Финансовая система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:23, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы, таким образом, заключается в рассмотрении финансовой системы Республики Казахстан.
Задачи работы:
- Рассмотреть сущность финансов и финансовой системы;
- Выделить особое место бюджетной системы в структуре финансовой системы;
- Проанализировать развитие финансовой системы Республики Казахстан.

Оглавление

Введение 3
Основная часть. Финансовая система Республики
1. Характеристика финансовой системы 5
2. Государственный бюджет как основное звено финансовой системы 9
3. Анализ состояния финансовой системы Республики Казахстан 14
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Эк. теория.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

       Так или примерно так использовались полученные коммерческими банками  внешние займы. Была отработана и схема возврата полученных

____________________________________

Мировой экономический кризис и Казахстан //http://crew.region.kz

займов. Как только наступает срок возврата полученного кредита, банками брался новый кредит и им погашался ранее  взятый. Данная схема рефинансирования успешно действовала до начала мирового кризиса ликвидности, а с его наступлением источник внешних заимствований для казахстанских коммерческих банков полностью или частично был  перекрыт, и они оказались в затруднительном положении1.

       В принципиальном плане нет ничего зазорного в привлечении в страну иностранных займов. Это мировая практика, когда та или иная страна привлекает средства из международных рынков для развития тех или иных сегментов собственной экономики. Но в том, что взятые коммерческими банками заемные средства оказались чрезмерными и вследствие этого республика находится сейчас в весьма затруднительном положении, изыскивая источники их погашения, можно увидеть несколько причин.

       Во-первых, это чрезмерные аппетиты самих банкиров. Несмотря на предупреждения главы государства  об осмотрительности и тревожные сигналы об этом же общественности страны и международных рейтинговых агентств, их влекла жажда быстрого обогащения, и они все набирали и набирали новые займы.

       Во-вторых, не было тщательно отработанной системы  риск-менеджмента коммерческих банков. Неоднократные их заявления и заверения, что такая система у них есть, на деле оказались несостоятельными.

       В этой связи вспоминается совещание  с руководителями коммерческих банков, которое депутаты Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента РК проводили в апреле 2007 года. Тогда говорили, что «существует озабоченность быстрым и опережающим ростом активов банков по отношению к их собственному капиталу. За два последних года

________________________

Сагадиев К. Мировая экономика переживает рубиконное время // Деловой Казахстан. – 2009. – 6 марта. - №9 // http://www.dknews.kz

 

отношение банковских активов к ВВП Казахстана возросло более чем в два раза – с 48,5% до 101,7%. Но стремительный рост ссудного портфеля банков – это одновременно и фактор риска.

       Объем потребительских кредитов за 2006 год  вырос в 2,5 раза и составил 674,5 млрд. тенге. Это повышает кредитные риски  банков. Кредиты под залог недвижимости выросли более чем в 2 раза и  составляют 1650 млрд. тенге. Все это сейчас неплохо, но в случае замедления темпов роста экономики может привести к снижению способности заемщиков погашать взятые у банков кредиты. Так, способны ли действующие механизмы банковского кредитования и применяемые им методы риск-менеджмента и дальше обеспечивать необходимое качество активов и устойчивое развитие, как отдельных банков, так и всей системы?». К сожалению, эти предостережения не возымели действия.

       В-третьих, весьма слабой оказалась регулирующая финансовую систему функция казахстанского государства. Агентство по регулированию и надзору за деятельностью финансовых организаций как уполномоченный орган Правительства не имело ни законодательных, ни функциональных прав и полномочий для обеспечения устойчивости работы финансовой системы, в первую очередь банков второго уровня1.

       На  этих упущениях и недочетах мы останавливаемся потому, чтобы в  последующем рассмотреть возможные  варианты совершенствования управления финансами страны.

       Итак, первая волна мирового финансового кризиса дошла до Казахстана в августе 2007 года, а его вторая, еще более тяжелая по своим последствиям пришла в республику осенью 2008 года. Соответственно, и меры по противодействию кризису начались в указанные периоды. В конце 2007 года из бюджета были выделены банкам 4,0 млрд. долларов, а в октябре

________________________

Сагадиев К. Мировая экономика переживает рубиконное время // Деловой Казахстан. – 2009. – 6 марта. - №9 // http://www.dknews.kz 

2008 года  Президент страны предложил изъять из Национального Фонда 10 млрд. долларов и направить их на поддержку системообразующих банков (4,0 млрд. долларов), поддержку ипотеки и в целом жилищного строительства (3,0 млрд. долларов), поддержку малого и среднего бизнеса (1,0 млрд. долларов), агропромышленного комплекса (1,0 млрд. долларов) и реализацию инфраструктурных и прорывных проектов (1,0 млрд. долларов).

       Из  этих данных видно, что предпринимаемые  в Казахстане меры по преодолению  кризиса в целом схожи с  теми мерами, что предпринимаются другими странами мира с той же целью. Но нужно учесть, что обусловленный кризисом спад мирового производства существенно снизил спрос и цены на экспортируемую Казахстаном продукцию горнорудной промышленности. Цены же на нефть, на основной источник дохода республики, достигнув рекордной отметки летом прошлого года, с той поры стремительно пошли вниз, снизившись более чем в 3 раза. Указанная отрицательная динамика мировых цен на основные экспортные товары Казахстана весьма ощутимо уменьшает источники его дохода и создает дополнительные трудности для страны в борьбе с кризисом.

       Антикризисные меры были предложены главой государства  быстро и своевременно, чего не скажешь  о темпах их реализации.

       Некоторая медлительность в их исполнении, возможно, связана с тем, что  заново был создан антикризисный штаб в лице фонда национального благосостояния «Самрук-Казына», которому потребовалось время, чтобы войти в специфику проблем и наладить необходимое взаимодействие со структурами, задействованными в антикризисной программе. Но так, или иначе и меры по снижению налогового бремени на бизнес, и меры по поддержке банковской сферы, а также малого и среднего бизнеса начали предприниматься с некоторым опозданием по времени. В этой связи важно помнить, что в кризисных ситуациях опоздание с нужной мерой всего на шаг от темпа развития событий вдвое снижает ее эффект, на 2 шага – делает ее бесполезной, на три – вовсе вредной.

       Сейчас  деньги входят в экономику. Отсюда представляются чрезвычайно важными два обстоятельства. Во-первых, чтобы, они дошли до тех секторов, куда предназначались, и использовались строго для намеченных целей. В противном случае Казахстану будет трудно найти еще такое же огромное количество финансовых ресурсов с тем, чтобы реализовать еще один вариант антикризисной программы. Во-вторых, необходимо, чтобы правительство оперативно корректировало свои  действия.

       В начале 2009г. Правительство пошло  на снижение ставок кредита для малого и среднего бизнеса, для сельхозтоваропроизводителей, ставок рефинансирования для обладателей ипотечных кредитов, а Национальный Банк пошел на серьезное снижение курса тенге. На наш взгляд, эти меры предприняты с целью поддержать, оживить те или иные сегменты отечественной экономики и улучшить ситуацию с платежным балансом страны. Хотелось бы, чтобы столь же оперативно были рассмотрены и решены другие вопросы, вытекающие из кризисной ситуации. Для этого, прежде всего, необходимо пересмотреть тарифную политику государства с тем, чтобы получше защитить отечественный рынок в условиях нарастающего в мире протекционизма. Далее – формирование механизмов активного вовлечения в экономику страны средств накопительных пенсионных фондов, что одновременно могло бы поддержать их сохранность. Должны быть, по нашему мнению, также предприняты оперативные меры по поддержке кормовой базы животноводства, в особенности овцеводства, с тем, чтобы предотвратить сброс скота населением1.

       Все перечисленные и другие вопросы, так сказать, меры оперативного реагирования на текущую ситуацию. Они призваны противодействовать и нейтрализовать негативные проявления мирового кризиса на те или иные

________________________

1 АК ЖОЛ и мировой экономический кризис…// http://www.ia-centr.ru

секторы казахстанской экономики. Но наряду с ними пришло время подумать о посткризисных мерах по переустройству социально-экономической жизни общества.

       Как показывает мировой кризис и анализ вызвавших его причин, сложившаяся  сейчас мировая экономическая система  и методы управления ею имеют три  крупных недостатка. Во-первых, ее валютная система не обеспечивает эффективность и действенность международных финансовых отношений, оторвалась от реально происходящего в мире товарно-денежного обмена, потворствовала выбросу в рынок громадных объемов спекулятивного капитала. Нужно отметить и полную беспомощность политиков перед деструктивными явлениями в финансово-экономической сфере, что мы и наблюдаем сейчас.

       Идею  перестройки мировой валютной системы  одним из первых предложил президент  Казахстана Н.Назарбаев. Отрадно, что  сия планетарного масштаба идея исходит не от лидеров стран, уже около 500 лет следующих по пути рыночной экономики, а от лидера государства, вставшего на сей путь развития всего 18 лет назад. Она сейчас обсуждается на разных международных форумах и привлекла внимание государственных деятелей и экспертов других стран, что свидетельствует об актуальности самой постановки вопроса. Во-вторых, либерально-монетаристский подход в качестве базисной рыночной идеологии в эпоху глобализации явно не справляется с возложенной на него функцией обеспечения устойчивого экономического развития, как национальных экономик, так и в мировом масштабе. В-третьих, потребительская идеология как новая социальная доктрина не смогла уменьшить разрыв между богатыми и бедными нациями, она увеличивает нагрузку на биосферу, разрушает основы традиционного общества, изнутри изъедает основы современного общества.

       Это весьма серьезные, принципиального  характера вызовы современного этапа  истории к переустройству мировой  экономической системы. Ни одно государство мира не только не в состоянии игнорировать эти вызовы, но и предпринять адекватные меры. Отсюда, по нашему убеждению, надо менять мировую валютную систему, надо также отойти от либеральной идеологии рыночных отношений и обусловленных ею методов управления и наконец, человечество должно найти в себе силы противодействовать идеологии потребительства, все более втягивающей в свою работу орбиту большие и малые страны, богатых и бедных, развитые и развивающиеся континенты.

       В настоящее время говорят о  преодолении «дна кризиса» и некоторой  стабилизации. Однако, финансовая система  Казахстана остается уязвимой, считают  в Международном Валютном Фонде (МВФ). Заявление комиссии МВФ опубликовано на сайте Национального Банка  Казахстана.

       Специалисты фонда говорят, что в республике на фоне медленного восстановления экономики значительно выросла доля необслуживаемых кредитов и ожидается дальнейшее ухудшение качества банковских активов. Последнее создает дополнительное давление на балансы коммерческих банков.

       МВФ одобрило меры Правительства РК по повышению требований к капиталу банков, и к сдерживанию кредитования и заимствований в иностранной  валюте. Ключевым моментом, считают  эксперты фонда, здесь является решение  проблемы платежеспособности банков. Особенно это касается реструктуризации в «Альянс Банке» и в «БТА Банке». При этом, государству по-прежнему необходимо помогать банковской системе, и помощь эта должна быть прозрачной, говорят МВФ. Рекомендуется также стимулировать в РК рынки внутренних сбережений.

       Большую ответственность МВФ возлагает  на госагентство по финансовому надзору (АФН). Ведомству, по мнению экспертов  фонда, требуется больше внимания уделить  надзору, основанному на риск-менеджменте  и корпоративном управлении. Кроме  того, миссия МВФ утверждает, что инфляция в Казахстане «успешно сдерживается», а курс тенге к доллару «остается целесообразным, пока не решены проблемы в финансовом секторе». В ближайшей перспективе инфляция будет удерживаться на низком уровне за счет слабого внутреннего спроса и низких мировых цен. Национальному Банку Казахстана посоветовали сохранить положительные реальные процентные ставки для укрепления доверия вкладчиков.

       В МВФ также ожидают, что «внешняя позиция по-прежнему будет опираться  на приток прямых иностранных инвестиций, особенно в энергетике, на рост цен на нефть и на новые источники финансирования на двусторонней основе»1.

       «Несмотря на наличие этих объемных источников иностранной валюты, последствия  произошедшего падения цен на нефть и снижения внешнего спроса обусловят дефицит по счету текущих операций в текущем году, прежде чем в 2010 году сформируется небольшой профицит. Привязка обменного курса к доллару поддерживается устойчивой внешней позицией», - констатируют эксперты МВФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Финансовая система Республики Казахстан