Финансовая система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:23, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы, таким образом, заключается в рассмотрении финансовой системы Республики Казахстан.
Задачи работы:
- Рассмотреть сущность финансов и финансовой системы;
- Выделить особое место бюджетной системы в структуре финансовой системы;
- Проанализировать развитие финансовой системы Республики Казахстан.

Оглавление

Введение 3
Основная часть. Финансовая система Республики
1. Характеристика финансовой системы 5
2. Государственный бюджет как основное звено финансовой системы 9
3. Анализ состояния финансовой системы Республики Казахстан 14
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Эк. теория.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

ПЛАН  РАБОТЫ 
 

Введение 3

Основная  часть. Финансовая система Республики

   1. Характеристика финансовой системы   5

   2. Государственный бюджет как основное  звено финансовой системы 9

   3. Анализ состояния финансовой  системы Республики Казахстан 14

Заключение 24

Список литературы 26

 

ВВЕДЕНИЕ 

       Финансовые  отношения образуют там, где есть фонды денежных средств. Только с  появлением государства и регулярного  товарно-денежного обращения возникает  экономическая категория финансы.

       Финансы объективно необходимы, их необходимость обусловлена существованием товарного производства, обращения, а также действием закона стоимости.

       Денежные  отношения, складывающиеся между предприятиями  в их хозяйственной деятельности, опосредует кругооборот фондов в  процессе производства. Материальной основой финансов является производство.

       Изучение  экономической структуры любого общества современного государства  невозможно без анализа финансовой системы, представляющем собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов.

Финансовые отношения представляют собой важную составную часть общих экономических отношений, присущих любой общественной системе. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальных сферах.

       Финансовая  система охватывает многочисленные институты государственных финансов, которые действуют в тесном взаимодействии с кредитными институтами различного назначения.

       Предметом курсовой работы является совокупность финансовых и денежно-кредитных отношений, требующих нового подхода к их регулированию в условиях перехода к рыночной экономике. Методологическую основу составляет комплексный системный подход к изучению проблемы реформирования финансово-кредитной системы Республики Казахстан в современных условиях рыночной экономики.

       Актуальность  данной темы нельзя преувеличить, ведь финансовая система, по праву, считается  основой основ любого современного государства. Многие кризисы экономики  связаны с нарушением ее функционирования. Поэтому необходимо знать все тонкости ее устройства для обеспечения нормального функционирования любой страны.

       Цель  курсовой работы, таким образом, заключается  в рассмотрении финансовой системы  Республики Казахстан.

       Задачи  работы:

    -  Рассмотреть сущность финансов и финансовой системы;

    -  Выделить особое место бюджетной системы в структуре финансовой системы;

    -  Проанализировать развитие финансовой системы Республики Казахстан.

 

Основная  часть. Финансовая система  Республики Казахстан 

1. Характеристика финансовой  системы

       Финансовая система государства представляет собой совокупность финансово-экономических институтов, каждый из которых опосредует фонд денежных средств, это определение в экономическом смысле.

       В юридическом смысле под финансовой системой понимается совокупность финансовых учреждений государства (финансовое ведомство и его подразделения, налоговые органы, государственные банки, государственные страховые компании). Финансовая система РК носит рыночный характер и обычно состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы государственных предприятий и корпораций.

       Финансовая  система может быть построена  на принципе единства, либо на принципе относительной автономности институтов финансовой системы.

       Общественные  отношения, выступающие предметом  финансового права в целом, так и отдельных его институтов, в частности, являются финансово-экономическими отношениями. Определенные группы этих отношений образуют институты финансовой системы (финансово-экономические институты)

       Финансовая  система предполагает:

    • финансовое устройство;
    • правовые основы денежной системы;
    • управление в области финансов;
    • финансовое планирование;
    • финансовый контроль1.

       Принципы  организации финансовой системы можно определить так: 

__________________________

1 Деева А.И. Финансы – М., 2002. – С. 82.

    • финансы любой страны носят организованный характер, они подразделены на определенные фонды денежных средств, опосредованные финансово-экономическими институтами;
    • институт, посвященный организации денежной системы в стране касается всех существующих в государстве денежных отношений (финансовых, товарно-денежных, отношений по оплате труда);
    • управление в области финансов всегда носит организационный характер, ведь сами финансы вне его организационных усилий ни возникнуть, ни функционировать не могут;
    • финансовое планирование роста дается на бюджетное планирование, банковское планирование, планирование финансов госпредприятий и организаций;
    • финансовый контроль принимает виды бюджетного, банковского, ведомственного контроля.

       Финансовая  система государства представляет собой совокупность различных финансовых звеньев и финансовых отношений. В экономической литературе финансовая система исследуется в трех аспектах:

    1. Совокупность финансовых отношений;
    2. Совокупность фондов денежных средств;
    3. Финансовый аппарат управления.

       Финансовые  отношения представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих  между государством, предприятиями, организациями, отраслями, отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов.

       Например:

    • финансовые отношения между государством и предприятием – это взнос платежей в бюджет (налоги, прибыль), а также дотации и кредиты;
    • финансовые отношения между предприятиями – это долевое участие в создании совместных предприятий; взаимное кредитование: купля-продажа ценных бумаг;
    • финансовые отношения между предприятием и его работниками – это движение фонда материального труда (зарплата, дивиденды, премии);
    • финансовые отношения между предприятием и кредитной системой осуществляют при оплате процентов за предоставление кредитов;
    • финансовые отношения между государством и населением – это уплата подоходного налога; откладывание средств на лицевые счета, получение ссуд.

       Финансовая  система представлена централизованными финансами с децентрализованными финансами.

       Централизованные (общегосударственные) финансы:

    • бюджет (республиканский и местный);
    • специальные внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд содействия занятости населения, дорожный фонд, инвестиционный и др.).

       Децентрализованные  финансы:

    • финансы предприятий и организаций народного хозяйства, которые подразделяются на финансы сферы материального производства и финансы непроизводственной сферы;
    • финансы населения (уплата подоходного налога, получение материальных и нематериальных благ, оплачиваемые услуги, оплата труда за исключение товаров в кооперативах и других рынках).

       Финансовая  система РК носит рыночный характер, обычно состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы государственных предприятий и корпораций.

       По  определению, финансовая система –  это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

       Внутри  каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах: финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов – соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

       Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

       Разные  звенья финансовой системы обслуживают  разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное – финансами  предприятий, внутриотраслевое – финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное – государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

       Каждое  звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья  в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от формы собственности – финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования1. 

2. Государственный бюджет как основное звено

финансовой  системы

       Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью Правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

       Государственный бюджет – экономическая категория, свойственная различным общественным формациям.

       Государственный бюджет является основным финансовым планом,

____________________________________

1 Деева А.И. Финансы – М., 2002. – С. 84

выражает  совокупность экономических отношений, возникающих в связи с распределением общественного продукта в масштабе государства. Как основной финансовый план государственный бюджет является формой проявления этой категории.

Информация о работе Финансовая система Республики Казахстан