Финансовая стратегия корпорации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 13:18, реферат

Краткое описание

В условиях рыночных отношений, самостоятельности предприятий, а также ответственности за результаты своей деятельности существует необходимость определения тенденций финансового состояния, ориентации в финансовых возможностях и перспективах (получение банковского кредита, привлечение иностранных инвестиций), оценки финансового состояния других хозяйствующих субъектов. Решение данных вопросов обеспечивает финансовая стратегия предприятия.

Файлы: 1 файл

фин стратегия корпорации.doc

— 689.00 Кб (Скачать)

·         определение направления вложения высвобождающихся денежных средств с целью получения максимальной прибыли, в том числе приобретения ценных бумаг смежных предприятий;

·         анализ применения и выбор наиболее эффективных форм безналичных расчетов, в том числе использование векселей;

·         разработка ценовой политики применительно как к выпускаемой, так и к покупаемой продукции с учетом финансового состояния организации;

·         определение политики внешнеэкономической деятельности.

Несмотря на очень подробную классификацию  финансовой стратегии, приведенную  Илышевой Н.Н. и Крыловым С.И., их подход учитывает финансовую стратегию только как составляющую общей экономической стратегии, связанную с реализацией всех ее финансовых аспектов, и не учитывающую ее как компоненту всех функциональных стратегий организации. При этом мы согласны, что типология финансовой стратегии, представленная Илышевой Н.Н. и Крыловым С.И. должна быть дополнена временным классификационным признаком, согласно И.П. Хоминичу.

Ряд экономистов (И.П. Хоминич, А.М. Ковалева, А.Н. Жилкина  и др.) выделяют по отношению к финансовой стратегии еще один классификационный признак – временной. Это связано с тем, что согласно И.П. Хоминич, «некоторые из аспектов формирования финансовой стратегии более правильно рассматривать в истинно стратегическом плане, то есть на долгосрочную перспективу. Другие же целесообразно определять при конструировании среднесрочных целей и ориентиров деятельности компании» [12]. В частности, конкретные финансовые параметры (рентабельность продукции и услуг, издержки, доход на вложенный капитал и др.) затруднительно рассчитывать на 10-15 лет вперед, то есть нельзя уверенно гарантировать их адекватность изменчивым факторам макро- и микросреды, которые будут определять бизнес-климат фирмы через такой промежуток времени.

Именно поэтому  эти экономисты выделяют генеральную финансовую стратегию, разрабатываемую на год и более, и оперативную, разрабатываемую на месяц, квартал, полугодие.

И.А. Бланк выделял  следующие виды главной финансовой стратегии компании:

1. Стратегия  финансовой поддержки ускоренного  роста предприятия. Реализуется в сфере ускоренного возрастания потенциала формирования финансовых ресурсов предприятия и соответствует такому виду базовой корпоративной стратегии, как «ускоренный рост».

2. Стратегия  финансового обеспечения ограниченного  роста предприятия. Реализуется в сфере обеспечения эффективного распределения и использования финансовых ресурсов предприятия и соответствует такому виду базовой корпоративной стратегии, как «ограниченный рост».

3. Антикризисная  финансовая стратегия предприятия. Реализуется в сфере формирования достаточного уровня финансовой безопасности предприятия и соответствует такому виду базовой корпоративной стратегии, как «сокращение».

Но в данной классификации спектр финансовых стратегий  достаточно узкий и не в полной мере учитывает все многообразие различных финансовых состояний организации.

Требуется особо  подчеркнуть, что задачи финансовой стратегии должны быть сопоставимы  с возможностями организации. Реализация финансовой стратегии «должна осуществляться на основе сочетания жесткого централизованного финансового стратегического руководства и гибкого своевременного реагирования на изменившиеся условия» [2].

Роль финансовой стратегии организации выражаются через ее функции, сформулированные И.А. Бланком:

1.       Обеспечение механизма реализации долгосрочных общих и финансовых целей предстоящего экономического и социального развития организации в целом и отдельных ее структурных единиц.

2.       Реальная оценка финансовых возможностей организации, обеспечение максимального использования его внутреннего финансового потенциала и возможность активного маневрирования финансовыми ресурсами.

3.       Обеспечение возможности быстрой реализации новых перспективных инвестиционных возможностей, возникающих в процессе динамических изменений факторов внешней среды.

4.       Учет возможных вариантов развития неконтролируемых организацией внешних факторов и сведение к минимуму их негативные последствия для деятельности организации.

5.       Отражение сравнительных преимуществ организации в финансовой деятельности в сопоставлении с ее конкурентами.

6.       Обеспечение реализации соответствующего менталитета финансового поведения  в наиболее важных стратегических финансовых решениях организации.

7.       Формирование значения основных критериальных оценок выбора важнейших финансовых управленческих решений.

8.       Базисная предпосылка стратегических изменений общей организационной структуры управления и организационной культуры компании [3, с. 97].

Разработка финансовой стратегии, по мнению Давыдовой Л.В. и Ильминской С.А., играет большую роль в обеспечении эффективного развития предприятия, проявляющуюся в следующем:

- обеспечение  механизма реализации долгосрочных  общих и финансовых целей предстоящего  развития предприятия;

-  возможность активного маневрирования финансовыми ресурсами;

- обеспечение  реализации перспективных инвестиционных  возможностей;

- возможность  снижения отрицательного воздействия  факторов внешней среды на  результаты деятельности предприятия;

- выявление преимуществ  и недостатков предприятия в финансовой деятельности в сравнении с его конкурентами;

- наличие финансовой  стратегии обеспечивает четкую  взаимосвязь стратегического, текущего  и оперативного управления финансовой  деятельностью предприятия.

Формальным критерием  эффективности финансовой стратегии, на взгляд этих авторов, может служить «золотое правило экономики»:  

Тп > Тв > Та > 100,

где Тп – темп роста прибыли;       

Тв – темп роста объема продаж;       

Тв – темп роста авансированного капитала [6].

Если в результате разработки финансовой политики в разрезе приоритетных направлений стратегического финансового развития предприятия нарушается соотношение, рекомендованное данной моделью, то в стратегию необходимо вносить коррективы, чтобы она способна была удовлетворять критерию эффективности. Только в этом случае цель считается достигнутой.

Экономисты особо  подчеркивают, что «при разработке финансовой стратегии необходимо объективно и всесторонне учесть факторы, оказывающие на нее влияние, и, прежде всего:

·         действующий финансово-инвестиционный механизм, существующие условия финансового рынка, рыночной экономики в целом;

·         производственные, маркетинговые и финансовые возможности организации» [8].

Методика разработки финансовой стратегии компании предложенная  И. Бланком включает в себя следующие этапы:

1)      Определение общего периода формирования финансовой стратегии. Условиями определения периода формирования финансовой стратегии является предсказуемость развития экономики, отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и другие.

2)       На основе SWOT-, SNW- и PEST-анализов, портфельного анализа, сценарного анализа, сравнительного финансового анализа, анализа финансовых коэффициентов, интегрального анализа по модели Дюпон, экспертного анализа осуществляется исследование факторов внешней финансовой среды и конъюнктуры финансового рынка; с помощью данных методов можно проанализировать внутреннюю и внешнюю финансовую среду компании. Методы оценки внутренней и внешней среды компании представляют собой в большей степени качественный анализ. К числу недостатков данных методов относят: эти методы оценки  необходимо использовать в комплексе с др. методами; они не предоставляют детально проработанной оценки стратегической позиции компании. При использование данных методов в качестве инструмента для обоснования проектов и стратегий необходимо понимать, что они являются лишь одним из способов систематизировать уже существующие знания. Если эти знания неверны или их слишком мало, то и результаты анализа будут иметь небольшую ценность;

3)      Оценка сильных и слабых сторон финансовой деятельности предприятия;

4)      Комплексная оценка стратегической финансовой позиции предприятия;

5)       Разработка стратегических финансовых целей компании (формирование финансовой философии, учет объективных ограничений в достижении стратегических целей, формирование главной стратегической финансовой цели, формирование «дерева стратегических финансовых целей»). Система стратегических целей отражается в конкретных показателях - целевых стратегических нормативах;

6)      Конкретизация целевых показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации, которая обеспечивает динамичность представления системы целевых стратегических нормативов финансовой деятельности, а также их внешняя и внутренняя синхронизация во времени;

7)      Разработка целевых стратегических нормативов финансовой деятельности;

8)      Принятие основных стратегических финансовых решений – процесс рассмотрения возможных способов достижения стратегических финансовых целей и выбора наиболее эффективных из них для практической реализации  (выбор финансовой стратегии предприятия, формулировка финансовой политики по основным аспектам финансовой деятельности, формирование портфеля возможных стратегических финансовых альтернатив, оценка и отбор альтернатив, составление программы стратегического финансового развития);

9)      Оценка эффективности принятой финансовой стратегии. Оценка эффективности проводиться с помощью нескольких критериев: согласованность с прогнозируемыми изменениями внешней среды, с корпоративной стратегией, с внутренним потенциалом компании, реализуемость, уравновешенность отдельных объектов, эффективность реализации, допустимые уровни риска.

10)  Организация контроля реализации финансовой стратегии.

Методика разработки финансовой стратегии компании, предложенная З. Аминовой.

Автор данной методики предлагает все возможные виды финансовой стратегии фирмы представить в виде матрицы финансовых стратегий фирмы. Манипулируя в рамках данной матрицы, можно рассматривать проблему в динамике, давая возможность не только формулировать финансовую стратегию, но и модифицировать (менять) ее в результате изменения каких-то очень важных параметров функционирования предприятия.

Для изучения данной матрицы вводиться несколько  новых и очень важных категорий  финансового менеджмента, а именно:

  

БРЭИ – брутто-результат эксплуатации инвестиций.

Результат хозяйственной  деятельности (РХД) с экономической  точки зрения может быть определен  как денежные средства предприятия  после финансирования развития. РХД  говорит о ликвидности предприятия после финансирования всех расходов, связанных с его развитием. Положительное значение данного показателя дает основания готовиться к реализации масштабных инвестиционных проектов (предприятие стоит перед скачком постоянных затрат, который в значительной мере может быть компенсирован именно положительным значением РХД).

Результат финансовой деятельности (РФД) отражает финансовую политику предприятия (привлечение  заемных средств или функционирование без привлечения таковых). При  его подсчете  используется только движение финансовых потоков. На фазе привлечения заемных средств РФД становится положительным, на фазе отказа от привлечения заемных средств РФД становится отрицательным.

РФХД показывает величину и динамику денежных средств предприятия  после совершения всего комплекса  инвестиционно-производственной и финансовой деятельности фирмы. Положительная величина результата финансово-хозяйственной деятельности дает основание утверждать, что в деятельности фирмы имеет место превышение доходов фирмы над ее расходами, причем вывод этот может быть распространен не только на сегодняшний день, но и на весь, по крайней мере, будущий краткосрочный период. Также положительное значение данного показателя дает основания готовиться к реализации масштабных инвестиционных проектов.

Период положительного РФХД сменяется периодом отрицательного РФХД и так далее при условии нормального развития предприятия. Здесь крайне важно, чтобы компания не имела длительное время отрицательный РФХД.

Таким образом, матрица финансовых стратегий позволяет  компании выработать финансовую стратегию в рамках существующей генеральной.

На основании выявленных категорий составляется матрица  финансовых стратегий. Данные этой матрицы  были рекомендованы французскими учеными  Ж. Франшоном и И. Романе (табл. 2.).

Таблица 2.  

  

Данная матрица представляет от 1до 9 возможных состояний и  видов финансовой стратегии, которые могут быть применены предприятием. При попадании компании в один из квадрантов, ей предлагаются возможные сценарии дальнейшего финансового развития компании, тогда возможно проанализировать финансовую стратегию в динамике.

Информация о работе Финансовая стратегия корпорации