Финансовая система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:23, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы, таким образом, заключается в рассмотрении финансовой системы Республики Казахстан.
Задачи работы:
- Рассмотреть сущность финансов и финансовой системы;
- Выделить особое место бюджетной системы в структуре финансовой системы;
- Проанализировать развитие финансовой системы Республики Казахстан.

Оглавление

Введение 3
Основная часть. Финансовая система Республики
1. Характеристика финансовой системы 5
2. Государственный бюджет как основное звено финансовой системы 9
3. Анализ состояния финансовой системы Республики Казахстан 14
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Эк. теория.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

       Доходы  государственного бюджета складываются из статей:

    • НДС;
    • акцизы (косвенный налог);
    • налог на прибыль предприятий, объединений, организаций;
    • налоги с населения (подоходный налог с заработка, с предпринимательской деятельности);
    • госпошлина, местные налоги и доходы;
    • доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные, импортные пошлины);
    • плата за природные ресурсы;
    • прибыль Национального Банка Республики Казахстан;
    • земельный налог, рентные платежи и др.

       Расходы государственного бюджета Республики Казахстан:

    • финансирование народного хозяйства (АПК, транспорт и др.);
    • финансирование социально-культурных мероприятий;
    • финансирование науки на оборону;
    • на содержание органов государственной власти;
    • на содержание правоохранительных органов1.

       Формы и методы взимания платежей в бюджет под влиянием экономических, политических и социальных изменений в развитии общества, роста масштабов производства постоянно совершенствуются для создания финансовой базы устойчивости функционирования народного хозяйства в условиях перехода к рыночной экономике.

       Формирование  доходов государственного бюджета - важный процесс,

____________________________________

1  Мельников В.Д. Основы финансов. – Алматы, 2005. – С. 125

 

определяющий возможности  государства в направлении средств  на основные цели: развитие производственной и социальной сферы, финансирование социально-культурных мероприятий, затраты на содержание органов хозяйственной власти и управления, оборону. Порядок исчисления различных видов поступлений, сроки внесения платежей в бюджет устанавливаются с учетом особенностей их формирования, объемов поступления платежей в бюджет, при этом главным условием является обеспечение устойчивого поступления средств.

       Важным  требованием к государственному бюджету является его адекватности общеэкономическому развитию. Это объясняется использованием среднесрочного финансового планирования, которое позволяет осознать потребность в действиях в рамках финансовой политики.

       Другим  важным требованием к организации  государственного бюджета является включение в него лишь тех расходов, которые необходимы для выполнения государственных задач. Это обеспечивается острой «конкуренцией потребностей» за ограниченные финансовые средства. Важным условием является отработанные процедуры контроля, осуществляемого как Парламентом, так и Министерством Финансов.

       Бюджет  должен быть информативен и содержать  сведения в наиболее ясной для  понимания форме. В связи с  этим важное значение приобретает принцип  единства и полноты бюджета. Это  означает, что доходы и расходы  должны быть объединены в рамках одного бюджета и должны быть представлены все поддающиеся предвидению расходы и доходы.

       Принцип достоверности бюджета означает, что все доходы и расходы следует  определить и отразить в бюджете  с наиболее важной точностью. Цифровые величины и отраженные в них обстоятельства не подлежат искажению или сокрытию. Точность отображения в проекте бюджета всех намеченных доходов и расходов зависит от наличия информации о текущем бюджете.

       Экономическая сущность расходов государственного бюджета выражается в том, что они способствуют процессу капиталистического воспроизводства, накопления капитала. Бюджетные расходы служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономикой, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства.

       Состав  и структура расходов государственного бюджета определяется их экономическим  содержанием и задачами, которые  стоят перед государством.

       Расходы по роли в общественном воспроизводстве  можно подразделить на затраты по обеспечению непрерывного процесса производства, увеличение производственных фондов и на расходы по удовлетворению социально-культурных потребностей членов общества.

       К первой группе относятся расходы государственного бюджета, направляемые на финансирование основных фондов отраслей народного хозяйства, обеспечение их непрерывного финансирования.

       Ко  второй группе относятся затраты бюджета на финансирование социально-культурных мероприятий, оборону и управление государством.

       Соотношение между этими группами расходов определяет эффективность бюджета. Чем выше уровень затрат, направленных на развитие отраслей народного хозяйства, и  соответственно ниже уровень потребительских  затрат бюджета, тем эффективнее использование бюджетных средств.

       Бюджет  в основном несет расходы, связанные  с экономическими функциями государства. С переходом на рыночные условия хозяйствования бюджет должен изменяться. Реализация расходной части бюджета может быть осуществлена в результате постепенного перехода к сокращению только самых необходимых дотаций и субсидий, предоставляемых преимущественно по прямому назначению предприятиям.

       Существенным  в сокращении расходов бюджета должен стать отказ от кредитования долгов предприятий, повышение ответственности госпредприятий за финансовые результаты.

       Распределительный характер бюджетных операций позволяет  государству превратить бюджет в  экономический рычаг воздействия  на производство, стимул общественного  процесса; в этом аспекте действие бюджета однотипно с другими стоимостными рычагами – ценой и т.д. Однако, государственный бюджет занимает ключевое положение в сфере стоимостного распределения общественного продукта и это превращает его в инструмент централизованного общегосударственного руководства экономикой, в основной финансовый план Республики Казахстан. Основной финансовый план позволяет обеспечить финансирование предусмотренных государством мер по социально-экономическому развитию на основе централизации части финансовых ресурсов в распоряжении государства, а с другой стороны, оказывать активное влияние на выявление дополнительных внутрихозяйственных резервов, улучшение качественных показателей работы предприятий и отраслей, проведение режима экономии во всех звеньях народного хозяйства.

       Государственный бюджет характеризуется такими важными  чертами: он имеет силу закона; в  нем находят непосредственное отражение  программы, направленные на развитие общественного  производства, повышение его эффективности, удовлетворение потребностей членов общества. Бюджет имеет огромное мобилизирующее и организующее значение, что связано с правовой формой использования бюджетных отношений.

       В процессе становления государственного бюджета используются и уточняются макроэкономические, финансовые и производственные показатели, выявляются дополнительные доходы и неиспользованные резервы, координируются связи всех звеньев финансово-кредитной системы, а также достигается согласование показателей экономического и социального развития с финансовыми кредитными ресурсами.

       Государственный бюджет – действенное орудие общегосударственного контроля. Адресный характер бюджетных  показателей, отражающих многообразные  связи бюджета с хозяйством, создает  основу для их использования в  целях контроля за состоянием дел в отраслях минерального производства и непроизводственной сферы.

       Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности  той или иной страны, ее социально-экономического строя, а также государственного устройства. Эта система формируется на основе всей совокупности социально-экономических, правовых и других особенностей, характеризующих то или иное государство.

       Еще одним важным звеном финансовой системы  являются местные финансы, роль и  влияние которых повышается с каждым годом. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

       Внебюджетные  фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях, местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы1. 

3. Анализ состояния финансовой системы Республики Казахстан

       В Казахстане за период независимости  полностью изменилась система экономических  и социальных отношений. Со времени  начала в 1994 году глобальных экономических  реформ в значительной мере была достигнута финансовая стабилизация. Произошли  практически полная

____________________________________

1  Мельников В.Д. Основы финансов. – Алматы, 2005. – С. 129 
либерализация цен и отмена большинства ограничений в сфере внешней торговли.

       В 1996 году впервые за последние годы был обеспечен  рост валового внутреннего продукта по сравнению с предыдущим годом на 0,5%. Ставка рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан, достигавшая в середине 1994 года 450-480%, снизилась более чем в 20 раз.

       Проведение  рациональной политики государственных  расходов обеспечило снижение уровня дефицита бюджета.

       В свою очередь, это позволило заложить прочный фундамент обеспечения  финансовой стабилизации экономики: созданы  реальные предпосылки привлечения  инвестиций, способствующие умеренному экономическому росту, подъему и структурной перестройке национальной экономики и улучшения на этой основе качества жизни населения.

       Последующее развитие финансовой системы было успешным. Однако, глобальный экономический кризис оказал свое влияние и на финансовую систему нашей республики.

       Казахстан почувствовал мировой кризис ликвидности  ближе к осени 2007 года. Почувствовал первым среди стран СНГ. По той  причине, что оказался государством, увлекшимся большими внешними заимствованиями. К началу мирового кризиса коммерческие банки страны набрали внешних займов на 45 млрд. долларов. Их охотно давали иностранные банки и инвестиционные компании ввиду того, что в течение 6-7 лет экономика Казахстана устойчиво развивалась, ежегодный темп ее роста составлял 9-10%. Авторитет Казахстана в мировом сообществе последовательно рос как динамично развивающейся страны. Высокий имидж республике обеспечивало также наличие  у нее богатых запасов минерально-сырьевых ресурсов. Кстати, одно из самых мощных нефтяных месторождений мира – Кашаган – было открыто в стране в годы ее экономического подъема. Все это убеждало иностранных инвесторов в ее высокой кредитоспособности, и коммерческие банки Казахстана этим активно пользовались, набирая внешние кредиты на сравнительно более льготных условиях1.

       Нужно сказать, что эти внешние займы внесли оживление и даже придали динамику росту некоторых секторов казахстанской экономики. Но в крупном плане ощутимой пользы отечественной экономике, в особенности в плане развертывания диверсификации отраслей и развития обрабатывающих производств, в чем мы остро нуждались, они все же  не принесли. В промышленности была использована только одна десятая часть этих средств, ибо для строительства заводов и фабрик требовались «длинные деньги», а полученные займы были в основном краткосрочными.

       И потому коммерческими банками они  направлялись в те сегменты экономики, где можно было получить быструю  отдачу от вложенных средств. Такими сегментами оказались торговля и  жилищное строительство.

       За  сравнительно короткое время в стране была сформирована торговая сеть по материальной базе, технике и технологии, а главное, по ассортименту и качеству предлагаемых населению товаров, не уступающая даже самым высоким стандартам аналогичной сети в развитых странах. Через ипотечные или просто кредиты коммерческих банков в стране развернулось жилищное строительство. Цены на строящееся жилье постоянно росли, но темпы и масштабы развития отрасли не снижались. Отрасль оказалась высокорентабельной, она обеспечивала выгодную отдачу от вложенных средств. И потому сюда устремился спекулятивный капитал.

       Накануне  кризиса говорилось о том, что  около 40% вложенных в строительство недвижимости средств – спекулятивный капитал. Вкладывались они не для приобретения жилища для собственных нужд, а в коммерческих целях: для последующей, с большей выгодой для инвестора перепродажей вновь построенных квартир и домов.

Информация о работе Финансовая система Республики Казахстан