Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 21:11, курсовая работа
Цель нашей курсовой работы рассмотреть формирование доходов бюджета субъекта РФ, для этого необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть теоретические основы формирования доходов региональных бюджетов.
Определить нормативно-правовые основные формирования доходов бюджетов субъекта РФ
Провести анализ налоговых и неналоговых доходов бюджета РТ.
Среди доходов бюджетов приоритетное место занимают налоги.
Налоговый кодекс, вступивший в силу с 1 января 1999 г., дает определение налога.
Под налогом понимается
обязательный, индивидуально безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций
и физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного
управления денежных средств, в целях
финансового обеспечения
Различие собственных и регулирующих доходов бюджетов определяется видом нормативного документа, который их устанавливает. Иначе говоря, собственные доходы регламентируются законодательством (преимущественно – налоговым), а регулирующие доходы – бюджетным законодательством, включая БК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ о соответствующем бюджете на очередной год.
Как установлено БК РФ, в доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. Эта норма вызывает справедливую критику, поскольку фактически ущемляются права субъектов РФ и муниципальных образований, так как в любой момент вышестоящими органами власти может быть принято решение о централизации части их доходов. Представляется, что следует законодательно закрепить процедуру согласования такого решения с нижестоящими органами власти (2, С. 34).
Доходная часть бюджета республики на 2008-2010 годы включает три группы доходов: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
Республиканский бюджет Республики Татарстан по доходам (с учетом безвозмездных перечислений и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) исполнен в следующем объеме:
за 2008 год –114 805,89 млрд. руб.
за 2009 год – 103 282,4 млрд. руб.
за 2010 год – 88,3 млрд. руб.
Таблица 2.1.
Доходы бюджета Республике Татарстан за 2008-2010 годы
Наименование |
2008 год |
2009 год |
2010 год | ||||||||
факт. млрд. руб |
уд.вес в % |
факт. млрд. руб |
уд.вес в % |
факт. млрд. руб |
уд.вес в % | ||||||
I Доходы |
89,8 |
78,23% |
59,64 |
57,75% |
58,8 |
56,91% | |||||
В том числе: |
|||||||||||
Налоговые |
80,7 |
89,92% |
57,04 |
95,96% |
57,2 |
96,12% | |||||
Неналоговые |
9,1 |
10,12% |
2,6 |
4,44% |
1,6 |
3,44% | |||||
II Безвозмездные перечисления |
24,98 |
21,77% |
43,6 |
42,25% |
29,5 |
28,15% | |||||
Всего доходов |
114,78 |
100,00% |
103,24 |
100,00% |
88,3 |
100,00% |
Из таблицы 2.1 видно, что в доходах бюджета Республики Татарстан значительный удельный вес занимают налоговые доходы. Но удельный вес их в последние годы сократился с 78,23% в 2008 г. до 56,91% на 2010 г. В налоговых доходах по плану в 2010 год 18,24% занимает налог на прибыль; 8,59% платежи за пользование природными ресурсами; 3,53% налог на имущество предприятий; 6,43% налог на доходы физических лиц. Значительный удельный вес в доходах бюджета Республики Татарстан занимал НДС. С 2001 года НДС полностью зачисляется в федеральный бюджет.
Несмотря на то, что в 2010 году в сравнении с 2009-м более чем в два раза сократятся поступления из федерального бюджета, бюджет Республики Татарстан (за счет ожидаемого роста поступлений по собственным доходам) на 2010 год утвержден почти на уровне плана бюджета 2009 года. Исходя из обозначенных параметров, бюджет Республики Татарстан по доходам составит 88,3 млрд. рублей, по расходам – 100,2 млрд. рублей, дефицит в размере 11,9 млрд. рублей.
Рис.1 Динамика доходов бюджета РТ за 2008-2010 годы
Как видно из рис.1 в 2008 году (Приложение 1) бюджет Республики Татарстан исполнялся в основном в условиях положительной динамики развития экономики республики.
Доходы бюджета Республики Татарстан в 2008 году составили 114 млрд. 805 млн. рублей.
Налоговые доходы бюджета республики за 2008 год составили 80 млрд. 797 млн. рублей, что на 1 млрд. 325 млн. рублей или на 1,7% превышает прогнозный показатель на 2008 год.
Поступления по налогу на доходы физических лиц – 19 млрд. 631 млн. рублей или 103,7%. Исполнение сверх прогнозного показателя обусловлено превышением фактической налогооблагаемой базы в 2008 году над прогнозным объемом, примененным при планировании НДФЛ. Структура поступлений НДФЛ в бюджет Республики Татарстан в 2008 году характеризуется высокой долей (96,4%) поступлений от доходов, облагаемых по налоговой ставке 13%.
Поступления по налогам на имущество составили 8 млрд. 839 млн. рублей или 101,2%.
Неналоговые доходы бюджета республики за 2008 год составили 9 млрд. 19 млн. рублей, что на 260 млн. рублей или на 3% превышает прогнозный показатель, утвержденный Законом о бюджете на 2008 год.
Поступления в бюджет Республики Татарстан в 2008 году по группе «Безвозмездные поступления» составили 20 млрд. 394 млн. рублей, что на 551 млн. ниже показателя, утвержденного в Законе о бюджете на 2008 год
Среди налоговых доходов наиболее объемными являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и налоги на имущество, составляющие 85 процентов от общей суммы налоговых доходов в консолидированном бюджете, 84 % - в бюджете республики. Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет налоговых поступлений, неналоговых доходов и поступлений из бюджетов других уровней.
К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:
- региональные налоги и сборы;
- отчисления от федеральных
налогов и сборов, распределенных
к зачислению в бюджеты
В табл. 2.2 приведены данные, характеризующие исполненные налоговые доходы бюджета РТ в 2009-2011 гг.
Таблица 2.2
Структура налоговых доходов бюджета РТ в 2009-2011 гг.
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |||
Факт. Млрд. руб |
Уд. Вес в % |
Факт. млрд.руб |
Уд. вес в % |
Факт.млрд. руб |
Уд. вес в % | |
Налог на прибыль |
32,6 |
41,74 |
33,4 |
39,71 |
33,5 |
37,06 |
Налог на доходы физических лиц |
24 |
30,73 |
27,9 |
33,17 |
32,8 |
36,28 |
Акцизы |
5,9 |
7,55 |
6,1 |
7,25 |
6,2 |
6,86 |
Налог на имущество организаций |
9,2 |
11,78 |
10,1 |
12,01 |
11,1 |
12,28 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
4,5 |
5,76 |
4,5 |
5,35 |
4,6 |
5,09 |
Налог по упрощенной системе налогообложения |
1,9 |
2,43 |
2,1 |
2,5 |
2,2 |
2,43 |
Всего налоговых доходов |
78,1 |
100 |
84,1 |
100 |
90,4 |
100 |
Анализ данных табл. 2.2 показывает, что наибольший удельный вес занимает налог на прибыль, который составил в 2009 году – 41,74 %, в2010 году – 39,71 %, а в 2011 году налог на прибыль составил 37,06 % от доходов бюджета Татарстана. Следующим показателем является налог на доходы физических лиц в 2009 г. Он составил 30,73 %, в 2010 г. – 33,17%, а в 2011 г. -36,28, что также является значительной долей доходов бюджета РТ. Структура поступлений НДФЛ в бюджет Республике Татарстан характеризуется высокой долей поступлений от доходов, облагаемых по ставке 13 %.
Рис.2 Динамика налоговых доходов бюджета РТ за 2009-2011 гг.
Как видно по рис.2 мы можем наблюдать динамику роста налогов. Поступление налога на доходы физических лиц в бюджет республики - 24 млрд.рублей.
Сумма налога на 2010 и 2011 годы прогнозируется в бюджете республики - 27,9 млрд.рублей и 32,8 млрд.рублей.
Следующим доходным источником бюджета является налог на прибыль, поступление по которому прогнозируется в 2009 году в размере 32,6 млрд. рублей. Налог полностью поступает в бюджет республики. На 2010-2011 годы сумма налога планируется в размере 33,4 и 33,5 млрд. рублей. Расчет налога на прибыль произведен из объема прибыли, представленного в прогнозе основных показателей социально-экономического развития Республики Татарстан на 2009 -2011 годы. По нефтяным компаниям налог на прибыль учтен в расчетах исходя из сценарных условий, принятых на федеральном уровне на 2009-2011 годы.
Сумма налога на имущество организаций к поступлению в бюджет республики в 2009 году прогнозируется в размере 9,2 млрд. рублей, на 2010 год прогноз составит 10,1 млрд.рублей, на 2011 - 11,1 млрд.рублей. Учтены изменения республиканского налогового законодательства в части отмены льготы с 2009 года бюджетным и автономным учреждениям, а также по автомобильным дорогам общего пользования.
Налог на имущество физических
лиц на 2009 год, полностью зачисляемый
в бюджеты муниципальных
Прогноз поступления акцизов на 2009 год в бюджет Республики Татарстан составляет 5,9 млрд. рублей, акцизов на 2010 год - 6,1 млрд. рублей, на 2011 год - 6,2 млрд.рублей.
Расчеты на 2009-2011 годы произведены
исходя из объемов производства подакцизных
товаров предприятий-
Поступление платежей за пользование природными ресурсами в 2009 году в бюджет республики прогнозируется в сумме 4,5 млрд. рублей. Расчет прогноза налога на добычу полезных ископаемых по нефти на 2009-2011 годы произведен с учетом изменений, внесенных в Налоговый кодекс в части уменьшения коэффициента, характеризующего динамику мировых цен. Необлагаемый минимум данного коэффициента с 1 января 2009 года увеличивается с 9 до 15 долларов за баррель.
Крупным доходным источником
местных бюджетов является земельный
налог, поступления по которому в 2009
и последующих годах
Поступление по налогам на совокупный доход в 2009 году в консолидированный бюджет прогнозируется в сумме 4,6 млрд. рублей, в 2010 году - 4,9 млрд.рублей, в 2011 году - 5,3 млрд.рублей.
Наименьший удельный вес в структуре налоговых доходов бюджета РТ за 2009-2011 гг. занимает налог по упрощенной системе налогообложении.
В бюджете республики учтено поступление налога по упрощенной системе налогообложения в 2009 году в сумме 1,9 млрд.рублей, в 2010 году - 2,1 млрд. рублей, в 2011 году - 2,2 млрд.рублей.
При формировании прогноза
применены нормативы
Поступления транспортного налога в 2009 году прогнозируются в размере 1,4 млрд.рублей. При этом учтены изменения, внесенные в законодательство о налоге и динамика его поступления за ряд лет. В 2010 году поступление составит 1,6 млрд.рублей, в 2011 году - 1,7 млрд.рублей.
Эти данные также позволяют сделать вывод о том, что в 2009-2011 гг. произойдет определенная стабилизация, как всех доходов, так и налоговых поступлений в бюджет РТ.
Таким образом, проведенный анализ налоговых доходов бюджета РТ позволяет сделать вывод о том, что налоговые доходы составляют основную долю доходов республиканского бюджета. И эта доля постоянно повышается. Основные доходные налоги это налог на прибыль и налог на доходы физических лиц.
2.2 Оценка неналоговых доходов РТ
Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируется в соответствии со статьями 41-43 Бюджетного Кодекса, в том числе за счет:
- части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в рамках, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации;
- платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов;
- платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100 процентов;
- сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов.
Рассмотрим анализ поступления неналоговых доходов которые представлены в табл. 2.3
Таблица 2.3.
Структура и динамика неналоговых доходов РТ за 2009-2011 г.