Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 13:18, реферат
В условиях рыночных отношений, самостоятельности предприятий, а также ответственности за результаты своей деятельности существует необходимость определения тенденций финансового состояния, ориентации в финансовых возможностях и перспективах (получение банковского кредита, привлечение иностранных инвестиций), оценки финансового состояния других хозяйствующих субъектов. Решение данных вопросов обеспечивает финансовая стратегия предприятия.
Для российских
предприятий матрица финансовых
стратегий может быть очень полезной.
В современных условиях в отечественных
компаниях преобладают
Но для полнокомплексного инструмента разработки финансовой стратегии предприятия данный метод не достаточен и может применяться только как часть общей методики.
Методика разработки финансовой стратегии компании предложенная Arthur D. Little. В основе подхода к портфельному анализу фирмы Arthur D. Littleлежит концепция жизненного цикла отрасли или бизнес-единицы, в соответствии с которой каждая бизнес-единица проходит в своем развитии четыре стадии: рождение, развитие, зрелость и спад. Другим параметром является конкурентная позиция бизнеса: ведущая (доминирующая), сильная, благоприятная (заметная), прочная или слабая.
Сочетание четырех
стадий жизненного цикла отрасли
и пяти конкурентных позиций дает
в итоге матрицу ADL
Данная методика включает в себя реализацию трех этапов:
- определение
конкурентной позиции бизнес-
- определение
стадии жизненного цикла
- выбор уточненной стратегии.
Матрица ADL позволяет установить распределение объемов продаж, дохода и инвестиций по отдельным видам бизнеса в зависимости от стадии жизненного цикла и положения бизнеса и отрасли.
Методика разработки финансовой стратегии компании предложенная Градовым А.П.
А.П. Градов свои варианты поведения в различных сферах финансовой деятельности не называет финансовой стратегией. Эти сферы идут как стратегия ценообразования, стратегия поведения фирмы на рынках денег и ценных бумаг, стратегия инвестиционной деятельности. По каждой из предложенных стратегий достаточно четко прописывает этапы реализации.
Стратегия ценообразования. А.П. Градов предлагает следующие этапы выбора цены: общее исследование предлагаемого рынка и прогнозирование его конъюнктуры, определение модели конкурентного рынка, этапа жизненного цикла товара, общих целей фирмы, выбор ценовой политики, исследование факторов, влияющих на уровень цен, принятие базового уровня цены и определение его динамики. В рамках этого подхода автор выделяет следующие виды ценовой политики: выход на новый рынок, введение нового товара, цена для стимулирования сбыта, последовательный проход по сегментам рынка, ценовые методы конкурентной войны, стимулирование комплексных продаж, ценовая дискриминация, быстрое возмещение затрат, следование за лидером, удовлетворительное возмещение затрат.
Стратегия поведения фирмы на рынках денег и ценных бумаг. Заключается в выработке правил мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, направляемых как в инвестиции, так и для решения текущих финансовых задач. Под данной стратегией А.П. Градов понимает «правила и приемы «наилучшего» размещения денег в ценные бумаги и/или под проценты, а также получение кредитов» [13, с. 312]. И здесь элементы финансовой стратегии предопределены (являются отображением) структурой финансового рынка (рис. 4).
Рис. 4. Структура
и функции финансового рынка [13].
Здесь автор рассматривает
факторы, обуславливающие выбор
решения о привлечении средств.
При определении стратегии
Стратегия инвестиционной деятельности фирмы. В рамках данного направления происходит увязка процесса инвестирования и жизненного цикла спроса.
Главной стратегической задачей «внутренней» инвестиционной деятельности А.П. Градов считает выбор наиболее эффективных направлений вложения средств в повышение конкурентного статуса компании. Инвестиционная деятельность организации должна быть направлена, с одной стороны, на усиление положительного воздействия внешних условий на ее деятельность, с другой стороны – на совершенствование производственного профиля компании.
Инвестиции во «внешние условия» представляют собой: инвестиции в развитие родственных и поддерживающих отраслей, с которыми предприятие поддерживает кооперативные связи; инвестиции в социальную инфраструктуру региона базирования организации либо в другие регионы, от которых зависит успех ее деятельности; инвестиции в факторы производства общего и узкоспециализированного характера, без развития которых организация не сможет получить конкурентного преимущества ни внутри страны, ни на зарубежном рынке и пр.
Инвестиции внутреннего характера имеют целью развитие стратегического потенциала предприятия за счет приращения тех или иных ресурсов (технических, технологических, пространственных и т.п.) и создание необходимых материально-технических запасов.
Особое внимание должно быть уделено формированию и поддержанию на соответствующем уровне стратегической гибкости производства, ибо жесткий производственный профиль предприятия в условиях динамичного рынка может в определенный момент привести к несостоятельности (банкротству).
В зависимости от конъюнктуры рынка на предприятии могут складываться различные уровни изменчивости технологии: стабильная (остающаяся в основном неизменной в течение всего жизненного цикла спроса), плодотворная (технология, сохраняющаяся длительный период, но разрабатываются сменяющие друг друга поколения продукции с лучшими параметрами и более широким диапазоном применения), и изменчивая (в результате которой в период жизненного цикла спроса, помимо новых изделий, наблюдается появление сменяющих друг друга базовых технологий).
Поскольку темпы научно-технического прогресса постоянно растут, все большее распространение получает изменчивая технология. Единственным критерием гибкости может стать только экономический критерий. Здесь гибкость как экономическая категория должна отражать способность системы к эффективной адаптации. Гибкость производственной системы также во многом определяется степенью специализации.
Стратегия инвестиционной деятельности у Градова А.П. тесно связана со стратегией обновления ресурсов и реинжинирингом бизнес-процессов.
Методы портфельного
анализа тоже можно представить
как методики разработки финансовой
стратегии, скорее ее выбора. К ним
относятся: БКГ, GeneralElectric,
Использование портфельных
матриц несет в себе ряд преимуществ,
которые делают их более привлекательными.
Во-первых, портфельные матрицы
Однако методы портфельного анализа страдают рядом существенных недостатков:
К недостаткам матрицы БКГ относят следующее:
· матрица не предполагает определенных стратегий;
· немногие компании могут использовать ее концепцию;
· матрица теряет смысл, если отсутствует возможность роста;
· прибыль играет для фирмы зачастую большую роль, чем баланс поступления денег;
· нет средних значений параметров. Все делится на 4 группы - и это упрощение;
· данная матрица не отражает основных приоритетов инвестирования;
· очень слабо характеризуются компании, что подразумевает необходимость дополнить матрицу другим анализом;
· гипотеза о зависимости между относительной долей рынка и потенциалом прибыльности применима лишь при наличие опытной кривой, т.е. в основном в отраслях массового производства;
· игнорируется определенная цикличность развития товарных рынков.
Матрица МакКинзи дает хороший инструментарий для анализа портфеля бизнесов (продукции). Данная матрица используется для выработки инвестиционных решений. Основной вывод, к которому она подводит исследователя, состоит в том, что сбалансированный портфель должен иметь в своем составе в основном бизнесы, находящиеся в квадратах «Успех», немного бизнесов, находящихся в квадрате «Вопросительный знак», и строго определенное число бизнесов, находящихся в квадрате «Доходный бизнес». Их количество должно быть достаточным для того, чтобы обеспечивать поддержание «успешных» бизнесов и «вопросительных знаков».
Достоинства:
· вводит средние значения;
· используется более широкий набор переменных;
· показывает направления инвестирования ресурсов.
Недостатки:
· не дает рекомендаций по разработке стратегии и не предполагает определенных стратегий, а лишь дает общее направление финансовых вложений;
· при использовании данного метода остаются не затронутыми аспекты оптимальной структуры капитала, не установлены параметры абсолютной и текущей ликвидности компании и др.
Матрица Shell более совершенна, учитывает большее количество факторов, имеет широкую область применения.
Недостатки:
· отсутствует логическая связь между показателями конкурентоспособности и денежными потоками;
· слишком большое количество учитываемых факторов усложняет их измерение и оценку;
· общий характер рекомендаций, что затрудняет выбор.
Критика портфельного анализа показывает общие недостатки его методов:
· трудности учета рыночных отношений (границ и масштабов рынка), слишком большое количество критериев. По мере роста числа факторов более сложной проблемой становится их измерение;
· субъективность оценок позиций стратегических единиц бизнеса;
· статичный характер моделей;
· слишком сложный характер рекомендаций, трудности выбора стратегий из множества вариантов.
Главный же недостаток портфельного анализа заключается в использовании данных о текущем состоянии бизнеса, которые не всегда можно экстраполировать в будущее.
Также для разработки направлений финансового развития могут использоваться методы финансового управления ростом производства, анализ стоимости чистых активов, метод оценки платежеспособности.
Методы финансового управления ростом производства включают в себя проблему определения допустимого роста производства на основе расчета предельной эффективности деятельности предприятия при отсутствии дополнительных инвестиций. То есть предприятие, имея спрос на продукцию и резерв производственных мощностей, увеличивает продажи за счет собственных средств и краткосрочных кредитов. К числу данных методов относятся: точные аналитические и приближенные графические методы.
Анализ стоимости чистых активов - возможность прогнозировать величину чистых активов на дату годовой отчетности и не допустить их снижения до критического уровня.
Метод оценки платежеспособности
(данный метод учитывает