Финансово-бюджетная система Республики Башкортостан

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение финансово-бюджетной системы Республики Башкортостан на современном этапе и в динамике развития за последние несколько лет. Объектом изучения выступает сама финансово-бюджетная система, а предметом – динамика ее развития.

Оглавление

Введение
1 Финансово-бюджетная система Республики Башкортостан
1.1 Финансовая система РБ
1.2 Бюджетная система РБ как основной элемент финансовой системы РБ
2 Анализ финансово-бюджетной системы Республики Башкортостан на современном этапе
3 Тенденции развития финансово-бюджетной системы Республики Башкортостан
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Финансово12.doc

— 329.50 Кб (Скачать)
 

1.3 Бюджетная  система РБ как основной элемент  финансовой системы РБ 

    Как уже говорилось выше, бюджетная система  Республики Башкортостан состоит из республиканского бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных фондов. Принципы организации бюджетной системы Республики Башкортостан определяются федеральными законами и законами Республики Башкортостан.

    Финансовый  учет в республике осуществляется в рублях. Бюджетный процесс в республике регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, законом Республики Башкортостан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, федеральными и республиканскими нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.1

    Бюджетный процесс в республике базируется на единых принципах, определенных Бюджетным  кодексом Российской Федерации.

     Бюджетное устройство и бюджетный процесс  в республике определяются федеральными законами и законами Республики Башкортостан. Исходя из этого формируются бюджет Республики Башкортостан и бюджеты муниципальных образований (1020), в том числе:

  • бюджеты муниципальных районов (54),
  • бюджеты городских округов (9),
  • бюджеты городских и сельских поселений (957).

      Рисунок 2 – Бюджетная система РБ

      Бюджет  Республики Башкортостан и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования, Фонд занятости населения) Республики Башкортостан ежегодно принимаются Государственным Собранием - Курултаем - Республики Башкортостан по представлению Президента Республики Башкортостан.

     Реализация  последовательной и комплексной  программы мер по стабилизации и развитию бюджетного процесса в Республике Башкортостан позволила обеспечить бюджету Республики Башкортостан лидирующие позиции в Российской Федерации. 2

     Республика  Башкортостан находится в едином налоговом пространстве Российской Федерации. Региональные и местные налоги устанавливаются и взимаются в соответствии с федеральным налоговым законодательством.

    В отчет об исполнении бюджета включаются все доходы, поступившие на счет республиканского бюджета, и расходы  по финансированию обязательств, которые  несет республика.

    Отчеты  об исполнении бюджета составляются в ценах на момент поступления  доходов и произведения расходов.

    Составление и исполнение бюджета осуществляется в соответствии с установленной  в Российской Федерации бюджетной  классификацией доходов и расходов, источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации.3

    Дебиторская и кредиторская задолженность, материальные запасы бюджетных учреждений устанавливаются  на основании данных отчетов получателей  бюджетных средств. Расходы по обслуживанию государственного долга Республики Башкортостан включены в перечень расходов бюджета, подлежащих финансированию в первоочередном порядке и не подлежащих сокращению.4

      Организации и физические лица вносят налоги и  сборы в бюджетную систему  Республики Башкортостан в соответствии с федеральными законами и законами Республики Башкортостан о налогах и сборах.

     Республика  Башкортостан устанавливает общие  принципы налогообложения и сборов в бюджет Республики Башкортостан в  соответствии с федеральными законами и законами Республики Башкортостан. 
 
 

2 Анализ  финансово-бюджетной системы Республики  Башкортостан на современном  этапе

     В данной части курсовой работы мною будет проведен анализ современного состояния финансово-бюджетной системы  Республики Башкортостан.

     Для проведения анализа буду использованы следующие источники: Постановлений Правительства РБ от 09.04.2007 N 86, от 29.08.2007 N 243, Официальный информационный портал Республики Башкортостан.

     В настоящее время в Республике функционируют 1020 бюджетов с полностью сформированным бюджетным процессом, что является крупнейшей в стране региональной бюджетной системой. Общее поступление платежей во все уровни бюджетов и внебюджетные фонды на территории Республики Башкортостан за 2007 г. составило 227,9 млрд. руб. Из общего объема поступлений в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды Российской Федерации перечислено 66% (150,4 млрд. руб.), в консолидированный бюджет Республики Башкортостан – 34% (77,5 млрд. руб.). По объему налогов, сборов и иных обязательных платежей, поступивших в федеральный бюджет, республика находится на 8 месте среди субъектов РФ, а по объему доходов консолидированного бюджета за 2007 г. (92 млрд. 579,6 млн. руб.), – на 10 месте в Российской Федерации и на 2 месте – среди субъектов Приволжского федерального округа.5

     Уровень и тенденции развития экономики  республики создали основу для формирования значительной доходной базы бюджетов всех уровней и определили статус республики как донора федерального бюджета, обеспечивающего в составе Приволжского федерального округа формирование 1/5 доходов федерального бюджета. Среди субъектов Приволжского федерального округа Республика Башкортостан по объему собственных доходов в первом полугодии 2005 года вышла на 2-е место.

     Рассмотрим  сводный финансовый баланс РБ на 2005 - 2008 год и проанализируем на его основе состояние финансово-бюджетной системы РБ в эти годы. Для удобства разобьем его на доходную и расходную часть

     Таблица 1 – Доходная часть Сводного финансового  баланса Республики Башкортостан на 2005-2008 год

 

     Из  данных таблицы 1 можно сделать следующие  выводы:

    • С 2005 по 2008 год постоянно увеличивалась доля средств государственных внебюджетных фондов в общей сумме доходов;
    • Из суммы всех доходов в 2008 году 11% составляют поступления от государственных внебюджетных фондов. На мой взгляд, это достаточно существенный процент, прибавляемый к доходам субъекта.

     В целом, доходы бюджета Республики Башкортостан за 4 года постоянно увеличивались, что наглядно иллюстрирует следующий рисунок.

Рисунок 3 – динамика изменения доходов  РБ 

     По  состоянию на 1 июля 2005 года на территории Республики Башкортостан собрано платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды в сумме 79912,2 млн. рублей, что  в 1,6 раза больше поступлений за аналогичный период прошлого года. Из общего объема поступлений в федеральный бюджет перечислено 72,6%, в консолидированный бюджет Республики Башкортостан - 27,4% (за аналогичный период 2004 года 65,2% и 34,8% соответственно).

     За 2006 год бюджет Республики Башкортостан исполнен по доходам на 69 млрд. 820,4 млн. рублей, что составило 108,4% к годовому плану 2006 года. Основными источниками  доходов стали: налог на прибыль  организаций –19 млрд. 627,8 млн. рублей (28,1% от общей суммы доходов), увеличившийся по сравнению с соответствующим периодом 2005 года в 1,5 раза, налог на доходы физических лиц – 9 млрд. 907,1 млн. рублей (14,1%), соответственно в 1,6 раза, акцизы – 5 млрд. 714,7 млн. рублей (8,2%) и на 17,5%, налог на имущество – 5 млрд. 309,4 млн. рублей (7,6%) и в 1,8 раза.

     За 2006 год в бюджетную систему  Российской Федерации по территории Республики Башкортостан поступило  доходов на сумму 213 млрд. 418,1 млн. рублей, что на 30,1% больше соответствующего периода 2005 года. Из них в доход федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов России перечислено 144 млрд. 541,2 млн. рублей или 68% всех поступлений. В то время как в 2000 году было перечислено менее 31%, в 2001 году менее 50%, в 2002 и 2003 годах – около 60%, в 2004 и 2005 годах – около 70% поступлений.

Таблица 2 - Расходная часть Сводного финансового  баланса Республики Башкортостан на 2005-2008 год 

Из данных таблицы 2 можно сделать следующие  выводы:

  • Аналогично доходам РБ возрастали и расходы. С 2005 по 2008 год они увеличились на 50157 млн.руб;
  • Затраты на государственные инвестиции за счет средств бюджета РБ снизились, но не значительно;
  • Достаточно ощутимо снизились расходы на ЖКХ.
 

      Расходы бюджета Республики Башкортостан за 2006 год профинансированы в сумме 60 млрд. 980,8 млн. рублей, что на 57,2% выше соответствующего периода 2005 года или на 22 млрд. 189,3 млн. рублей.

      В структуре расходов бюджета Республики Башкортостан расходы на оказание финансовой помощи нижестоящим бюджетам (межбюджетные трансферты) составили 17млрд. 012 млн. рублей или 27,9% от общей суммы расходов, на выплату заработной платы работникам республиканских учреждений – 7 млрд. 703,7 млн. рублей или 12,6%, на обязательное медицинское страхование неработающего населения – 4 млрд. 015,1 млн. рублей или 6,6%, на предоставление субсидий и субвенций организациям республики – 5 млрд. 744,3 млн. рублей или 9,4%, на содержание учреждений социального обслуживания и по реализации мер социальной поддержки граждан, на выплату пособий, доплат к пенсиям и других расходов в социальной сфере – 4 млрд. 208,9 млн. рублей или 6,9%. На финансирование дорожного хозяйства направлено 5 млрд. 554,4 млн.рублей или 9,1%, капитальных вложений – 10млрд. 154,4 млн.рублей или 16,6% от общей суммы расходов. На указанные направления расходов приходится 89,2% всех расходов бюджета Республики Башкортостан.

     Проанализируем  государственный долг Республик  Башкортостан.

     С учетом осуществленных в 2006 году государственных  заимствований и исполнения долговых  обязательств   объем  государственного  долга  Республики  Башкортостан  на 1  января 2007  года  составил 3.275.415  тыс.рублей или 124.393,4  тыс. долларов США (по курсу на 1 января 2007 года) и вырос по сравнению с 1 января 2006 года на 48%, что связано с увеличением объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам в связи с выпуском  их  в 2006  году  на  общую номинальную стоимость в 1 млрд.рублей. 

     В  структуре  государственного  долга  Республики  Башкортостан  долговые обязательства  по  кредитным  соглашениям  составили 36 %  общего  объема  долга,  по государственным  ценным  бумагам - 46%,  по  государственным  гарантиям - 18 %,  по бюджетным  кредитам  из  федерального  бюджета -  менее 1%.  В  общем  объеме государственного  долга  Республики  Башкортостан  внутренний  долг  составил 64%, внешний  долг- 36%.  По  сравнению  с 1  января 2006  года  внешний  долг  сократился почти  на 14%,  внутренний  долг  вырос  в 2,5  раза,  что  связано  с  прекращением обязательств  по  государственным  гарантиям  в  иностранной  валюте,  увеличением обязательств  по  государственным  гарантиям,  выраженным  в  валюте  Российской Федерации и по государственным ценным бумагам. 

     Рассмотрим  исполнение консолидированного бюджета Республики Башкортостан за 2008 год.

            На территории Республики Башкортостан собрано в бюджеты  всех уровней и внебюджетные фонды 274,8 млрд. рублей  
(с учетом таможенных платежей), что превышает уровень 2007 года на 21,2%. Из общего объема поступлений в федеральный бюджет и внебюджетные фонды перечислено 64,4%, в консолидированный бюджет Республики Башкортостан – 35,6% (2007 год – соответственно 65,8% и 34,2%).
 
 

Таблица 3 – Отчет об исполнении консолидированного бюджета  
Республики Башкортостан за 2008 год6

 

 

     Несмотря  на наметившееся некоторое снижение темпов роста социально-экономического развития в IVквартале 2008 года, темпы роста доходов превысили уровень 2007 года.

     Доходы  консолидированного бюджета Республики Башкортостан исполнены в объеме 116538,2 млн. рублей, рост на 25,9% к 2007 году. В структуре доходов удельный вес налоговых доходов составил 68,7%, неналоговых доходов – 15,2%, безвозмездных перечислений – 16,1%, в том числе:

  • налог на прибыль организаций – 29,9% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов;
  • налог на доходы физических лиц – 29,4%;
  • налоги на имущество – 9,0%;
  • акцизы – 7,2%;
  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 10,2%.

При этом поступления налогов на прибыль  организаций и на совокупный доход  выросли в 1,3 раза, на доходы физических лиц и на имущество – в 1,2 раза, акцизов – в 1,1 раза.

Информация о работе Финансово-бюджетная система Республики Башкортостан