут к сокращению суммы налоговых поступлений, а  наоборот, к ее росту за счет расширения налоговой базы - роста национального  производства и дохода.

Сокращение  налогов, понижение предельных норм обложения может иметь очень  сильный - троякий по характеру - стимулирующий  эффект на экономику, налоговую базу:

1) налоговая  база будет расти вследствие  увеличения количества труда  и капитала, предлагаемых на рынок  (в результате изменения относительных  цен, повышающего их «чистую»  доходность) и расширяющих объем  производства;

2) труд  и капитал, уже используемые  рынком, будут переводиться из  низкооблагаемых в сравнительно  высокооблагаемые сферы хозяйственной  деятельности (при этом улучшится  распределение капитала по сферам  и в итоге повысится общая  эффективность экономики);

3) известная  часть экономических агентов  может сократить уклонение от  налогов, выйдя из «теневой  экономики» в легальную, «таксируемую»  экономическую деятельность.

Личное  подоходное налогообложение, помимо фискального  значения, выполняет важную социальную функцию - обеспечивает выравнивание доходов  разных социальных групп населения. Эту же функцию выполняют и  бюджетные расходы по социальным программам, в результате чего население  с низкими доходами переходит  в группу с более высокими, и  несколько сокращается социальное неравенство.

Информация о работе Финансовое регулирование социально-экономических процессов