Финансовое планирование в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 23:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть процесс разработки финансового плана и доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка.
Методология финансового планирования построена на рассмотрении баланса, материалах, необходимых для составления финансового плана. Методология финансового планирования и контроля упорядочила финансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедуры финансового планирования упростились. В то же время значительно повысилась ответственность финансовых работников предприятий за качество принятых плановых решений. Увеличился риск при формировании стратегии развития предприятия: работать прибыльно или стать банкротом

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
1.1. Понятие, цель и задачи финансового планирования……………………...............................................................4
1.2. Финансовое планирование на макроуроуровне..........................................................................................9

1.3. Оперативное финансовое планирование..........................................

1.4. Составление смет.............................................................................
1.3. Финансовое прогнозирование…………………...............................29

1.4. Понятие "горизонта планирования".................................................
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Виды финансовых планов............................................................
2.2. Методы финансового планирования...............................
2.3 Этапы финансового планирования........................................
Заключение……………………………..................................
Список литературы……......................................

Файлы: 1 файл

planirovanie.docx

— 78.70 Кб (Скачать)

Финансовый план хозяйствующего субъекта представляет собой баланс его доходов и расходов. В состав доходов включаются прежде всего доходы, получаемые за счет устойчивых источников собственных средств. При необходимости в доходную часть включаются суммы, получаемые за счет заемных средств. К устойчивым источникам собственных доходов относятся прибыль, амортизационные отчисления, отчисления в ремонтный фонд, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжений хозяйствующего субъекта. Цель составления финансового плана состоит в увязке доходов с необходимыми расходами.

При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых средств. Эти дополнительные финансовые средства могут быть получены за счет выпуска ценных бумаг, полученных кредитов или займов, благотворительных взносов и т.п. Если источник дополнительных финансовых средств уже точно известен, то эти средства включаются в доходную часть, а возврат их - в расходную часть финансового плана.

Финансовый план составляется на перспективу (пятилетку), на год с разбивкой по кварталам и на более короткий период времени (оперативный). Таким образом, финансовый план бывает пятилетним, годовым, квартальным, оперативным.

Финансовый план — это раздел бизнес-плана, в котором прогнозируются доходы и расходы по проекту. Вместе с анализом рынка и маркетинговым планом, финансовый план является неотъемлемой частью бизнес-плана.

Бизнес-план представляет собой прогноз предпринимательской деятельности, разработку ориентиров и реального плана финансово-коммерческих мероприятий. Задачей бизнес-плана являются выявление проблем, с которыми столкнется предприниматель при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде, и определение конкретных путей решения этих проблем. Бизнес-план выступает в различных формах. Например, он может состоять из следующих разделов:

-  организационно-экономическая характеристика хозяйствующего субъекта и его бизнес-плана;

-  вид продукции и услуг;

-  оценка рынка сбыта продукции и услуг;

-  конкуренция;

-  маркетинг и продажа;

-  план производственно-торговой деятельности;

-  менеджмент;

-  оценка риска и страхование;

-  финансовая стратегия и финансовый план;

-  приложения

Примерную схему бизнес-плана можно посмотреть в приложении 2.

В бизнес-плане различают два вида финансового планирования: долгосрочное и краткосрочное. Основой долгосрочного финансового планирования является определение потребности в капитале, позволяющей осуществить выбор и сроки получения кредитов, выпуска ценных бумаг, распределить капитал на собственный и заемный. Важное место в финансовой политике хозяйствующего субъекта отводится таким источникам формирования собственных средств, как ускоренная амортизация и резервный фонд. Заемные денежные средства стремятся привлекать в период оживленной конъюнктуры

Раздел финансового планирования бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях).

Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Особое значение следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды. Должны быть отражены труднопрогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий.

Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств.

Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов. Необходимо четко показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень четкости сметы. Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта.

Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам):

изменение курса рубля к доллару;

перечень и ставки налогов;

рублевую инфляцию (возможен различный процент, в зависимости от объекта);

формирование капитала за счет собственных средств, кредитов выпуска акций и т.д.

порядок выплаты займов, процентов по ним и т.д.

Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя основными документами:

отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам);

планом движения денежных средств (Кэш-Фло);

балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени).

При необходимости может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график уплаты налогов.

В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта.

Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита/инвестиций, которые запрашиваются по проекту. 
 
 
 
                           Оперативное финансовое планирование

 

Оперативное финансовое планирование является как бы логическим продолжением текущего финансового планирования. Оно осуществляется в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятия. Финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, а это требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия. Он включает в себя составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:

1. организация расчета временного совпадения денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;

2. формирование информационной базы о движении денежных притоков и оттоков;

3. ежедневный учет всех изменений в информационной базе;

4. анализ неплатежей (по суммам и источникам) и организация мер по их преодолению и предотвращению;

5. расчет потребности в краткосрочном кредите в случае временного несовпадения денежных поступлений и обязательств, а также оперативное приобретение заемных средств;

6. расчет временно свободных средств предприятия, он производится по сумам и срокам;

7. анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного вложения временно свободных средств.

Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой на месяцы и более короткие периоды. При его осуществлении необходимо следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансовых обязательств.

Главной особенностью правильно составленного платежа является его сбалансированность. Такой календарь помогает выявить финансовые ошибки, недостаток средств, понять причину такого положения, наметить и выполнить соответствующие мероприятия, и таким образом, избежать финансовых затруднений.

Календарь платежей составляется на основе следующих документов:

  • плана реализации продукции;
  • сметы затрат на производство;
  • плана капитальных вложений;
  • выписок по счетам предприятия и приложений к ним;
  • договоров;
  • внутренних приказов;
  • графика выплаты заработной платы;
  • счетов-фактуры;
  • а также установленных сроков платежей для финансовых обязательств.
  • На многих фирмах наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, а также платежные календари по отдельным видам движения денежных средств.
  • Кроме платежного календаря на предприятии должен составляться кассовый план - план оборота наличных денежных средств. Этот план отражает поступление и выплаты наличных денежных средств через кассу. Он необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств.
  • Банку, обсуживающему предприятие также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки. Кассовый план разрабатывается на квартал.
  • Заключительным этапом финансового планирования является составление сводной аналитической записки. В ней дается характеристика основных показателей годового финансового плана и делаются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре их формирования.
  •                                 Составление смет
  • Смета - форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей.
  • Основные цели составления смет заключаются:
  • * в увязке текущих и перспективных планов;
  • * в координации действий различных подразделений предприятия;
  • * в детализации общих целей производства и доведении их до руководителей различных центров ответственности;
  • * в управлении и контроле за производством;
  • * в стимулировании эффективной работы руководителей и персонала предприятия;
  • * в определении будущих параметров хозяйственной деятельности;
  • * в периодическом сравнении текущих результатов деятельности с планом, выявлении отклонений и причин неудовлетворительной работы.
  • При составлении смет используются различные методы:
  • * нормативный;
  • * расчетно-аналитический;
  • * балансовый;
  • * оптимизации;
  • * моделирования.
  • Сущностью нормативного метода составления сметы, является расчет объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объем экономического показателя (реализация, выпуск продукции, объем услуг и т.п.).
  • Сущностью расчетно-аналитического метода составления сметы является расчет объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения средних затрат на индекс их изменения в плановом периоде.
  • Сущностью балансового метода составления сметы является увязка объемов затрат и источников расширения ресурсов (доходов).
  • Сущностью метода оптимизации при составлении смет является многовариантность. Из нескольких смет выбирается наилучшая с точки зрения минимума затрат или максимума получаемого эффекта (результата).
  • Сущностью метода моделирования смет является факторный анализ функциональных связей между различными элементами процесса производства. Например, моделируется зависимость прибыли от уровня затрат и объемов реализации продукции (выручки).
  • При разработке бизнес-плана составляются следующие сметы:
  • * смета продаж (реализации продукции);
  • * смета производства;
  • * смета прямых материальных затрат (расхода основных материалов);
  • * смета расходов на оплату труда производственного персонала (прямых трудовых затрат);
  • * смета накладных (косвенных) общепроизводственных расходов;
  • * смета себестоимости реализованной продукции:
  • * смета текущих периодических общехозяйственных расходов;
  • * смета прибылей и убытков;
  • * смета капитальных затрат;
  • * смета движения денежных средств;
  • *смета статей актива и пассива и др.
  • Сметное планирование включает два этапа:
  • планирование - определение будущих целей;
  • мониторинг (сопровождение) - анализ текущей хозяйственной деятельности, т. е. того как в течение планового периода производится выполнение запланированных решений.
  • Сметы составляются на год в целом с поквартальной (или помесячной) разбивкой. Работа выполняется обычно под руководством финансового директора бригадой менеджеров, в которую включаются представители бухгалтерии и других департаментов (отделов) предприятия. Различают два подхода к расчетам смет:
  • 1. Разработка сметы с “нуля”. Применяется в случаях, когда проектируется новое предприятие или когда предприятие меняет профиль работы;
  • 2. Планирование от достигнутого. Применяется в случаях, когда профиль работы предприятия не изменяется. Сметы подразделяются на два вида: сметы по основной деятельности предприятия; сметы по неосновным видам деятельности предприятия.
  • Рассмотрим виды смет.
  • Смета продаж. Эта смета обычно составляется в первую очередь. Оценка выручки в денежном выражении служит основой, на которой базируются все другие сметы. Объем продаж оказывает существенное влияние на факторы, связанные с формированием текущей прибыли.
  • Смета продаж включает в себя информацию 1) о предполагаемых объемах реализации по каждому товару и 2) ожидаемую цену единицы каждого товара. Эти данные классифицируются по регионам и/или по существующим представительствам предприятия.
  • При оценке предполагаемого объема продаж в натуральном выражении отправным пунктом обычно служит прошлогодний объем продаж. Эта величина изменяется в текущем году с учетом факторов, непосредственно влияющих на реализацию, например, величины товаров, заказанных, но не отгруженных, планируемой рекламной компании, экономической конъюнктуры в отрасли и в экономике в целом, производственных мощностей, ценовой политики и результатов рыночных исследовании. Для оценки воздействия этих факторов на прошлогодний объем продаж может использоваться статистический анализ. Такой анализ позволяет установить математическую зависимость между продажами предшествующего периода и факторами, определяющими будущие объемы продаж.
  • Получив предполагаемый объем продаж в натуральном выражении, можно затем прогнозировать выручку путем умножения предполагаемого объема продаж на ожидаемую цену единицы товара. Сравнения фактических продаж со сметными по видам продукции, регионам и/или представительствам предприятия будут показывать разницу между этими двумя величинами. Управленческий персонал при этом сможет исследовать причины существенных отклонений и принять меры по улучшению положения (табл.2).
  • Таблица 2.
  • Смета продаж
  • Товар и регион 
  • Объем продаж в натуральном выражении, единицы продукции 
  • Цена единицы продукции, ден. ед
  • Всего продажи, ден. ед.
  • Товар X: 
  • 528000- 
  • 5 227 200
  • Регион А 
  • 208000 
  • 9,90 
  • 2 059 200
  • Регион Б 
  • 162000 
  • 9.90 
  • 1 603 800
  • Регион В 
  • 158000 
  • 9,90 
  • 1 564 200
  • Товар Y: 
  • 280000 
  • 4 620 000
  • Регион А 
  • 111 600 
  • 16,50 
  • 1 841400
  • Регион Б 
  • 78000 
  • 16,50 
  • 1300200
  • Регион В 
  • 89600 
  • 16,50 
  • 1478 400
  • Всего выручка от реализации 
  • 9 847 200

Информация о работе Финансовое планирование в организации