Финансовое регулирование социально-экономических процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования стало развитие основополагающих вопросов теории финансового регулирования социально-экономических процессов, выявление проблем практической реализации регулирующих возможностей финансов, разработка рекомендаций по совершенствованию средств и способов организации финансового регулирования в современных условиях. Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «финансовое регулирование».
2. Описать финансовые регуляторы социально-экономической сферы.
3. Изучить финансовое регулирование социальных процессов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические аспекты финансового регулирования социально-экономических процессов 5
1.1 Сущность понятия финансовое регулирование 5
1.2 Финансовые регуляторы социально-экономической сферы 7
1.3 Финансовое регулирование социальных процессов 19
Глава 2. Проблемы финансового регулирования социально-экономических процессов в РФ 22
2.1 Специфика отечественного механизма финансового регулирования социально-экономических процессов 23
2.2 Организация финансового контроля в системе финансового регулирования в РФ и его правовая база 26
2.3 Совершенствование процесса финансового регулирования экономики и социальной сферы 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

Файлы: 1 файл

финансы .docx

— 70.69 Кб (Скачать)

В финансовом регулировании могут также использоваться внебюджетные фонды. Механизм их использования аналогичен налоговому регулированию - сдерживающая политика предполагает увеличение уровня обязательных платежей (за счет повышения ставок, расширения категорий плательщиков, сокращения числа операций, необлагаемых взносами во внебюджетные фонды), стимулирующая политика - обратные меры.

Кредитно-денежное регулирование осуществляется государством при ведущей роли центрального банка. К его методам относят учетную политику (изменение учетной ставки), регулирование обязательных минимальных резервов (изменение резервной нормы), операции на открытом рынке. Основополагающая цель кредитно – денежной политики состоит в том, чтобы помочь экономике достичь такого общего уровня производства, для которого характерны полная занятость ресурсов и отсутствие инфляции. Кредитно - денежная политика заключается в изменении денежного предложения, направленном на стабилизацию совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Это обозначает увеличение денежного предложения в периоды спада для поощрения расходов и сокращение денежного предложения в периоды инфляции для ограничения расходов.

Преимущества  кредитно-денежных методов (на которых  акцентировали внимание представители  неоклассической экономической  школы):

– позволяют эффективно бороться с инфляцией и бюджетным дефицитом;

– действуют значительно быстрее бюджетных;

– дают меньший социально-политический резонанс (в случае «непопулярных» мер).

К недостаткам  кредитно-денежных методов регулирования  следует отнести тот факт, что  они не обеспечивают занятость и  экономический рост, а также не решают социальных задач государства.

Теперь  следует остановиться на следующем, малоисследованном секторе финансово-кредитной  системы - страховании. Будучи частью финансово-кредитной системы, страхование в определенной мере может использоваться в качестве регулятора. Такое мнение выражалось некоторыми российскими специалистами по теории финансов, в частности В.М. Родионовой, Е.В. Коломиным и др. Другая точка зрения (В.В. Шахова), согласно которой страхование - самостоятельная экономическая категория, также не исключает возможности его использования в качестве регулятора. Возможности страхования в этой области длительное время были ограничены относительно низким размером доли ВВП, перераспределяемой через страховой рынок по сравнению с бюджетом или кредитной системой6.

В развитых странах страхование как инструмент государственного регулирования используется по нескольким направлениям. Например, антиинфляционное воздействие в  развитых странах оказывает долгосрочное страхование жизни. Стимулируя проведение этого вида страхования, государство тем самым снижает избыточный спрос на другие товары, отвлекает из текущего оборота излишнюю денежную массу, находящуюся на руках у населения и, кроме того, содействует увеличению долгосрочных инвестиций страховщиков в экономику, что тоже является стабилизирующим фактором.

Не меньшим  потенциалом, чем коммерческий страховой  рынок, обладает сфера государственного страхования, а также негосударственного пенсионного обеспечения, служащие важным орудием государственной  социальной политики.

Все вышесказанное  иллюстрирует, какое значение для  рыночной экономики имеет действие финансовых регуляторов. Однако и в  рыночной экономике есть сфера применения прямого административного регулирования, создающего нормальные условия использования  экономических регуляторов. Нельзя абсолютизировать роль экономических  регуляторов, так как только адекватное развитие правовой базы их применения дает должный эффект.

1.3 Финансовое регулирование  социальных процессов

 

Уровень и качество жизни людей, а также  политическая и социальная стабильность зависят от доступности услуг, связанных  с образованием, здравоохранением, культурой, социальным обслуживанием, возможностью получения достойной  заработной платы и компенсацией ее утраты в результате потери трудоспособности. В отчете Всемирного банка о мировом  развитии1 среди пяти основных задач  современного государства названа  задача финансирования базовых социальных услуг и инфраструктуры, а также  обеспечение социальной безопасности.

В статье 7 Конституции РФ определено, что  российское государство является социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека7. Все современные учебники по экономической теории определяют, что повышение благосостояния населения — главная цель экономической политики государства, в том числе финансовой. Для реализации основных жизненно важных социальных гарантий (таких как право на труд и защита от безработицы; право на государственную защиту материнства, отцовства, детства, семьи; социальное обеспечение при утрате трудоспособности или потере кормильца; право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь; на образование) предусмотрены специальные финансовые механизмы. Социальная стабильность как условие экономического развития предполагает отсутствие резкого расслоения общества, поэтому государственное финансовое регулирование социальных процессов также направлено на нивелирование разницы в уровне доходов отдельных социальных групп.

Финансовыми методами воздействия на социальные процессы являются:

– финансирование гарантированных государством прямых денежных выплат гражданам (пенсии, пособия, стипендии, компенсации, субсидии, денежная материальная помощь);

– финансирование льгот отдельным категориям граждан при оплате или получении товаров и услуг;

– государственная финансовая поддержка жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на производство потребительских товаров и услуг первой необходимости;

– налоговое регулирование доходов граждан и юридических лиц (дифференциация налоговых ставок, налоговые льготы, в том числе направленные на стимулирование благотворительной деятельности);

– бюджетное финансирование учреждений социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание), а также государственная поддержка других некоммерческих организаций, действующих на рынке подобных услуг для обеспечения их доступности населению;

– финансовое стимулирование создания новых рабочих мест, а также начала индивидуальной предпринимательской деятельности, финансирование общественных работ;

– государственное финансовое регулирование рынка жилья;

– содействие развитию финансового рынка, участники которого ориентированы на «мелких» (с точки зрения размеров накоплений) вкладчиков, инвесторов, страхователей, создание специального механизма защиты их интересов.

В Российской Федерации за счет средств бюджетов разных уровней и государственных  социальных внебюджетных фондов финансируются  выплаты, называемые социальными трансфертами:

– пенсии по старости, потере кормильца, инвалидности, за выслугу лет;

– пособия при временной и постоянной нетрудоспособности, на детей, на погребение, по безработице, вынужденным мигрантам;

– стипендии студентам, в том числе социальные стипендии студентам из малоимущих семей;

– жилищные субсидии;

– материальная помощь малоимущим гражданам.

Большая часть социальных выплат регулируется федеральным законодательством, в  то время как сами выплаты нередко  производятся по месту жительства или  работы их получателей, в том числе  и через исполнительные органы субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований. В настоящее время  реализация отдельных федеральных  законодательных актов, связанных  с социальной защитой граждан  в субъектах Российской Федерации, обеспечивается через Фонд компенсации  в составе федерального бюджета, средства которого в виде субсидий и субвенций направляются в региональные бюджеты. Субъекты Российской Федерации, не получающие финансовой помощи из федерального бюджета, проводят самостоятельную социальную политику, предусматривая дополнительные надбавки к федеральным выплатам с учетом региональной специфики (например, доплаты пенсионерам в Москве), которые финансируются из региональных и местных бюджетов. В условиях разграничения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями большое значение отводится вопросам, связанным с обязательствами по социальным гарантиям. Поэтому в проектах федеральных законов, подготовленных Правительством Российской Федерации, планируется четко обозначить социальные гарантии, определяемые и реализуемые на федеральном, региональном и местном уровнях.

Извечной  дилеммой финансового регулирования  социальных процессов является выбор  между денежными выплатами и  предоставлением бесплатных или  частично оплачиваемых услуг, т. е. социальных льгот. В теории отдается предпочтение денежным выплатам, так как они  дают возможность выбора использования  денежных средств на те или иные цели, что в большей степени  отвечает рыночным принципам, кроме  того, денежная выплата, как правило, адресна, поэтому более эффективна. В то же время неэквивалентная  замена льгот компенсационными выплатами  может ухудшить жизненный уровень  граждан. Другие примеры, доказывающие нецелесообразность замены льготы денежными  выплатами связаны с несовпадением  общественных и личных предпочтений. Например, в рамках оптимизации системы  социальных льгот Правительство  Российской Федерации предусматривает  замену гарантий бесплатного получения  специального профессионального образования  детям-сиротам денежными выплатами, это вызывает очень большие опасения, что талантливые воспитанники детских  домов, вступая в самостоятельную  жизнь, будут использовать денежные выплаты не для получения образования, а на другие цели. Специальные государственные программы, включающие социальные льготы и специальные выплаты ветеранам войн, инвалидам, детям-сиротам или другим социальным группам, финансируемые из федеральных (или центральных) бюджетов, существуют во многих европейских странах.

Глава 2.  Проблемы финансового регулирования социально-экономических процессов в РФ

2.1 Специфика отечественного  механизма финансового регулирования  социально-экономических процессов

 

Нарастающая дефицитность финансовых ресурсов, распространившаяся на систему финансов (включая бюджет и внебюджетные фонды) неплатежеспособность, чрезмерная зависимость бюджета  от рынка заемных ресурсов, неурегулированность  межбюджетных отношений, проблематичность самофинансирования государственных  предприятий - эти, подробно рассмотренные  в работе, характеристики состояния  финансов современной России свидетельствуют  об усиливающейся неустойчивости функционирования механизма финансового регулирования социально-экономических процессов в России.

Первопричиной кризиса отечественной модели воспроизводства  является многолетняя, порожденная  идеологическими и политическими  приоритетами социалистической системы  деформированность народнохозяйственных пропорций, не имеющая аналогов в  мировой практике. Именно воспроизводственные, а не конъюнктурные факторы порождают подавляющую часть потерь доходов государства. Поэтому сводить причины современного финансового кризиса лишь к текущим, пусть и крайне неблагоприятным моментам (отсутствию опыта уплаты и взимания большого количества налогов с достаточно часто меняющимся порядком их расчета, росту числа неплательщиков, ситуации на мировых финансовых рынках и т.п.) - это значит менять местами причину и следствие, но самое главное - неоправданно сужать диапазон и расширять временной лаг для выработки мер, которые необходимо осуществить для преодоления сложившейся ситуации.

В ходе исследования чрезвычайно сложного комплекса  проблем, связанных с развитием  налоговой системы выявлено, что  темпы роста объемов поступлений  налогов отстают от темпов роста  денежных поступлений во внебюджетные фонды. Катастрофическое падение собираемости государственных доходов объясняется  невозможностью платить их одними и  умении не платить их другими участниками  социально-экономической системы. Немаловажную роль в существовании последнего из названных факторов играют изменения  в системе государственного управления, влекущие за собой снижение уровня административной дисциплины.

Сократившись  в реальном выражении с 1992 года более  чем в три раза, государственные  расходы сегодня, обладают жесткими, слабо эластичными границами  дальнейшего уменьшения. Весомое  место в них занимают затраты, непосредственно не связанные с  текущим состоянием производства и  налоговой базы: социальные выплаты, расходы на оборону, управление. Своевременное невыполнение принятых бюджетных обязательств по оплате государственных заказов, содержанию социальной сферы, вооруженных сил, дотированию регионов - одна из существенных причин кризиса неплатежей. В целом же, хроническое недофи-нансирование, обладая по крайней мере четырех-пяти кратным мультиплицирующим эффектом, порождает порочную модель воспроизводства финансовых ресурсов: "сокращение государственных ассигнований - рост неплатежей - спад производства и снижение уровня жизни населения -уменьшение доходной базы государства".

Масштабный  дисбаланс доходов и расходов государства на протяжении ряда лет  компенсировался притоком внутреннего  и внешнего спекулятивного капитала и средств международных организаций. Естественным результатом превышения допустимых размеров и высоких ставок централизованных заимствований стала «долговая пирамида», порождающая рост затрат по обслуживанию госдолга, ужесточение контроля (в том числе политического) над финансовой политикой России со стороны иностранных государств и международных организаций (прежде всего МВФ). Нехватка финансовых ресурсов в современных условиях, усугубляя отрыв стоимостной структуры общественного производства от ее материально-вещественной основы, обостряет имеющиеся и порождает новые воспроизводственные диспропорции. В итоге в стране наблюдается существенная деформация механизма движения капитала, продолжает увеличиваться разрыв между сокращающейся доходной базой (ограниченной сверху доходами товаропроизводителей и населения, а также предельной налоговой нагрузкой) и объемом первоочередных государственных обязательств (лимитированных снизу размерами социальной инфраструктуры, требованиям военно-политической безопасности, накопленным госдолгом и др.). Сегодня наше государство не в состоянии на должном уровне обеспечивать выполнение своих социальных, инвестиционных и оборонных функций. Минимальный дефицит финансовых ресурсов колеблется в пределелах от 4 до 8% ВВП. Причем, учитывая тенденции развития экспорта и финансовых рынков, основная часть возможностей его неинфляционного покрытия на ближайшее время утеряна. Крайне необходимое в кризисных ситуациях расширение диапазона прямых мер государственного воздействия на основные элементы воспроизводственного процесса, безусловно, требует увеличения размеров финансирования объективно необходимых общественных потребностей. Практически по каждому направлению госрасходов следует расширять объемы ассигнований, что еще больше актуализирует вопрос достаточности финансовых ресурсов, который - и это особо подчеркивается - даже при самых совершенных формах финансового регулирования не удастся решить без улучшения положения дел в российской экономике и обществе в целом. Дефицит исследуемых ресурсов - не только причина, но, одновременно, и следствие усугубления всех проблем социально-экономического развития России.

Информация о работе Финансовое регулирование социально-экономических процессов