Доходы Татарстана за 2009-2011 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей курсовой работы рассмотреть формирование доходов бюджета субъекта РФ, для этого необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть теоретические основы формирования доходов региональных бюджетов.
Определить нормативно-правовые основные формирования доходов бюджетов субъекта РФ
Провести анализ налоговых и неналоговых доходов бюджета РТ.

Файлы: 1 файл

курсовая по гмф.docx

— 307.85 Кб (Скачать)

Показатели

2009 г.

2010 г. 

Темп прироста(%) в 2010 г.

2011 г. 

Темп прироста(%) в 2011 г.

Факт, млрд. руб

Уд.все в %

Факт, млрд. руб

Уд.вес, в %

Факт, млрд руб

Уд.

вес в %

Доходы от использования  имущества

 

2,3

 

26,43

 

2,3

 

26,43

 

-

 

2,4

 

25,81

 

4,35

Доходы от продажи имущества

 

0,34

 

3,9

 

0,35

 

3,89

 

2,94

 

0,36

 

3,87

 

2,78

Доход  от оказания платных  услуг,

 

0,37

 

4,25

 

0,37

 

4,25

 

-

 

0,37

 

3,98

 

0

Доходы от сдачи имущества  в аренду

 

0,35

 

4,02

 

0,36

 

4

 

2,86

 

0,38

 

4,09

 

5,56

Платежи при пользовании  природными ресурсами

 

0,34

 

3,9

 

0,35

 

3,89

 

2,94

 

0,2

 

2,15

 

-

Доходы жилищного фонда

 

5

 

57,47

 

5,3

 

58,89

 

6

 

5,6

 

60,22

 

5,66

Неналоговые доходы

 

8,7

 

100

 

9

 

100

 

3,45

 

9,3

 

100

 

3,34


 

Анализ таблицы 2.3 показывает, что неналоговые доходы прогнозируются на 2009 год в объеме 8,7 млрд. рублей, включая доходы жилищного фонда в объеме 5 млрд.рублей. В 2010 году прогнозируется поступление неналоговых доходов в сумме 9 млрд.рублей, в том числе жилищного фонда 5,3 млрд.рублей, в 2011 году - 9,3 млрд.рублей, в т.ч. жилфонд - 5,6 млрд.рублей..

Наибольший удельный вес  в структуре неналоговых доходов  бюджета РТ занимают доходы жилищного  фонда. Также значительную долю неналоговых  доходов занимают доходы от использования  имущества, которые составили в 2009 году 2,3 млрд.рублей, в 2010 году также 2,3 млрд. рублей, а в 2011 году доходы от использования  имущества составили 2,4 млрд. рублей

По распределению межбюджетных трансфертов федерального бюджета  по субъектам Российской Федерации  в 2009 году Республика Татарстан получит  по различным направлениям 10,9 млрд.рублей, в 2010 году - 9,4 млрд.рублей, в 2011 году - 7,2 млрд.рублей. Снижение поступлений  федеральных средств объясняется  неполным распределением всех межбюджетных трансфертов по отдельным направлениям финансирования из федерального бюджета  и завершением действия на данном этапе отдельных федеральных  программ. Эта сумма в дальнейшем после распределения средств федеральных целевых программ по субъектам Российской Федерации вырастет минимум в полтора раза.

В целом в 2009 году прогнозируется поступление доходов в консолидированный  бюджет республики в сумме 122,2 млрд. рублей, в том числе собственных  доходов - 111,3 млрд. рублей, федеральных  средств - 10,9 млрд.рублей. В 2010 году - 130 млрд.рублей, в 2011 году - 138,1 млрд.рублей. Прогнозные объемы бюджета республики: 2009 год - 97,4 млрд.руб., 2010 год - 102,4 млрд.руб., 2011 год - 106,9 млрд.рублей.

2.3. Совершенствование  системы формирования доходов бюджета РТ

Межбюджетное перераспределение  финансовых ресурсов - это объективно обусловленная система оказания финансовой помощи региональным и местным  органам власти, которые в силу исторически сложившихся условий  не обеспечены достаточными средствами для осуществления своих полномочий. Само понятие финансовой помощи означает, что, во-первых, ее получатели находятся  в неблагоприятных по сравнению  с другими финансовых условиях, и  это подтверждается объективными данными  соответствующих финансовых показателей; а во-вторых, выделение финансовой помощи влечет за собой определенные последствия в виде жесткого контроля за правильностью и эффективностью расходования полученных средств, а  в необходимых случаях - применение финансовых санкций.

Условно все поступления  из федерального бюджета в адрес  регионов можно подразделить на направленные на достижение вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетной системы  и на достижение социально-экономических  задач федерального масштаба.

Основная задача процесса выравнивания - обеспечение определенного  уровня государственных услуг на всей территории страны

Нынешний механизм перераспределения  средств между бюджетами разных уровней крайне неэффективен.

Для определения объема финансирования по каждому виду поступлений существует собственная методика, мало согласованная  с другими. Наиболее яркий пример увеличения субъектами Федерации бюджетного дефицита - это существующая методика распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки регионов (трансфертов).

С переходом к утверждению  долей (в %) регионов в указанном фонде  появилась возможность в основу принимать не прогнозные данные, подверженные субъективному влиянию, а фактические  базового года с пересчетом их на последовавшие  затем изменения налогового и  бюджетного законодательства и не возмещенные  потери доходов и рост расходов, вызванные решениями, принятыми  на федеральном уровне.

Этот метод позволил впервые  в России приступить к горизонтальному  выравниванию душевых бюджетных  доходов территорий, где они ниже среднедушевого уровня.

Недостатки налоговой  системы Российской Федерации и  их влияние на формирование доходной части бюджета Республики Татарстан  Совершенствование налогового законодательства, путем принятия Налогового кодекса  не сможет решить всех проблем, так  как в проекте Налогового кодекса  еще много негативных моментов, касающихся проблем налогового федерализма, разграничения  полномочий в налоговом регулировании  между Российской Федерацией и ее субъектами.

Проблема налогового федерализма, надо прямо сказать, в проекте  Общей части Налогового кодекса  разработана слабо. По существу, в  ней конструируется налоговый централизм. Общим принципам налогообложения  и сборам посвящен лишь первый раздел проекта Общей части кодекса. В таком случае остается неясным, касаются ли остальные три раздела  региональных и местных налогов. Ведь согласно статье 75 Конституции  федеральным законом, кроме федеральных  налогов, могут устанавливаться  только общие принципы налогообложения  и сборов, что исчерпывается содержанием  первого раздела проекта (2, С.24).

В настоящее время в  Российской Федерации формально  используются все три основные формы  распределения налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы: распределение налоговых источников и их раздельное использование, последующие  деление части полученных федеральным  бюджетом доходов и совместное использование  одной и той же части налоговой  базы.

Однако роль этих трех форм отнюдь не одинакова. В рамках российской налоговой системы однозначно доминирует распределение федеральных налогов  между бюджетами всех уровней. Следующей  по значимости формой является совместное использование доходной базы. потоки финансовых ресурсов, постоянные конфликты.

В структуре доходов консолидированного бюджета федеральные налоги составляют 87.9%, а республиканские и местные - всего 12.1%. В структуре доходов  территориальных и местных бюджетов федеральные налоги составляют 79.7%, а налоги более низкого уровня - 20.3%.

Исходной базой формирования доходов бюджетов различных уровней  является распределение налогов  и обязательных платежей и закрепление  их конкретных видов за федеральными, региональными и местными бюджетами. Это обеспечивает не только самостоятельность  бюджетов, но и активизирует их роль в проведении государственной региональной политики, дает возможность субъектам  РФ без вмешательства центра формировать  свои бюджеты и составлять прогнозы социально-экономического развития на длительную перспективу.

Налоговая система должна строиться не механически, исходить только из того, кому сколько нужно доходов, а прежде всего - какие налоги, на каком уровне будут работать наиболее эффективно.

Если же проанализировать структуру налоговых поступлений, распределенных между федеральным  и региональными бюджетами, то по Закону “О федеральном бюджете на 2011 год” она выглядит следующим образом: (Таблица 2.4.)

таблица 2. 4.

Структура налоговых  поступлений в федеральный бюджет и региональные бюджеты (в % к сумме консолидиров. бюджета) в 2011 г.

Виды налогов 

Федеральный бюджет

Бюджет территории

  Налоговые доходы - всего

51.2

48.8

   В том числе:

  Прямые налоги на  прибыль, доход

69,1

66,7

 Налоги на товары  и услуги

78.3

21.7

 Налоги на имущество

0,95

99,05

  Платежи за использование  природных ресурсов

37,6

62,4

  Налоги на внешнюю  торговлю и внешнеэкономические  операции

100

-

 Прочие налоги, сборы  и пошлины

2,2

97,8


 

Следует отметить, что в  целом более половины (51.2%) налоговых  поступлений концентрируется в  федеральном бюджете. Это происходит за счет высокой доли централизации  косвенных налогов - 78.3%. Ранее уже  отмечалось, что в налоговой системе  России доминирующую роль занимают именно косвенные налоги на товары и услуги (НДС, акцизы). Прямые же налоги концентрируются  преимущественно на региональном уровне. Так, в региональных бюджетах остается 66.7% налога на прибыль, 90.0% налога на доходы с физических лиц; 62.4% платежей за пользование  природными ресурсами; практически  весь налог на имущество предприятий (99.05%).

Таким образом, пополнение доходных источников региональных бюджетов идет преимущественно за счет фактического перераспределения федеральных  налогов. И это связано не только с нарушениями отдельными субъектами действующего законодательства; это  еще и общая тенденция бюджетной  политики государства, ориентированной  на максимальную концентрацию косвенных  налогов в федеральный бюджет по увеличению их объемов.

Выводы и предложения

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень  бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской федерации - это форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта Российской федерации Бюджет субъекта Российской Федерации и  свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Современное состояние бюджетной  системы в Российской Федерации

характеризуется исторически  сложившимися межбюджетными отношениями  и общим кризисным состоянием российской экономики. Все это оказывает  влияние на региональные бюджеты  различных территорий, в том числе  и на бюджет Республики Татарстан.

Региональные бюджеты, т.е. бюджеты  субъектов РФ, предназначены для  финансового обеспечения задач, возложенных на государственные  органы управления субъектов Российской Федерации. В современных условиях региональные органы призваны обеспечить устойчивое, комплексное, пропорциональное развитие регионов, расширенное воспроизводство  социально-экономического развития территорий.

Региональный бюджет является главным  источником финансирования социальных и природоохранных мероприятий, создания социально справедливых условий  для проживания на данной территории, основным источником пополнения которого служат налоги.

Информация о работе Доходы Татарстана за 2009-2011 года