Финансовая политика организации России в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
- дать характеристику и анализ финансовой политики России 2008 года, в частности, выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики в разрезе ее элементов; охарактеризовать результаты ее проведения; подвести основные итоги и оценить уровень эффективности ее реализации;
- охарактеризовать кризисное состояние финансов в 2009 году;
- выявить меры борьбы с финансовым кризисом.

Файлы: 1 файл

Финансовая политика гос-ва.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

     После того, как определены цели и задачи финансовой политики, а также имеющиеся  для их достижения ресурсы необходимо выбрать наиболее рациональные пути их достижения при данных возможностях. В этой связи нередко понимают лишь разработку бюджета, его принятие и реализацию. В дополнение к этому предусматриваются лишь частичные изменения валютной, налоговой и таможенной политик. Никогда не приходилось встречать в этой связи серьезных проработок совершенствования политики в области антимонопольной,  банковской, страховой и фондовой сферах. Последние реализуются как бы сами по себе, т.е. фактически независимо друг от друга. Думается, что такая практика снижает эффективность проведения единой финансовой политики и нуждается в серьезной корректировке. Так, например, для успешной бюджетной политики не менее важно прогнозировать и закладывать в расчеты правильные цифры не только о мировых ценах на нефть, курсе рубля по отношению к доллару США, уровне ожидаемой в стране инфляции, но и об уровне цен и тарифов естественных монополий, т.к, от их величины прямо зависит степень выполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней. Но возможность удержания таких цен и тарифов на заданном уровне прямо зависит от антимонопольной, налоговой и таможенных политик.

     Вот почему выбор путей реализации финансовой политики должен, с одной стороны, логически связывать все ее направления, а, с другой, все мероприятия данной политики должны быть согласованы по времени их осуществления и проводиться строго в намеченные сроки.

     При этом подразумевается под такими путями процесс определения приоритетов  достижения поставленных задач, составление примерного графика поступления средств на их решение, принятия мер по своевременному финансированию всех намеченных мероприятий, а также проведения комплекса мероприятий по всем направлениям финансовой политики с целью получения намеченных результатов.

     Проблема  выбора путей реализации финансовой политики во все времена была и  будет ключевой в функционировании любого государства, в том числе  на уровне его субъектов. При этом набор решений должен предполагать скоординированные действия по всем направлениям финансовой политики: антимонопольной, банковской (кредитной), бюджетной, валютной, налоговой, страховой, таможенной и фондовой. Например, снижение налогов может привести не к росту прибыли и пополнению на этой основе бюджетов всех уровней, а лишь к увеличению доходов естественных монополий, если не будут приняты соответствующие меры в сфере антимонопольной и таможенной политик.

     Существует  и организационная проблема на пути проведения единой финансовой политики - проблема наличия межведомственных барьеров ее реализации, если бы даже она была выработана. Так, в настоящее время, наряду с Министерством финансов РФ, в качестве самостоятельных органов управления финансами функционируют Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная комиссия по ценным бумагам, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата РФ. Такое количество ведомств, в принципе работающих на реализацию единой цели неизбежно приводит к снижению конечного результата их совместной работы.

     2.3 СОВРЕМЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

 

     Основные  направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 2010 гг.

     К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и

сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с

учетом  специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.

     Следует, однако, отметить, что переходный характер российской экономики характеризуется наличием множества специфических для данного этапа проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровень развития базовых институтов (включая институты правоприменения (инфорсмента), обеспечения исполнения контрактов, уровень развития судебной системы, защиты прав собственности). В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь первым шагом на пути формирования конкурентоспособной налоговой системы, определившим базу для ее построения. На среднесрочную перспективу не запланировано реализации мер в области налоговой политики, которые по своему масштабу будут сопоставимы с глобальной перестройкой налоговой системы, произошедшей с принятием Налогового

кодекса в первой половине 2000-х годов или  налоговой реформой начала 1990-х годов. Однако проведение институциональных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности российской экономики и повышение качества институтов, интеграция России в глобальные процессы, происходящие в мировой экономике, неизбежно требуют внесения изменений в налоговое законодательство. Поэтому эта отрасль законодательства не может считаться окончательно сформированной, а будет вынуждена динамично u1080 изменяться вместе с дальнейшим проведением социально-экономических преобразований, включения России в мировые экономические процессы.

     С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, необходимо отметить следующие цели налоговой политики:

     а) Отказ от увеличения номинального налогового времени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы. При этом не снимается с повестки дня вопрос дальнейшего снижения налоговой нагрузки на экономику, которое будет возможно в рамках обеспечения устойчивости бюджетной системы.

     б) Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

     Как уже говорилось выше, введенные в  действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики.

Вместе  с тем эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

     Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом.

     В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация с социально- экономическими преобразованиями в иных областях.

     2.4 СОВРЕМЕННАЯ  БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

 

     В 2008 году совокупные расходы бюджетов всех уровней в  расчете на душу населения превысят 6.906.тыс.рублей, а к 2010 году  достигнут 8.588 тыс. рублей.

     Фактически  за эти средства общество «приобретает»  у государства общественные услуги–образование, здравоохранение, социальное обеспечение, регулирование экономики, гарантии безопасности и правопорядка, защиту внешнеполитических интересов, гражданских прав и свобод и все то, что не может быть предоставлено рынком и оплачено каждым гражданином по отдельности.

     Бюджетная политика РФ сводится к:

  • определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;
  • установлению оптимальных взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ;
  • оптимизации структуры расходной части бюджета;
  • распределению расходов между бюджетами разных уровней;
  • определению доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета;
  • управлению государственным долгом;
  • определению источников финансирования дефицита бюджета.

     В условиях современного бюджетного кризиса к первоочередным задачам бюджетной политики следует отнести:

       Цели и задачи бюджетной стратегии на 2008–2010 годы и дальнейшую перспективу.

       В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические целей развития страны, определенных в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации.

       Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно: способствовать повышению реальных доходов и занятости населения; росту сбережений и имущества граждан; развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии,  информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных  гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение,  социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

       Основа для решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства.

       Обеспечение обороноспособности и безопасности—необходимое условие для развития страны.

       Создание  условий для будущего развития— важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания, страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности.

       Однако решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции  динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития.

       Основные  задачи бюджетной политики при формировании проекта федерального бюджета на 2008–2010 годы и стратегии на долгосрочную перспективу:

         -  превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;

       - обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;

       - дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования;

       - обеспечение исполнения расходных обязательств;

       - проведение анализа эффективности всех расходов бюджета;

       - переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;

       - применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, расширение полномочий главных распорядителей,  бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг;

       - повышение качества финансового менеджмента;

       - решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда;

       - содействие опережающему социально –экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья.

       Бюджет 2008–2010 годов направлен на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами,  поддержку стратегических и    инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны представлено в таблице 1- Распределение бюджета. 
 
 

Информация о работе Финансовая политика организации России в современных условиях