Доходы Татарстана за 2009-2011 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей курсовой работы рассмотреть формирование доходов бюджета субъекта РФ, для этого необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть теоретические основы формирования доходов региональных бюджетов.
Определить нормативно-правовые основные формирования доходов бюджетов субъекта РФ
Провести анализ налоговых и неналоговых доходов бюджета РТ.

Файлы: 1 файл

курсовая по гмф.docx

— 307.85 Кб (Скачать)

 

        

Введение

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень  бюджетной системы Российской Федерации.

Региональные бюджеты  представляют собой бюджеты, формируемые  субъекты Российской Федерации (область, край, республика и т.д.). Особенность  данных бюджетов заключается в их двойственном положении. С одной  стороны, они часть бюджетной  системы всего государства и  взаимодействуют с федеральным  бюджетом, с другой – являются весомой  силой относительно муниципальных  бюджетов. Именно из региональных бюджетов осуществляется поддержка многих программ, финансируемых муниципалитетами.

Как экономическая  категория бюджет Республики Татарстан  представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в  процессе образования, планового распределения  и использования централизованного  фонда денежных средств. Бюджетные  отношения возникают между государством и юридическими и физическими  лицами по поводу формирования и использования  централизованного фонда денежных ресурсов, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления, материального стимулирования. Сосредоточение финансовых ресурсов в  бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики республики. Бюджет является формой образования  и расходования денежных средств.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что именно с помощью бюджета республика имеет возможность сосредотачивать  финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального  дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. При правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально повлиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно – технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

Курсовая работа состоит из введения двух глав, выводов  и предложений и списка использованной литературы.

Цель нашей курсовой работы рассмотреть формирование доходов  бюджета субъекта РФ, для этого  необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть теоретические основы формирования доходов региональных бюджетов.
  2. Определить нормативно-правовые основные формирования доходов бюджетов субъекта РФ
  3. Провести анализ налоговых и неналоговых доходов бюджета РТ.

В данной курсовой работе мы использовали различные источники информации, такие как Конституцию РФ, Бюджетный кодекс РФ, и литературу различных авторов. Вопрос о сущности налоговых и неналоговых региональных бюджетов наиболее полно раскрыт у автора Г.Б. Поляка. Мысляева И.Н. более полно раскрывает   вопрос о характеристики региональных бюджетов в целом. Также в своей работе мы использовали и других авторов, что делают нашу работу более интересной.

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы формирования доходов региональных бюджетов
    1. Сущность и значение налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и  косвенные. Прямые налоги - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную  стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести  на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов (9; С. 19).

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Объектами налогообложения  являются доходы (прибыль), стоимость  определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.

Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз  за определенный Законом период налогообложения.

По налогам могут в  законодательном порядке устанавливаться  определенные льготы. К их числу  относятся:

  • необлагаемый минимум объекта налога;
  • изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
  • освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
  • понижение налоговых ставок;
  • вычет из налогового платежа за расчетный период;
  • целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
  • прочие налоговые льготы.

Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российским законодательством возлагается на налогоплательщика. В этих целях налогоплательщик обязан:

  • вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;
  • представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
  • вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого им заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
  • в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;
  • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах (9, С. 12 ).

Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

  1. Первый уровень - это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
  2. Второй уровень - налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Этот последний термин был введен в научный оборот нами еще несколько лет назад. Сейчас он "узаконен", поскольку используется в проекте Налогового Кодекса Российской Федерации. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов отно-сится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.
  3. Третий уровень - местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит район внутри города. к и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины. Перечисленные пять налогов создают основу финансовой базы государства.

Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество  юридических лиц. В основном это  соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве  стран не делается различия между  налогом на имущество юридических  лиц и налогом на имущество  физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в некоторых странах  имеется и такая практика, как  в России. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой налог на нужды учре-ждений народного образования. Именно он дает необходимые средства для развития на региональном уровне этой отрасли.

Среди местных налогов  крупные поступления обеспечивают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда  и социально-культурной сферы и  далее -большая группа прочих местных  налогов. Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой налог на нужды учреждений народного образования. Именно он дает необходимые средства для развития на региональном уровне этой отрасли.

Налог на имущество юридических  лиц является региональным налогом. Но законодательно установлено, что  половина его поступлений направляется в местные бюджеты (10, С. 34).

Бюджетная система дополняется  государственными внебюджетными фондами, доходная часть которых формируется  за счет обязательных целевых отчислений. По своей социально-экономической  сущности отчисления во внебюджетные фонды носят сугубо налоговый  характер. Источником этих отчислений, как и налогов, служит произведенный  валовой внутренний продукт (ВВП). Отчисления относятся к фонду оплаты труда и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Каждый работодатель отчисляет от фонда оплаты труда 28% .

Налоговая система Республики Татарстан дополняется системой государственных целевых внебюджетных фондов.

Самый крупный и значимый из них - Государственный пенсионный фонд.

Обязательные платежи  в эти фонды по своей социально-экономической  сущности имеют характер налогов, но, несмотря на обязательность отчислений и сборов туда, многие предприятия  и организации от них уклоня-ются, порой самым простейшим способом: не встают там на учет в качестве плательщиков.

В отличие от Государственной  налоговой службы эти фонды не имеют серьезных методов контроля за плательщиками и воздействия на них.

К неналоговым доходам  региональных бюджетов относят доходы от имущества находящегося в государственной  и муниципальной собственности, дивиденды по акциям, принадлежащим  государству, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, Арендная плата за другие земли несельскохозяйственного  назначения, Прочие доходы от сдачи  в аренду имущества, находящегося в  государственной и муниципальной  собственности, Прочие поступления  от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также поступления от разрешенных видов деятельности организаций, Административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения, экологические фонды.

В 2007 году доходы от имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности составляли 2 451 952тысяч рублей, дивиденды по акциям, принадлежащим государству составляли 150000 тысяч рублей, Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 2 276 852 тысяч рублей, Арендная плата за другие земли несельскохозяйственного назначения составила 2 255 052 тысяч рублей, Прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 21 800тысяч рублей, Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также поступления от разрешенных видов деятельности организаций составили 100тысяч рублей, Административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения 36000 тысяч рублей, Экологические фонды 419 810 тысяч рублей

 

    1. Характеристика региональных бюджетов в целом

Региональные бюджеты  представляют собой второй уровень  иерархически построенной бюджетной  системы. В этом выражается их особенность. По своему статусу они занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источники  формирования доходов и направления  расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место  в финансово-бюджетной системе: получая  помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам (15, С. 236).

В последнее десятилетие наблюдается  регионализация экономических и  социальных процессов. Все в большей  мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется

Региональные бюджеты, т.е. бюджеты  субъектов РФ, предназначены для  финансового обеспечения задач, возложенных на государственные  органы управления субъектов Российской Федерации. В современных условиях региональные органы призваны обеспечить устойчивое, комплексное, пропорциональное развитие регионов, расширенное воспроизводство  социально-экономического развития территорий.

В то же время государство через  региональные бюджеты активно проводит экономическую политику и осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. На основе предоставления региональному  уровню управления средств для увеличения их бюджетов осуществляются финансирование отраслей экономики, строительство  и содержание дорог, охрана окружающей среды и т.д.

Информация о работе Доходы Татарстана за 2009-2011 года