Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:23, контрольная работа
Цель курсовой работы, таким образом, заключается в рассмотрении финансовой системы Республики Казахстан.
Задачи работы:
- Рассмотреть сущность финансов и финансовой системы;
- Выделить особое место бюджетной системы в структуре финансовой системы;
- Проанализировать развитие финансовой системы Республики Казахстан.
Введение 3
Основная часть. Финансовая система Республики
1. Характеристика финансовой системы 5
2. Государственный бюджет как основное звено финансовой системы 9
3. Анализ состояния финансовой системы Республики Казахстан 14
Заключение 24
Список литературы 26
Доходы государственного бюджета складываются из статей:
Расходы государственного бюджета Республики Казахстан:
Формы и методы взимания платежей в бюджет под влиянием экономических, политических и социальных изменений в развитии общества, роста масштабов производства постоянно совершенствуются для создания финансовой базы устойчивости функционирования народного хозяйства в условиях перехода к рыночной экономике.
Формирование доходов государственного бюджета - важный процесс,
______________________________
1 Мельников В.Д. Основы финансов. – Алматы, 2005. – С. 125
определяющий возможности
государства в направлении
Важным требованием к государственному бюджету является его адекватности общеэкономическому развитию. Это объясняется использованием среднесрочного финансового планирования, которое позволяет осознать потребность в действиях в рамках финансовой политики.
Другим важным требованием к организации государственного бюджета является включение в него лишь тех расходов, которые необходимы для выполнения государственных задач. Это обеспечивается острой «конкуренцией потребностей» за ограниченные финансовые средства. Важным условием является отработанные процедуры контроля, осуществляемого как Парламентом, так и Министерством Финансов.
Бюджет должен быть информативен и содержать сведения в наиболее ясной для понимания форме. В связи с этим важное значение приобретает принцип единства и полноты бюджета. Это означает, что доходы и расходы должны быть объединены в рамках одного бюджета и должны быть представлены все поддающиеся предвидению расходы и доходы.
Принцип
достоверности бюджета
Экономическая сущность расходов государственного бюджета выражается в том, что они способствуют процессу капиталистического воспроизводства, накопления капитала. Бюджетные расходы служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономикой, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства.
Состав и структура расходов государственного бюджета определяется их экономическим содержанием и задачами, которые стоят перед государством.
Расходы по роли в общественном воспроизводстве можно подразделить на затраты по обеспечению непрерывного процесса производства, увеличение производственных фондов и на расходы по удовлетворению социально-культурных потребностей членов общества.
К первой группе относятся расходы государственного бюджета, направляемые на финансирование основных фондов отраслей народного хозяйства, обеспечение их непрерывного финансирования.
Ко второй группе относятся затраты бюджета на финансирование социально-культурных мероприятий, оборону и управление государством.
Соотношение между этими группами расходов определяет эффективность бюджета. Чем выше уровень затрат, направленных на развитие отраслей народного хозяйства, и соответственно ниже уровень потребительских затрат бюджета, тем эффективнее использование бюджетных средств.
Бюджет в основном несет расходы, связанные с экономическими функциями государства. С переходом на рыночные условия хозяйствования бюджет должен изменяться. Реализация расходной части бюджета может быть осуществлена в результате постепенного перехода к сокращению только самых необходимых дотаций и субсидий, предоставляемых преимущественно по прямому назначению предприятиям.
Существенным в сокращении расходов бюджета должен стать отказ от кредитования долгов предприятий, повышение ответственности госпредприятий за финансовые результаты.
Распределительный
характер бюджетных операций позволяет
государству превратить бюджет в
экономический рычаг
Государственный бюджет характеризуется такими важными чертами: он имеет силу закона; в нем находят непосредственное отражение программы, направленные на развитие общественного производства, повышение его эффективности, удовлетворение потребностей членов общества. Бюджет имеет огромное мобилизирующее и организующее значение, что связано с правовой формой использования бюджетных отношений.
В процессе становления государственного бюджета используются и уточняются макроэкономические, финансовые и производственные показатели, выявляются дополнительные доходы и неиспользованные резервы, координируются связи всех звеньев финансово-кредитной системы, а также достигается согласование показателей экономического и социального развития с финансовыми кредитными ресурсами.
Государственный бюджет – действенное орудие общегосударственного контроля. Адресный характер бюджетных показателей, отражающих многообразные связи бюджета с хозяйством, создает основу для их использования в целях контроля за состоянием дел в отраслях минерального производства и непроизводственной сферы.
Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности той или иной страны, ее социально-экономического строя, а также государственного устройства. Эта система формируется на основе всей совокупности социально-экономических, правовых и других особенностей, характеризующих то или иное государство.
Еще одним важным звеном финансовой системы являются местные финансы, роль и влияние которых повышается с каждым годом. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.
Внебюджетные
фонды управляются непосредственно
центральными, а в отдельных случаях, местными
властями. Наиболее распространенными
источниками формирования этих фондов
являются налоги, отчисления из бюджета,
специальные взносы1.
3. Анализ состояния финансовой системы Республики Казахстан
В Казахстане за период независимости полностью изменилась система экономических и социальных отношений. Со времени начала в 1994 году глобальных экономических реформ в значительной мере была достигнута финансовая стабилизация. Произошли практически полная
______________________________
1 Мельников
В.Д. Основы финансов. – Алматы, 2005. – С.
129
либерализация цен и отмена большинства
ограничений в сфере внешней торговли.
В 1996 году впервые за последние годы был обеспечен рост валового внутреннего продукта по сравнению с предыдущим годом на 0,5%. Ставка рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан, достигавшая в середине 1994 года 450-480%, снизилась более чем в 20 раз.
Проведение рациональной политики государственных расходов обеспечило снижение уровня дефицита бюджета.
В свою очередь, это позволило заложить прочный фундамент обеспечения финансовой стабилизации экономики: созданы реальные предпосылки привлечения инвестиций, способствующие умеренному экономическому росту, подъему и структурной перестройке национальной экономики и улучшения на этой основе качества жизни населения.
Последующее развитие финансовой системы было успешным. Однако, глобальный экономический кризис оказал свое влияние и на финансовую систему нашей республики.
Казахстан почувствовал мировой кризис ликвидности ближе к осени 2007 года. Почувствовал первым среди стран СНГ. По той причине, что оказался государством, увлекшимся большими внешними заимствованиями. К началу мирового кризиса коммерческие банки страны набрали внешних займов на 45 млрд. долларов. Их охотно давали иностранные банки и инвестиционные компании ввиду того, что в течение 6-7 лет экономика Казахстана устойчиво развивалась, ежегодный темп ее роста составлял 9-10%. Авторитет Казахстана в мировом сообществе последовательно рос как динамично развивающейся страны. Высокий имидж республике обеспечивало также наличие у нее богатых запасов минерально-сырьевых ресурсов. Кстати, одно из самых мощных нефтяных месторождений мира – Кашаган – было открыто в стране в годы ее экономического подъема. Все это убеждало иностранных инвесторов в ее высокой кредитоспособности, и коммерческие банки Казахстана этим активно пользовались, набирая внешние кредиты на сравнительно более льготных условиях1.
Нужно сказать, что эти внешние займы внесли оживление и даже придали динамику росту некоторых секторов казахстанской экономики. Но в крупном плане ощутимой пользы отечественной экономике, в особенности в плане развертывания диверсификации отраслей и развития обрабатывающих производств, в чем мы остро нуждались, они все же не принесли. В промышленности была использована только одна десятая часть этих средств, ибо для строительства заводов и фабрик требовались «длинные деньги», а полученные займы были в основном краткосрочными.
И потому коммерческими банками они направлялись в те сегменты экономики, где можно было получить быструю отдачу от вложенных средств. Такими сегментами оказались торговля и жилищное строительство.
За сравнительно короткое время в стране была сформирована торговая сеть по материальной базе, технике и технологии, а главное, по ассортименту и качеству предлагаемых населению товаров, не уступающая даже самым высоким стандартам аналогичной сети в развитых странах. Через ипотечные или просто кредиты коммерческих банков в стране развернулось жилищное строительство. Цены на строящееся жилье постоянно росли, но темпы и масштабы развития отрасли не снижались. Отрасль оказалась высокорентабельной, она обеспечивала выгодную отдачу от вложенных средств. И потому сюда устремился спекулятивный капитал.
Накануне кризиса говорилось о том, что около 40% вложенных в строительство недвижимости средств – спекулятивный капитал. Вкладывались они не для приобретения жилища для собственных нужд, а в коммерческих целях: для последующей, с большей выгодой для инвестора перепродажей вновь построенных квартир и домов.