Указанные
налоги составляют около 85,2% собственных
доходов консолидированного бюджета
Республики Башкортостан.
Отмечается
рост поступлений по налогу на доходы
физических лиц вследствие легализации
заработной платы и погашению
просроченной задолженности по ней.
Из 2816 налогоплательщиков, выплачивавших
заработную плату ниже среднего уровня
по видам экономической деятельности,
повысили заработную плату 2799 налогоплательщиков.
Увеличение
поступления акцизов в консолидированный
бюджет Республики Башкортостан в 2008 году
по сравнению с 2007 годом обусловлено
повышением ставок акцизов в среднем на
7,0% по подакцизным товарам, за исключением
нефтепродуктов, и ростом налоговой базы
по акцизам на пивную продукцию. 7
Уровень
поступлений по налогу на добычу полезных
ископаемых, характеризующийся ростом
на 41,0% по сравнению с 2007 годом, определялся
динамикой мировой цены на нефть.
Поступления
по налогу на имущество увеличились
на 19,9%, что в основном связано
с ростом налогооблагаемой базы.
Расходы
консолидированного бюджета Республики
Башкортостан профинансированы на сумму
107408,7 млн. рублей, что составило 116,9% к 2007
году. Консолидированный бюджет республики
исполнен с профицитом в сумме 9129,5 млн.
рублей.
Расходование
бюджетных средств в 2008 году производилось
исходя из приоритетности социальных
мероприятий государственной политики.
В структуре
расходов консолидированного бюджета,
как и в предыдущие годы, наибольший
удельный вес занимала социальная составляющая
– 67,1% (72100,0 млн. рублей). На образование
направлено 26,2% всех расходов консолидированного
бюджета, на здравоохранение, физическую
культуру и спорт (с учетом расходов на
обязательное медицинское страхование
неработающего населения) – 16,9%, на социальную
политику – 9,9%, жилищно-коммунальное хозяйство
– 9,1%, на культуру, кинематографию, средства
массовой информации – 4,8%, на охрану окружающей
среды – 0,2%. На дорожное хозяйство и развитие
транспортной инфраструктуры направлено
9,8% всех расходов, государственную поддержку
сельского хозяйства и рыболовства –
5,9%. 8
Государственная
поддержка предприятий республики
в форме предоставления бюджетных кредитов
составила 1740,8 млн. рублей, в том числе
предприятий агропромышленного комплекса
– 648,8 млн. рублей, жилищного строительства
– 1092,0 млн. рублей. Возвращено бюджетных
кредитов, в том числе ранее выделенных,
в сумме 320,3 млн. рублей. 9
Из проведенного
анализа можно сделать следующие
выводы:
- По объему
налогов, сборов и иных обязательных платежей,
поступивших в федеральный бюджет, республика
находится на 8 месте среди субъектов РФ;
- по объему
доходов консолидированного бюджета за
2007 г. (92 млрд. 579,6 млн. руб.), – на 10 месте
в Российской Федерации и на 2 месте –
среди субъектов Приволжского федерального
округа;
- С 2005 по 2008
год постоянно увеличивалась доля средств
государственных внебюджетных фондов
в общей сумме доходов;
- Из суммы
всех доходов в 2008 году 11% составляют поступления
от государственных внебюджетных фондов.
На мой взгляд, это достаточно существенный
процент, прибавляемый к доходам субъекта;
- Доходы бюджета
Республики Башкортостан за 4 года постоянно
увеличивались;
- За 2006 год
бюджет Республики Башкортостан исполнен
по доходам на 69 млрд. 820,4 млн. рублей, что
составило 108,4% к годовому плану 2006 года;
- Аналогично
доходам РБ возрастали и расходы. С 2005
по 2008 год они увеличились на 50157 млн.руб;
- Затраты на
государственные инвестиции за счет средств
бюджета РБ снизились, но не значительно;
- Достаточно
ощутимо снизились расходы на ЖКХ;
- В структуре
расходов бюджета Республики Башкортостан
расходы на оказание финансовой помощи
нижестоящим бюджетам (межбюджетные трансферты)
составили 17млрд. 012 млн. рублей или 27,9%
от общей суммы расходов;
- Доходы консолидированного
бюджета Республики Башкортостан исполнены
в объеме 116538,2 млн. рублей, рост на 25,9% к
2007 году;
- В структуре
доходов удельный вес налоговых доходов
составил 68,7%, неналоговых доходов – 15,2%,
безвозмездных перечислений – 16,1%;
- Отмечается
рост поступлений по налогу на доходы
физических лиц вследствие легализации
заработной платы и погашению просроченной
задолженности по ней.
3 Тенденции
развития финансово-бюджетной системы
Республики Башкортостан
В
данной части будут подведены
итоги проделанного анализа и
определены основные тенденции в
развитии финансово-бюджетной системе
Республики Башкортостан.
В части
второй были сделаны следующие основные
выводы:
- По объему
налогов, сборов и иных обязательных платежей,
поступивших в федеральный бюджет, республика
находится на 8 месте среди субъектов РФ;
- по объему
доходов консолидированного бюджета за
2007 г. (92 млрд. 579,6 млн. руб.), – на 10 месте
в Российской Федерации и на 2 месте –
среди субъектов Приволжского федерального
округа;
- С 2005 по 2008
год постоянно увеличивалась доля средств
государственных внебюджетных фондов
в общей сумме доходов;
- Из суммы
всех доходов в 2008 году 11% составляют поступления
от государственных внебюджетных фондов.
На мой взгляд, это достаточно существенный
процент, прибавляемый к доходам субъекта;
- Доходы бюджета
Республики Башкортостан за 4 года постоянно
увеличивались;
- За 2006 год
бюджет Республики Башкортостан исполнен
по доходам на 69 млрд. 820,4 млн. рублей, что
составило 108,4% к годовому плану 2006 года;
- Аналогично
доходам РБ возрастали и расходы. С 2005
по 2008 год они увеличились на 50157 млн.руб;
- Затраты на
государственные инвестиции за счет средств
бюджета РБ снизились, но не значительно;
- Достаточно
ощутимо снизились расходы на ЖКХ;
- В структуре
расходов бюджета Республики Башкортостан
расходы на оказание финансовой помощи
нижестоящим бюджетам (межбюджетные трансферты)
составили 17млрд. 012 млн. рублей или 27,9%
от общей суммы расходов;
- Доходы консолидированного
бюджета Республики Башкортостан исполнены
в объеме 116538,2 млн. рублей, рост на 25,9% к
2007 году;
- В структуре
доходов удельный вес налоговых доходов
составил 68,7%, неналоговых доходов – 15,2%,
безвозмездных перечислений – 16,1%;
- Отмечается
рост поступлений по налогу на доходы
физических лиц вследствие легализации
заработной платы и погашению просроченной
задолженности по ней.
Из этого
следует, что благоприятная экономическая
ситуация в республике создала основу
для успешного функционирования финансово-кредитной
системы, устойчивой, централизованной
и хорошо управляемой. Основой успеха
бюджетно-налоговой политики республики
являются:
- развитая
налогооблагаемая база;
- высокий уровень
собираемости налогов;
- эффективное
управление государственными финансами.
Можно
определить основные направления реформирования
государственных финансов Республики
Башкортостан:
- несмотря
на большую работу по уточнению границ
сектора государственного управления
и инвентаризации системы бюджетных учреждений,
предстоит уточнить перечень бюджетных
услуг и учреждений, действительно требующих
финансирования из бюджета Республики
Башкортостан, осуществить мероприятия
по оптимизации и реструктуризации сети
бюджетных учреждений и государственных
унитарных предприятий;
- в Республике
Башкортостан, как и в России в целом, предстоит
повысить уровень культуры государственного
управления - создать систему управления,
ориентированную на установление стандартов
качества бюджетных услуг, мониторинг
эффективности бюджетных расходов и использование
механизмов обратной связи с населением
(потребителями услуг) для оценки качества
работы учреждений бюджетной сферы, осуществить
институциональные преобразования, направленные
на внедрение рыночных отношений в финансирование
бюджетных услуг, оптимизировать количество
бюджетных учреждений и численность их
персонала;
- существующая
дифференциация уровней социально-экономического
развития муниципальных районов и городских
округов требует совершенствования методики
распределения финансовой помощи местным
бюджетам;
- для дальнейшего
ускоренного развития Республики Башкортостан
в рамках удвоения внутреннего валового
продукта (далее - ВВП) России необходим
приток инвестиций, который частично будет
обеспечен за счет повышения уровня управления
финансами - одного из основных требований
инвесторов к территориям.
Анализ
проблем развития финансово-бюджетной
системы Республики Башкортостан демонстрирует
необходимость:
- совершенствования
бюджетной политики в среднесрочном периоде;
- создания
эффективной системы управления государственными
финансами;
- формирования
новой культуры государственного управления,
ориентированной на предоставление высококачественных
бюджетных услуг населению.
Добиться
поставленных целей, мобилизации финансовых
ресурсов, для дальнейшего социально-экономического
развития Республики Башкортостан, повышения
эффективности управления государственными
финансами можно путем проведения специальной
программы реформирования государственных
финансов РБ.
Заключение
В
результате проведенного в данной курсовой
работе исследования были сделаны основные
выводы о современном состоянии
финансово-бюджетной системы и
предположены основные тенденции и
пути развития системы в дальнейшем.
Республика
Башкортостан устанавливает налоги и
сборы в бюджет Республики Башкортостан
в соответствии с федеральным законом.
На современном
этапе в финансовой системе существуют
следующие звенья:
- Бюджетная
система, состоящая из государственных;
- Внебюджетные
целевые государственные и муниципальные
(местные) фонды;
- Финансы предприятий,
организаций, учреждений, отраслей народного
хозяйства;
- Имущественное
и личное страхование;
- Кредит.
Все они
обладают общими свойствами финансов
как экономической категории, но
и в силу своих особенностей по-разному
влияют на социально-экономические процессы,
вместе с тем взаимодействуя между собой.
Многозвенность финансовой системы способствует
большей ее гибкости и эффективности.
Список
использованной литературы
- Постановлений
Правительства РБ от 09.04.2007 N 86, от 29.08.2007
N 243;
- Официальный
сайт Министерства Финансов РБ - http://minfinrb.bashkortostan.ru